К урокам по материаловедению
материал по технологии (5, 6, 7, 8 класс) по теме

Осипова Альбина Клементьевна

Представленные материалы рекомендованы к ознакомлению перед началом занятий для учеников 5-8 классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды волокон Свойства нитей основы, утка. Способы их определения в тканях

Слайд 2

Термины натуральные волокна, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лён - долгунец, льняные ткани, пряжа, нить, ткань, основа, уток, полотняное переплетение.

Слайд 3

Лен Лен – долгунец относится к семейству льновых и насчитывает более 230 видов, из которых в России произрастает около 50. Это многолетние, реже однолетние травы с цельными листьями, голубыми, фиолетовыми или зелеными цветками в соцветии.

Слайд 4

Обработка льна

Слайд 5

Хлопок

Слайд 6

Волокна хлопка льна

Слайд 7

НАТУРАЛЬНЫЕ ВОЛОКНА Растительного происхождения Шерсть Животного происхождения Волосяной покров животных Лен Хлопок Шелк Стебель растения Пушистые волоски, покрывающие семена растения Тонкая нить, Выделяемая гусеницей

Слайд 8

Прядильные машины

Слайд 9

Ткацкий станок

Слайд 10

Ткацкий станок

Слайд 11

Полотняное и саржевое переплетения

Слайд 13

Инструкция Тема. Определение в ткани направления нитей основы и утка 1. Возьмите образец ткани с кромкой и вспомните, как направлены нити основы (долевые) и утка (поперечные). 2. Растягивая образец по направлению нитей основы и утка, определите, в каком направлении ткань растягивается больше. 3. Резко растягивая ткань (с хлопком), определите, в каком направлении (долевом или поперечном) звук будет звонким, а в каком - глухим. 4. Рассматривая образец ткани в лупу, сравните нити основы и утка по толщине и гладкости. Затем выньте по одной нити основы и утка и проверьте правильность ваших наблюдений. 5. Проверьте результаты выполненной работы, записанные в отчете, сравнив их с признаками определения направления нитей в ткани.

Слайд 14

Подумай и ответь 1) Как называется процесс получения ткани из пряжи? 2) Перечислите виды волокон. 3) Назовите нити, из которых состоит ткань. 4) Что находится по краям ткани, для чего она служит? 5) По каким признакам определяют направление нитей основы в тканях? 6) Из каких волокон изготавливаются хлопчатобумажные и льняные ткани? 7) Как определить лицевую и изнаночную стороны ткани? 8) Какие части льна используются для получения волокон? 9) Какие части хлопка используются для получения волокон? 10) Что такое волокна? 11) Какую функцию выполняют волокна в растении?

Слайд 15

Термины натуральные волокна, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лён - долгунец, льняные ткани, пряжа, нить, ткань, основа, уток, полотняное переплетение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды переплетения нитей в тканях Технология обработки ткани Материаловедение.

Слайд 4

Раппортом переплетения называется одна законченная часть рисунка переплетения, при повторении которого получается непрерывнсть рисунка в направлении рисунка и утка.

Слайд 6

Ткацкие переплетения саржевые атласные

Слайд 7

Уточные переплетения Основные переплетения Равносторонние (полотняные) переплетения

Слайд 9

Атласные переплетения характеризуются равномерным расположением основных и уточных перекрытий, которые не дают резко выраженных полос. Атласные переплетения подразделяются на основные и уточные. Атласные переплетения характеризуются длинными (четырех и более нитей) основными и уточными перекрытиями, чередующимися с одиночными перекрытиями противоположной системы нитей. Величина сдвига одиночных перекрытий – больше единицы. В раппорт входит не менее 5 нитей.

Слайд 13

Саржевые переплетения имеют в раппорте не менее трёх нитей по основе и утку. Основные и уточные перекрытия располагаются со сдвигом в одну сторону (вправо или влево) на одну нить в результате на ткани образуются косые ( саржевые)полосы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАК ВЫРАЩИВАЮТ ХЛОПОК

Слайд 2

Хлопковое поле весной

Слайд 3

Нежные и низенькие кустики хлопка в мае

Слайд 4

Появились маленькие бутончики

Слайд 5

Так выглядит поле в начале осени

Слайд 6

Цветущий хлопок

Слайд 7

А это уже коробочки

Слайд 8

Коробочки раскрылись!

Слайд 9

Вот он хлопок!

Слайд 10

Куст хлопка

Слайд 11

Стройные ряды хлопка

Слайд 12

Сбор хлопка руками

Слайд 13

Сбор хлопка комбайном

Слайд 14

Взвешивание хлопка

Слайд 15

Склад хлопка

Слайд 16

«Белое золото»



Предварительный просмотр:

Тема:

Элементы материаловедения.

«Ткани и материалы для изготовления швейных изделий».

(6 часов)

1.  Природа сырья тканей. Классификация текстильных волокон.

Тканью человек пользуется с древних времен. Мы так привыкли к этому, что даже не задумываемся, как получают ткани, из какого сырья?

???  Что же служит сырьем для производства тканей?  -  (волокно)

     Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которыми человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.

   

     Итак, сырьем для получения тканей служат волокна.

???  Какие волокна вы знаете?

Ex:  хлопок, лен.    Какого происхождения данные волокна?  -  (растительного)

Ex:  шерсть, шелк. А какого происхождения эти волокна?   -  (животного)

  1. Составим схему:

Волокна

         натуральные                                                                 химические 

                                                                                                       (созданы    искусственным путем

                                                                                                       из древесины, нефти, газа, угля)

растительные     животные     минеральные

      хлопок                   шерсть                  асбест

       лен                        шелк

  1. Работа с пособиями  «Лен»,  «Хлопок»,  «Шерсть»,  «Шелк».

???   Какое растение дает сырье для получения х/б ткани?   -  (хлопчатник)

???   Как называются ткани, получаемые из волокон льна?  -  (льняные)

   Стебель льна имеет высоту до 1200 мм, а в каждом из них 350-650 волокон.

  1. Свойства пряжи и нитей, их пороки: линейная плотность, крутка, прочность,

     растяжимость, неровнота).

  1. Краткие сведения о технологии получения тканей.

???  Как называется процесс, когда из тонких волокон получают непрерывную

      нить?  -  (прядение),  а нить?  -  (пряжей)

???  А как же называется процесс получения тканей?   -   (ткачество)

      Ткачество – процесс переплетения нитей пряжи между собой.

???  Как называются станки, на которых ткут ткань?  - (ткацкие)

???  А кто занимается производством ткани?  - (ткачи)

6. Работа с пособием.

    Рассмотрим процесс получения ткани на примере  шерсти: шерсть

    неочищенная, очищенная, прочесанная, ровница, пряжа, ткань.

  1. Характеристика основной и уточной нитей ткани.

Рассмотрим отрез ткани:                          

                                                        Вдоль ткани идут нити основы (долевые),

                                                             поперек – нити утка (уточные).

                                                              ???  Что находится по краям куска ткани?

                                                             -  (кромка – не осыпаемая часть края ткани).

                                                                                                                                       

                                                                                                                                       

                                                                                                                                       

                                                                                                                                             

???   Как определить нить основы на образце ткани с кромкой?   -  (по кромке)

???   Как определить нить основы на лоскуте ткани без кромки? -  

       (по   растяжению: нить основы менее растяжима)

  1. Виды ткацких переплетений. Простые (гладкие) переплетения.

     Итак, натянутые на станке нити основы с помощью челнока переплетают

     нитями утка.

Переплетения

         

          простые (гладкие)                                                         сложные

 (полотняное, саржевое, сатиновое, атласное)                             (ажурные, петельные…)

Полотняное переплетение  -  самое простое (нить утка переплетает нить основы через одну нить).

             

                - нить основы

                - нить утка

Задание:   из принесенных образцов тканей отобрать ткани полотняного

                 переплетения, определить в них направление нити основы.

Сделать вывод:

Какие виды тканей вырабатываются в основном полотняным переплетением?

Ex: бязь, ситец, батист, крепдешин.

     К этой же группе можно отнести:  саржевое переплетение,

                                                                  сатиновое (атласное) переплетение.

Саржевое переплетение можно отличить по диагональным полосам, идущих снизу вверх, слева направо (нити основы перекрывают две нити утка через одну).

                     -  нить основы

                     -  нить утка

Таким переплетением вырабатывают плотные, толстые и тяжелые ткани.

Ex: саржа (подкладочная ткань), кашемир, шотландка, фланель, бумазея.

Задание:  из принесенных образцов тканей выбрать ткани саржевого

                переплетения.

Сатиновое переплетение – нить утка перекрывает 4 нити основы.

Атласное переплетение – нить основы перекрывает 4 нити утка.

                                             

        -  нить основы

        -  нить утка

Задание: Из принесенных образцов тканей выбрать ткани сатинового, атласного  

               переплетения, выявить их отличительные особенности.

  1. Понятие о раппорте.

Раппорт – повторяющаяся часть рисунка или переплетения ткани.

Задание:  Определить и выделить на схемах раппорт тканей, выполненных  

                 полотняным, саржевым, сатиновым переплетениями.

  1.  Отделка тканей.

     Итак, вернемся к процессу получению тканей. Ткань, снятую с ткацкого станка называют суровье.

???  Что дальше делают с этой тканью?   (выполняют отделку)

Отделка ткани:

                           отбеливание,

                           покраска (опускают в краситель),

                           печатание (нанесение рисунка).

Любая ткань имеет 2 стороны.  ??? Какие?  -  (лицевую, изнаночную)

???  По каким признакам можно определить лицевую сторону ткани? - 

      (по рисунку,  блеску,  ворсу,  чистоте отделки ткани)

Ткань:

бытовая                                техническая                          специальная

      ( для одежды и белья)                        (для мебели, парашютов..)             (защитная одежда,  зонты,                                                                                             спорт, обувь…)

11.  Печатание рисунка на ткань.

Задание: Сравнить предложенные ткани (односторонние или однолицевые,

                двусторонние), найти примеры, оформить в схеме:

Ткани:

односторонние                           двусторонние

                               (однолицевые)                         (равносторонние)

                                         ( образец)                                               (образец)

Рисунок наносится на отбеленные или гладкокрашеные ткани.

???   Какие виды рисунков вы знаете?

Рисунки:

геометрические                        растительные                        тематические

             овалы                                                растения                                        животные

             квадраты                                                                                                     предметы

              ромбы                                                                                                          люди

Задание:  подберите образцы тканей с различными видами рисунков, оформите

                схему.

  1.   Свойства тканей.

???  Чем еще ( кроме цвета, рисунка) отличаются ткани друг от друга?

       -  (толщиной, прочность, способность пропускать воздух, сохранять тепло).

Вывод:  Все эти особенности тканей называются их свойствами.

Свойства тканей:

физико-механические                    гигиенические                       технологические

      прочность                                             гигроскопичность                                  усадка

    сминаемость                                              пылеемкость                                   осыпаемость

   драпируемость                                        теплозащитность                    раздвижка нитей в швах

  износостойкость                                  воздухопроницаемость                          скольжение

  электизуемость                                                                                                  прорубаемость                          

Работа с таблицей: «Сравнительная характеристика  свойств тканей».

Практическая работа:

  1. Распознание тканей из х/б, льняных, шерстяных и шелковых волокон. Составление коллекции тканей (работа в группах по 4 человека).
  2. Определение тканей полотняного, саржевого и атласного переплетений, их лицевой и изнаночной стороны. Составление коллекции тканей (работа в группах по 4 человека).
  3. Изучение свойств нитей основы и утка. Определение лицевой и изнаночной стороны, направления долевой нити в предложенных образцах тканей.
  4. Проверка изученного материала (работа с кроссвордом).

 

Примечание: часть практической работы выполнялась по ходу занятия.

Методический материал к занятию:

  1. Пособия: «Хлопок», «Лен», «Шерсть», «Шелк».
  2. Раздаточный материал: «Виды нитей и тканей из нее».
  3. Т.И.Зарецкая «Азбука шитья». – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. (Серия

     «Мой дом»):

     -   Материалы для одежды. Многообразие тканей, стр. 16-19.

     -   Способы распознавания текстильных волокон, стр. 21-22.

4.  Г.Г.Мозговая,  Г.Б.Картушина «Швейное дело»: уч. пособие для уч-ся 7-8 кл.

     вспомогат. школы. – М.: Изд-во»Просвещение», 1986.

     -    Определение видов тканей, стр41-44.

     -    Виды ткацких переплетений, стр.44-46.

Литература,

рекомендуемая учащимся по данной теме:

  1. В.Н.Чернякова «Технология обработки ткани»: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1999.

     -   Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные ткани, стр. 32-39.

     -   Свойства тканей, стр. 39- 41.

  1. В.Н.Чернякова «Технология обработки тканей»: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1999.

     -   Материаловедение. Шерстяные и шелковые ткани, стр.11-15.

                        

                                           

                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химические волокна

Слайд 2

Цели и задачи: 1. Дать представление о видах химических волокон и производстве тканей из них. 2. Научить разбираться в свойствах тканей и применять эти знания в жизни. 3. Воспитывать практичность и способствовать развитию эстетического вкуса.

Слайд 3

Происхождение натуральных волокон

Слайд 4

Происхождение растительных волокон Пряжа

Слайд 5

Классификация химических волокон химические волокна искусственные синтетические вискозные медно- амиачные ацетатные полиакрило- нитрильные эластановые полиэфирные полиамидные

Слайд 6

Производство химических волокон I этап: Получение прядильного раствора. Для искусственного волокна: Растворение в щелочи целлюлозной массы. Для синтетического волокна: сложение химических реакций различных веществ. II этап: Формирование волокна. Пропуск раствора через фильеры. Количество отверстий в фильере – 24-36 тысяч. Раствор затвердевает, образуя твердые тонкие нити. III этап: Отделка волокна. Нити промывают, сушат, крутят, обрабатывают высокой температурой. Отбеливают, красят, обрабатывают раствором мыла.

Слайд 7

Процесс получения химических волокон

Слайд 8

Ткани синтетического происхождения полиэфирные волокна полиамидные волокна полиакрило- нитрильные волокна эластановое волокно лавсан кримплен дедерон найлон акрил нитрон дорластан лайкра Сырье – газ. В результате сложных химических реакций получают волокна

Слайд 9

Ткани искусственного происхождения

Слайд 10

Вискозное волокно Сырье – древесная целлюлоза (еловая щепка, опилки) и химические вещества. Свойства: волокно блеск извитость прочность Сминае мость горение вискозное Резкий (матовый) нет Понижается во влажном состоянии большая Горит хорошо, пепел серый, пахнет жженой бумагой

Слайд 11

Ацетатное волокно Сырье – отходы хлопка и химические вещества. Свойства: волокно блеск извитость прочность Сминае мость горение ацетатное матовый нет Понижается во влажном состоянии Меньше чем у вискозного Горит желтым пламенем, остается оплавленный шарик

Слайд 12

Свойства волокон Физико- механические Гигиенические Технологические прочность сминаемость драпируемость теплопроводность намокаемость гигроскопичность воздухопроницаемость растяжимость усадка раздвижка нитей осыпаемость

Слайд 15

Лабораторная работа: Определение состава тканей по их свойствам Свойства тканей № образца ткани 1 2 3 4 5 Блеск Гладкость Мягкость Сминаемость Осыпаемость Прочность В сухом виде В мокром виде Горение

Слайд 16

Определение волокнистого состава ткани Материалы, инструменты, приспособления: образцы тканей из искусственных и синтетических волокон, игла, сосуд с водой, тигели для поджигания нитей. Порядок выполнения работы 1. Рассмотрите образцы тканей. Определите, у каких из них поверхность блестящая, а у каких — матовая. 2. Определите на ощупь степень гладкости и мягкости образцов. 3. Определите сминаемость образцов, зажав их в кулаке на 30 сек., а затем расправив. 4. Выньте из каждого образца по две нити. Намочите по одной из них. Сначала разорвите су­хую нить, затем мокрую. Определите, как из­менилась прочность нити. 5. Выньте из образцов по одной нити и подожгите в тигле. Проанализируйте вид пламени, запах и остатки горения. 6. Заполните таблицу отчета и определите волокнистый состав каждого образца ткани.

Слайд 17

Закрепление материала Вариант 1 1. Искусственное шелковое волокно - это волокно: а) химическое; б) синтетическое. 2. К искусственным волокнам относятся волокна: а) вискозные; б) полиамидные; в) ацетатные; г) полиэфирные; д) шелковые. 3. Ткани из волокон искусственного шелка имеют свойства: а) не мнутся; б) блестящие; в) жесткие; г) имеют хорошие теплозащитные свойства; д) не скользят при раскрое; е) мало осыпаются. 4. Осыпаемость срезов сильнее в тканях: а) из шерстяного волокна; б) капроновых нитей; в)хлопкового волокна. Вариант2 1. Синтетические волокна получают: а) из древесины; б) нефти; в) растения. 2. Определить волокнистый состав ткани можно: а) по цвету ткани; б) пробе на горение; в) внешнему виду; г) на ощупь. 3. При горении ткани из синтетического волокна образуется: а) серый пепел; б) твердый темный шарик; в) рассыпающийся черный шарик. 4. Гигиенические свойства лучше у тканей: а) из хлопкового волокна; б) вискозного волокна; в) полиакрилонитрильного волокна.

Слайд 18

Заполните пустые клеточки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по материаловедению

Обобщающий урок по материаловедению в 6 классе.(презентация)...

Урок по материаловедению в 5 классе

Данный урок знакомит с историей производства тканей, производством хлопчатобумажных и льняных тканей; учит определять направление долевой нити, лицевую и изнаночную стороны ткани. Развивает мысли...

Открытый урок по материаловедению в 6 классе "Свойства ткани"

Урок помогает ученикам познакомится с различными свойствами ткни....

технолог карта урока по материаловедению "Ткани из натуральных волокон животного происхождения"

Технологическая карта  урока по материаловедению в 6 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Урок рассчитан на 45 минут учебного времени. К технологической карте приложена презента...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ (ДЕРЕВООБРАБОТКА) Тема: Основные породы древесины их характеристики и применение.

Открытый  урок в коррекционной группе по материаловедению для профессии "Плотник". Обобщающий урок по теме основные породы их характкристики и применение. С элементами игры....

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 класса

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 классаТема: Изучение свойств различных тканей при изготовлении куклы-закрутки.Цель: Расширить представление учащихся о свойствах хлопча...