Выступление в ИПК ПРО 6.06.2013 г.
статья по технологии на тему

Слепых Татьяна Егоровна

Компьютер вместе с ИТ открывает принципиально новые возможности в области образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии

Выступление в ИПК ПРО 6.06.2013 г.

Компьютер вместе с ИТ открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Впервые возникает такая ситуация¸ когда ИТ обучения становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека. Образование поистине интегрируется в жизнь на всем ее протяжении.

Поэтому внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования. К таким инновационным образовательным технологиям относятся информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). [11] Таким образом, выбранная тема является актуальной в современной педагогической науке.

Цель моей работы: на основе анализа современной психолого-педагогической и методической литературы и опыта учителей технологии разработать методические рекомендации по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии.

Задачи:

  1. Провести исследование понятий: информационно-коммуникативная технология, компьютерной грамотностью, ИКТ-компетенция
  2. Выявить развивающее значение компьютерных технологий как инновации в преподавании технологии
  3. Рассмотреть технологические подходы к использованию средств ИКТ для формирования ИКТ- грамотности школьников
  4. Проанализировать использование компьютерного обучения на уроках технологии как условие активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.
  5. вопрос о психологических особенностях взаимодействия человека с машиной в условиях использования компьютера как средства обучения

С 2001/2002 учебного года я использую на своих уроках компьютер как средство обучения учащихся. На своем опыте убедилась: утверждение, что он может заменить учителя, сильно преувеличено. Но, несомненно, при условии правильного применения компьютер позволяет существенно повысить эффективность учебного процесса.

В моей практике применение информационных технологий идет пока по двум направлениям:

-внедрение в качестве комплексного объекта изучения и средства изучения, применяемого в преподавании технологии;

-использование в качестве комплексного средства формирования информационной культуры учащихся.

Свои занятия я обычно строю по традиционной схеме: сообщаю новые сведения и показываю соответствующие приемы работы, проверяю, как усвоили их учащиеся, после чего они выполняют практическую работу, закрепляющую полученные ими знания и умения. Компьютер при этом использую для иллюстрирования объясняемого материала и рабочих приемов, оперативного тестирования знаний учащихся. Он позволяет использовать интересный дополнительный материал, обогащающий содержание учебника и может применяться при изучении практически всех разделов предмета технология.

При использовании компьютера значительно повышаются оперативность, индивидуализация и качество контроля. К тому же можно составить тестовые задания, которые будут иметь не только контролирующую функцию, но и обучающую. При контроле я позволяю учащимся самим поставить себе оценку с учетом оценочной шкалы тестовой карточки и ключа ответов, а также показываю правильный вариант ответа и объясняю допущенные ошибки. Программное обеспечение, используемое мною на уроках технологии в 5-9 классах и мультимедийное обеспечение уроков, собраны по классам в УМК по предмету, как для обучения девочек, так и для проведения уроков по Индустриальной технологии для мальчиков.

Разработаны три урока с технологическими картами  согласно требованиям ФГОС второго поколения, разработаны мультимедийные презентации для этих уроков . Опубликованы методические материалы в электронных СМИ:

Проект Парусник

http://www.zavuch.info/methodlib/241/60956/

опубликован: 24 января 2012 файл материала: ПРОЕКТЫ 2009 Г Парусник.rar (557 просмотров)

Проект "Семейный альбом"

http://www.zavuch.info/methodlib/241/60954/

опубликован: 24 января 2012 файл материала: Семейный альбом.rar (76 просмотров)

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ

Концептуальная основа; дидактические цели и задачи технологии

По своей концептуальной структуре, предлагаемая технология является:

  • частнопредметной, хотя её положения могут использоваться преподавателями других предметов с ограниченным количеством учебного времени;
  •  материалистически – гуманистической, поскольку основывается на научном представлении мира и имеет гуманистическую направленность;
  • социогенной по ведущему фактору психического развития;
  •  эвристически – саморазвитой, по своей научной концепции усвоения;
  • общеобразовательной по характеру и содержанию;
  •  универсальной по форме организации учебного процесса, поскольку легко используется в классно-урочных, дифференцированных, индивидуальных и групповых формах;
  •  комбинированной по типу управления познавательной деятельностью, технология перестраивается от обучения с помощью ТСО до компьютерного обучения;
  •  личностно ориентированной по подходу к ребёнку;
  •  информационно-развивающей по преобладающему методу;
  •  по направлению модернизации существующей традиционной системы, на основе гуманизации и демократизации отношений, активизации и интенсификации деятельности детей;
  •  массовой по категории обучаемых, позволяющая перейти им в категорию «продвинутых».

Целью данной технологии является:

  • формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования, подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе;
  • повышение эффективности образовательного процесса по черчению путем внедрения средств информатизации и достижение 100% успеваемости.

Задачи, решаемые технологией:

  • развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации  учёбы;
  • организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе;
  • увеличение наглядности при рассмотрении новой темы;
  • облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.

Необходимыми условиями для реализации технологии являются:

  • наличие средств ИКТ и возможность использования их учителем технологии в традиционной методике преподавания как средства повышения наглядности изучаемого материала;
  • владение учителем технологии основами информационно-коммуникационных технологий;
  • развитая информационная среда образовательного учреждения;
  • смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта;
  • владение учащимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.

К ожидаемым результатам и последствиям можно отнести создание дополнительных возможностей использования проблемного метода обучения, реализацию принципа личностно-ориентированного обучения, повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, и как итог – достижение 100% усвоения материала всеми обучаемыми.

                         

                         ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА        

Содержание учебного процесса  

Моя технология предлагает большое разнообразие содержания учебного процесса:

  • видео и анимационные фрагменты-демонстрации,  компьютерные программы по технологии.
  • материалы для тестового контроля;
  • комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;
  • включение в ход урока исторического и справочного материала;
  • наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;
  • анимационные рисунки, логические схемы, чертежи, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого материала.

Творческими заданиями для учащихся, как вариант, являются создание опорных конспектов, проекты и к учебным темам, информационных сообщений с иллюстрациями. Работа над ними позволяет ребятам не только глубже понять материал, но и сформировать дополнительные умения пользоваться встроенными в компьютер программами.

В учебном процессе я использую весь комплекс средств обучения, но компьютеру отвожу системообразующую роль, что связано с его возможностями:

  • мультимедийного представления учебного материала;
  • моделирования изучаемых явлений в реальном времени;
  • разнообразия видов учебной деятельности, реализуемых компьютерными программами;
  • интерактивностью, т.е. немедленной реакцией на действия учащегося;
  • наличием постоянной обратной связи между учеником, компьютером и учителем;
  • обращением к удалённым источникам информации (в том числе – Internet).

Использование мультипроектора позволяет проецировать изображение на большой экран с компьютера. Что обеспечивает важное условие развивающего обучения, сформулированное известным психологом В.В. Давыдовым. При формировании научных понятий выход на теоретический уровень обобщения обеспечивается сочетанием коллективно – распределенной учебной деятельности с непосредственным взаимодействием учителя со всем классом.

Таким образом, применение ИКТ на уроке рассматривается мной не как самоцель, а:

  • как источник дополнительной информации по предмету;
  • как способ повышения интереса к предмету и учителю;
  • как способ самоорганизации учебного труда и самообразования;
  • как возможность реализации личностно-ориентированного подхода для учителя;
  • как способ расширения зоны индивидуальной активности и социализации человека.

Моя деятельность, при разработке процесса обучения.

  1. Начальный этап.

Реализация компьютерной поддержки процесса обучения, является процедурой, органически взаимосвязанной с разработкой программы и тематического планирования учебного курса. При этом я последовательно решаю следующие задачи:

  • определяю необходимость применения компьютера;
  • определяю степень компьютеризации учебного процесса;
  • определяю перечень функций, возлагаемых на компьютер;
  • определяю использование готового программного обеспечения или разработка компьютерного пособия с учётом информационно-методических рекомендаций.

Определяя необходимость применения компьютера на уроке черчения, я считаю  оправданным  использование ИКТ, если применение других средств обучения не эффективно в сравнении с ним.

Определяя степень компьютеризации учебного процесса, я выбираю необходимость применить один ПК или задействовать компьютерный класс, т.е. определяю преобладание в ходе урока педагогической системы псевдокомпьютерного обучения или обучения с компьютером.  

Для удобства пользуюсь следующей  таблицей:

                                                           Применение компьютера на уроке

                                                                                                                              Таблица №1                                                                        

Где

Для чего

Что

Как

На уроке объяснения нового материала, повторения и закрепления

Для демонстрации при объяснении нового материала, для повторения и закрепления старого материала

Обучающие программы, мультимедийные средства

Компьютерный класс или
один компьютер и мультимедийный проектор

На уроке объяснения нового материала, повторения и обобщения

Для демонстрации при объяснении нового материала, подведения
к обобщению

Готовые программные средства: показ опытов, моделей, чертежей.

Один компьютер
и мультимедийный проектор

На уроке контроля знаний, повторения и закрепления.
На этапе первоначального контроля

Для автоматизации процесса и экономии времени обработки данных

Контролирующие и тестирующие программы

Компьютерный класс, соответствующее программное обеспечение

На внеклассных мероприятиях

Для демонстрации материала

Мультимедийные средства

Один компьютер и мультипроектор

На внеклассных мероприятиях

Для развития творческих способностей учащихся

Компьютерные версии интеллектуальных и развивающих игр

Компьютерный класс

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное выступление по теме:«Качество образования-качество жизни!». участник Московского гор-го профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог г. Москвы-2013» в номинации "Педагог дополнительного образования"

Публичное выступление по теме: «Качество образования - качество жизни!»Докладчик Топилина Юлия Геннадьевна педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДТ Печатники г. МосквыучастникМосковского...

Публичное выступление 2013

Обобщение опыта работы...

Новые русские бабки на Последнем звонке 2013 г. (выступление 11 класса)

Традиционно Последний звонок посещают гости. В этом году к нам на праздник приехали новые русские бабки, в роли которых выступали выпускницы 11 класса. А на смену им пришлаи бабки из 4 класса. Получил...

Выступление на городской конференции 19 июня 2013 года

Представлена презентация моего опыта работы по применению игровых технологий в обучении ...

Выступление на педагогическом совете школы 29 августа 2013 года Тема: «Анализ работы учителей начальных классов за 2013-2014 учебный год»

1.Перспективы развития системы образования в современных условиях, внедрение педагогических и информационных технологий в образовательный процесс для повышения качества знаний учащихся.2. Работа...

Комбинаторика (фрагмент выступления на городском педагогическом фестивале Содружество-2013)

Данная презентация является фрагментом выступления на г ородском педагогическом фестивале Содружество-2013....