Профориентационная работа
статья по технологии на тему

Ооржак Марина Бай-ооловна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsionnaya_rabota.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Я, Ооржак Марина Бай-ооловна. Работаю в ГБОУ РТ «Школа интернат для детей с НОДА» города Ак-Довурак, учитель трудового обучения, I (первая) квалификационная категория.

Тема моего выступления: «Система профориентационной работы воспитанников в условиях СКОУ»

Основная цель профориентационной работы с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии -  профессиональное самоопределение ребёнка с учётом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей рынка труда.

Задачи:

  • Формирование установки на труд и позитивного отношения к трудовой деятельности в целом.
  • Развитие общетрудовых качеств и навыков, которые важны для успешности в любом виде труда.
  • Формирование адекватной  самоидентификации, адекватного уровня притязаний  и самооценки.

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники коррекционных школ – это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. В подобной ситуации главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляются к выбранной профессии и к личности выпускника. Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Ведь от выбора профессии зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни.

Актуальностью данной проблемы выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится ещё актуальней в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники не имеют практически информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Задачей своей работы ставлю необходимость сосредоточить внимание выпускников на формирование профессионально важных качеств к избранной профессии, в оценке своих реальных возможностей. Чтобы ученики соориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики.

Количество профессий, по которым могут обучаться наши воспитанниками весьма ограниченны. Поэтому перед нами стоит задача из небольшого списка предлагаемых специальностей выбрать ту, которая будет соответствовать учащимися по интересам, желаниям, а главное по возможностям подростка. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику коррекционной школы достаточно сложно. Поэтому тема выбора профессии является важной для подготовки воспитанников к полноценной самостоятельной жизни.

Учащиеся коррекционных школ очень неоднородны по формам и причинам дефекта.

В моем классе есть учащиеся расторможенные, с различной степенью интеллекта. У них заметно снижена работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке. Объясняется это не только недостатками физического развития, но и дефектами эмоционально - волевой сферы, в результате которых учащиеся неспособны проявить волевые усилия там, где требуется. Есть учащиеся с моторной недостаточностью. Движения у них скованны, медлительны. Самого пристального внимания требуют учащиеся со значительным снижением умственного развития. Их можно признать непригодными к обучению профильному труду. Хотя именно у них отмечается целый ряд положительных качеств, на которых можно опереться: исполнительность, трудолюбие, терпение, они имеют большую психологическую выносливость, проявляющуюся в том, что ученик может переделывать работу до тех пор, пока не добьется нужного результата.

Профориентационная работа подразумевает многолетнюю, поэтапную деятельность в содружестве всего педагогического коллектива, служб сопровождения, внешкольной и внеклассной работы.

Стремлюсь путем бесед и внеклассных занятий заставить задуматься учащихся о выборе нужной и посильной профессии. С этой целью провела занятия: «Будущая профессия - моими глазами», «Все профессии хороши, выбирай на вкус...»,  родительские собрания «Помощь семье в правильной профессиональной ориентации»,  «Склонности  и интересы подростков выборе профессии»,  конкурс  плакатов  «Я б в рабочие пошел….», также участвовали в республиканском фестивале «Мир профессий» с проектом

 «Все профессии нужны, все профессии важны».

Что конкретно делается мною по профориентации учащихся?

Это в общности:

1. формирование положительного отношения к труду (т.е. стараюсь прививать такие трудовые качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе; это и уборка закрепленной территории, генеральная уборка  класса, поскольку считаю, что труд является одним из основных факторов развития ребенка и подготовка его к самостоятельной жизни).

2. изучение профессиональных планов моих выпускников – воспитанников (провести анкетирование).

3. осуществление профессионального информирования школьников о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность. (Здесь формой работы я считаю беседу. Беседа – наиболее широко применяемая форма работы. Её цель более полно и глубоко рассказать об изучаемой профессии о профессиональных требованиях, объясняла детям о необходимости подчиняться требованиям руководителя, т. к. это профессиональные отношения, а не личные и в коллективе принято подчиняться руководителю).

Моя работа ещё не закончена. В ближайших планах выпуск стенгазеты: «В мире профессий», поездка на экскурсию в горный техникум нашего города, в ТЭЦ, на фабрику Туваасбест имени В.И.Ленина. И хотелось бы ещё съездить на какие-либо производства, чтобы увидеть результат труда.

От нас зависит, что явится результатом обучения и воспитания – стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или пассивное отношение к ней. Именно с уроков труда учащиеся должны вынести умение выдерживать нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям.

Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работой педагогического коллектива.

Большая часть выпускников относительно хорошо подготовлена к жизни в обществе (трудоустройство, обучение). Вместе с тем, часто выпускники специальных школ испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни: отсутствие профессионального учреждения по месту проживания, малообеспеченность и социальное неблагополучие семей не позволяют детей за пределами города.

Тем не менее, мы участвуем  на различных  конкурсах, разного уровня (муниципальный, республиканский, всероссийских)

Результат нашей работы, тоже не огорчает нас и наших учащихся. Говорят, как  в известной пословице «Цыплят по осени считают».

За пятнадцать лет работы в школе-интернате выпустила 2 выпускного класса. Есть учащиеся, которые добились всего сами. Это Монгуш Оюмаа закончила Кызыльский политехнический техникум   по специальности портной-закройщик 4 разряда и работает в г. Кызыле  магазине «Ткани»  мастером закройщиком. Эту же профессию получил Хууракпан Чингиз по состоянию здоровья не работает, дома занимается рукоделием. Трое ребят получили профессию повара – кондитера.

Достижения моих учащихся: ежегодно участвуем в республиканском конкурсе «Город мастеров», занимаем призовые места, каждый год 1 июня в республиканской выставке выставляем работы воспитанников и их наставников.

Вывод: итак, профориентационная работа должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организованной деятельности по получении информации о мире профессий и расширению границ самопознания.

 С полной уверенностью можно сказать, что каждый человек является профессионально пригодным ко многим профессиям, необходимо, тем не менее, изучить все медицинские показания и противопоказания, чтобы сделать обоснованный выбор в соответствии с физическими возможностями своего организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися.

План работы классных руководителей   по профориентационной работе с учащимися 8-11 класс...

Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"

Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....

План работы профориентационной работы 2016-2017 учебный год

План посещение школы и подготовки материалов...

материал к классному часу, а также работа учителя химии по теме "Профориентационная работа классного руководителя и учителя химии"

данный документ содержит информация о профориентационной работе, которая проводилась с учащимися 10-го класса на классном часу, а также материал, содержащий взаимосвязь химии с различными прорфессиями...

Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....