Гончарова Л Ю Приготовление винегрета
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Конспект урока, 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon goncharova_l_yu_prigotovlenie_vinegreta.doc623 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока по теме: « Блюда из овощей ».

5 класс1 час

Раздел: Кулинария.

Тема урока: Приготовление винегрета

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-практикум

Методы обучения: репродуктивный, наглядный, частично-поисковый.

Цели урока:

  1. Предметные цели:

способствовать формирование умений первичной обработки овощей,

оформление блюд, приготовление салатов;

  • формировать знания об условиях, обеспечивающие максимальное сохранение витаминов и минеральных солей при обработке овощей.

2. Личностные цели:

  • Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, ее выразительности и оттенков)
  • Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света формы) при первичной обработке овощей.
  • Способствовать формированию готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.
  1. Метапредметные цели:
  • Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экономических качеств личности.
  • Соблюдение норм и правил культуры труда

  1. Профориентационные цели:
  • Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий.
  • Воспитывать уважение к работающему человеку.
  • Сформировать представление о профессии повар

Методическое оснащение урока

Материальное – техническая база :

  • Кабинет технологии
  • Компьютер , проектор ,экран
  • Инструменты , приспособления : нижи и разделочная доска для, нарезки овощей
  • Продукты для приготовления винегрета

Дидактическое обеспечения :

  • Учебник : Н.В Синица ,П.С Самородский ,В.Д Симоненко –М.:Вентана –Граф ,2013 год
  • Справочный материал ; книга «Вкусные блюда на каждый день», Москва –Эксмо -2006, стр .49.;
  • Рабочая тетрадь «Технология .Обслуживающий труд .5 класс»
  • Плакат «Организация рабочего места» при приготовление пищи»
  • Технологическая карта «Схема приготовление винегрета»
  • Инструкционно - технологическая карта «Форма нарезки овощей»

Ход урока

1.Организационный момент

а) заполнение учителем классного журнала проверка готовности учащихся к уроку

Учитель: Прозвенел звонок ,

Будим начинать урок.

-Здравствуйте! Ребята! Сегодня у нас с вами будет интересный и «вкусный» урок . Мы примем участие в телепередачи «Вкусные истории». Вы будете не телезрители ,а непосредственно участниками вкусных историй . И ваша задача сейчас ,всем вместе отгадать тему нашей передачи ( расшифровка слов). Приложение №1

Л Г Т Е О Р П И В Н И Н О О Е Е Г Т Р Е В А И Н

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

Тема передачи: «Приготовление винегрета».

Наша цель: вы должны приготовить винегрет, научиться нарезать вареные овощи кубиками, знать санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи и правила ТБ при работе с ножом.

3. Актуализация знаний. Введение в тему. Повторение изученного материала.

Учитель: А сейчас мы вспомним материал предыдущего урока и проверим домашнее задание.

-Какие питательные вещества необходимы для организма человека?

(белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.)

- В чем заключается роль витаминов для организма человека?

(способствуют укреплению нервной системы, улучшают общее состояние человека,

увеличивают сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.)

- Какой витамин называется витамином роста? (витамин А)

- В каких продуктах много содержится витамина С ?

( капуста, лимон, черная смородина, шиповник, лук и чеснок).

- Как называется помещение, где готовят пищу? (Кухня)

- Как называется профессия человека, который готовит пищу на кухне? (Повар)

Учитель: Дома, вы должны были приготовить доклад о профессии повар.

Уч-ся: (рассказ о профессии повар) Приложение №2.

Учитель: А сейчас,ваша задача правильно составить технологическую карту приготовления винегрета.

(работа в группе)

1. первичная обработка овощей

2. варить в кастрюле на слабом огне

3. готовые овощи хорошо прокалываются ножом

4. овощи откинуть на дуршлаг и остудить

5. овощи очищаем от кожуры

6. овощи нарезаем кубиками

7. добавляем соль, зеленый горошек, квашенную капусту, растительное масло.

( каждый этап технологической карты, подробно проговорить, уточняется позиция учеников, фиксируются правильные точки зрения,на данном этапе составляется алгоритм , по которому будет выполнена практическая работа)

Учитель:

- Может быть, надо сначала порезать, почистить, а потом уже варить овощи?

- Как же правильно сварить овощи для винегрета?

- Расскажите, какие правила техники безопасности при работе с ножом надо соблюдать?

- Расскажите, какие санитарно-гигиенические требования надо соблюдать?

Учитель: В нашей телепередаче «Вкусные истории», каждый из вас будет играть роль продукта. Пришла пора распределить роль с помощью загадок.

Загадки: -1) Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный хвост. (Морковь)

2) Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну рассыпчата-вкусна!» (Картофель)

3)Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (Лук)

4) Летом – в огороде

Свежие, зеленые,

А зимою - в бочке,

Желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? (Огурцы)

5) Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки – дробинки. (Горох)

6) Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я … (Свекла)

7) Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста?

Если ты … (Капуста).

Учитель: - Получив свою роль, прошу надеть фартуки, косынки , эмблему продукта и

перейти на кухню для выполнения практической работы.

4. Вводный инструктаж.

Учитель следит за соблюдением санитарно-гигиенических требований и ТБ.

1. Необходимо готовить пищу в специальной одежде. Руки должны быть тщательно вымыты с мылом, ногти коротко острижены, волосы убраны под косынку.

2. Если овощи не подвергаются тепловой обработке, после мытья их ополаскивают кипяченой водой, чтобы на поверхности не осталось микробов.

3. Нарезку сырых и отварных овощей надо производить на разных разделочных досках.

Правила ТБ при нарезки овощей:

- передавать нож только ручкой вперед

-правильно пользоваться ножом, следить за положением рук во время нарезки;

- продвигать пальцы рук во время нарезки.

5. Выполнение практической работы:

Учитель: - Ребята расскажите о первичной подготовке овощей для приготовления винегрета.

Ответы учащихся:

1. Проверить качество продукта, рассортировать (овощи не должны быть гнилыми,

вялыми, не должен ощущаться запах гнили). Нужно отобрать только свежие овощи.

При сортировке удаляют загнившие или испорченные. Овощи не соответствующие

качеству продуктов поместить в бак для пищевых отходов.

2. Промыть (производят под струей холодной воды)

3. Овощи необходимо складывать в специально подготовленную посуду для варки.

4. Отварить овощи нужно в кожице, в ней же нужно охлаждать, затем очищать.

Учитель: Итак, сегодня вы являетесь героями телепередачи «Вкусные истории». Каждый из вас выбрал роли овощей. Приступаем к выполнению задания.

(Во время выполнения практической работы учащиеся рассказывают о своей роли и выполняемой работе. Показывая практически нарезку овощей, ученики готовят салат, пользуясь технологической картой приготовления салата.) Приложение №5

Во время приготовления винегрета учитель обращает внимание учащихся на памятки и советы находящиеся в качестве подсказок в зоне выполнения практических работ, в доступных для глаз местах. Приложение №6

Готовые, красиво оформленные салаты ставят на стол. Ученики садятся за стол, оценивают внешний вид блюда с помощью карты оценивая готового блюда. Приложение №7

Приступают к приему пищи и оценки вкусовых качеств готового блюда. При употреблении пищи учитель следит за соблюдением правил поведения за столом и правилами пользования столовыми приборами.

После приема пищи учащиеся моют посуду, убирают ее в шкаф и сдают учителю инвентарь и посуду.

6.Закрепление темы и повторение:

«Лети,лети,лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся. сделав круг,

Лишь коснешься ты земли-

Дать ответ мне разреши!»

На доске прикреплена ромашка ученики подходят и срывают лепесточки ромашки – лепесточков столько , сколько учеников в классе, читают вопрос и отвечают.

-Из каких продуктов готовят винегрет?

-Почему при приготовлении салата из сырых овощей их моют кипяченой водой?

-Какие виды нарезок вы использовали при приготовлении вашего салата?

-Почему при очистке овощей снимаю тонкий слой кожуры?

-Почему нельзя держать овощи долго в воде?

-Какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при приготовлении пищи?

7.Итог урока.

Оценка каждого участника (продукта).

Учитель: Каждый из вас сегодня показал свои знания на практике, т.е. все, что получили и узнали на предыдущих уроках. И каждый из вас получаете оценку «5».

Может быть, вы не выберете профессию повара, но знания полученные на данном уроке, пригодятся вам, чтобы в будущем порадовать своих близких таким вот винегретом или другими рецептами которые можете найти вот в книгах по кулинарии.

8.Рефлексия деятельности:

-Что вам понравилось сегодня на уроке?

-Что вы запомнили важного и главного для себя?

-Что вам могло бы пригодиться в жизни?

Учитель: -На парте лежат смайлики символы вашего настроения, выберите символ вашего настроения и приклейте в свою тетрадь.

Λ ϑ

СПАСИБО ЗА УРОК!

Выбранный для просмотра документ Приложение №1.docx

библиотека
материалов

Приложение №1

ЛГТЕОРПИВНИОЕ

ЕГТРЕВАИН

Выбранный для просмотра документ Приложение №2.docx

библиотека
материалов

Приложение № 2

Профессия повар.

Повар - это человек, который занимается приготовлением пищи в заведениях общественного питания.

Но эти сухие и скучные слова не могут в полной мере охарактеризовать поварскую профессию. Потому что повара, иногда, называют настоящим волшебником, который может из самых обыкновенных продуктов приготовить блюдо, имя которому - шедевр вкуса.

Конечно, приготовить что-либо съедобное, например яичницу, может, практически, любой человек.

А вот повар из тех же самых продуктов приготовит нежнейшее яичное суфле.

Ведь повар, это не только человек, который приготовит блюдо технологически правильно и в строгом соответствии с рецептом, а тот, кто любит свою работу, получает от неё искреннее удовольствие и рад, когда результаты его труда восхищают клиентов.

Профессия повар развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать - это древнейшая профессия. Как только пещерные люди приручили огонь и стали жарить мясо на костре, они быстро выяснили, у кого из соплеменников мамонт получается вкуснее и сочнее, и стали доверять эту важную миссию только ему. Так родился первый шеф - повар.

В дальнейшем течении истории профессия повар получила своё воплощение в оказании личных услуг по приготовлению пищи для богатых и знатных людей и только с развитием ресторанного бизнеса эта профессия приобрела массовост

Выбранный для просмотра документ Приложение №3.doc

библиотека
материалов

Приложение №3

Обозначь  цифрами  последовательность  приготовления  винегрета:

оформить  и  украсить

нарезать  картофель

очистить  овощи

нарезать  лук

посолить

нарезать  морковь

перемещать  овощи

добавить  растительное масло

нарезать  огурцы

нарезать  свеклу

добавить квашеную капусту

Выбранный для просмотра документ Приложение №4.docx

библиотека
материалов

Эмблемы «ОВОЩИ» Приложение № 4

hello_html_2c8fcf40.jpghello_html_m778cd582.jpghello_html_3467f92d.jpghello_html_m694b827c.gifhello_html_177c7f00.jpg

hello_html_m335b866c.gifhello_html_501e8aaa.gif

Выбранный для просмотра документ Приложение №5.docx

библиотека
материалов

Приложение №5

Информация о продуктах.

Картофель: Родом я из Америки, а своим появлением в Европе я обязана англичанину Френсису Дрейку - известному мореплавателю и пирату. Ему даже стоял памятник в одном немецком городе. На памятнике была надпись: «Серу Френсису Дрейку, распространившему картофель в Европе.» А вот в России меня – заморскую диковину поначалу звали «чертово яблоко». Ну потом я прижилась и получила большое распространение. А мое название произошло от испанского «Тартуфоль» то есть картофель. Сейчас в почете и славе. Из нее можно приготовить очень много разных блюд.

Лук: - Нас репками называют, а еще есть про меня загадка: «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезу проливает.» Так это я! Есть еще и пословица «Лук от семи недуг». При строительстве знаменитых пирамид фараоны Древнего Египта своих воинов и рабов луком, чтобы они были сильными и не болели. Ну а сейчас я тоже в почете, и зеленый в салате, и поджаренный в борще. Во мне очень много витамина С, который помогает людям во время эпидемии гриппа.

Огурец: - И меня многие любят. Родом я из далекой Индии. Я и сейчас люблю тепло и влагу. Для этого усики есть, чтобы забираться в чащу лесную – травяную. Зря меня все дразнят «молодо – зелено, молодо – зелено». А я зелененький, самый вкусный и в салате, и малосольненький, особенно с молодой картошечкой. А еще меня можно встретить в косметике, наложите маску из меня, и я вам придам вашему лицу красоту и свежесть.

Морковь: - Я, модница – морковь, из семейства зонтичных родом с побережья Средиземного моря. Ах, какое там солнце! Только под зонтиком и можно жить! Нас называли «каратон», потому что мы содержим желто-оранжевый каротин, из которого образуется витамин А. в переводе «морковь» означает «желтая репка». Я используюсь и в медицине при упадке сил, при сильном кашле, а еще полезна людям, у которых плохое зрение.

Горох: - Я, горох, - древнейшее культурное растение на земле. Отношусь к группе наиболее питательных овощных культур. Благодаря богатому химическому составу, считаюсь диетическим продуктом и рекомендую употреблять меня как лечебное средство при авитаминозах. Меня можно встретить и в супе, и в салате, и других блюдах, а так же служу украшением готовых блюд.

Выбранный для просмотра документ Приложение №6.doc

библиотека
материалов

Запомни!

В салате овощи

должны быть

одинаково

нарезанными.

Важно!

Чтобы свекла не окрасила все остальные овощи, её отдельно заправляют растительным маслом.

Совет:

Чтобы лук не раздражал глаза, нож можно смочить водой.

Важно!

Овощи перед тепловой обработкой не чистят!

Украшать блюда нужно перед подачей на стол, чтобы продукты не заветривались и не потеряли внешний вид.

Выбранный для просмотра документ Приложение №7.doc

библиотека
материалов

Приложение №7 

Оценка готового блюда

  • Вкус сладковатый, соответствует требованиям.
  • Цвет овощей, входящих в состав винегрета,

соответствует своему цвету.

  • Запах, свойственный вареным овощам.
  • Нарезка мелкая, не склеенная, кубиками.
  • Капуста мелко нашинкована, овощи

не переварены.

  • Внешний вид красивый, аппетитный.
  • Винегрет эстетически украшен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в 5 классе "Математический винегрет"

Математический конкурс между двумя командами 5-6 класса. Представлена разработка конкурса и презентация к ней....

«Блюда из вареных овощей. Приготовление винегрета.»

План-конспект урока по модулю «Кулинария».Тема: «Блюда из вареных овощей. Приготовление винегрета.» Класс: 5....

Час занимательной математики "Математический винегрет"

Интеллектуальная игра для учащихся 5 классов, способствующая развитию умственных способностей учащихся: логического мыщления, смекалки, сообразительности, расширению кругозора....

Тема: Питание Технология приготовления салата и винегрета.

Задачи: 1. Познакомить школьников с ассортиментом блюд (салатов), со способами первичной обработки овощей. 2. Дать представление о взаимосвязи продуктов, входящих в состав салатов и определяющих...

Внеклассное мероприятие "Математический винегрет"

Данное мероприятие направлено на укрепление  интереса учащихся к математике,развитие мышдения...