Инновационные идеи на уроках технологии в коррекционной школе.
статья по технологии на тему

Николаева Надежда Васильевна

Мы делимся опытом  работы, методами обучения и  возможностями развития познавательной деятельности школьников на уроках швейного дела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolaeva_n_statya.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Николаева Н.В. Инновационные идеи на уроках технологии в коррекционной школе.

Аннотация. Данная статья адресована учителям технологии коррекционных школ для учащихся с ОВЗ. Мы делимся опытом  работы, методами обучения и  возможностями развития познавательной деятельности школьников на уроках швейного дела.

 

Nikolaeva N.V. The innovative ideas at technology lessons at correctional school.

Summary. This article is addressed to teachers of technology of correctional schools for pupils with LPH (limited possibilities of health). We impart a work experience, training methods and opportunities of development of cognitive activity of school students at lessons of sewing case.

Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы. В целях развития творческой деятельности, формирования обобщенных интеллектуальных умений, формирования  опыта самостоятельной работы учащимся предлагается выполнение проекта. Это положительная сторона технологии, так как прослеживается весь цикл работы учащегося от начала до конца работы над изделием. Выполнение проекта – метод развития учащегося, предполагающего востребованность  приобретенных  знаний.

Но прежде, чем обучать учащихся выполнению проекта необходимо  научить их анализировать объект труда.

Проектированию предшествует фронтальное обучение школьников алгоритму проектной деятельности. На протяжении всех лет обучения при выполнении программного изделия  изучение объекта труда проходит в несколько  этапов. На первом этапе предлагается образец изделия, происходит целостное  восприятие объекта труда. На этом этапе важно актуализировать прежний опыт, уточнить и расширить знания, умение соотнести свой опыт с раннее отработанными объектами труда, вызвать интерес к выполнению изделия, оказать помощь в осмыслении процессов работы над изделием.

На втором этапе  надо научить школьников анализировать объект труда, для этого учащимся предлагается оформить техническую документацию (техническое описание изделия), сопровождающую данное изделие. Формированию технического описания учащиеся обучаются с 5 класса.

 Из всего объема учебного материала выделили тот, который необходим и достаточен для осуществления учащимися практической деятельности, позволяющего формировать устойчивые умения и навыки, актуализируя у учащихся опорные знания.

 На каждый объект труда, изучаемый по программе,учащиеся составляют папку «Техническое описание».

Папка содержит основные необходимые сведения об изучаемом объекте труда:

- зарисовка модели (изделия);

- описание внешнего вида изделия;

- материалы, фурнитура, виды отделки, используемые для изготовления объекта труда;

- спецификация деталей (название и количество деталей);

- чертежи деталей и название контурных  срезов деталей;

- способы раскроя, виды швов, используемых при пошиве, и основные технические требования к ним;

- способы экономной раскладки лекал на условной ткани в масштабе             (чертежи);

- последовательность пошива изделия.

Оформление единой технической документации дисциплинирует учащихся, стимулирует его довести начатое дело до конца.

На третьем этапе учащиеся выполняют практическую работу по изготовлению изделия, используя техническое описание как справочный материал для самостоятельного выполнения этой практической работы.

Четвертый этап предусматривает отчет о проделанной работе – зачет в конце четверти. На зачете создаются условия расширения речевой практики учащихся. Учащиеся с нарушением интеллекта затрудняются выразить в речи имеющиеся знания, самостоятельно построить рассказ, у них беден запас слов, наблюдаются неточности в их употреблении и понимании, происходит лишь механическое накопление слов. Недоразвитие речи учащихся усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития, отрицательно влияют на все стороны личности ребенка, способствуют нерешительности в своих силах.

Во время сдачи зачета учащиеся учатся грамотно формулировать мысли в устной форме,  оречевляют  деятельность, которую  они выполняли, они  пытаются описывать объект труда,  особенности обработки изделия, последовательность выполнения работы в виде непрерывного рассказа, т. е. развивают монологическую речь, что нашим детям дается с трудом.

Так как  во  время сдачи зачета учащиеся дают словесный отчет о проделанной работе, т е. идет оценка результатов деятельности учащихся, то они стараются выполнить работу как можно лучше, лучше отчитаться за нее, и под влиянием оценки со стороны окружающих формируется самооценка учащихся.  Это серьезное свидетельство созревания личности школьника с нарушением интеллекта под регулирующим воздействием учителя.

«Техническое описание изделия» является одним из основных алгоритмов проектной деятельности и, если учащиеся успешно справляются с составлением этого документа, учащимся предлагается выполнение проекта. Темы проектов выбираются самые различные: современные  модели  (детские платья, изделия для новорожденных,  вечерние платья),  фольклорные изделия, исторические модели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на уроках математики в коррекционной школе VIIIвида.

«Здоровье – не всё,но всё без здоровья - ничто»                                          ...

Инновационные технологии на уроках музыки в коррекционной школе VIII вида

В статье описаны практические приемы использования средств ИКТ на уроках музыки....

Нестандартные формы работы на уроках литературы в коррекционной школе VIII вида в условиях внедрения инновационных методов.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учебного процесса в коррекционной школе. Важнейшим приемом активизации урока литературы является проведение нет...

Статья на тему: " Создание ситуации успеха на уроках технологии в коррекционной школе", 7 класс

Статья на тему: "Создание ситуации успеха на уроках технологии в коррекционной школе"...

Доклад МО «Современные информационные технологии в компетентностном подходе на уроках технологии в коррекционной школе»

Особую значимость и актуальность современное обучение видит в активном применении информационно – коммуникативных технологий. Они способны решать многие педагогические задачи, предоставляют сове...