«Понятие о процессе пищеварения. Обмен веществ »
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

В рамках предметов технология и эстетического цикла были проведены интегрированные уроки освещающие метопредметные связи между такими предметами как обслуживающий труд и английский язык, индустриальная технология и изобразительное искусство.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fiziologiya_pitaniya.doc1.98 МБ
Файл integr_ur_loskutnoe_shite.docx329.99 КБ
Office presentation icon blyuda_iz_yaits.ppt991 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок «Лоскутное шитье»(технология+ИЗО)

Урок приобщает детей к декоративно- прикладному творчеству, пониманию его истоков.  Позволяет расширить и углубить знания обучающихся по данным предметам. Знакомит  с историей лоскутного шитья, с технологией выполнения узора  из ткани и цветной бумаги. Формирует художественный вкус, эстетические чувства, цветовую гармонию. Развивает трудовые навыки, творчество и фантазию. 

Статья:

Цветная мозаика

Бинарный урок по технологии и изобразительному искусству

Цель:

-Приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, пониманию его истоков.

Задачи:

-формирование художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гармонии;

-развитие трудовых навыков и самостоятельной художественной деятельности,        фантазии, творчества;

-воспитание познавательного интереса и положительной мотивации к изучению

технологии и изобразительного искусства;

Ожидаемый результат:

-Знать историю лоскутного шитья;

-знать технологию выполнения лоскутной мозаики;

-уметь выполнять элементы лоскутной мозаики из ткани;

-уметь составлять узоры из подручного материала: бумаги и ткани

Оснащение урока:

-  компьютерная презентация (Приложение 1);

-Стенд «Лоскутная мозаика»  (Рисунок 1);

-выставка изделий декоративно- прикладного творчества;

-выставка книг по лоскутному шитью (Рисунок 2);

-  Цветовой круг (Рисунок3), лоскуты ткани, технологическая карта (Рисунок 4), шаблоны (Рисунок 5),иголки, нитки, ножницы, образцы прихваток, выполненных в лоскутной технике, цветная бумага, клей, образцы узоров из бумаги (Рисунок 6);

-  ПК, видеопроектор;

-  швейные машины,
Подготовительный этап:

-  Перед уроком оформляется стенд «Лоскутная мозаика», выставка изделий декоративно-прикладного искусства, выставка книг по лоскутному шитью;

-  Учителя технологии и ИЗО надевают  костюмы крестьянского быта (Рисунок 7).

Ход урока:

Звучит музыка. Входят учителя технологии и ИЗО. Садятся (учитель Изо за прялку, учитель технологии за стол, где разложены лоскутки).

  Учитель ИЗО: Представьте себе, как долгими  зимними вечерами в уютном деревенском домике (Слайд 1), под неторопливые разговоры женщин, собравшихся вместе после тяжелых хлопот дня, рождались прекрасные творения их рук, служившие годами и передававшиеся из поколения в поколение.

Учитель технологии:

Все в доме спят, а я поворожу,

Пасьянс лоскутный тихо разложу,

Что есть в душе - о том и расскажу,

Про жизнь свою иголкой напишу.

Лоскутный ворох, разноцветный край

С моей фантазией ты снова поиграй.

И пусть она порхает так легко.

В волшебном  мире пестрых лоскутков.

Раскрою веер, сказочный ковер

Сошью, сумею, выстелю узор,

Поймав рукой перо из лоскутка,

Жар-птицей унесусь под облака. [3]

 Учитель ИЗО: Сегодня наш урок посвящен одному из старинных видов рукоделия - лоскутному шитью, или лоскутной мозаике, где вы познакомитесь с историей лоскутного шитья и научитесь составлять  узоры из подручного материала: бумаги и лоскутков (Слайд 2). Это очень древний вид творчества. Самое древнее изделие в стиле лоскутной мозаики датируется 980 г. до нашей эры и было найдено в Египте. Фрагменты  мозаичных изделий были обнаружены при раскопках скифских курганов (Слайд 3,4). В Европе лоскутная мозаика появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называли также «лоскутная мозаика» (Слайд 5).

Учитель технологии:  Принято считать, что лоскутное шитье первоначально возникло в Англии, где в середине XVIII  бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца  одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий. Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны (Слайд 6).

            В России шить из лоскутков стали во второй половине ХIХ в., в это время появился в продаже дорогой заморский ситец. Идеей для создания лоскутной техники послужили обыкновенные  заплаты, которые обыкновенно ставились на ещё крепкие, но слегка потертые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутков.

Учитель ИЗО:  С появлением фабричного производства тканей в крестьянском  северном быту получила развитие техника лоскутного шитья. Лоскутками украшали костюмы и предметы праздничного  убранства изб. Когда лоскутки накапливались, из них шили одеяла и коврики. Лоскутное одеяло стало обязательной частью приданого, оберегом для будущей семьи (Слайд 7,8). В каждом регионе была своя мозаика (Слайд 9). У нас на Севере лоскуток назывался «лептих» или «лепишок», отсюда название «лептиховая мозаика» или «ляпачиха», что означает «жизненная», ее особенностью  являлась лохматая поверхность. Лоскутное шитьё на севере не прекращалось никогда, а в последнее десятилетие ХХ в это традиционное женское рукоделие стало возрождаться во всем мире, но уже под названием «пэчворк» (Слайд 10).

Учитель технологии: Из ситца шили рубахи, другую одежду и предметы домашнего обихода, а оставшиеся лоскутки складывали в сундуки, создавая знаменитые «бабушкины» яркие пестрые покрывала, одеяла, ковры. Шили вручную. Если не хватало ткани - собирали постепенно, по мере появления в доме новых цветных кусочков.

          Готовые изделия можно было рассматривать, как калейдоскоп. По выполненной работе можно было судить о вкусе, настроении, а если хорошо присмотреться, то даже узнать, о чем думала работница, создавая новое изделие (Слайд 11, 12).

Учитель ИЗО: Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. (Слайд 13, 14, 15, 16, 17). Очень часто на страницах журналов можно увидеть изделия, выполненные в лоскутной технике.

          Создавать из лоскутков что-то новое и необычное - занятие увлекательное и, в отличие от других видов декоративно- прикладного искусства, таких как: вышивание, вязание, плетение и др, не требует особых навыков. Надо немного уметь шить и быть в работе очень аккуратным. Это рукоделие развивает художественный вкус, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.

Учитель технологии: Лоскутное шитье - удивительно теплый, домашний и женский вид творчества. Настоящие мастера, чтобы создать подлинное произведение искусства используют уже не старые, выцветшие лоскутки, а специально подбирают и покупают красивые яркие ткани. Мал лоскуток, а нужен! Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные мозаичные картины.

       Почти все ткани можно использовать для лоскутного шитья, но начинающей мастерице лучше всего работать  с хлопчатобумажными тканями. Они хорошо стираются и прекрасно утюжатся. Это прежде всего сатин, ситец и лен. Шьют также из шелка, атласа, сукна, драпа, из плотного вязаного полотна, тканей других видов, лишь бы они не плавились под утюгом .

Учитель ИЗО: Геометрические узоры в лоскутной мозаике носят красивые названия: мельница, колодец, вертушка, елочка, пила, звезда, окно и другие (Слайд 18, 19). Элементами этой мозаики могут служить квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, шести- и восьмиугольники и так далее (Слайд 20). Узоры обычно складываются из повторяющихся элементов, поэтому для удобства раскроя материала применяют шаблоны.

Учитель технологии:  Особое внимание в этой технике уделяется цвету материалов. Быстро, а главное, со вкусом подобрать материал для выполнения изделий из лоскутков поможет цветовой круг (Слайд 21). Если провести диаметр круга через желтый цвет, то он пересечет фиолетовый. Эти цвета будут дополнительными друг для друга. Так, например, дополнительным зеленому будет красный, у синего- оранжевый и наоборот. Основной цвет, расположенный рядом со своим дополнительным, кажется более интенсивным и насыщенным. Два дополнительных цвета, расположенные рядом, становятся ярче.

Учитель ИЗО: Чтобы подчеркнуть разную тональность элементов, нужно применять контрасты: в изделии всегда должны сочетаться темные и светлые части. Располагая светлые элементы рядом с темными, художник усиливает звучность их цвета.

Характеризуя различные цвета, часто употребляют слова «теплый» и «холодный». К первым относят красный, оранжевый и желтый, ко вторым: голубой, синий, фиолетовый. Теплые цвета кажутся расположенными ближе (выступающими), а холодные - дальше своего фактического расположения на плоскости (то есть отступающими). Это явление можно использовать в своем узоре.[3]

Учитель технологии: В процессе работы над лоскутным изделием лоскутки, вначале как бы случайно расположенные, должны сложиться в определенный задуманный узор, в котором отдельные элементы, взаимодействуя друг с другом, образуют композиционное единство изделия.

Девочки будут в течение трех уроков выполнять прихватку в технике лоскутного шитья, используя мотив «колодец». Для этого мотива используют шаблоны в виде прямоугольников (полосок) и квадрата.

Для работы понадобятся разноцветные лоскутки: светлые и темные, например, в одну сторону располагаются синие, коричневые, темно-зеленые, бордовые, в другую — желтые, оранжевые, салатовые, голубые и так далее. Или, используя цветовой круг, придумайте сочетание лоскутков самостоятельно.

 При сборке «колодца» вы будете нашивать  полоски согласно нашей схеме (показать схему). Не спешите разрезать материал, посмотрите внимательнее на все  подобранное разноцветье, сложите кусочки в условные полоски рядом друг с другом. Если что-то не нравится, поменяйте местами. И только потом приступайте к крою.

Все элементы узора выкройте по шаблонам. Размеры даны с учетом припусков на швы (кроить необходимо на изнаночной стороне ткани, используя свойство долевой нити). Далее работайте, используя технологическую карту.

Соблюдайте правила по технике безопасности:

1.На рабочем месте не должно быть ничего лишнего

2.Иголки должны находиться в игольнице, а не на столе

3.Ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми лезвиями

4.Следите за тем, чтобы булавки не попали под иглу машины

5.Утюг должен всегда лежать на подставке

При сборке изделия следите, чтобы полоски были строго перпендикулярны, в этом помогут проведенные диагонали. Получившийся «колодец» 18 х 18 см используйте по вашему желанию. Если вам нужен другой размер, то увеличьте или уменьшите количество полосок. Использовать такой «колодец» можно и как самостоятельное изделие, и как составную часть какой-либо композиции, а можно даже отделать с его помощью одежду. Удачи вам всем!

Учитель ИЗО:

Сегодня с мальчиками мы будем делать эскиз коврика, в технике аппликации из цветной бумаги. Работа рассчитана на 2 часа.

На первом уроке для своей работы вам надо выбрать один из элементов узора: колодец, пила, елочка. мельница ( лежат на столах в конвертах). Работу можно сделать в теплых, холодных или контрастных тонах. Используя цветовой круг, подберите необходимые цвета. Применяя трафареты,  вырежьте из цветной бумаги геометрические фигуры составляющие узор.

На втором уроке из вырезанных геометрических фигур соберите эскиз коврика и, наклеив его на основу, закончите работу.

Четкость и аккуратность главное условие в работе.

Выполнение практической работы. Подведение итогов.

Заключение.

Учитель технологии.

Лоскутная техника - самый популярный вид рукоделия на сегодняшний день, не требует больших материальных затрат, предполагая использование «бабушкиных сундуков» и остатков ткани, которые найдутся в каждом доме. Вещи, выполненные в технике «пэчворк», разнообразны, оригинальны, неповторимы. Их можно использовать и для украшения интерьера и как аксессуары. К тому же фольклорный стиль всегда в моде. Этот вид рукоделия развивает художественный вкус, воспитывает терпение, усидчивость, приучает к аккуратности. Испытав радость творчества от выполненной работы, мы оставляем в наших вещах тепло своих рук и частичку души. Готовые работы вы можете увидеть на стенде. (Рисунок 8)

Спасибо за внимание, все свободны.

Литература

1.      Лоскутная мозаика. Москва, Эксмо», 2006 г

2.      Лоскуток к лоскутку. Москва, «Знание», 1999 г.

3.      Обучение мастерству рукоделия, Волгоград, «Учитель», 2007 г.

4.      Фантазия и ваших рук творение. Петрозаводск, «Карелия», 1997г.

5.      Чудо – аппликация. Москва, «Эксмо», 2006 г.

 

Приложения

Изображение

  1. http://forum.schoolpress.ru/upload/6665d1cb1f195968607935c419273b532a4.JPG
  2. http://forum.schoolpress.ru/upload/6667e1a22e08118096bcc7876eafb849cb7.JPG
  3. http://forum.schoolpress.ru/upload/66671acc0391e30bacd484a035f4807cb0d.JPG
  4. http://forum.schoolpress.ru/upload/6664ba675ce631ff2c25f170fd949e6ae69.JPG
  5. http://forum.schoolpress.ru/upload/666a5ec0ac82f554d62ce96d12dbbc9950e.JPG
  6. http://forum.schoolpress.ru/upload/66623a80c38327ff43af1576e7ff83aa4ad.JPG
  7. http://forum.schoolpress.ru/upload/666ead582a1d6306b7afa444d9b9a0f78aa.JPG
  8. http://forum.schoolpress.ru/upload/66677aaff2b65d6e7828dc3c564b3f29398.JPG


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по кулинарии Блюда из яиц

Слайд 2

Историческая справка Огюст Эскофье - французский кулинар, жил в конце 19-го - начале 20-го века. Во Франции очень знаменит - является автором книги «Французская кулинария», он умел готовить 360 блюд из яиц. За большие заслуги ему поставлен памятник Одно время во Франции была даже такая мода: мужчины заказывали ему рецепты новых блюд и посвящали их своим женам, возлюбленным и пр., так же, как художникам заказывали женские портреты. У него много именных блюд: салат "Бетси", земляника "Романофф" (это в честь российского императора) и другие

Слайд 3

Традиции Пасхи На Руси принято отмечать православный праздник Пасху, на который все хозяйки красят яйца. Первое пасхальное яйцо, полученное после христосования, имело в глазах народа особое значение -- его тщательно берегли как талисман, с помощью которого можно было освободиться от несчастий, пожаров, болезней, грабежей и даже выявить колдуна или отыскать клады... Яйцо символизирует собой символ зарождающейся новой жизни, сама природа позаботилась о том, чтобы будущая жизнь была обеспечена всеми необходимыми питательными веществами.

Слайд 4

куриное перепелиное гусиное утиное индюшачье страусиное яйцо Виды яиц

Слайд 6

Разные породы кур откладывают яйца разного цвета. Цвет яйца никак не связан с его пищевыми свойствами. В России и в США куриные яйца обычно белые или светло-бежевые, потому что считается, что такие яйца «чище». В Великобритании они обычно светло-коричневые. Цвет яичной скорлупы

Слайд 7

Питательная ценность яиц Яйца – пищевой продукт, имеющий высокую ценность, обладающий нежным, приятным вкусом. Чаще всего используют куриные яйца. Энергетическая ценность 100г куриных яиц – 157 ккал

Слайд 8

Куриные яйца содержат Вода – 74 % Белки – 12.6 % Жиры – 11,5 % Углеводы – 0,6-0,7 % Минеральные вещества – 1 % Витамины – А, Е, В1, В2, Д

Слайд 9

1.Визуально: свежее яйцо имеет чистую, целую, крепкую скорлупу, несвежее – тонкую, шероховатую 2. Просвечивание через овоскоп (в несвежих яйцах видны тёмные пятна) 3. Просвечивание на свет электрической лампы (у свежего яйца белок легко просвечивается, а желток слабо заметен, недоброкачественные яйца вовсе не просвечиваются) 4.По запаху: тухлое яйцо имеет неприятный запах 5. В стакане воды растворить столовую ложку соли и опустить яйца. Способы определения качества яиц:

Слайд 10

Свойства яиц: Связующие (котлеты, блинчики, запеканка) Пенообразующие (крем, безе, зефир) Осветляющие (желе, заливное, бульон)

Слайд 11

Пищевое использование яиц 1 . Салаты и закуски 2. Вторые блюда (омлеты, яичницы) 3. Десерты (зефир, пастила) 4. Фарши и начинки 5. Тесто (блинчики, пирожные)) 6.Соусы 7. Украшение блюд

Слайд 12

Яйца можно употреблять в пищу в сыром виде, но только проверенные!!! Так как они могут быть источником болезни (сальмонеллёз), то следует соблюдать следующие правила:

Слайд 13

Санитарно-гигиенические правила Не использовать в детских учреждениях яйца водоплавающей птицы – утиные и гусиные Использовать в пищу только хорошо вымытые яйца (в растворе питьевой соды – 2 ст. ложки на 1 л воды) До момента использования хранить яйца в холодильнике Для взбивания яйца не использовать эмалированную или алюминиевую посуду, применять пластмассовую, фарфоровую посуду или из нержавеющей стали Соблюдать режим тепловой обработки яиц

Слайд 14

Варка всмятку в мешочек вкрутую 2. Жаренье (яичница натуральная (только яйца), с гарниром (добавление колбасы, овощей), омлет (натуральный, с гарниром, фаршированный Способы тепловой обработки яиц:

Слайд 16

Сваренные яйца должны легко очищаться от скорлупы Яйца должны соответствовать своему наименованию всмятку, в «мешочек»,вкрутую. Яичница-глазунья должна иметь сохранивший форму желток, слегка загустевший белок Яичница и омлеты должны быть слегка загустевшими, неподгоревшими Требования к блюдам из яиц:

Слайд 17

Самое большое: страусиное. Оно может достигать 20 см в длину и 15 см в диаметре. По объему сопоставимо с двумя дюжинами куриных яиц. Страусиные яйца держат рекорд и в длительности приготовления: 40 минут. Самое-самое о яйцах Рекордное количество очищенных яиц: 1050 за 7 с четвертью часа (это сделали двое слепых мужчин за смену в ресторане).

Слайд 18

Рекордное количество желтков в одном яйце: 9. Наибольшее количество сваренных вкрутую яиц – 14 было съедено за 58 секунд. (Не приглашайте этого человека на обед...) Наибольшее количество яиц всмятку – 32 шт - съедено за 78 секунд. Наибольшее количество съеденных сырых яиц: 13 за 3,2 секунды.

Слайд 19

Украшения из яиц

Слайд 22

Яйца фаршированные «Сюрприз»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Пищеварение. Обмен веществ" 8 класс

Комбинированный урок с систематизацией знаний и контролем уровня усвоения материала по теме "Пищеварение. Обмен веществ"....

Урок. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. 7 класс.

Знакомство ребят с пищеварительной системой, усложнением её строенияу разных групп животных....

тест по темам "Пищеварение, обмен веществ и энергии, покровные органы.терморегуляция. выделение".

Материал для тестированного контроля по итогам 3 четверти в 8 классе. Включает в себя вопросы в формате  ЕГЭ...

Интерактивный тест 4. «Пищеварение. Обмен веществ»

Дорогие девятиклассники!Предлагаю вам интерактивные тесты «ОГЭ по биологии: раздел «ЧЕЛОВЕК» (задания с рисунками)», выполнены они  в программе Power Point 2007 с применением шаблона А.А. Баженов...

Питание и пищеварение. Обмен веществ

Контрольная работа по теме : "Питание и пищеварение. Обмен веществ" ...

«Понятие о процессе пищеварения. Обмен веществ »

В рамках предметов технология и эстетического цикла были проведены интегрированные уроки освещающие метопредметные связи между такими предметами как обслуживающий труд и английский язык, индустриальна...