Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.
статья по технологии на тему

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требований ФГОС по предмету технология ведения дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.

РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОГО РЕБЕНКА

Курбатова Наталья Юрьевна, 

МБОУ «Школа №2», г.о. Балашиха,

 учитель технологии

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

 В.А. Сухомлинский.

 

         

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требований ФГОС по предмету технология ведения дома.

Ключевые слова: одарённость, одарённый ребёнок, возможности, способности, развитие творческих умений, развитие индивидуальности ребенка.  

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране   социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Происходящие изменения в системе образования и воспитания, ориентированные на гуманизацию всей педагогической работы, создающие условия для развития индивидуальности каждого ребенка, позволяют по-новому поставить проблему одаренности школьников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Цели работы с одаренными детьми:

  • выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей.

           Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия;
  • конкурсы;
  • интеллектуальные игры;
  • участие в олимпиадах;
  • презентации;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность;
  • исследования динамики развития.

Формы работы с родителями

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на всём этапе обучения. В развитии школьника ведущую роль играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одарённого ребенка:

  1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
  2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
  3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
  4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

  Формы работы с родителями:

  • Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
  • Родительское собрание «О талантливых детях заботливым родителям».
  • Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка.
  • Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
  • Совместные проекты исследовательской деятельности детей.

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.      

Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Для развития и реализации одаренности необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей. Индивидуальный план работы с одаренными детьми предполагает мотивирование на более глубокое изучение большего радиуса материала.

Индивидуальная программа развития одарённого ребенка

по предмету технология ведения дома

Тип одаренности обучающейся: «академический».

Мир детей - красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ученика, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.

Деятельность в рамках изучения предмета технология предусматривает создание полезных индивидуальных и коллективных творческих работ из ткани, ниток, бумаги, отделочного материала, фурнитуры, которые впоследствии активно используются для декорирования одежды, предметов интерьера, помещения.

   Цель программы: развитие творческих умений, воспитание личности обучающегося, способной к воплощению собственных оригинальных идей с помощью основ технологий и дизайна, привлечение к исследовательской и проектной деятельности.

  Задачи программы:

- знакомить со способами плоскостного и объемно-пространственного оформления: моделирование, конструирование, макетирование;

- учить планировать свою работу над проектным продуктом по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение (самостоятельно или совместно);

- учить использовать современное оборудование (трафареты, степлеры, лекала и т.д.) и разные материалы (ткань, нитки, тесьму, бижутерию, бумагу);

- привлекать к созданию различных композиций к праздничным мероприятиям (фризы, панно, коллажи, панорамы), творческим проектам;

- формировать представление о дизайне, стиле, творчестве, архитектуре, прикладном искусстве;

- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в творческой деятельности;

- развивать интерес к творчеству и использованию его результатов в быту, играх, декоре сувениров, одежды  и помещений;

- развивать познавательный интерес, воображение, фантазию, художественный вкус, мелкую моторику;

- воспитывать бережное отношение к материалам, трудолюбие, чувство ответственности, самостоятельность, самоанализа, умение работать в коллективе.

Таблица 1.  Программа развития одарённого ребенка

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Направления и

формы работы

Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми

сентябрь

Изучение и реализация

Диагностика одаренных детей

сентябрь

Анкетирование, тестирование. Углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Творческий потенциал

- Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).

- Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).

- Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)

- Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).

- Методика «Предложения».

- Методика «Классификация».

- Методика «Две линии».

- Методика Вартега «Круги».

- Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.

-   Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер)

Составление карты одарённости ребёнка:

  • тип одарённости
  • способности ребёнка
  • определение креативности обучающегося
  • экспертная оценка одарённости

сентябрь

Анализ и систематизация информации

Организация индивидуальной работы с одарённым ребёнком

1-я неделя октября

Разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка.

Составление графика индивидуальных занятий

Составление плана учеником для учета желаний ребенка

2-я неделя октября

Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника

Еженедельные индивидуальные и групповые занятия

в течение года

Кружковые занятия

Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады по технологии

октябрь

Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий

Подготовка учащегося к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по технологии

ноябрь

Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий

Подготовка учащегося к участию в конкурсах проектов различного уровня

февраль-март

Консультации учителя, подготовка проекта, презентация проекта, защита проета

Подготовка учащегося к участию в дистанционных конкурсах различного уровня

в течение года

Индивидуальная работа

Проведение предметной недели по технологии

апрель

Викторина, творческий конкурс, выставка работ

Индивидуальные консультации по вопросам проектирования и других аспектов творческий деятельности

в течение года

Индивидуальные занятия

Проекция деятельности учащегося в рамках программы предмета технология ведения дома

в течение года

Выбор темы исследовательской работы Индивидуальные и групповые занятия

Консультация родителей одаренного обучающегося по вопросам развития способностей их ребёнка.

в течение года

Индивидуальное консультирование.

Комплексные методики для педагогов и родителей

- Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой);

- Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков);

- Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

Участие в выставках - конкурсах творческих работ: «Вышивка: традиции и современность»

«Волшебная нить», «Народная кукла», «Бисер Балашихи»

в течение года

Творческие работы

Участие в научно-практической конференции МГОУ

октябрь, март

Предоставление работы

Школьный конкурс исследовательских работ «Моя будущая профессия»

декабрь

Исследовательские работы

Участие во Всероссийских конкурсах, викторинах:

  •  «Познание и творчество»
  • «Потенциал»
  • «Ярмарка мастеров»

в течение года

Участие

Проведение предметной недели

апрель

Участие

Создание и пополнение портфолио

в течение года

Сбор и систематизация информации

Представление достижений, результатов, способностей учащейся родителям, сверстникам

в течение года

Выставка работ

Подведение итогов

май

Анализ работы

Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

июнь

Составление отчёта

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 года).
  5. Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт http://standart.edu.ru/ .
  6. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». http://standart.edu.ru/ .
  7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www.lexed.ru/doc.php?id=3206#/  Центр образовательного законодательства
  8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг. [Электронный ресурс] // http://www.fcpro.ru/ 
  9. Феденко Л.Н. Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.isiorao.ru/news/index.php?news=3043 
  10. Концепция поддержки одаренных детей . Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/164/30058 / 

Интернет-источники:

https://kursy.org/courseTested/index/892705377

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/23/plan-raboty-s-odaryonnymi-detmi-po-napravleniyu-hudozhestvenno

http://ipk74.ru/upload/iblock/4cc/4ccd3ef2f676c35ebb5c2573035be4fd.pdf

https://multiurok.ru/blog/v-mastierstvie-uchitielia-uspiekh-uchienika-2.html

https://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/2012/04/29/esse-na-temu-v-dushe-kazhdogo-rebenka-est-nevidimye

https://pedportal.net/attachments/001/480/988/1480988.docx?1458774334

https://урок.рф/library/kompleks_metodik_diagnostiki_odaryonnosti_191247.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2016/04/17/perspektivnyy-plan-kruzhkovoy-raboty-veselye-palchiki-vo-vtoroy

http://docplayer.ru/32737182-Odarennye-deti-sbornik-metodik-po-vyyavleniyu-sposobnostey-i-odarennosti-detey.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная программа с одарёнными детьми

индивидуальная программа с одарёнными детьми...

Статья: Разработка индивидуальной программы развития ребенка

Разработка индивидуальной программы развития ребенка...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса ис...

Индивидуальная программа развития одарённого ребенка «Стать успешным - моя жизненная философия»

Работа с одарённым ребёнком- дело ответственное и для педагога, и для родителей. В программе показаны этапы работы учителя-ученика, а также даны советы родителям по работе и воспитанию одарённого ребё...

Индивидуальная программа развития одарённого ребенка

Цель предлагаемой программы - создание условий для построения воспитательно–образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных...

Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка 4 класс

Индивидуальный маршрут развития одарённого ребенкаИванова Кира ИвановнаОдарённость: академическаяИндивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образоват...