Рабочая программа по технологии 5 класс мальчики
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Тугаринова Нина Борисовна

Настоящая программа по технологии адресована МБОУ «Булыкская СОШ» МО «Джидинский район» Республики Бурятия, 5 классу обучающихся. Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем способностей и невысокой мотивацией учения которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii_5_kl_malchiki.docx289.45 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена в соответствии сФедеральным -законом«Об образовании в РФ», №273 от 29.12.2012 г.;

 -приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-примерной программой по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

-учебным планом МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района Республики Бурятия, утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 05.09.2017г. №49;

 -положением о рабочей программе МБОУ «Булыкская СОШ» утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от от 05.09.2017г.№ 50.

-федеральным перечнем учебников, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 (с изменениями и дополнениями);

-положением о рабочей программе МБОУ «Булыкская СОШ» утвержденнымприказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 27.08.2010 г.№ 71.

Настоящая программа по технологии адресована МБОУ «Булыкская СОШ» МО «Джидинский район» Республики Бурятия, 5 классу обучающихся. Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем способностей и невысокой мотивацией учения которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне.

Особенность по отношению к ФГОС ООО

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии, которые определены стандартом второго поколения для основной школы.

Концепция (основная идея программы)

Концепция программы строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне.

        Технология — это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Она включает изучение методов и средств преобразования и использования указанных объектов. В школе учебный предмет «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)

Основное предназначение учебного предмета«Технология» в системе общего образования заключается в формировании технологической грамотности, компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, включающей технологические знания и умения, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решать проблемы, развивать творческие способности, сознательность, гибкость, предприимчивость. Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.

Технологическая культура предполагает овладение системой понятий, методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Она предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающихи безотходныхтехнологийв сферахпроизводства и услуг, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, планирования и организации трудового процесса, обеспечения безопасности труда, компьютерной обработки документации, психологии человеческого общения, основ творческой и предпринимательской деятельности.

В какую образовательную область входит данный учебный предмет

Предмет «Технология» в соответствии с ФГОС входит в образовательную область «Технология и ИЗО»

Общие цели учебного предмета для ступени обучения

Цели обучения технологии в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по технологии для учащихся 5 класса среднего общего образования (базовый уровень) разработана на основе   программы «Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

Цели  и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.

В системе школьного образования учебный предмет «Технология» занимает особое место.

Изучение «Технологии» в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представления о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных  в нем технологиях;
  • приобретение практического опыта познания и самообразования, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориентированной и исследовательской  деятельности;
  • подготовки учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Содержание образования по технологии определяет следующие задачи:

а)сформировать политехнические знания и технологической культуры учащихся;

б)привить элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;

в)познакомить с основами современного производства и сферы услуг;

г)развить самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;

д)обеспечить изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;

ж)овладевать основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и уметь применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з)развить эстетическое чувство и художественную инициативу, оформлять потребительские изделия с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного творчества для повышения конкурентоспособности при реализации.

Изучение любого модуля рабочей программы учебного предмета «Технология»  включает:

  • культуру труда, организацию рабочего места, правила безопасной работы;
  •  компьютерную поддержку каждого модуля;
  • графику и черчение;
  • ручную и механическую обработку конструкционных материалов;
  • основы материаловедения и машиноведения;
  • прикладную экономику и предпринимательство;
  • историю, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники;
  • экологию — влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и здоровье человека;
  • профинформацию и профориентацию;
  • нравственное воспитание, в том числе культуру поведения и бесконфликтного общения;
  • эстетическое, в том числе дизайнерское воспитание;
  • творческое, художестенное и этнохудожественное развитие.

Общая характеристика учебного процесса.

Технологии,используемые в учебном процессе:

  1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.
  2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.
  3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
  4. Технологии проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

Методы и приемы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

-самоконтроль.

Формы организации образовательного процесса: основная форма обучения-учебно-практическая деятельность, а так же поурочная система обучения с использованием объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. И  такие формы обучения , как: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений, навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум.         Наряду с традиционными репродуктивными методами обучения применяетсяметод проектов и кооперированная деятельность учащихся.

Виды и формы контроля: контрольные работы, диагностические тесты, математические диктаты.

Место - учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения математики и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы. Программа представляет собой практический курс технологии для учащихся получающих образование по УМК следующих авторов:«Технология. Технология ведения дома: 5 класс» учебник для общеобразовательных организаций /Н.В.Синицина, В.Д. Симоненко./ М.; Вентана-граф,2012 г.

Программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса. Технологическая культура содержит ряд составляющих, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося:

  • культура труда - включает планирование и организацию трудового процесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества продукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;
  • графическая культура - знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса;
  • культура дизайна - знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;
  • информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности;
  • предпринимательская культура - знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию;
  • культура человеческих отношений - знания, умения иготовность осуществлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействия с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;
  • экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;
  • культура дома - знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяйства, выполняя социальные функции семьянина;
  • потребительская культура - знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потребителя;
  • проектная и исследовательская культура - знания, умения и готовность самостоятельного определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, получения, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.

В результате изучения учебного предмета «Технология» учащиеся  овладеют следующими знаниями и умениями:

— находят, обрабатывают и используют необходимую информацию, читают и выполняют несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;

— выдвигают и оценивают предпринимательские идеи, проектируют предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайна, планируют свою практическую деятельность с учётом реальных условий осуществления технологического процесса;

— создают продукты труда (материальные объекты и услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью;

— выполняют с учётом требований безопасности труда необходимые приёмы работ и технологические операции, используя соответствующие инструменты и оборудование;

— оценивают возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, выполнения конструкций материальных объектов и технологии их изготовления, дают элементарную экологическую оценку технологии и результатов практической деятельности;

— ориентируются в мире профессий, оценивают свои профессиональные интересы и склонности, составляют жизненные и профессиональные планы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса технологии

      Изучение технологии в основной школе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

  •  познавательные, интеллектуальные и творческие способности и интересы в предметной технологической деятельности и необходимости непрерывного образования в современном обществе;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков;
  • мотивация образовательной деятельности;
  • готовность к выбору индивидуальной траектории будущей образовательной и профессиональной деятельности, в соответствии с собственными интересами и возможностями, и потребностями общества;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  •  эмоционально-личностного отношения к ценностям народной культуры, воспитание патриота своей Родины;
  • теоретического, технико-технологического,     экономического      и

исследовательского мышления;

  • трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности;
  •  бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам, приобретения опыта природоохранной деятельности;

Метапредметныерезультататы:

Регулятивные:

Ученик научится:

  • адекватно оценивать себя, свои способности; видеть связь между затраченными усилиями и достигнутыми результатами;
  • самостоятельно определять способы решения учебных, творческих, исследовательских и социальных задач на основе заданных алгоритмов;

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать смыслформирование умений продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать и выполнять совместную коллективную работу,  корректировать результаты совместной деятельности;
  • владеть навыками исследовательской и проектной деятельности, определение целей и задач, планирование деятельности, построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез, моделирование технических объектов, разработка и изготовление творческих работ, формулирование выводов, представление и защита результатов исследования  в заданном формате;
  • использоватьдополнительнуюинформацию при проектировании и создании объектов, имеющих личную, общественно значимую  и потребительскую стоимость;
  • владеть нормами и правилами культуры труда на рабочем месте и правилами безопасности при выполнении различных технологических процессов .

Познавательные:

Ученик научится:

  • осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы;
  • осмысливать технологию приготовления блюд;
  • соблюдать правил техники безопасности и санитарии при выполнении работ.

Коммуникативные:

Ученик научится:

  • принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
  • допускать существование различных точек зрения;
  • стремиться к координации различных мнений ;договариваться, приходить к общему решению;
  • использовать в общении правила вежливости;
  • использовать простые речевые  средства для  передачи своего мнения;
  • контролировать свои действия в коллективной работе;
  • понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
  • следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
  • использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
  • корректно формулировать свою точку зрения;
  • проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
  • контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.

Предметные результаты.

Ученик научится:

  • разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;
  • работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;
  • определять в ткани долевую нить, лицевую и изнаночную стороны;
  • наматывать нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки, регулировать длину стежка);
  • выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом;
  • читать и строить чертеж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;
  • выполнять обработку накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия;
  • подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы.

Ученик получит возможность:

В познавательной сфере:

     ♦ владеть базовыми понятиями и терминологией, объяснять их с позиций  явлений социальной действительности ;

     ♦  использовать полученные знания и умения при планировании и освоении технологических процессов при обработке конструкционных материалов;

     ♦ подбирать материалы, инструменты, оснастки, оборудования в соответствии с технологической, технической и графической документацией;

     ♦ подбирать естественные и искусственные материалы для практических и проектных работ;

     ♦ владеть способами научной организации труда при выполнении лабораторных, практических, исследовательских и  проектных работ;

     ♦ применятьмежпредметные и внутрипредметные  связи в процессе разработки технологических процессов и проектно-исследовательских работ.

В ценностно-мотивационной сфере:

     ♦ уметь ориентироваться в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей, в будущем активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни;

     ♦  уважать ценности  иных культур и мировоззрения;

     ♦  осознавать свою роль в решении глобальных проблем современности;

     ♦  оценивать свои способности и готовность к труду в конкретной предметной или предпринимательской деятельности;

     ♦  осознавать ответственность  за здоровый образ жизни, качество результатов труда, экономии материалов, сохранение экологии.

В трудовой сфере:

     ♦ знать моральные и правовые нормы, относящихся к трудовой деятельности, готовность к их исполнению;

     ♦  понимать роль трудовой деятельности в  развитии общества и личности;

     ♦  уметь планировать процесс труда, технологический процесс с учетом характера объекта труда и применяемых технологий;

     ♦  выполнять подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

     ♦ проектировать и составлятьграфическую документацию, последовательности технологических операций с учетом разрабатываемого объекта труда или проекта;

     ♦ участвовать в проектной деятельности, владеть приемами исследовательской деятельности;

     ♦   соблюдать культуру труда, трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасности работ, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

     ♦  уметь самостоятельно выполнять отбор информации с использование различных источников  информационных технологий, для презентации результатов  практической и проектной  деятельности;

    ♦   уметь самостоятельно или с помощью справочной литературы выполнять контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов.

В физиолого-психологической сфере:

     ♦ сочетать образное и логическое мышление в процессе трудовой, проектной и исследовательской деятельности;

     ♦ развивать моторику, координацию и точность движения рук при выполнении различных технологических операций, при работе с ручными и механизированными инструментами, механизмами и станками.

В эстетической сфере:

     ♦  уметь эстетически и рационально оснастить рабочее место, с учетом требований эргономики и научной организации труда;

     ♦    уметь проектировать разрабатываемое изделие или проект, с учетом требований дизайна, эргономики и эстетики;

     ♦    разрабатывать варианты рекламы выполненного объекта или результатов труда.

В коммуникативной сфере:

♦ иметь знания о конструктивном взаимодействии людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

     ♦ уметь использовать современные средства связи и коммуникации для поиска необходимой учебной и социальной информации;

   ♦  уметь работать в коллективе при выполнении практических и проектных работ, с учетом общности интересов и возможностей всех участников трудового коллектива;

     ♦  уметь публично отстаивать свою точку зрения, выполнять презентацию и защиту проекта изделия, продукта труда или услуги.

Формы контроля

Текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.

Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала;  содержание  определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся  класса. Итоговые контрольные работы проводятся:    

-после изучения наиболее значимых тем программы,                                                                              - в конце учебной четверти.                                                                                                                  

Содержание учебного предмета

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (1ч)

Основные теоретические сведения

Понятие о проектной деятельности, творческих проектах, этапах их подготовки и реализации.

Практические работы

Выполнение эскизов проектов.

ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА (6 ч)

Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера произведениями декоративно-прикладного искусства. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления. Размещение оборудования на кухне.

Творческий проект «Кухня моей мечты». Этапы проектирования, цель и задачи проектной деятельности.

Практические работы

Творческий проект «Кухня моей мечты». Выполнение эскиза интерьера кухни. Защита проекта.

КУЛИНАРИЯ (16 ч)

Санитария и гигиена (2 ч)

Основные теоретические сведения

Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пиши, к хранению продуктов и готовых блюд. Правила мытья посуды. Безопасные приемы работы на кухне.

Практические работы

Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.

Здоровое питание (2 ч)

Основные теоретические сведения

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Пищевая пирамида. Первая помощь при пищевых отравлениях.

Практические работы

Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Работа с пищевой пирамидой.

Технология приготовления пиши (12 ч)

Бутерброды, горячие напитки

Основные теоретические сведения

Продукты, используемые ятя приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Требования к качеству бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Практические работы

Составление технологических карт приготовления бутербродов. Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Основные теоретические сведения

Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы В. Причины увеличения веса и объема при варке.

Практические работы

Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий; приготовление блюда. Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров из крупы, бобовых и макаронных изделий. Чтение маркировки, штриховых кодов на упаковке.

Блюда из овощей

Основные теоретические сведения

Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Методы определения качества овощей, содержание нитратов. Назначение, виды и технология механической и тепловой кулинарной обработки овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки.

Практические работы

Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.

Блюда из яиц

Основные теоретические сведения

Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Способы варки яиц.

Практические работы

Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюд из яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц.

Сервировка стола к завтраку. Творческийпроект «Воскресный завтрак в моей семье» (4 ч)

Основные теоретические сведения

Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом. Правила зашиты проекта.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами. Защита проекта.

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ» (28 ч)

Элементы материаловедения (4 ч)

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Долевая (основная) и поперечная (уточная) нити, кромка и ширина ткани. Ткацкие переплетения. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон.

Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы

Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

Конструирование швейных изделий (6 ч)

Основные теоретические сведения

Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок. Последовательность и приемы раскроя швейного изделия.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов и измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою. Раскрой изделия.

Швейные ручные работы (2 ч)

Основные теоретические сведения Инструменты, приспособления для выполнения ручных работ. Правила и техника безопасности при работе с иголками, булавками, ножницами. Ручные строчки и стежки, виды ручных стежков и строчек. Размер стежков, ширина шва. Технические условия при выполнении ручных работ. Терминология ручных работ.

Практическая работа

Изготовление образцов ручных стежков и строчек.

Элементы машиноведения (6 ч)

Основные теоретические сведения

История швейной машины. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Практические работы

Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка. Терминология швейных работ. Выполнение образцов швов.

Проект «Фартук для работы на кухне» (10 ч)

Основные теоретические сведения

Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Технология пошива фартука, обработка кармана, нижнего, боковых, верхнего срезов, обработка пояса. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Подготовка доклада к защите проекта.

Практические работы

Организация рабочего места. Подбор инструментов и материалов. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия. Защита проекта.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (18 ч)

Декоративно-прикладное изделие для кухни (8 ч)

Творческий проект «Изделие в технике лоскутного шитья для кухни» (10 ч)

Основные теоретические сведения Традиционные виды рукоделия и декоративно- прикладного творчества. Применение лоскутной пластики в народном и современном костюме, интерьере. Знакомство с видами лоскутной пластики. Композиция, цвет в лоскутном шитье. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты. Подготовка доклада к защите проекта.

Практические работы

Зарисовка традиционных орнаментов лоскутной пластики, определение колорита и материалов для шитья изделия. Организация рабочего места. Выполнение эскизов прихватки, выполнение раскроя по шаблонам. Технология изготовления прихватки из лоскутков. Материалы, инструменты, оборудование. Защита проекта.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урокап/п

Перечень  разделов и  тем;

всего часов;

Основные виды деятельности;

Количество часов практических занятий

Количество часов контрольно-диагностических занятий;

Дата проведения.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (1ч)

У-1

Проектная деятельность

1

.

Выполнение эскизов проектов.

2/09

ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА (5 ч)

У-2

Интерьер кухни-столовой. Оборудование кухни

1

Находить и представлять информацию по истории интерьера народов мира.

Знакомиться с функциональными, эстетическими, санитарно-гигиеническими требованиями к интерьеру.

Выполнять эскизы интерьера кухни, столовой, кухни-столовой.

Выполнять эскизы элементов декоративного оформления столовой

2/09

У-3 У-4

Творческий проект «Кухня моей мечты»

2

9/09

У-5 У-6

Защита проекта «Кухня моей мечты»

2

Творческий проект «Кухня моей мечты».

16/09

КУЛИНАРИЯ (16 ч)

У-7

Санитария и гигиена на кухне

Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи.

Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.

Анализировать требования к соблюдению технологических процессов приготовления пищи.

Осваивать безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями.

Оказывать первую помощь при ожогах и порезах

Практическая работа

23/09

У-8

Здоровое питание

Практические работы

23/09

У-9 У-10

Бутерброды, горячие напитки

Изучать основы физиологии питания человека.

Находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов.

Составлять меню, отвечающее здоровому образу жизни.

Находить рецепты блюд, отвечающие принципам рационального питания.

Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов с применением экспресс-лаборатории.

Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях

Выполнять эскизы художественного оформления бутербродов.

Приготавливать и оформлять бутерброды.

Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере.

Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах «ассорти на хлебе».

Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе

30/09

11\12

Блюда из круп, бобовых, макаронных изделий

Читать маркировку и штриховые коды на упаковках.

Анализировать состав пищевых веществ в продуктах.

Выполнять механическую кулинарную обработку крупы.

Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы.

Готовить рассыпчатую, вязкую или жидкую каши.

Готовить гарнир из макаронных изделий.

Готовить и оформлять блюда из крупы и макаронных изделий.

Определять консистенцию блюда

07/10

13\14

Практическая работа «Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий»

14/10

15\16

Блюда из сырых  и варенныховощей и фруктов

Определять доброкачественность овощей по внешнему виду и при помощи индикаторов.

Выполнять сортировку, мойку, очистку, промывание овощей.

Экономно расходовать продукты.

Выполнять нарезку овощей соломкой, кубиками, кружочками, дольками, кольцами и др.

Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов.

Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приемов нарезки.

Читать технологическую документацию.

Соблюдать последовательность приготовления блюд по инструкционной карте.

Готовить салат из сырых овощей.

Осваивать безопасные приемы тепловой обработки овощей.

Готовить гарниры и блюда из вареных овощей.

Органолептически оценивать готовые блюда. Выполнять эскизы оформления салатов для салатниц различной формы.

Рассчитывать калорийность приготовленных блюд.

Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады

21/10

17

18

Практическая работа «Приготовление салатов из сырых и варенных овощей»

28/10

19

Блюда из яиц

Изучать способы определения свежести яиц.

Выполнять художественное оформление яиц к народным праздникам.

11/11

20

Сервировка стола к завтраку. Творческий проект «Воскресный завтрак в моей семье»

11/11

21 \22

Практическая работа «Воскресный завтрак для всей семьи »

Практическая работа «Воскресный завтрак для всей семьи »

18/11

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ» (28 ч)

23\24

Элементы материаловедения

Изучать характеристики различных видов волокон и тканей по коллекциям.

Исследовать свойства тканей из натуральных и химических волокон.

Находить информацию о новых свойствах современных тканей.

Распознавать виды ткани.

Определять виды переплетения нитей в ткани.

Исследовать свойства долевой и уточной нитей в ткани.

Определять лицевую и изнаночную стороны ткани.

Определять направление долевой нити в ткани.

Проводить сравнительный анализ прочности окраски  различных тканей.

Оформлять результаты исследований

25/11

25\26

Свойства текстильных материалов. Практическая работа «Изучение свойств тканей из хлопка и льна»

Практическая работа «Изучение свойств тканей из хлопка и льна»

02/12

27\28

Конструирование швейных изделий

Анализировать особенности фигуры человека различных типов.

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений.

Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам.

Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий.

Рассчитывать количество ткани на изделие.

Копировать выкройку из журнала мод, проверять и корректировать выкройку с учетом своих мерок и особенностей фигуры.

Рассчитывать параметры и выполнять построение выкройки с помощью компьютера (при наличии специального программного обеспечения)

09/12

29\30

Построение чертежа швейного изделия. Практическая работа «Построение чертежа швейного изделия»

Практическая работа «Построение чертежа швейного изделия»

16/12

31\32

Раскрой швейного изделия. Практическая работа «Раскрой швейного изделия»

Раскрой швейного изделия. Практическая работа «Раскрой швейного изделия»

23/12

33\34

Швейные ручные работы

30/12

35\36

Подготовка швейной машины к работе

Находить информацию и проводить сравнительный анализ технических характеристик швейных машин от их создания до наших дней.

Изучать устройство современной бытовой швейной машины.

Включать и выключать маховое колесо. Наматывать нить на шпульку.

Заправлять верхнюю и нижнюю нити.

Выполнять машинные строчки на ткани по намеченным линиям.

Выполнять машинные строчки с различной длиной стежка, закреплять строчку обратным ходом машины.

Регулировать качество машинной строчки для различных видов тканей.

Заменять иглу в швейной машине.

Разбирать и собирать челнок универсальной швейной машины.

Выполнять зигзагообразную строчку. Обрабатывать срезы зигзагообразной строчкой.

Анализировать причины возникновения дефектов машинной строчки и находить способы их устранения.

Чистить и смазывать швейную машину.

Обрабатывать срезы ткани на заправленной краеобметочной машине.

Овладевать безопасными приемами труда

13/01

37/38

Приемы работы на швейной машине. Практическая работа «Выполнение образцов машинных швов»

Практическая работа «Выполнение образцов машинных швов»

20/01

39/40

Швейные машинные работы. Влажно-тепловая обработка ткани

27/01

41/42

Проект «Фартук для работы на кухне»

Выполнять образцы ручных и машинных стежков, строчек и швов.

Отрабатывать точность движений, координацию и глазомер при выполнении швов.

Подшивать низ изделия потайными подшивочными стежками.

Обосновывать выбор вида соединительных, краевых и отделочных швов для данного изделия в зависимости от его конструкции, технологии изготовления, свойств ткани и наличия необходимого оборудования.

Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою.

Планировать время и последовательность выполнения отдельных операций и работы в целом.

Выполнять раскладку выкроек на различных тканях.

Переводить контурные и контрольные линии выкройки на парные детали кроя.

Читать технологическую документацию и выполнять образцы поузловой обработки швейных изделий.

Подготавливать и проводить примерку, исправлять дефекты.

Стачивать детали и выполнять отделочные работы.

Овладевать безопасными приемами труда.

Выбирать режим и выполнять влажно-тепловую обработку изделия.

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки

03/02

43/44

Обработка накладного кармана. Практическая работа «Обработка накладного кармана»

Практическая работа «Обработка накладного кармана»

10/02

45/46

Обработка нижнего и боковых срезов фартука. Практичес-кая работа «Обработка нижнего и боковых срезов фар-тука»

Практичес-кая работа «Обработка нижнего и боковых срезов фар-тука»

17/02

47/48

Обработка верхнего среза фартука притачным поясом. Практическая работа «Обработка верхнего среза фартука. Изготовление пояса». Подготовка защиты проекта

Практическая работа «Обработка верхнего среза фартука. Изготовление пояса». Подготовка защиты проекта

24/02

49/50

Защита проекта «Фартук для работы на кухне»

02/03

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (20 ч)

51/52

Декоративно-прикладное изделие для кухни (8 ч)

Изучать различные виды техники лоскутного шитья.

Составлять орнаменты для лоскутного шитья на компьютере с помощью графического редактора.

Рационально использовать отходы.

Изготавливать шаблоны из картона или плотной бумаги.

Подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуре, качеству волокнистого состава.

Изготавливать изделие в технике лоскутного шитья.

Обсуждать наиболее удачные работы

09/03

53

Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства

16/03

54

Орнамент. Цветовые сочетания в орнаменте

16/03

55/56

Лоскутное шитьё. Технологии лоскутного шитья

23/03

57/58

Лоскутное шитье. Технологии лоскутного шитья. Практическая работа «Изготовление образца изделия из лоскутов»

Практическая работа «Изготовление образца изделия из лоскутов»

06/04

59/60

Лоскутное шитье. Обоснование проекта

13/04

61/62/63/64

Выполнение проекта. Практическая работа «Стачивание деталей изделия»

Практическая работа «Стачивание деталей изделия»

20/04

65/66

Подготовка проекта к защите

27/04

67/68

Защита проекта

«Лоскутное изделие для кухни».

Итоговый урок

04/05

Итого

68

14

При реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:

  1. Примерная  программа по  учебному предмету Технология 5-9 классы ( Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект – М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
  2. Программа по  учебному предмету Технология 5-8 классы / А.Т. Тищенко.  В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф,  2013.
  3. Технология. Индустриальные технологии. 5 класс.  Учебник  для учащихся общеобразовательных учреждении./ А.Т. Тищенко.  В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф,  2013.

Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Рабочая программа

Технология. Программа:5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-граф, 2013.

Учебники и учебные пособия

Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-граф, 2012.

        Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учебник для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений.— М.: Просвещение, 1997.—127 с.: ил.

Методические пособия для учителя

  1. Технология. Технологии ведения дома:5 класс: методическое пособие / Н.В. Синица. – М.: Вентана-граф, 2013.
  2. Синица Н.В. Технологии ведения дома (обслуживающий труд): 5-7 классы: методическое пособие / Н.В. Синица; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  3. Кожина О.А. Технология: Обслуживающий труд. 5 класс. Методическое пособие к учебнику О.А.Кожиной, Е.Н.Кудаковой, С.Э.Маркуцкой «Технология. Обслуживающий труд» / О.А.Кожина, Е.А.Кудакова, С.Э.Маркуцкая; под ред. О.А.Кожиной. — М.: дрофа, 2013.
  4. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005.
  5. Технология. 5 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко. В 2 ч. Часть I, II / Сост. О.И. Макридина — Учитель - АСТ, 2004.—112 с.
  6. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учебник для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений.— М.: Просвещение, 1997.—127 с.: ил.
  7. Чернякова В.Н. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани». М.: Просвещение, 2000.
  8. Технология 5 класс: поурочные планы по учебнику Крупской В.Ю, Лебедевой Н.И., Литиковой Л.В., Симоненко В.Д. (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие)/авт.-сот. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 319с.
  9. Технология 5 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология. 5 класс» В. Д. Симоненко. Части 1,2. Составитель Н. Б. Голондарева – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.
  10. Технология. 5 класс: Поурочные планы по учебникуЮ. В. Крупской, Н. И. Лебедевой, Л. В. Литиковой, В. Д. Симоненко (материаловедение, лоскутная техника, вышивка, кулинария, интерьер) / Авт. Сост. И.В. Бобунова – Волгоград: Учитель, 2004.
  11. Маркуцкая С. Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С. Э. — Москва, Издательство «Экзамен», 2006.
  12. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки). — М.: 5 за знания, 2006.
  13. Сасова И.А. Технология. Сборник проектов. 5 класс. — М.: «Вентана - Граф, 2004.
  14. И. А. Сасова Технология «Метод проектов в технологическом образовании школьников» М.: Вента на Граф, 2003.
  15. Власова А.А., Карельская Л.В., Ефременко Л.В. Рукоделие в школе. Практическое пособие. — СПб: ТОО «Диамант», ТОО «Фирма ЛЮКСИ», 1996.
  16. Технология. 5 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008
  17. Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки./Авт.-сост. Павлова О.В. – Волгоград: Учитель, 2007.
  18. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. Сасовой И.А. – М.: Вентана-Графф, 2003.-
  19. Научно-методические журналы «Школа и производство».

Для ученика

Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-граф, 2012.

        Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учебник для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений.— М.: Просвещение, 1997.—127 с.: ил.

Печатные пособия

 

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения.

1.Цифровые образовательные ресурсы по технологии:

  • Домоводство.
  • Изонить. Вышивка по картону.
  • Кулинария.
  • Технология. Обслуживающий труд. Практико – ориентированные проекты. 5-8 классы.
  • Учимся поварскому искусству.
  • Учимся шить.
  • Мультимедийные уроки по технологии (5 класс, девочки)

2.Образовательные сайты

Технические средства обучения

  1. компьютер,
  2.  проектор,
  3. сканер,
  4. принтер,
  5.  ксерокс,

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).

 Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (30◦, 60◦), угольник (45◦,45◦)

Специализированная мебель:

Компьютерный стол

Оборудование для швейной мастерской: швейные машины, оверлок, утюги

Оборудование для кухни: электрические плиты, вытяжки, холодильник, микроволновая печь, кухонный комбайн, электрический чайник-термос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по технологии (мальчики) по программе "Технология 5-8 кл."авторы И.А.Сасова и А.В. Марченко

программа по технологии разработана на основе программы  И.А. Сасова, А.В. Марченко "Технология " 5-8 кл. М.;Вента-Граф 2007г.,допущенной Министерством образования и науки РФ ...

Рабочая программа по технологии для мальчиков 5 класс

Рабочая программа по технологии для мальчиков 5 класс для линии учебников под ред. В. Д. Симоненко....

Рабочие программы по технологии для мальчиков

Рабочие программы по технологии для мальчиков под редакцией В.М. Казакевича, Г.А. Молевой....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 6 классе на 2017- 2018 учебный год.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков)для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся  интегрировано в общеобразовательном 6  классе на 2017- 2018 учебный ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 7 классе на 2017- 2018 учебный год.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков)для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся  интегрировано в общеобразовательном 7  классе на 2017- 2018 учебный ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся в специальном коррекционном 8 «а» классе на 2017/2018 учебный год.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся в специальном коррекционном 8 «а»  классе на 2017/2018 у...

Рабочая программа по технологии для мальчиков

Рабочая программа по технологии содержит планируемые результаты освоения программы, содержание тем и тематическое планирование....