Подготовка ткани и деталей кроя швейного изделия с цельнокроеным рукавом к раскрою
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Ипатьева Нина Васильевна

Дополнить знания учащихся о подготовке выкройки, настила ткани, закрепить понятия о необходимости сохранения рисунка. Научить экономному раскрою. Воспитать культуру труда и чувства требовательности к себе. Развивать умение анализировать и объяснять выполнение данной операции, определять ее особенности, сравнивать ее с выполнением раскроя швейных изделий, изученных ранее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                «Средняя общеобразовательная школа №10»

  Открытый урок по технологии (девочки)  6 класс

                                              Тема:

 

«Подготовка ткани и деталей кроя швейного изделия с  цельнокроеным рукавом к раскрою».

                                                       

                                                        учитель Ипатьева Нина Васильевна

                                           23 ноября  2016 г.

                                                             

Тема: « Подготовка ткани и деталей кроя швейного изделия с               цельнокроеным рукавом к раскрою».

Цель урока: подготовить ткань и детали кроя швейного изделия с цельнокроеным рукавом к раскрою.

Задачи: дополнить знания учащихся о подготовке выкройки, настила ткани, закрепить понятия о необходимости сохранения рисунка. Научить экономному раскрою. Воспитать культуру труда и чувства требовательности к себе. Развивать умение анализировать и объяснять выполнение данной операции, определять ее особенности, сравнивать ее с выполнением раскроя швейных изделий, изученных ранее.

Наглядность, оборудование: карточки (Приложение), образцы деталей кроя, плакат с образцами ручных швов (копировальные, прокладочные, сметочные).

                                                          Ход урока

I. Организация урока.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

П. Повторение пройденного материала.

1. Проверка домашнего задания.

Учитель проверяет правильность построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в натуральную величину.

2. Опрос учащихся по вопросам.

- Из каких деталей состоит чертеж плечевого изделия с цельнокроеным рукавом?

- Чем отличается чертеж спинки от чертежа переда?

- От каких мерок зависит размер базисной сетки чертежа?

- Для чего делают прибавки?

- Для чего снимают мерку Дтс?

- Почему мерки обхватов записывают в половинном размере?

- Какие мерки записывают полностью?

III. Изучение нового материала.

                       Подготовка ткани к раскрою.

1.Обнаружить дефекты. Осмотрите ткань на наличие дефектов. На лицевой

поверхности ткани не должно быть: дыр, пятен, инородных волокон, коротких утолщений нитей, отсутствия одной или нескольких нитей основы или нитей утка. Не должно быть дефектов в окраске ткани. Все обнаруженные дефекты отметьте мылом или мелом на изнаночной стороне ткани. Обратите внимание на них при раскрое, чтобы они не попали на детали выкройки.

2.Определить  лицевую сторону ткани можно по яркости печатного рисунка, виду ткацкого переплетения, качеству поверхности ткани, кромке. Ткань обычно  сложена в рулоне вдвое. Если ткань с рисунком, то надо рассмотреть, как направлены его детали - в одну или в разные стороны. Это придется учитывать при раскладке, чтобы на всех деталях изделия было одно направление рисунка.

  1. 3.Определить долевую нить – она проходит вдоль кромок к ткани. Если кромок нет, ткань растягивают: в долевом направлении растяжение меньше, чем в поперечном.
  2. 4.Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки.

Декатирование. Некоторые ткани в процессе влажно-тепловой обработки (глажения), стирки подвержены усадке. Чтобы избежать этого, ткань нужно перед раскроем декатировать (провести влажно-тепловую обработку). Ткань утюжьте по направлению нитей основы, не растягивая. Нить основы направлена вдоль кромки ткани. При раскладке выкроек старайтесь избегать отклонения от направления нити основы.

5. Проутюжить ткань.

6. Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть.

7. Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.

Раскладка деталей выкройки на ткани.

1.Складываем ткань пополам, лицевой стороной вовнутрь, выравниваем с помощью угольника поперечный срез ткани (чтобы не было перекоса деталей при раскладке выкроек). Раскладка начинается с выровненного края, причем сначала раскладываем крупные детали, а затем более мелкие. Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной.

2.Раскладываем выкройки детали на ткань, учитываем направление долевой нити.

3.Выкройки на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении. Если ткань с крупным рисунком, необходимо, чтобы правая и левая стороны были симметричны по рисунку.

4.По очереди каждую деталь выкройки прикалываем булавками к ткани. Расстояние между булавками – 7,5 см, на закругленных участках – чаще.

5.Детали обводим мелом рядом с контуром выкройки - по этим линиям будут проходить швы. Линии, по которым будет проводиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мылом.

6. Потом контур выкройки обводим еще раз, отпуская от нее на ширину припуска – 30 мм на подгибку низа и 15 мм для всех остальных швов.

7.Проводим раскрой ткани по вторым линиям. Обязательно необходимо производить самоконтроль или взаимоконтроль не после выполнения операции раскроя, а до вырезания деталей изделия, чтобы иметь возможность исправить допущенную ошибку.

Способы перенесения линий выкройки.

    Девочки, как вы думаете, каким способом можно перенести метки с одной стороны на другую? Какие инструменты необходимы для этого?

Подготовка деталей кроя к обработке заключается в переносе контурных линий, конструктивных линий и маркировок на детали кроя различными способами. Контурные линии (линии бока, плеча, низа, проймы, горловины и др.), конструктивные линии (вытачки, линии середины переда и др.) намечают на верхней детали и переносят на второй слой, т.е. на парную деталь или симметричную сторону.

А) с использованием копировальной бумаги и резца - колесика.

Б) с использованием булавок.

В) при помощи прямых стежков.

Г) при помощи копировальных стежков.

С использованием копировальной бумаги и резца-колесика. Копировальную бумагу, контрастную по цвету, накладывают вместе с выкройкой и проводят резцом-колесиком вдоль краев выкройки. Прямые линии проводят по линейке, контрольные точки - короткими штрихами.

С использованием булавок. Вдоль линии контура выкройки верхней детали вкалывают булавки насквозь через два слоя, на нижней детали мелком делают метки, а затем проводят линии. Способ не пригоден для тонких тканей.

При помощи прямых стежков. Конструктивные линии, которые необходимо видеть на лицевой стороне ткани, переносят прямыми стежками, разъединив детали кроя после прокладывания линий.

При помощи копировальных стежков. Детали скалывают и по контурным линиям верхней детали прокладывают копировальные стежки, затем детали раздвигают и нитки разрезают.

Домашнее задание: выучить правила подготовки ткани и деталей кроя к раскрою, принести ткань, детали кроя, рабочую коробку, зарисовать раскладку деталей кроя в тетради.

VI. Закрепление изученного материала. (Устный и  по карточкам)

Вопросы:

1. Какие операции входят в подготовку ткани к раскрою?

2. Как учитываются дефекты ткани при раскрое?

3. Почему при раскладке выкройки на ткани деталь обводится два раза?

4. Что такое декатирование?

5. Какие правила ТБ следует соблюдать при работе с ножницами, булавками,  иглами и утюгом?

6. Какими свойствами обладают нити основы и утка?

7. Сколько ткани требуется для изготовления платья?

8. Перечислите детали кроя вашей модели.

9. Какие линии на крое необходимо перенести на симметричную сторону?

10. Какими способами переносят линии на симметричную сторону?

11. Для чего наносят линии середины на детали кроя?

12. Для чего скалывают крой булавками?

VII. Анализ урока.

Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания. Оценивает выполненную работу, объявляет оценки.

                                                                             

                                                                              Приложение               

Вариант № 1                                                       по карточкам

  1. Какие операции входят в подготовку ткани к раскрою?
  2. Какие линии выкройки укладывают вплотную к сгибу тканей?
  3. Для чего обводят выкройку по контуру?
  4. Для чего нужны припуски?
  5. Для чего скалывают крой булавками?
  6. ТБ при работе с ножницами.

Вариант № 2

  1. Как надо гладить ткань перед раскроем?
  2. Почему перед раскроем ткань складывают лицевой стороной внутрь?
  3. От чего зависит величина припуска на шов?
  4. Чем нельзя обводить выкройку по контуру?
  5. Перечислите детали кроя вашей модели.
  6. ТБ при работе с электроутюгом.

Вариант № 3

  1. Для чего определяют направление долевой нити в ткани перед раскроем?
  2. Как учитывается односторонний рисунок ткани при раскрое?
  3. Чем можно обводить выкройку по контуру?
  4. Для чего наносят линии середины на детали кроя?
  5. Что такое «декатирование»?
  6. ТБ при работе с булавками и иглами.

Вариант № 4

1. Для чего прокладывают контрольные линии на деталях кроя?

2. Какие ткани используют при изготовлении платья?

3. Из каких деталей состоит крой платья?

4. Как предохранить палец от укола иглой при ручном шитье?

5. Какими способами переносят линии на симметричную сторону?

6. ТБ при работе с ножницами.

                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка ткани и деталей кроя ночной сорочки к раскрою (7 класс)

Цель урока: подготовить ткань и детали кроя ночной сорочки к раскрою.Задачи: дополнить знания учащихся о подготовке выкройки, настила ткани,  закрепить понятия о необходимости сохранения ри...

Урок технологии, 5 класс Технология изготовления швейного изделия (фартука). Подготовка ткани к раскрою. Требования к раскрою.

Опубликовано "Когда работаешь творчески... Сборник уроков учителей Москвы и Смоленска: Учебно-методическое пособие. - Москва-Смоленск: ГОУ ДПОС "Смоленский областной институт усовершенствования учител...

Конспект урока "Подготовка ткани к раскрою,раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой деталей блузки".

Конспект урока по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для учащихся 8 класса ...

Конспект урока "Подготовка ткани к раскрою и раскрой деталей кроя цельнокроеного платья".

Конспект урока по швейному делу для учащихся 8 класса специальной  коррекционной) школы 8 вида ...

Тема урока: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка. Раскрой. Девиз нашего урока: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». «Кроить не шить после не распорешь». (8 класс)

Тема урока: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка. Раскрой.  Девиз нашего урока: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». «Кроить не шить после не распорешь». (8 класс)Цель урока:  Обучающая ·...

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой плечевого изделия с цельнокроеным рукавом....

Конспект урока" Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия"

"Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия"...