Доклад на ШМО "Правильный выбор профессии обучающихся с умственной отсталостью, как фактор сохранения здоровья".
методическая разработка по технологии (9 класс) на тему

В докладе изложены материалы о правильном выборе профессии обучающихся с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_shmo.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – «Специальная (коррекционная) школа № 9.»

ДОКЛАД

Правильный выбор профессии обучающихся с умственной отсталостью как фактор сохранения физического здоровья

Автор – составитель:

Коваленко М. Ф., учитель трудового обучения

Мысковский городской округ

2018 год

          Профессиональная деятельность играет значимую роль в жизни любого человека, способствует его успешной самореализации в социуме. Правильный и адекватный выбор доступной профессии детьми с ограниченными возможностями здоровья способствует повышению их развитию интереса к собственным возможностям, расширяет кругозор ребенка, стимулирует его потребности к социально-значимому труду. Для осуществления правильного выбора в любой жизненной ситуации необходимо иметь как можно больше информации, которая поможет принять правильное решение. Выбор профессии – не исключение. Тому, кто стоит перед профессиональным выбором, необходимо владеть не только информацией о мире профессий и рынке образовательных услуг, но и учитывать свои интересы, склонности, способности и, главным образом, ограничения по состоянию своего здоровья. В связи с этим процесс профессионального самоопределения требует в первую очередь хорошего информационного обеспечения.

Одним из основных условий социально-трудовой адаптации молодежи с ограниченными возможностями здоровья является получение профессии, соответствующей как индивидуальным профессиональным интересам и способностям, так и состоянию здоровью. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. А как правильно выбрать профессию, которая подходит именно тебе? Этот выбор, действительно, сложен. Чтобы не ошибиться, необходимо знать мир профессий, правила выбора профессии, а также учитывать свои интересы, способности и состояние здоровья.

 Профессиональный труд предъявляет к человеку конкретные требования со стороны здоровья, физиологических и психологических особенностей, уровня и качества образовательной подготовки. Удачный выбор – оптимальное соотношение ваших личностных особенностей, способностей, интересов, здоровья и требований профессии. На сегодняшний день в мире насчитывается огромное количество профессий. Для того чтобы сориентироваться в мире профессий, были созданы их классификации. Самая известная типология профессий по предмету труда (Е.А.Климова). Предмет труда – это то, на что направлен труд человека. Поскольку профессий в мире существует огромное количество, то и предметов труда большое разнообразие. Предметом труда могут быть: природные явления, процессы, совершающиеся во взаимодействии человека с живой и неживой природой, а также сами люди, которых лечат, обучают, воспитывают, обслуживают, развлекают; разнообразные технические устройства; материалы, энергия; знаковые системы и процессы взаимодействия с ними; художественные образы литературы, живописи, графики, скульптуры. Все профессионалы в ходе своей трудовой деятельности взаимодействуют, как правило, с несколькими предметами труда. Однако один из них всегда является основным, ведущим. В итоге выделяют пять основных типов профессий по предмету труда: человек, техника, природа, знаковая система, художественный образ.

"Человек-техника".  Профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой техники, строительством. Большинство профессий этого типа требуют эмоциональной сдержанности, повышенного чувства ответственности, т.к. работники этой сферы часто имеют дело со сложными механизмами и приборами, и допущенные ими ошибки могут иметь серьезные последствия. Представители данных профессий могут длительное время работать при ограниченных контактах с людьми. Таким образом, тип "человек-техника" требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

"Человек-человек" . Профессии, связанные с медицинским и бытовым обслуживанием, обучением, воспитанием и правовой защитой. Профессии данного типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние других людей, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, эмоциональную устойчивость. Таким образом, главное содержание труда в профессиях этого типа сводится к взаимодействию между людьми.

"Человек-знаковая система".  Профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами. Большинство профессий этой группы требуют терпения, аккуратности, систематичности в работе, четкого следования правилам, инструкциям; некоторые из них характеризуются ограниченными контактами с окружающими. Следовательно, для успешной деятельности в данной группе профессий необходимы способности к абстрактному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, способность воспринимать большие объемы информации и хорошая память.

"Человек-природа".  Профессии, связанные с изучением живой и неживой  природы, с уходом за растениями и животными, профилактикой и лечением их заболеваний. В данный тип входят и некоторые медицинские специальности, а также химия, экология. Представителей этого типа профессий объединяет одно очень важное качество – любовь к природе, миру животных и растений, поэтому для них важны такие качества, как знание мира природы, интерес к биологии, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы, ответственность, наблюдательность.   "Человек-художественный образ".  Профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. Для профессий этой группы значимым является эстетическое восприятие окружающего мира, развитый художественный вкус, чувствительность, богатое и развитое воображение, способность заметить в обычном, что-то новое, особенное, исключительное.

 Как же во всем этом многообразии типов и видов профессиональной деятельности понять, какая профессия будет соответствовать твоим возможностям? Что тебе для этого необходимо? И ещё много других вопросов встают перед юношами и девушками. К сожалению, никто не сможет сделать выбор за тебя. Только ты в ответе за принятие решения по выбору профессии, специальности. Выбор профессии – это задача на оптимальное решение, причем задача со многими неизвестными, а иногда – приближенными, неверными данными. Поэтому не исключены и ошибки. Но чем серьезней и осознанней человек будет относиться к этой задаче, тем меньше ошибок он совершит. Для того, чтобы разобраться в этом, есть одна универсальная формула, которая поможет любому человеку сделать правильный выбор. Хочу + Могу + Надо = Профессия для меня ХОЧУ – это твои интересы и склонности. Это всё, что ты делал или делаешь по собственной инициативе и желанию. Это твои разнообразные хобби и интересы, чем ты занимаешься в свободное время. Таким образом, если от выбранной профессии ты будешь получать удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь выполнять свою работу. Так, ты сможешь быстрее стать профессионалом, и у тебя появится больше возможностей получения престижной и высокооплачиваемой работы. МОГУ – твои способности, возможности здоровья. "Могу" включает в себя рассмотрение тех видов деятельности, которые тебе по силам в соответствии с состоянием здоровья. Необходимо учитывать уровень своих знаний, умений и навыков в разных сферах деятельности. Всегда найдётся что-то, что тебе даётся легко, без особых усилий и с хорошими результатами. НАДО – возможность трудоустроиться, спрос на рынке труда. К сожалению, кроме пожеланий существуют ещё и условия, которые от нас не зависят. Например, к этому относится реальная ситуация спроса на выбираемую профессию на рынке труда. Применяя эту формулу, необходимо быть предельно осторожным, чтобы не совершить ошибок. Самые распространённые из них: 1) на этапе "Хочу": Решение принимается несамостоятельно. Стоит серьезно подумать над тем, действительно ли это твой выбор? Не согласился ли ты с аргументами родителей? Несомненно, у них больше опыта и мыслят они практично, но ведь именно тебе предстоит работать по этой специальности. Или, может быть, ты хочешь работать вместе с другом, и выбираешь профессию за компанию? Подумай, чего же действительно хочешь именно ты? 2) на этапе "Мог": незнание своих способностей, не понимание их соотношения с профессией. Еще раз нужно серьезно подумать, ведь мечтать можно о чём угодно. Сможешь ли ты выполнять все требования, что ставит перед тобой профессия (специальность) специальность? Учитываешь ли ты свои психологические особенности, личностные качества, состояние здоровья? К примеру, любить животных и быть ветеринаром совершенно разные вещи. 3) на этапе "Надо": игнорирование конкурентоспособности профессии (специальности). Знаешь ли ты наверняка, что на рынке труда нужен реально специалист твоего профиля? Может быть престижная профессия (специальность), что ты себе подобрал, совсем не нужна на рынке, и специалистов этого профиля переизбыток, и ты окажешься без работы? Тогда, может, стоит пойти на компромисс и заняться другой работой, зато твой труд будет необходим, и ты всегда найдёшь работу. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ!!! -отождествление учебного предмета с профессией; - перенос отношения к человеку на профессию; -выбор профессии "за компанию"; -перекладывание ответственности на родителей. Незнание правил выбора профессии -необъективная оценка своих способностей (завышенная или заниженная); - нежелание или неумение соотносить свои способности, личностные качества, здоровье с требованием профессии.

Итак, учитывая все аспекты выбора профессии и рекомендации, представленные в справочнике, которые отражают соответствие между желаемой и возможной профессиональной деятельностью, ты можешь совершить оптимальный выбор профессии, которая позволит тебе успешно реализоваться в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Школа как фактор сохранения здоровья обучающихся»

Cоздание организационно-педагогических, материально-технических и санитарно-гигиенических условий здоровьесбережения учащихся стало главной заботой в формировании здоровьесберегающего пространства шко...

Доклад на тему: Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью.

Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью....

Доклад на тему "Приемы формирования навыка устного счета у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики"

Материал разработан для учителей-дефектологов, работающих с детьми с умственной отсталостью. Описываются особенности усвоения математических знаний данной группой детей и трудности, с которыми сталкив...

Программа по социализации обучающихся с умственной отсталостью «Мой профессиональный выбор»

Одной из важнейших задач по социализации является профориентация обучающихся. Для формирования профессиональной культуры школьников, профессионального самоопределения, планирования и реализации карьер...

Доклад по СБО на тему: «Организация комфортной развивающей предметно-пространственной среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС»

Комфортная предметно-пространственная среда формируется в соответствии с программой, которая реализуется в учреждении. Развивающая предметная среда имеет свою спец...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...