Технологичекая карта урока в 5 классе по теме "Технология изготовление лоскутного изделия"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Паршина Елена Николаевна

Подробная технологичекая карта урока в 5 классе. Дана краткая характеристика класса, указаны планируемые образовательные результаты, метапредметные УУД.  Даны чертежи для изготовления прихваток в лоскутной технике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование урока  технологии  в 5 классе (по ФГОС второго поколения). Технология  ведения  дома.

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                 

Характеристика  класса:

-   В  классе  обучаются  11 девочек;

-   Класс  активный,  дружный,  по  темпераменту  большая  часть  учащихся – сангвиники,  две девочки – меланхолики.  Класс  отличается  взаимовыручкой  и  поддержкой,  старается  быть  лидером  и  в  учебе,  и  во  внеурочной  деятельности.

-   Уровень  подготовленности  отдельных  учащихся  и  всего  класса  в  целом – достаточно  высокий.  Качество  знаний – 90 %.

Учитель

Паршина  Е. Н.,  МАОУ СОШ № 7.  г. Балаково

Тема  раздела

Художественные  ремесла

Тема  урока

Лоскутное  шитье

Цель

Организовать  деятельность  обучающихся  по  приобретению  знаний  и  умений   изготавливать шаблоны  для лоскутных изделий и выкраивать детали.

Тип урока

Урок «открытия»  новых знаний

Планируемые образовательные  результаты

Предметные:                                                                                                                                           -  знакомство  с одним  из  видов  декоративно – прикладного творчества – лоскутным  шитьем,   историей  его  возникновения,                                                                                            -  организация  рабочего  места,  подбор  материалов  и  оборудования;                                                                                                                                             -  знакомство  с технологией  изготовления   шаблонов  из  плотного  картона,  технологией  выкраивания  деталей  и  технологией  создания    лоскутного верха;                                           - умение  планировать  технологический  процесс;                                                                          -   выявлять  допущенные  ошибки  и  обосновывать  способы  их  устранения;                                    -  стремление  к  экономии  и  бережливости  в расходовании  материалов;                                       -   дизайнерское  проектирование  изделия;                                                                                               -  соблюдение  правил  безопасности  труда.      

 Метапредметные (УУД):

-    определение технологической  последовательности  изготовления  лоскутного изделия;     -   алгоритмизированное планирование  процесса  познавательно – трудовой  деятельности;

-   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

-   развитие умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

-   отражение в устной и практической форме результатов своей деятельности;

-  признание права другого человека на иное мнение.

  

Личностные 

– умение провести самоанализ выполненной работы,                                                                         -  развивать  трудолюбие  и  ответственность  за  качество  своей  работы;                                   -  воспитывать аккуратности и опрятности в работе.

Основные  понятия  и  термины

Лоскутное  шитье, технология  создания  лоскутного  верха,  эскиз,  шаблон,  блок,   стачной  шов,  детали  кроя.

Межпредметные связи

ИЗО,   черчение,  математика

Методы обучения  

Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

компьютер, мультимедийный проектор и экран

Вид  используемых  на  уроке  средств  ИКТ

Презентация  «Лоскутное  шитье»

        

        

                                                                                             Технологическая карта  урока  технологии                                             

Предмет, класс

Технология,  5 класс

Тема урока

«Лоскутное  шитье»,   1 занятие  по  теме  «Технология  изготовления  лоскутного  изделия»

Этапы урока

Сценарий урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Мотивация (самоопределение) к учебной  деятельности (4 – 5 мин)

Цель: - настроить  учащихся к учебной деятельности  и на получение новых знаний;

- создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Здравствуйте!  На улице светит солнце, хорошая погода.  У всех хорошее  весеннее  настроение.

Посмотрите,  какие  красивые  изделия находятся  сегодня  в  классе (показывает  коллекцию изделий, выполненных в лоскутной технике).

Что  общего  во  всех этих  изделиях?  

Приветствие. Проверка явки учащихся.

Включение в деловой  ритм.

Эмоциональный настрой на урок. Активное слушание (учащиеся дают ответ, что все изделия выполнены из кусочков ткани, соединенных между собой).

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (10 – 12 мин)

Цель: - организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания:

- зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний;

- организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания.

Учащиеся рассматривают  большое количество кусочков различных тканей.

 - Какие  ткани лучше  всего использовать для лоскутных изделий? Почему?

Учащиеся делают  вывод, что для лоскутных изделий лучше всего использовать х/б  ткани. Они просты в обработке (их легко шить, стирать, гладить), имеют яркие и разнообразные расцветки.

Далее уч-ся выбирают  те ткани,  которые больше всего подходят для изготовления  изделий из лоскутков.

Учитель дает рекомендации  по правильному подбору тканей для лоскутных изделий.

Организация задания на повторение. Эвристическая  беседа.

Доклад уч-ся «Из истории возникновения лоскутного шитья». Записывают в тетради опорные понятия: пэчворк, квилт.

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы.

Актуализация личного  жизненного опыта.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Ш. Постановка  учебной задачи (4 – 5 мин)

Цель: - зафиксировать причину затруднения у учащихся;

- сформулировать цели урока.

 - А теперь обратите внимание  на  геометрическую  форму  лоскутков, из которых сшиты изделия. (Лоскуты имеют разную геометрическую форму: прямоугольник, квадрат, треугольник)

- Чтобы изделие получилось аккуратным, можно ли сразу кроить детали из ткани? Что нужно для этого сделать? (изготовить шаблоны для выкраивания деталей изделия из картона)

- Сформулируйте цель  нашего урока. (изготовить шаблоны и выкроить детали лоскутного изделия - прихватки).

Организовать уточнение и согласование темы и цели урока.

 Осознание целей и задач урока.

Коммуникативные: аргументация своего мнении, выражение своих мыслей с достаточной полнотой.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

IV. Проблемное изложение нового материала  (20 – 25 мин)

Цель: -  организовать подводящий  диалог по проблемному объяснению нового материала;

- организовать фиксацию преодоления затруднения.

Учитель показывает различные шаблоны и способы раскладки их на ткани (см. приложение 1).  Объясняет, каким образом создаются лоскутные изделия. Подробно учитель останавливается на технике «Лоскутная мозаика», в которой будут изготавливать прихватки (см. приложение 2).

На доске учитель зарисовывает 3 вида прихваток (см. приложение 3).

Показывает, как  рассчитать  размеры  деталей кроя прихваток и построить шаблоны на примере  эскиза прихватки (см. приложение 4).

Учитель объясняет, каким образом можно построить  шаблоны к тем деталям, которые трудно рассчитать (треугольники) (см. приложение 5).

Объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся.

Развитие умения получать информацию.

Зарисовывают эскизы прихваток («Колодец», «Шахматка», «Мельница») и рассчитывают к ним шаблоны.

Коммуникативные: формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: восприятие. осмысление, запоминание учебного материала.

Личностные: применение на практике и последующее повторение нового материала.

V. Первичное закрепление знаний учащихся (

Цель: - зафиксировать алгоритм изготовления шаблонов для лоскутного изделия;

- организовать усвоение учащимися нового материала.

Учащиеся выбирают понравившийся эскиз прихватки и рассчитывают шаблоны по своим размерам.

Учитель осуществляет дифференцированный  подход  (сильным  ученикам предлагает эскиз «Сруб»).

Закрепление полученных знаний.

Коммуникативные: формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: применение на практике и последующее повторение нового материала.

VI. Практическая работа «Изготовление шаблонов к прихватке»

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

Коммуникативные: завершение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Приложение 3

Эскизы прихваток

       «Шахматка»                                                                                «Мельница»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     0

2

4

6

8

1

3

5

7

                                          «Сруб» («Американский квадрат»)

Приложение 1

Раскладка шаблонов на ткани

Приложение 2

«Лоскутная мозаика»

Приложение 5

Построение шаблона  «Мельница»

Начертить в натуральную величину                                                        Разрезать

  Достроить  величину припусков –

     1 см  (готовый шаблон)

Приложение  4

0

2

4

6

8

1

3

5

7

Расчет шаблонов  «Сруб»

Условия:

сторона квадрат         - 4 см     в готовом виде

                ширина полос – 3 см

                припуск на шов – 1 см

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп". Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петельной машиной полуавтоматического действия».

Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп".Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петель...

Технологичекая карта урока по теме: "Hollidays", 4 класс.

Урок рас читан для учащихся 4 класса, по учебнику Азаровой "Millie"...

Тема урока: "Технология изготовления лоскутного изделия"

Разработка содержит конспект урока технологии "Технология изготовления лоскутного изделия" составленный в соответствии с требованиями ФГОС и мультимедийную презентацию состоящую из двадцати четы...

Заключительный урок 6 класс по теме "Изготовление поясного изделия"

Данный материал урока можно использовать в дальнейшем(частично) в 7 классе(ФГОС)....

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС "Лоскутное шитье: планирование и изготовление изделия"

Разработана технологическая карта, опирающаяся на авторскую презентацию «Лоскутное шитье: планирование и изготовление изделия» ,авторскую методическую разработку «Наглядно-демонстрационный метод прове...

Технологичекая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Комаровой Ю.А.

Технологичекая карта урока английского языка в 5 классе по учебнику Комаровой Ю.А....

Технологичекая карта урока русского языка в 6 классе "Нормы употребления имен числительных"

Методическая разработка «Нормы употребления имен числительных в речи» предназначена для учителей русского языка и литературы. Это урок обобщения и систематизации изученного по теме «...