Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Магомедов Павел Романович

План-конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_5_klass.docx38.68 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

по дисциплине «Технология»

в 5 классе,

Муниципальное казённое общеобразовательная учреждение «Средняя образовательная школа» №10

Левокумского района Ставропольского края  

на тему «Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей»                                                                                                                                                      

 

Разработал: Магомедов П.Р.А

Учитель технологии

    2018 год


Разработка урока по технологии в 5 классе  

Предмет

Технология

Класс

5

Тип урока

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Технология построения       урока

Диалогическая

Тема

"Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей"

Цель

Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

Задачи

-ознакомить обучающихся с правильным уходом за одеждой из шерстяных и шелковых тканей,

-символами на ярлыках одежды;

-воспитывать эстетический вкус, внимательность;

-прививать навыки культуры труда, аккуратности, бережливости;

-развивать логическое мышление.

Методы:

проблемно-поисковый

Формы работы

практическая, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование

Ноутбук, проектор, экран.

Электронная презентация к уроку  

Плакат - таблица.

Ярлыки от одежды из различных видов ткани.

Карточки с символами по уходу за одеждой.

Два изделия из шерстяной ткани, два изделия из шелковой ткани (детская одежда).

Бланки памятки (первый и второй лист).

Клей, ножницы, фломастеры, карандаши, журналы  

Планируемый результат.

Предметные умения:

Учебно- творческие умения:

проводить анализ

Речевые умения:

умение анализировать и делать выводы;

устно описывать замысел своей творческой композиции

Предметные - учащиеся ознакомятся основными видами мероприятий по уходу за одеждой.

Метапредметные (УУД):

- регулятивные – определение технологической  последовательности  в уходе за изделиями из шерстяных и шелковых тканей.    

- коммуникативные - умение работать в паре при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем,  разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы

- познавательные - выбор наиболее рациональных способов ухода за изделием и проводить сравнительный анализ.    

Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развивать  трудолюбие, воспитывать аккуратность и опрятность в работе.

Технологическая карта урока

№ этапа урока

Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

(1 минута)

1.Приветствие.

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка готовности учащихся к уроку

– Добрый день! 
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись.

-Присаживайтесь ребята на свои места!

Учащиеся готовят все необходимое для урока.  

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -

2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся.

(3 минуты)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности  

 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок  

3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность  

Слайд 1. Ситуативная  задача

 Маша очень хотела порадовать маму и  сделать ей подарок к 8 марта.   Оставшись дома одна, она постирала мамино любимое платье в стиральной машине, думая о том, как обрадуется мама, увидев свое платье чистым и отутюженным.

Как же Маша была удивлена, когда платье после стирки стало в пору ей самой, и она не смогла его разгладить утюгом. Она очень расстроилась и представила, как огорчиться мама, увидев свое платье.

 - Ребята, почему Маше не удалось порадовать маму своей заботой?

 

 -Есть ли у вас желание научиться ухаживать за одеждой так, чтобы не получать неприятных сюрпризов?

  - Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

(Как правильно ухаживать за одеждой )

- Да, сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как правильно ухаживать за одеждой.

Больше всего уделим внимание   изделиям из шелка и шерсти.

-Давайте попробуем назвать тему урока: "Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей"

- а какую цель можно поставить нашему уроку?      Слайд 2,3

(Ознакомиться с правилами ухода за одеждой из шерстяных и шёлковых тканей)

Учащиеся слушают учителя

Ответы учащихся:

 Учащиеся внимательно слушают

- потому что платье село и было в пору только Маше, она его не правильно постирала

- да есть

-Как правильно ухаживать за одеждой

-Ознакомиться с правилами ухода за одеждой из шерстяных и шёлковых тканей

К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

-Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке

3. Актуализация знаний.

1.Рассмотреть виды стирки.

2.Ознакомить с историей синтетических моющих средств.

3.Раскрыть возможности СМС.

4.Заинтересовать учащихся информацией о ярлыках.

- Открываем свои тетради и записываем число и тему урока

- Попробуйте сформулировать правила подготовки к стирке.

Белье нужно предварительно рассортировать по:

  • видам ткани,
  • цвету
  • степени загрязненности (слабо и сильно загрязненное).

-Далее: Сайд 4 (Общие правила стирки)

- изучить внимательно инструкцию по использованию моющего средства;

- стирайте белое белье отдельно от цветного;

- старайтесь отбирать изделия для стирки в соответствии с составом  волокон;

- перед стиркой удалите из карманов одежды носовые платки, деньги и другие предметы, застегните  застежки-молнии;

- если вещи имеют пятна, то перед стиркой их следует удалить, либо добавить пятновыводитель во время стирки;  

- Какие способы стирки вы знаете?

-Какие химические вещества хозяйки используют для стирки?

- А чем стирали, когда ещё не было стиральных порошков?

Слайд 5

Раньше хозяйки преимущественно стирали мылом. Мыло - моющее средство со сбалансированным составом жирных кислот и веществ, обладающих щелочными свойствами.

Слайд 6. В настоящее время промышленность выпускает различные моющие средства
Стиральные порошки предназначены для стирки изделий из хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шерстяных, синтетических тканей, а также тканей из смешанных волокон. Их можно использовать при стирке изделий вручную и в стиральных машинах любого типа. Они эффективно справляются с основными типами загрязнений, обладают легким свежим ароматом.

-Для стирки изделий из шерстяных и шелковых тканей лучше использовать специальные моющие средства, чтобы они не потеряли свой цвет, мягкость

- а какое средство применяются для стирки шёлка и шерсти?

Слайд 7. (Ласка)

Слайд 8, 9 (презентация-читать)

(правила уход за шерстяными и шёлковыми тканями)

- Как узнать какой способ стирки, сушки, глажения, чистки подойдет тому, или иному изделию?

Учащиеся открывают тетрадь и записывают число и тему урока

Ответы учащихся:

Учащиеся пробуют сформулировать правила подготовки к стирке

Один из уч-ся читает по слайду правила подготовки к стирке

-машинная и ручная стирка.

-порошки, отбеливатели, кондиционеры и т.д.

- хозяйственным мылом

(выслушать ответы учащихся, а только потом, рассказать об СМС подробнее).

В ходе просмотра презентации учащиеся: воспринимают и  запоминают новую информацию.

«Ласка» средство предназначенное для стирки изделий из шёлка и шерсти.

Учащиеся читают   презентацию «Правила ухода за шерстяными и шёлковыми тканями»

-по специальным ярлыкам, имеющимся на изделии

4.

Первичное усвоение новых знаний. Ярлыки и этикетки

1.Самостоятельное изучение новой информации.

2.Закрепить полученные знания в виде заполнения плаката-таблицы.

Слайд 10. Как правило, на изделиях фабричного производства имеются ярлыки или этикетки с указанием вида волокон, а также рекомендуемыми способами чистки, стирки и глаженья. Набор символов по уходу за изделием печатается на специальной ленте и пришивается с изнаночной стороны.

Знание данных символов, поможет правильно ухаживать за одеждой из различных видов тканей.

Слайд 11-15  Способ ухода за изделием с помощью символов

Работа с  карточками

- А сейчас предлагаю  поработать в   группе  

 - на карточках, которые я вам сейчас раздам прочитайте информацию   и попробуйте разобраться какие виды ухода подходят для изделий из шелка и из шерсти,

- Задание:  вы должны   прикрепить на плакат символы, расшифровав, которые вы  определите способ ухода за изделиями из шелковых

 и  шерстяных тканей.

-Предлагаю  рассказать

 о результатах выполнения работы

Внимательно слушают учителя

Учащиеся внимательно слушают учителя и запоминают

Учащиеся  выходят к доске, на которой прикреплен плакат-таблица, в который они приклеивают карточки, соответствующие уходу за изделиями из шерсти и шелка.

ученики комментируют результат своей работы по очереди

П.извлечение необходимой информации из текстов

-Р.выполнение пробного учебного действия

-К.учёт разных мнений, выражение  своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

5.

Первичная проверка понимания.

(5 минут)

Выявить степень усвоения новых знаний

Слайды 16

- А сейчас предлагаю ответить на вопросы викторины

 Викторина «Почемучка» (на слайде появляется  вопросы, ) читаем поочередно).

1.Почему нельзя кипятить изделия из шелковых и шерстяных тканей ?

2.Почему нельзя  тереть, выкручивать изделия из шелковых и шерстяных тканей?

3. Почему необходимо многократно прополаскивать изделия из шелковых и шерстяных тканей?

4. Почему надо сушить в расправленном состоянии, придав нужную форму, на впитывающей воду подложке (махровом полотенце) в горизонтальном положении вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов?

Ответы учащихся:

- В отличие от хлопчатобумажных и льняных изделий, изделия из шелковых и шерстяных тканей, нельзя кипятить, т.к. изделие может дать усадку.

- Изделие деформируется.

- Для лучшего вымывания СМС из волокон ткани.

-Чтобы изделие не деформировалось при сушке и не выгорело на солнце.

-К.учёт разных мнений, выражение  своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

6.

Первичное закрепление

(5 минут)

Закрепить полученные знания на практике.

Практическая работа в группе    (получает изделие со   ярлыком).

Слайд 17. Практическая работа

  • Расшифруйте символы, и  составте инструкцию по уходу за данным изделием.

Инструкция по уходу

  1. …………………………………
  2. …………………………………
  3. …………………………………

По итогам работы учащиеся читают инструкцию по уходу за изделиями

Р.выполнение пробного учебного действия

7.Физкультминутка

Снять усталость и мышечное напряжение

 Физкультминутка

Слайд 18

(физкультминутка под музыку)

Учащиеся повторяют движения за учителем

8.  Исследовательская  деятельность (индивидуальная и   в парах)

1.Развитие навыков работы.

2.Научить их творчески мыслить и принимать решение самостоятельно.

3.Дать возможность получить удовлетворение от выполненной работы

и увидеть результат своего труда.

- Продолжим наш урок

-Каждая уважающая свой труд хозяйка без этой манипуляции не начнет стирку, о чем идет речь?

-Для того чтобы удалить загрязнения, пятна с любой вещи, прежде всего, необходимо знать их происхождение. Это позволит правильно выбрать средство для чистки или мытья.

- Слайд 19. Классификация пятен

- Многие пятна легко распознаются по их виду, запаху, цвету, блеску, жесткости и другим качествам. Для удаления пятен применяют специальные пятновыводители.

Слайд 20 Характерные особенности выведения пятен

(читаем презентацию)

Работа в   группе

Учитель: А сейчас, используя   памятки,   журналы и интернет в ваших мобильных устройствах найдите информацию о  способах удаления этих пятен и разработайте памятку.  Чтобы памятка получилась красочной, вы можете дополнить ее собственными рисунками или  вырезать из  памяток.

- Но сначала давайте вспомним правила ТБ при работе с ножницами

   Слайд 21 (Правила ТБ при работе с ножницами)

(Расписаться в журнале по ТБ)

 

-Предлагаю  рассказать о результатах выполнения работы.

По окончании работы - уборка рабочих мест.

-перед началом стирки необходимо проверить одежду на наличие пятен и постараться их от них избавиться,  

Учащиеся знакомятся с особенностями выведения пятен

Учащиеся получают бланк памятки и приступают к поиску информации. После изучения справочной литературы, обсудив и  объединив все направления в единую схему, учащиеся приступают к  исследовательской деятельности

В ходе работы учащиеся осуществляют само  взаимоконтроль.

Учащиеся зачитывают информацию со своих страниц и они скрепляются в единую памятку.

дети называют правила.

 По окончании работы - уборка рабочих мест.

выбор наиболее эффективных способов решения задач (п)

- планирование (Р)

9.

Закрепление изученного материала.

Рефлексия.

Сформулировать цель и задачи урока.

Беседа по вопросам:

- Давайте вспомним какова была цель нашего урока?

-осуществили мы её?

- С какой целью вы разработали  эту памятку? И инструкцию?

- Ну а если самостоятельно не получается удалить пятна и загрязнения, нужно обратиться к взрослым или в химчистку.

Ответы учащихся:

-  узнать правила ухода за одеждой

-да

- чтобы знать, как правильно ухаживать за одеждой и выглядеть аккуратным

К. формулирование и аргументация своего мнения

10. Подведение итогов урока, выставление оценок.

1.Проанализировать урок.

2.Отметить типичные ошибки.

3.Выставить оценки за работу на уроке.

4.Сделать выводы по рефлексии.

Слайд 22

-Давайте подведём итог нашего урока

Беседа по вопросам:

1. Что нового узнали на уроке, чему научились?

2. Пригодятся ли вам в дальнейшем знания и навыки, полученные сегодня на уроке?

3. О каких мероприятиях по уходу за одеждой  вы узнали на уроке?

Продемонстрировать  полученную памятку. Оценить работу каждого ученика. 

Слайд 23

- Оценки за урок

Ответы учащихся:

-Узнали о правилах ухода за одеждой, разбираться в знаках на ярлыках изделий, познакомились с классификацией пятен

- да пригодятся

- Как правильно подготовить вещи к стирке, выведение пятен с одежды

Выставление оценок в дневники учащихся

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.

-Л. Самооценка на основе  критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

11. Домашнее задание.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

 Самостоятельно найти в сети интернет символы по уходу за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей

Записывают домашнее задание в дневник.

Литература

  1. Технология. Учебник для учащихся 5 класса под ред. В.Д. Симоненко. – М. Ветана-Граф. 2007.
  2. Поурочные планы по учебнику “Технология. 5 класс” (В.Д. Симоненко). – Учитель-АСТ. 2008.
  3.  Гальперина Г.А. 1001 совет лентяйке. Домашняя химчистка: Выведение пятен любой сложности. – М.: РИПОЛ классик, 2005.
  4. А.А. Халин, Н.С. Сулин. Русский дом. Нижний Новгород, 1993.
  5. http://shkolnikru.com/qa327262.html
  6. http://cleandry.by/pravila-uhoda-za-odejdoy.html
  7. http://www.lavanderya.ru/info/poleznaya-informatsiya/detail.php?ID=507

Самоанализ урока технологии.

Дата проведения:  03.04.2018

Урок технологии в 5  классе.

Тип урока:  Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Тема:  "Уход за одеждой из шерстяных и шёлковых тканей»

Цель урока: Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Задачи урока: 

-ознакомить обучающихся с правильным уходом за одеждой из шерстяных и шелковых тканей,

-символами на ярлыках одежды;

-воспитывать эстетический вкус, внимательность;

-прививать навыки культуры труда, аккуратности, бережливости;

-развивать логическое мышление.

Методы: проблемно-поисковый;

Формы работы: практическая, работа в парах, индивидуальная

 

 Мною  была выбрана такая структура:

1 этап – организационный момент (1 минута) с   целью положительного настроя на работу.

2 этап – Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся.   (3 минуты)

С целью осуществления  через   ситуативное задание, назвать тему и цель урока

Этот этап формулирует проблему. Создает условия для внутренней потребности включения в учебную деятельность. Использует реальные жизненные ситуации.

Обогащает кругозор учащихся.

3 этап –   Актуализация знаний   (вхождение в тему)     (4 минут)

С целью освоения информации с помощью презентации

1. Общие правила стирки

2.Рассмотреть виды стирки.

3.Ознакомить с историей синтетических моющих средств.

4.Раскрыть возможности СМС.

5. Правила уход за шерстяными и шёлковыми тканями

6.Заинтересовать учащихся информацией о ярлыках.

   На этом этапе   происходит формирование мыслительной деятельности у учащихся.

 4  этап -  Первичное усвоение новых знаний. Ярлыки и этикетки

На этом этапе учащиеся с целью  изучения способов ухода за изделием с помощью символов,  работают в парах с  карточками.

Учащиеся самостоятельно с помощью презентации и раздаточного материала

изучают новую  информацию.

Закрепляют полученные знания в виде заполнения плаката-таблицы на доске

На этом этапе формируется личностные способности установления связи между целью урока и её мотивом.

Формируется позитивная моральная самооценка и чувства.

5 этап - Первичная проверка понимания.   (5 минут)

На этом этапе выявляется степень усвоения новых знаний

Учащимся предлагается ответить на вопросы викторины

 Викторина «Почемучка» (на слайде появляется  вопрос поочередно каждой  паре).

6 этап - Первичное осмысление и закрепление (5 минут)

Практическая работа в  парах  (каждая  пара получает изделие со своим ярлыком)

Закрепить полученные знания на практике

Расшифруйте символы, и  составить инструкцию

по уходу за данным изделием.

На этом этапе учащиеся организуют деятельность по постановке учебной задачи и ее выполнению. Определяют пути решения проблемы, ищут способы, выдвигает предположения. Учатся  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Составляют  инструкцию по уходу за данным изделием.

 

7 этап - Физкультминутка

8 этап - Исследовательская  деятельность (индивидуальная и  в парах)

Исследовательская деятельность.

Ставят цель исследования, определяют пути решения, ищут способы решения.

На этом этапе учащиеся  учатся творчески мыслить и принимать решение самостоятельно. С помощью презентации разбираются с классификацией пятен, характерные особенности выведения пятен.

9 этап - Закрепление изученного материала. Рефлексия

с целью осмысления процесса и результата деятельности. Этот этап осуществлялся через  беседу по вопросам и ответы учащихся.  

Происходит формулирование и аргументация своего мнения.

10 этап - Подведение итогов урока, выставление оценок.

С целью проанализировать урок, отметить типичные ошибки, выставить оценки за работу на уроке, сделать выводы по рефлексии.

Формируется  самооценка на основе  критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

11 этап - Домашнее задание.

Организовать обсуждение и записать домашнее задание.

На уроке использовались следующие методы обучения:

  1. Проблемный  метод. Решения ситуативного задания.(мыслительный, определить проблему урока, назвать тему и цель);
  2.  Проблемно – поисковый метод (работа с плакатом – таблица);
  3. Игровой метод (викторина «Почемучка»);
  4. Метод исследования. Индивидуальная работа;

Формы работы:

практическая, работа в парах, индивидуальная.

 Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

Планируемый результат.

Предметные умения:

Учебно- творческие умения:

проводить анализ

Речевые умения:

умение анализировать и делать выводы;

устно описывать замысел своей творческой композиции

Предметные - учащиеся знакомятся с основными видами мероприятий по уходу за одеждой.

Мета предметные (УУД):

- регулятивные – определение технологической  последовательности  в уходе за изделиями из шерстяных и шелковых тканей.    

- коммуникативные - умение работать в паре при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем,  разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы

- познавательные - выбор наиболее рациональных способов ухода за изделием и проводить сравнительный анализ.    

Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развивать  трудолюбие, воспитывать аккуратность и опрятность в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Ткани из шерстяных и шелковых тканей"

Презентация и план-конспект урока. Урок-игра по сценарию телевизионной программы "Контрольная закупка"...

Уход за одеждой из искусственных и синтетических тканей.

Данная тема включена в изучение раздела "Технология ведения дома" в предмете "технология" 7 класс. На первом этапе урока обучающиеся повторяют изученный ранее материал. При изучении нового материала в...

шерстяные и шелковые и ткани

Шерстяные и шелковые ткани...

Методическая разработка урока материаловедения 6 класса "Шерстяные и шелковые ткани"

На уроках материаловедения в 6 классе можно использовать презентацию урока "Шерстяные и шелковые ткани". Представлена классификация волокон, способы получения шерстяных и шелковых волокон;  издел...

Уход за одеждой. Знаки ухода за одеждой

Материал предназначен для демонстрации на уроках технологии в 7 классе...

Урок по теме: Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей

Форма урока: проблемный урок. Формы обучения: групповая работа, фронтальная работа. Методы обучения: проблемно-эвристические, объяснительно-иллюстративные. Ход занятия. I...

Шерстяные и шелковые ткани и их свойства

Мы знаем, что человеку необходима одежда для защиты тела от воздействия окружающей среды, обеспечивает нормальное функционирование внутренних органов. Она имеет также социальное, психологическое, эсте...