Урок "Ткани из шерстяных и шелковых тканей"
презентация к уроку по технологии (6 класс) по теме

Кудрявцева Елена Александровна

Презентация и план-конспект урока. Урок-игра по сценарию телевизионной программы "Контрольная закупка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл desktop.rar1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: СВОЙСТВА ТКАНЕЙ ИЗ ШЕРСТЯНЫХ И ШЕЛКОВЫХ ВОЛОКОН.

Цель:

  • Обучающая: изучить свойства шерстяных и шелковых тканей, научить различать шерстяные и шелковые ткани, познакомить с  профессией лаборанта-технолога по тканям.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию взаимопомощи, активности, ответственности, дисциплинированности, умения работать в коллективе через создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, способствовать формированию эстетических взглядов, культуры речи и поведения.
  • Развивающая: развивать творческое воображение, творческое мышление, моторные навыки, умение наблюдать, планировать свою деятельность в коллективе. Развивать умение сравнивать и сопоставлять  на примере свойств  различных тканей.

Учащиеся должны

  • знать: свойства тканей из шерстяных и шелковых волокон, основные   понятия  о профессии лаборанта-технолога по тканям.
  • уметь: сравнивать и сопоставлять свойства различных тканей, определять ткани из шерстяных и шелковых волокон.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Инструменты и приспособления: образцы тканей, ножницы, игла, свеча, клей ПВА, лупа

Наглядные пособия: коллекции шерстяных и шелковых тканей, практическая работа «Определение вида ткани», игра лото по теме «Материаловедение 6 класс»

ТСО: мультимедийный проектор

Ход урока:

1.Организационный момент.

  • Приветствие учащихся
  • Ребус
  • Сообщение темы и целей урока

2.Проверка домашнего задания. Игра в лото по теме «Материаловедение»

На предыдущих уроках вы уже знакомились с тканями, их происхождением. Сейчас мы вспомним то, что вы знаете.Класс делится на группы, и каждая группа выполняет свое конкретное задание под руководством учителя. Каждая группа получает карточки лото. Учитель задает вопросы по предыдущей теме, учащиеся отвечают и за каждый правильный ответ получают карточку с правильным ответом и частью рисунка. Побеждает та группа, которая первой закроет все поля с вопросами и получит полную картинку.

Вопросы для лото.

  1. К каким волокнам относятся волокна шелка и шерсти (животного происхождения)?
  2. Какие натуральные волокна вы знаете (растительного и животного происхождения)?
  3. Как называется шерсть, снятая с овцы специальными машинами (руно)?
  4. По горам по долам ходит шуба да кафтан (баран).
  5. Какие волокна растительного происхождения вы знаете (хлопок, лен)?
  6. Как называется волосяной покров овец, верблюдов, коз (шерсть)?
  7. Как называется тончайшая нить с кокона тутового шелкопряда (шелк-сырец)?
  8. Основные районы овцеводства (республики Средней Азии).
  9. Основные районы шелководства (Украина, Молдавия).
  10. Из чего получают шелковые нити (из коконов тутового шелкопряда)?
  11. Родиной шелка является… (Китай)
  12.  Какие волокна животного происхождения вы знаете (шерсть, шелк)?

Вот о свойства этих тканей мы сейчас и поговорим.

3. Программа «Контрольная закупка»

Сегодня у нас в гостях программа «Контрольная закупка»

 Была проведена контрольная закупка четырех образцов тканей из натуральных волокон.  В результате конкурсного отбора покупателей все образцы тканей прошли в следующий тур. Сегодня в нашей экспертной лаборатории будут проведены исследования и наши специалисты определят состав этих тканей. У нас две экспертные лаборатории. Вы все  попробуете себя в роли лаборантов-экспертов. Но, прежде чем начать свою работу, нужно тщательно изучить объект исследования. Поможет нам в этом эксперт.

Заглянем в программу «Контрольная закупка» в рубрику «Спросите эксперта». Специалист ответит на все интересующие нас вопросы.

1.Для чего нужно знать свойства тканей?

Чтобы правильно подобрать ткань для изготовления какого-либо изделия необходимо правильно определять свойства, которыми она обладает.  представьте себе, если при производстве перепутали шерсть и шелк, и сделали валенки из шелка, а летний сарафан из шерсти.

2. От чего зависят свойства тканей?

Свойства тканей  зависят от качества волокон, вида переплетения и особенностей отделки. От свойств тканей зависят выбор модели и обработка изделия.

3. Какие бывают свойства тканей?

К основным свойствам тканей относятся: механические, гигиенические и технологические.

Механические свойства определяют отношение материала к действию различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется: изменяются его размеры и форма. К механическим свойствам относятся: прочность,  сминаемость,  драпируемость.  

Гигиенические свойства – это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. К гигиеническим свойствам относятся пылеемкость, гигроскопичность и теплозащитные свойства.

Технологические свойства – это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая окончательной влажно-тепловой обработкой. К технологическим свойствам относятся: скольжение, осыпаемость, усадка.                                                                                                                                                      

4. Каковы свойства шерстяных тканей?

Шерстяные волокна имеют длину от 2 до 45 см и различную толщину. Под действием влаги и трения волокна шерсти могут сваливаться, это свойство называется свойлачиванием. Шерстяное волокно обладает высокой гигроскопичностью и хорошей упругостью. Благодаря последнему свойству изделия из шерсти почти не сминаются. Ткани из шерстяных волокон хорошо драпируются, обладают значительной пылеемкостью и высокими теплозащитными свойствами.

5. А чем отличаются шелковые ткани?

Прочность шелка намного выше, чем шерсти. Но под действием прямых солнечных лучей он разрушается быстрее, чем другие натуральные волокна. отрицательное свойство шелка – сильно осыпается, и имеет значительную усадку.

 6.Какие изделия из шерстяных и шелковых тканей вы знаете?

Шерсть и шелк используют для изготовления плательных тканей, головных платков, косынок. Из шерсти получаются замечательные пальтовые ткани, а как не вспомнить русские валенки.

7. Как можно определить шерстяные и шелковые ткани?

Определить шерстяные и шелковые ткани можно по внешнему виду, на ощупь, по виду и обрыву нитей, а также по характеру горения.

Этим мы и займемся.

4.Проведение экспертизы по определению вида ткани.

В любой работе главное техника безопасности. Вспомним правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами, а также  при работе с открытым пламенем.

Правила безопасности всегда соблюдай:

Иголки где попало не бросай,

Ножницы храни в коробке,

А в подушечке – иголки!

Ножницы крепко сомкни,

Потом за лезвия возьми,

Теперь передавай,

Правила эти не забывай!

Последовательность выполнения работы:

1.Выполните следующие исследования свойств различных волокон, записывая результаты исследования в таблицу 1.

  • Рассмотрите образцы ткани, определите на вид фактуру поверхности каждого образца;
  • Сравните на ощупь мягкость образцов ткани;
  • Определите степень сминаемости образцов (сожмите в ладони образец ткани на 30 секунд, а затем расправьте);
  • Выдерните по две нити из каждого образца ткани, одну из нитей зажгите с помощью свечки, пронаблюдайте за горением;
  • Вторую нить разорвите и рассмотрите вид ее обрыва.

2. Обобщите полученные данные. Определите по таблице 2 вид ткани каждого образца. Приклейте образец ткани в соответствующий столбец табл.1

3. Заслушивание главных экспертов от каждой экспертной лаборатории.

5. Подведение итогов занятия.

Практическая работа «ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ТКАНЕЙ ИЗ НАТУРАЛЬНЫХ ВОЛОКОН»

ОБОРУДОВАНИЕ: инструкционная карта, таблицы № 1  и № 2, образцы тканей из натуральных волокон, игла, ножницы, лупа, свеча, клей ПВА.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:

1.Выполните следующие исследования свойств различных волокон, записывая результаты исследования в таблицу 1.

  • Рассмотрите образцы ткани, определите на вид фактуру поверхности каждого образца;
  • Сравните на ощупь мягкость образцов ткани;
  • Определите степень сминаемости образцов (сожмите в ладони образец ткани на 30 секунд, а затем расправьте);
  • Выдерните по две нити из каждого образца ткани, одну из нитей зажгите с помощью свечки, пронаблюдайте за горением;
  • Вторую нить разорвите и рассмотрите вид ее обрыва.

Таблица 1.

Признак ткани

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Образец 4

Фактура поверхности

Мягкость

Сминаемость

Вид обрыва нити

Горение нити

Вид ткани

Образцы ткани

2. Обобщите полученные данные. Определите по таблице 2 вид ткани каждого образца.

Таблица 2.

Признак ткани

Хлопчато-бумажная

Льняная

Шерстяная

Шелковая

№ образца ткани

1

2

3

4

Фактура поверхности

Шероховатая матовая

Гладкая блестящая

Шероховатая матовая

Гладкая блестящая

Мягкость

Высокая

Низкая

Средняя

Высокая

Сминаемость

Средняя

Высокая

Малая

Малая

Вид обрыва нити

Ватка

Кисточка из прямых волокон

Кисточка из извитых волокон

Прямые волокна

Горение нити

Серый пепел

Серый пепел

Черный шарик, запах жженого пера

Черный шарик, запах жженого пера

3. Приклейте образец ткани в соответствующий столбец таблицы 1.

1.Для чего нужно знать свойства тканей?

Чтобы правильно подобрать ткань для изготовления какого-либо изделия необходимо правильно определять свойства, которыми она обладает.  представьте себе, если при производстве перепутали шерсть и шелк, и сделали валенки из шелка, а летний сарафан из шерсти.

2. От чего зависят свойства тканей?

Свойства тканей  зависят от качества волокон, вида переплетения и особенностей отделки. От свойств тканей зависят выбор модели и обработка изделия.

3. Какие бывают свойства тканей?

К основным свойствам тканей относятся: механические, гигиенические и технологические.

Механические свойства определяют отношение материала к действию различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется: изменяются его размеры и форма. К механическим свойствам относятся: прочность,  сминаемость,  драпируемость.  

Гигиенические свойства – это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. К гигиеническим свойствам относятся пылеемкость, гигроскопичность и теплозащитные свойства.

Технологические свойства – это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая окончательной влажно-тепловой обработкой. К технологическим свойствам относятся: скольжение, осыпаемость, усадка.                                                                                                                                                      

4. Каковы свойства шерстяных тканей?

Шерстяные волокна имеют длину от 2 до 45 см и различную толщину. Под действием влаги и трения волокна шерсти могут сваливаться, это свойство называется свойлачиванием. Шерстяное волокно обладает высокой гигроскопичностью и хорошей упругостью. Благодаря последнему свойству изделия из шерсти почти не сминаются. Ткани из шерстяных волокон хорошо драпируются, обладают значительной пылеемкостью и высокими теплозащитными свойствами.

5. А чем отличаются шелковые ткани?

Прочность шелка намного выше, чем шерсти. Но под действием прямых солнечных лучей он разрушается быстрее, чем другие натуральные волокна. отрицательное свойство шелка – сильно осыпается, и имеет значительную усадку.

 6.Какие изделия из шерстяных и шелковых тканей вы знаете?

Шерсть и шелк используют для изготовления плательных тканей, головных платков, косынок. Из шерсти получаются замечательные пальтовые ткани, а как не вспомнить русские валенки.

7. Как можно определить шерстяные и шелковые ткани?

Определить шерстяные и шелковые ткани можно по внешнему виду, на ощупь, по виду и обрыву нитей, а также по характеру горения.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОЛИЦЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ТЕМЕ «СВОЙСТВА ТКАНЕЙ ИЗ

ШЕРСТЯНЫХ

 И ШЕЛКОВЫХ ВОЛОКОН»

В РАМКАХ РАЙОННОГО КОНКУРСА «ПЕДАГОГ ГОДА»

УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ

КУДРЯВЦЕВА Е.А.

2008 Г.

1   1   2   2   3   3   4   4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раскрой женского платья-халата из шелковой ткани

Урок производственного обученияПрофессия: 262019.02 ЗакройщикПМ. 02 Изготовление лекалТема 2.4 Особенности разработки конструкций изделий одежды и раскройТема урока «Раскрой  женского платья-хала...

шерстяные и шелковые и ткани

Шерстяные и шелковые ткани...

Методическая разработка урока материаловедения 6 класса "Шерстяные и шелковые ткани"

На уроках материаловедения в 6 классе можно использовать презентацию урока "Шерстяные и шелковые ткани". Представлена классификация волокон, способы получения шерстяных и шелковых волокон;  издел...

Урок по теме: Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей

Форма урока: проблемный урок. Формы обучения: групповая работа, фронтальная работа. Методы обучения: проблемно-эвристические, объяснительно-иллюстративные. Ход занятия. I...

Шерстяные и шелковые ткани и их свойства

Мы знаем, что человеку необходима одежда для защиты тела от воздействия окружающей среды, обеспечивает нормальное функционирование внутренних органов. Она имеет также социальное, психологическое, эсте...