Постканикулярный синдром: что делать?
статья по технологии на тему

Валентина Гущина

Многие взрослые знакомы с понятием «постотпускная депрессия», состоянием, когда концентрироваться на привычных занятиях сложно, работоспособность падает и откуда-то наступает усталость, хотя отпуск был только что. Дети, несмотря на отсутствие необходимости работать, подвержены точно такому же воздействию периодов отдыха. Заканчиваются  каникулы, впереди — детский сад или школа и постканикулярный синдром. Как помочь ребенку безболезненно перейти к ежедневному режиму, расписанию и выполнению домашних заданий?  В этой статье все  о мерах профилактики постканикулярного синдрома.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postkanikulyarnyi_sindrom_u_uchashchihsya-chto_delat_.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Постканикулярный синдром у учащихся:что делать?

Киньте камень в того, кто вам скажет, что послеканикулярного синдрома не существует, что всё это выдумки лентяев, и человек разумный с одинаковым энтузиазмом входит в трудовые будни после длительного отдыха. Взрослые-то после отпуска или новогодних праздников с трудом высиживают первый рабочий день, что уж говорить о детях. Не открывшиеся еще полностью глаза, рассеянное внимание — вот что встречает  учителей  на первом уроке после каникул. Еще бы, они привыкли ложиться спать далеко за полночь и просыпаться к обеду! И каким бы ты ответственным учеником не был, с организмом договориться нелегко, его надо постепенно готовить к перестройке. Можно, конечно, попробовать «разбудить» ребенка силой — задавать больше заданий, придумывать дополнительные тесты и разные проверочные работы. Но,  это чистой воды издевательство!

Если у родителей не хватило сил начать укладывать спать свое чадо пораньше в последние дни каникул, то педагогам остается только терпеть или «понять и простить». Они раскачаются, конечно, расшевелятся, но произойдет это,  как минимум,  через неделю после каникул.

Что же делать сейчас?


Школьные педагоги совершают ошибку, если в первые дни после праздников сразу начинают изучать тяжелые темы.

Они считают, что после каникул у детей много сил, и они начинают детей погружать в тяжелые учебные задачи, а дети после праздников или каникул  не могут их усвоить, надо постепенно вводить ребенка в учебный процесс.

Педагоги должны дать ребенку пару дней, чтобы он втянулся в учебу. «Первая неделя должна быть учебно-игровой и строиться на эмоциональном переживании каникул, а потом уже включать и учебную деятельность», —считают психологи.  По их  мнению, так ребенок не заметит резкого перехода от праздникови каникул  к будням.

  1. Как учителям повышать учебную мотивацию школьников

1. Предоставление частичной свободы выбора .

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения

3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

10. Изменять методы и приемы обучения.

11.Осуществлять  постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для  учащегося, изучение нового материала с опорой на старые знания.

18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

22. Необычная форма преподнесения материала.

23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.

26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

28. Применяйте новые информационные технологии.

29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

30. Уважайте личность каждого ребенка.

Удачи Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алкогольный синдром плода (АСП)

Мультимедийцная презентация к урокам биологии в 9-ом классе о здоровом образе жизни....

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Причины. Диагностика.

ВВЕДЕНИЕ Не вызывает сомнений, что последние годы знаменуются ускорением ритма, специфическими изменениями нашего общества, накладывающими отпечаток на все стороны жизни, в том числе и ...

Синдром больных зданий

Биоповреждения зданий могут являться причиной заболеваний людей,живущих или работающих в них,микозами и микогенной аллергией.Проживание в зданиях с признаками биоповреждений,представляет собой вариант...

Синдром эмоционального выгорания, профессиональные навыки поведения в эмоционально напряженных ситуациях.

Выступление для педагогического совета или методической комиссии по проблеме возникновения конфликтов. В работе рассматриваются способы поведения при возникновении конфликтных ситуаций, а так же возмо...

Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».

Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. Синдром нервной анорексии.

Материал создан для самообразования в период заочного обучения (дефектологическое образование)...