Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды
план-конспект урока по технологии (10 класс)

Абрамович Ольга Игоревна

Урок+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ekologiya.doc77 КБ
PDF icon urok_ekologiya.pdf563.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технология 10 класс

Раздел: Производство и окружающая среда

Урок 7. Хозяйственная деятельность человека                                                             как основная причина загрязнения окружающей среды

Прочитайте на слайде эпиграф к уроку, цитата из произведения Бориса Львовича Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (Сл.2):

«Страдает человек. Сильно страдает, мил дружки вы мои хорошие. А почему? Потому сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой».

? Попробуйте на основе этого эпиграфа догадаться, о чем пойдет речь на уроке?

? Прочитайте тему урока (Сл.3) - Экология: наука о «здоровье» голубой планеты, скажите, почему так сформулирована тема?

! Прочитайте цель урока: развитие экологической культуры и самосознания.

? Что вы понимаете под экологической культурой и самосознанием.

! Запишите определение (Сл.4) Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем. 

(Сл.5) Термин «экология» в 1866 г. ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель.

Э. Геккель считал, что экология должна изучать различные формы борьбы за существование. В первичном значении, экология – это наука об отношениях организмов к окружающей среде (от греч. «oikos» – жилище, местопребывание, убежище).

Очень часто с экранов телевизора мы слышим слова (Сл.6): «наша планета в опасности!», «наступает парниковый эффект!!», «приближается ледниковый период!!!»…

Многое из этого – лишь предположение исследователей, экологов,… но всё это лишь предположение. Никто не знает, какое развитие предложит нам сама планета.

? Как вы считаете, будущее Земли зависит от экологии,… а от каждого из нас?

? Многие ли из вас смогут отказаться от достижений технического прогресса (Сл.7): сотовой связи, компьютерной техники, модного авто (опасность – бензин)?

! Но если владеть информацией (Сл.8), можно помочь, попытаться спасти то, что еще не разрушено, оказать экологии помощь.

! Природа бунтует: катаклизмы, цунами, землетрясения, наводнения – о чем только мы не слышим практически каждый день…

? Как вы думаете, так ли важно, сохранять виды и подвиды животных и растений, занесенных в Красную книгу, ну и что от того, что вымрет какой-то жучок в Центральной Африке, что произойдет, мы-то ведь живём?

! Каждый элемент в природе играет какую-то роль, важную роль, даже какой-либо вид микробов (Сл.9). Это как кирпичики, из которых построено целое здание: не стало одного кирпичика – ничего, стоит; от того, что пропал этот кирпичик, стал страдать другой (Сл.10) (первый вид был, например, питанием второго и т.д.).

! Главная задача экологов – не дать этим «кирпичикам» выпадать, а если выпал, постараться «зацементировать» отверстие или вложить туда новый «кирпичик».  

Глобальные проблемы экологии (Сл.11):

? А почему они называются глобальными?

! Потому что касаются всего человечества, затрагивая интересы всех стран, народов, слоев общества, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, могут угрожать существованию человечества. Могут быть решены лишь при сотрудничестве в планетарном масштабе.

  1. Загрязнение водной среды (Сл.12).

Человек своей деятельностью безвозвратно изменяет естественный режим водных объектов отходами и сбросами. Воды на Земле много, пресной воды – всего 3%, остальные 97% – вода морей и океанов. Три четверти пресной воды живым организмам не доступны, так как это вода ледников. Ледниковая вода – это запас пресной воды.

В океанах сосредоточена почти вся масса воды. Суша возвращает океану воду. До развития человеческой цивилизации цикл воды на планете был равновесным. Океан от рек получал такое количество воды, которое расходовал при ее испарении. При неизменном климате реки не мелели, уровень воды в озерах не снижался. С развитием человеческой цивилизации этот цикл нарушился. Загрязнение океанов привело к уменьшению количества воды, которая испаряется с океанов. Обмелели реки в южных районах. Все это привело к ухудшению водоснабжения биосферы. Частым явлением становятся засухи, различные экологические бедствия.

Неисчерпаемый ранее ресурс – пресная вода – в настоящее время становится исчерпаемым. Во многих районах мира не хватает воды для питья, орошения, промышленного производства. Эта проблема очень серьезная, так как загрязнение воды окажет влияние на будущие поколения. Следовательно, эта проблема требует скорейшего решения.

  1. Загрязнение атмосферы (Сл.13):

Все мы с детства знаем, что чистый воздух нам жизненно необходим. Но состояние современной атмосферы, в особенности в больших городах, оставляет желать намного лучшего. Выбросы газов больших предприятий то и дело способствуют распространению абсолютно непригодного для здорового образа жизни воздуха, которым дышим мы и наши дети. Спасти плачевное состояние атмосферы могут лишь зеленные насаждения, но их не все заинтересованы создавать, так как они отбирают драгоценное место, которое может принести прибыли побольше.

Кроме насаждения разнообразных зеленых растений и деревьев, необходимо еще и контролировать деятельность всех химических заводов. Только строгий контроль и установленный предел выброса в атмосферу вредных газовых отходов сможет предотвратить глобальное загрязнение воздуха и резкое снижение уровня кислорода в этом воздухе.
Многие считают, что проблема экологии не касается их прямым путем. Но многочисленные болезни и патологии у только что родившихся детей каждый день доказывают только обратное.

  1. Парниковый эффект (Сл.14)

Ещё в начале позапрошлого столетия Жозеф Фурье выдвинул предположение, что земная атмосфера, подобно стеклу, пропускает энергию солнца внутрь и не позволяет ей вернуться обратно, что становится возможным благодаря водяному пару и углекислому газу. Возникает так называемый парниковый эффект, результатом которого является общее повышение температуры на планете.

В двадцатом веке, в результате роста численности населения земли и технического прогресса, возросло использование энергоносителей, в частности разного рода углеводородов, продуктами, использования которых являются углекислый газ, метан и др. Количество ежегодно добытых полезных ископаемых неуклонно растёт, а вместе с этим растёт и количество выбрасываемых в атмосферу парниковых газов.

Решение проблемы – снижение количества выбросов углекислого газа и паров в атмосферу.

  1. Энергетика и экология (Сл.15)

Мы не представляем свою жизнь без холодильников, электронагревательных приборов (чайников, микроволновых печей), стиральных и посудомоечных машин, компьютеров, а летом – без кондиционеров. Сейчас у энергетиков уже вместо одного сезонного пика потребления энергии, как это было лет 20 назад, – два: зимой и летом. = Экологически небезопасные способы добывания электроэнергии на атомных электростанциях – выбросы, угрозы взрывов.

  1. Экология жилища (Сл.16)

93% времени мы проводим в замкнутом пространстве, 5% в переполненном и душном транспорте и только 2% (вдумайтесь!) – на улице (причём, не всегда на свежем воздухе). Да и то, часть городских жителей достигают этих жалких процентов только в отпускной период. Вот поэтому-то и необыкновенно важно, чтобы помещения, где мы проводим практически всю жизнь, были экологически безопасными.

30 кг воздуха в день – это та средняя норма, которую поглощает взрослый человек. К сожалению, сегодня в крупных городах воздух в помещениях, зачастую, оставляет желать лучшего – в большинстве он значительно грязнее, чем на улице. Существует даже такое понятие – «Синдром больных помещений». Касается это помещений с нарушенным экологическим балансом. Недостаточная вентиляция, повышенная влажность и, конечно же, плесень и пыль – вот основные показатели этой проблемы.

Каждый год «семья» аллергиков увеличивается на 40 миллионов человек. Страшно даже сказать – в стандартной 3-комнатной квартире в течение года собирается около 40 кг пыли. Это и органические, и неорганические вещества. Волосы, перхоть, ворс из ковров, пух и перья из перин и подушек, специфическая пыль от старой одежды, асбест, угольная пыль, смог от машин, (соли тяжёлых металлов), побелка с потолка, лак и многое другое. Только на слизистых оболочках дыхательных путей собирается около 6 млрд пылинок. И это – за сутки.

Ещё один хорошо известный бытовой аллерген – газ от конфорок.
За 1,5 часа горения 2 конфорок концентрация углеводородов в воздухе в 5 раз превышает предельно допустимую (для промпредприятий!). Хозяйка, приготавливая обед, рискует, как и рабочий на химпредприятии.

Самый элементарный способ улучшить экологическое состояние жилища – проветривание помещений. Желательно это делать ранним утром.

Улучшить экологическую обстановку в доме можно с помощью некоторых ухищрений:
- поменять газовую плиту на электрическую;
- отрегулировать горелки;
- установить конфорки с высокими рёбрами;
- установить вытяжку;
- не злоупотреблять синтетическими материалами.
- флаконы и коробки с бытовой химией герметично закрывать и держать в нежилых зонах.
- учесть, что многие виды растений – естественные воздухоочистители.

Призыв: давайте вместе сбережём наш дом (Сл.17)!

Домашнее задание: Написать эссе (мини-сочинение-размышление) на заданную тему (тема индивидуальная – эпиграф).

  1. Землетрясения - это нервный тик Земли от нечеловечного к ней человечества. (Леонид Сухоруков)

  1. Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность. (Махатма Ганди)

  1. Дорога цивилизации вымощена консервными банками. (Альберто Моравиа)

  1. Экология такова, что скоро от сока берёзы будем давать дуба. (Георгий Александров)

  1. Если бы снежный человек был, его бы давным-давно не было. (Александр Жуков)

  1. Ничто в природе не исчезает бесследно, кроме окружающей нас среды.
    (Леонид С. Сухоруков)

  1. Не превращайте окружающую нас среду в обескураживающую! (Леонид Сухоруков)

  1. Гераклит утверждал, что в одну реку нельзя вступить дважды. Современные экологи утверждают, что есть реки, в которые нельзя вступить и раза. (Евгений Кащеев)

  1. Экология - это сук, на котором мы сидим, и залезать на него надо не с топором, а с гармошкой. (Георгий Александров)

  1. Иной кулик расхваливает не только своё болото, но и сточные воды своего предприятия.
    (Леонид С. Сухоруков)

  1. Проблем не будет у народа, пока хватает кислорода, пока прощает нас Природа! (Степан Балакин)

  1. Экологи полагают, что журавль в небе лучше, чем синица в руках. (Стэнли Пирсон)

  1. Загажен мир "могучим ураганом", имя которому "Разумный человек"! (Степан Балакин)

  1. Мы не можем ждать милостей от природы - после того, что мы с ней сделали! (Степан Балакин)

  1. Природный газ – это кислород экономики, перекрывающий кислород экологии. (Леонид Сухоруков)

  1. Окружающая среда - то, во что превращается природа после реализации крупных инвестиционных проектов (Сергей Нехаев)

  1. Оставляйте на Земле такой след, чтобы она не исчезла бесследно. (Аврелий Марков)

  1. В недрах нашей страны можно найти много полезных ископаемых, а на поверхности - много вредных. (Стас Янковский)

  1. О нашем экологическом неблагополучии сейчас пишут не меньше – просто реже печатают. (А.В. Иванов)

  1. Там хорошо, где нас ещё нет, но плохо там, где мы уже были. (А.В. Иванов)

  1. Круговорот работы в природе: Сначала мы сотворили вокруг нас пустыню, а теперь учимся её орошать. (Александр Циткин)

  1. Наша экология ухудшается от того, что Природа звереет от алчности человека нечеловечески. (Леонид Сухоруков)

  1. Из-за проблем, связанных с экологией, битв происходит всё меньше и меньше. Попробуй сейчас чисто поле найти. (Юрий Татаркин)

  1. Защищать городскую зелень бессмысленно: скоро смог загустеет настолько, что чешуйки почек не смогут раскрываться, а побегу потребуется та же пробивная сила, что и корню в земле. (Елена Ермолова)

  1. Если холод не охранять, океан затопит целые города. (Георгий Александров)

  1. Окружающую среду человек так забил, что приходится ее защищать. (Георгий Александров)

  1. Сейчас, попадая под дождь, не думаешь, что вырастешь как гриб, а как бы этот гриб не вырос на тебе! (Ирина Вязовцева)

  1. Чертовы экологи, весь мир дышит дымом, а им кажется, что выхлоп моих машин на что-то повлияет. (К-ф 'Человек дождя')

  1. Экологически чистый район можно выделить даже в самом загрязнённом городе - ведь относительные показатели удобнее абсолютных. (Анна Дуварова)

  1. В наши дни так много загрязнений в воздухе, что, если бы не наши лёгкие, им некуда было бы деваться. (Роберт Орбен)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"

познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....

ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

: познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....

Физические факторы загрязнения окружающей среды закрытого помещения и их влияние на здоровье человека

Комбинированный урок с элементами проектной технологии.Цели:Обобщить  и систематизировать знанияобучающихся по пройденному материалу.Продолжить развитие познавательных навыков обучающихся, умений...

Загрязнение окружающей среды. Воздействие последствий на человека

Цель урока: познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека.Задачи:образовательная: раскрыть сущность понятия «загрязнение среды»; познакомить с подх...

Мультимедийный урок английского языка в 7 классе по теме "Человек и окружающий мир", учебная ситуация "Загрязнение окружающей среды"

Данный урок разработан для учащихся 7-го класса в рамках темы “Человек и окружающий мир” (“Man and the Natural World”), учебная ситуация “Загрязнение окружающей среды” (“Pollution”), на основе УМК “Ан...

Статья "Влияние на здоровье человека загрязнение окружающей среды"

Статья о негативном влиянии различных видов загрязнений окружающей среды на здоровье человека....

Методическая разработка открытого урока в форме круглого стола «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды».

Открытый урок в форме круглого стола  «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды» проведен среди учащихся 9-х классов в рамках недели биологии с целью...