Физические факторы загрязнения окружающей среды закрытого помещения и их влияние на здоровье человека
план-конспект урока по экологии (11 класс) на тему

Шишкина Татьяна Анатольевна

Комбинированный урок с элементами проектной технологии.

Цели:

Обобщить  и систематизировать знанияобучающихся по пройденному материалу.

Продолжить развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема "Физические факторы загрязнения окружающей среды закрытого помещения и их влияние на здоровье человека."

Тип урока: комбинированный с элементами проектной технологии.

Оформление: мультимедийная система, термогигрометр, препарат пыли, микроскоп, люксметр, индикатор электромагнитного поля,  ноутбуки,  принтер, таблицы по исследованию шума, влажности воздуха, рекомендации по экологии жилища, учебники, тетради.

Цели:

Обобщить  и систематизировать знанияобучающихся по пройденному материалу.

Продолжить развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Ход урока:

Студенты находятся в кабинете, начало урока проходит традиционно, обучающиеся стоя приветствуют учителя:

У: Добрый день! Садитесь. Рада видеть вас всех на своих рабочих местах. Надеюсь, все себя хорошо чувствуют? (ответы: да) Мы проводим урок в Смоленской академии профессионального образования. С нами вместе уважаемое жюри, давайте поприветствуем всех, кто будет наблюдать за нашей работой (аплодисменты). Итак, начинаем…   (звучат резкие, громкие звуки, выключается свет, распыляется аэрозоль…1минута, всё заканчивается так же внезапно, как и началось)

У: Прошла 1 минута урока. Скажите, комфортно ли вы себя чувствовали сейчас? (предполагаемый ответ: нет) Что конкретно вам мешало или просто не понравилось? (шум, запах, отсутствие света). Всё это имеет одно общее название… (физические факторы загрязнения). Мы с вами находимся в аудитории. Иными словами аудитория – это с экологической точки зрения –(окружающая нас среда), а с бытовой (закрытое помещение).  Что ещё можно отнести к закрытым помещениям? (офисы, дома, квартиры, цеха предприятий…) Вы уже знаете, что физические факторы загрязнения в помещении оказывают влияние на здоровье человека.  Как именно это происходит? Я предлагаю обобщить изученный материал по этой теме на сегодняшнем уроке. Продолжим формирование навыков работы с приборами, поработаем в группах. (Да, давайте, это будет интересно.) Значит, сегодня рассмотрим   тему, которая будет звучать так:  (выплывает слайд с темой по частям) «Физические факторы загрязнения окружающей среды закрытого помещения и их влияние на здоровье человека», вы со мной согласны? (да) Я ничего не упустила? (ничего) Тогда откройте ваши тетради  и запишите дату и тему урока.

У: Для того, чтобы рассмотреть проблему физического загрязнения окружающей среды закрытого помещения и его влияния на здоровье, предлагаю разделиться на две рабочие группы. (Обучающиесярассаживаются по группам). Меня вполне устроит этот вариант и если вам будет комфортно работать таким составом, я предлагаю начать. Пожалуйста, по одному представителю от каждой рабочей группы прошу подойти ко мне и получить задания. (Каждый представитель  получает задание в конверте и озвучивает его: (выплывает слайд частями) 1 - вредное  влияния  на человека в закрытом помещении таких физических факторов, как: пыль, влажность, температура 2 - вредное влияние  на человека в закрытом помещении таких физических факторов, как: электромагнитное излучение, шум, свет). Обратите внимание, вместе с заданием вы получаете алгоритм выполнения заданий и оценочную ведомость. Вашей задачей является:

  1. Подобрать необходимую информацию по факторам загрязнения  согласно заданию.
  2. Провести необходимые замеры при помощи имеющихся приборов.
  3. Заполнить таблицу данных в тетради.
  4. Используя предложенные ресурсы, разработать буклет по заданной теме.
  5. Провести презентацию результата деятельности.

У: В процессе работы вам предлагается представить вредное влияние физического загрязнения на человека и выработать рекомендации по его уменьшению. Конечный результат вашей работы, это  буклет, в котором будет содержаться следующая информация: (выплывает слайд с шаблоном таблицы) факторы  загрязнения;  влияние на здоровье человека; рекомендации по уменьшению вредного воздействия.  Эту же таблицу вы заполняете в тетради. В задании, которое получила каждая группа,  конкретно указано, какие виды физических факторов загрязнения следует рассмотреть каждой группе. Я предлагаю вам сейчас внутри группы определить, кто и чем будет занят в процессе выполнения работы. (Планируют)

Все готовы? Вы можете пользоваться дополнительной литературой, интернетом,  раздаточным материалом, который я вам приготовила (схемы, таблицы, диаграммы…). Кроме того, на прошлом уроке вы получили задание подготовить материал  по сегодняшней теме, следовательно,  своими конспектами вы так же можете воспользоваться. На работу групп отводится 15 минут. Вопросы есть? (нет) Начали! (Засекается 20 минут.)

(прошло 15 минут, каждая группа с флешкой подходит к основному компьютеру и сбрасывают информацию по таблице без рекомендаций)  (распечатывает свои буклеты, передаёт жюри и остальным участникам)

У: Прошу группы представить свои проекты. Кто начнёт?

1 группа: физические факторы загрязнения окружающей среды и их влияние на здоровье человека.

Физические факторы  загрязнения

Влияние на здоровье человека

Рекомендации

Пыль

возникновение астмы, аллергии

Ежедневная влажная уборка

Влажность

большая влажность – затруднение отвода тепла за счет испарения влаги, возникновение  легочных заболеваний;

низкая влажность - быстрое испарение и высыхание слизистой оболочки носа, гортани, легких; слабость, вялость.

Проветривание помещения в течение дня и перед сном, наличие растений;

использование увлажнителя.

Температура

 При повышении температуры: обезвоживание организма, стойкие изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы, ослабление внимания, замедление реакции.

При понижении температуры- переохлаждение тела, слабость, сонливость, онемение отдельных участков тела, при дальнейшем охлаждении – смерть! 

Проветривание помещения, сокращение рабочего дня.

Использование дополнительных обогревательных источников.

1 студент: Мы рассмотрели влияние на здоровье человека таких физических факторов загрязнения окружающей среды, как: пыль, влажность, температура. Работая по этой теме, мы изучили дополнительно ГОСТы, текст учебника, использовали такие приборы, как микроскоп с веб-камерой и  термогигрометр. Результатом нашей работы стал буклет, который вы видите. В буклет мы внесли следующую информацию:  

Пыль: Воздух внутри помещения  всегда более пыльный, чем на улице. При проветривании комнаты  пыль выпадает в осадок, а на улицу выходит очищенный в помещении воздух. За сутки мы вдыхаем вместе с воздухом  около двух столовых ложек пыли! Чем мельче пыль, тем глубже она проникает в наши лёгкие. Каждый третий подвержен аллергии, в ближайшем будущем аллергиком будет каждый второй.

2 студент: Пыль из помещения  намного опаснее уличной. Мы рассмотрели препараты и убедились, что в пробах такой пыли есть шерсть домашних животных, цветочная пыльца, волокна от белья и одежды, плесневые грибы, аэрозольная пыль и многое другое. Но самый неприятный компонент пыли - это пылевые клещи. Частички тел мёртвых клещей содержат вещества, которые могут служить причиной возникновения астмы или аллергии у людей с повышенной чувствительностью. (озвучивает информацию из таблицы).

3 студент: Уровень относительной влажности воздуха в помещении с хорошим микроклиматом должен находиться в пределах 40-60%. Большая влажность приводит к таким заболеваниям, как  астма, бронхит,  различные легочные заболевания. При слишком низком уровне влажности страдает человеческий организм в целом – ему не хватает влаги, из-за чего самочувствие тоже оставляет желать лучшего.Как правило, в закрытом помещении  влажность понижена, но если есть большое количество цветов: она будет приближена к норме. Мы замерили влажность в этой аудитории при помощи термогигрометра и установили, что она соответствует норме и составляет 42% .(озвучивает информацию из таблицы).

4 студент: Температура в помещении измеряется при помощи термометра или термогигрометра, как в нашем случае, на 3-х уровнях: около пола, метр от пола, на расстоянии вытянутой вверх руки. Средний  показатель температуры воздуха днём в помещении должен находиться в районе 20-25 градусов выше нуля, а ночью – 18-20 градусов тепла.  В нашем случае при проведении замеров выяснилось, что температура в аудитории 21 градус. Что вполне соответствует норме (озвучивает информацию из таблицы). У нас всё!

У: Спасибо, ребята. Красочный буклет. Слово 2 группе.

2 группа:

5 студент: Мы работали над темой: ……………………………………………………………………………………………………………

В процессе работы  повторили прошедший материал, изучили дополнительные источники, провели замеры при помощи электромагнитного импульса и  люксметра. Рады представить вам наш конечный продукт – этот буклет.  Передаю слово ребятам из своей группы: Софья.

Виды загрязнения

Влияние на здоровье человека

Рекомендации

Электромагнитное излучение

Повреждаются: хрусталик, стекловидное тело глаза, печень, поджелудочная железа, мочевой и желчный пузыри, желудок

Использование индивидуальных средств защиты, экранирование рабочего места или удаление его от источника облучения, средства коллективной защиты, знаки безопасности, использование рациональных режимов труда и отдыха.

Шум

Поражается  слуховой аппарат и нервные центры. Характерны функциональные расстройства сердечно - сосудистой системы; оказывается вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы.

Использование знаков безопасности, индивидуальные средства защиты, использование рациональных режимов труда и отдыха для работников шумных участкови цехов, применение малошумных технологических процессов и оборудования, проведение планово-предупредительных осмотров и ремонт, звуко-и виброизоляция помещений.

Свет

Ухудшение зрения, снижение уровня внимательности, повышение травматизма

Замеры с целью устранения недостаточной освещенности , предварительный и периодический медосмотры, использование рациональных режимов труда и отдыха.

6 студент: Работая по заданной теме, мы рассмотрели электромагнитное излучение, шум и свет. Я остановлюсь на электромагнитном излучении.

Электромагнитное поле – особая форма материи. Глубина его проникновения зависит от длины волны. Различают электромагнитное поле естественного и антропогенного характера. При их воздействии больше страдают органы, содержащие большое количество жидкости. Источником электромагнитного излучения является любой предмет, работающий на электрическом токе, в том числе мобильные телефоны и компьютеры,  электропроводка в помещении, лампы, электрические часы, обогреватели, линии электропередач (ЛЭП), антенны, радиотехнические и электронные устройства, и многое другое. Мы проверили уровень электромагнитного излучения в аудитории и выяснили, что оно, действительно, повышено вблизи работающих электроприборов (комп), но не превышает допустимые нормы. (Озвучивает информацию из таблицы.)

7 студент: Лучи от источника света в видимом диапазоне называются световым потоком, измеряемом в единицах люмен. Поверхность, попавшая под световой поток, получает освещенность в люксах. Естественная освещенность солнечными лучами днем составляет 100000лк. Пасмурным днем естественная освещенность составляет 1000лк. Освещенность комнаты днем около окна равна 100лк.  Минимальная освещенность рабочей зоны  должна быть не менее 300 лк, хотя нормы освещенности рабочего места диктуют более высокий уровень освещенности вплоть до 2000лк. Мы провели замеры при помощи люксметра в аудитории и выяснили, что освещенность соответствует норме.

8 студент: Звуком (шумом)  называются такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей – инфразвуком.

Инфразвуки особенно влияют на психическую сферу человека: снижаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшается настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, чувство слабости. По мнению учёных, именно инфразвуки, проникая сквозь самые стены, вызывают многие нервные болезни и снижение слуха у жителей крупных городов.

5 студент: Согласно ГОСТам и СНиПам для закрытого помещения характерны: … (по таблице). Остроту слуха мы и сами можем проверить (опыт). (феномен Федеричи)

У: Спасибо, ребята. Подведите итоги в оценочных ведомостях, которые лежат на ваших столах. Напоминаю, вы оцениваете работу противоположной группы.  Ждём ваших результатов.

(обучающиеся обмениваются оценочными ведомостями)

У: Я наблюдала за ходом работы и готова добавить вам балл. Таким образом, сегодня все получают пятёрки. Урок получился продуктивный, вы обобщили знания по теме, ещё раз освоили принцип работы приборов. Показали умение работать вместе на конечный результат. Представили и защитили свои буклеты. Но, мы с вами не затронули радиоактивное воздействие на человека. Пусть это физическое загрязнение каждая из групп подготовит самостоятельно, это и будет домашним заданием. Вопросы есть?

Тогда уточню ещё раз:  изучая тему мы всё время крутились вокруг одного и того-же понятия -  (загрязнение). Каким  оно бывает?   (антропогенным, природным) Какое действие оно совершает? ( ухудшает, воздействует, убивает)  Как одним коротким предложением можно его охарактеризовать? (Оказывает влияние на окружающую среду)  Всё это изучается в рамках… (Экологии) 

Замечательно! Молодцы! Всем спасибо.  Урок окончен! Буду рада увидеть всех вас на следующем уроке!