Технологическая карта урока по технологии «Декоративно - прикладное творчество. Вязание крючком из пряжи, изготовленной из подручного материала»
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Абрамович Ольга Игоревна

Технологическая карта урока по технологии

5 класс

Раздел программы: «Декоративно - прикладное творчество»

Тема урока: «Декоративно - прикладное творчество. Вязание крючком из пряжи, изготовленной из подручного материала»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_i_tehnol_karta.docx44.88 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по технологии

5 класс

Раздел программы: «Декоративно - прикладное творчество»

Тема урока: «Декоративно - прикладное творчество. Вязание крючком из пряжи, изготовленной из подручного материала»

                                                                                                                                                                   

                                                                                                     

Раздел программы: «Декоративно – прикладное творчество».

Тема: «Декоративно – прикладное творчество. Вязание крючком из пряжи, изготовленной из подручного материала».

Цель урока:  Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного  кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать стремление  к углублению знаний по теме «Декоративно – прикладное творчество. Вязание крючком из пряжи, изготовленной из подручного материала».
  •  Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление.
  • Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности.
  • Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку.
  • Предметные: понимание и определение понятий «Вязание крючком из пряжи, изготовленной из подручного материала»,  умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности.

Тип урока: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).

Методы ведения урока: рассказ; беседа; индивидуальная практическая работа; демонстрация.

Форма урока: групповая, индивидуальная.

Виды контроля: устные вопросы, оценка практической работы, самоанализ, взаимооценка.

Наглядные пособия: образцы готовых изделий, связанных крючком; набор крючков из различных материалов; различные виды пряжи; таблицы с рисунками основных видов петель; таблица условных обозначений основных видов петель; образцы схем, инструкционная карта. 

Предмет, класс, тема

Методы обучения

Тип урока

Планируемые результаты освоения содержания урока

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

Личностные

Метапредметные

Предметные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

  • предмет «Технология», 5 класс
  • раздел программы: «Декоративно – прикладное творчество»
  • тема: «Декоративно – прикладное творчество. Вязание крючком из пряжи, изготовленной из подручного материала»
  • Продолжительность  урока – 40 минут

  • Словесные, наглядные, практические, частично - поисковый

  • Комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике)

- Установление связей и значимости данного вида деятельности;

- умение мотивировать свою деятельность;

- осознание своих возможностей;

- проявление интереса к новому содержанию;

- осознание ответственности за качество своей деятельности

- Умение извлекать необходимую информацию из различных текстов;

- самостоятель-ное решение творческих задач;

- выбор способа выполнения задания, аккумулирование нужной информации;

- умение строить логическую цепочку рассуждений;

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

- Составление плана действий и применение его для решения творческих задач;

- прогнозирова-ние результата труда;

- умение осуществлять самооценку и взаимооценку;

- ответственное отношение к практической деятельности

- Умение осуществлять учебное сотрудничество;

- Умение слышать одноклассников, учителя, понимать точку зрения другого;

- умение выражать свое мнение, аргументировать, участвовать в коллективном обсуждении;

- умение вести диалоговую беседу

- Понимание и определение понятий: «Декоративно-прикладное творчество», «Техника вязания», «Художественный вкус», «Пропорция, цвет, размер»;

- умение устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам и темам для решения практических  учебных задач;

- умение применять знания в практической деятельности;

- овладение способами эстетического оформления изделия

  • Работа в группах
  • Работа со схемами
  • Ведение диалога, объяснение
  • Выполнение практической работы (индивидуальная работа)

нструкци-

онная карта №1, схемы №2, 3,4, 5

по выполнению практической работы.

- маршрутный лист

- Таблицы с критериями:  самооценка, взаимооценка, итоговая оценка за урок.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационно-мотивационный

    (2 минуты)

- Организует начало учебной деятельности;

- проверяет готовность учащихся к уроку;

- создает эмоциональный настрой на совместную работу.

- Готовятся к уроку;

- погружаются в благоприятную атмосферу.

Личностные:

- эмоциональный настрой на урок;

- самоорганизация.

Регулятивные:

- способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке

2. Актуализация  

        знаний

   (8 минут)

- Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.

Сейчас мы повторим материал прошлых занятий, а заодно узнаем тему сегодняшнего урока.

Какие материалы используются для вязания крючком? (нитки, пряжа)

- Можно ли использовать для вязания старую пряжу? ( да, можно)

О крючке говорят «Крючок-простачок - все стерпит» , прежде всего, это касается материалов, из которых выполняются изделия, так как крючком можно вязать изделия  и из  старой пряжи и  даже из ткани, нарезанной полосками (бабушкины половички).

- Скажите какие инструменты  необходимы для вязания крючком? (крючок )

Чем толще нить, тем больше должен быть номep крючка. Правильно подобранный крючок должен быть в 2-2.5 раза толще нити.

- Организует побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала.

Мотивирование: Карточки с вопросами наклеены на доске в перевернутом виде. Ученик называет номер карточки, учитель переворачивает карточку и задаёт вопрос.

Ответьте на вопросы: Вы выбираете номер вопроса и отвечаете на него.

- Какие виды вязания вам знакомы?

- Что можно изготовить при помощи техники вязания крючком?

- Как  вы считаете. вязание крючком модно на сегодняшний день?

- Зачем нам нужно это умение вязать крючком в будущем? 

Формирование цели урока:  

На прошлом занятии мы с вами освоили основные приемы вязания, условные обозначения и вязание крючком по схеме. А сегодня,  как вы думаете, чему мы будем обучаться на данном уроке? Что вы видите на столе .

Правильно это нитки для вязания сделанные своими руками и крючки большого размера. Как вы думаете,  какая цель нашего урока?  Правильно.

Сегодня мы будем учиться самостоятельно изготавливать нитки для вязания из подручного материала, что бы в дальнейшем уметь самостоятельно вязать из них различные изделия..

Научившись их правильно изготавливать  вы сможете связать вот такие замечательные вещи:  коврики, тапочки, корзинки  Посмотрите какие они  яркие и радостные!

(слайд № )  

- Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока.

Личностные:

- Активное погружение в тему;

- умение осознавать значимость поставленных учебных задач;

Регулятивные:

- умение поставить учебную цель.

Познавательные:

- Умение анализировать, структурировать знания;

- умение выделять и формулировать задачи.

Коммуникативные:

- Умение выражать свои мысли в устной форме.

Предметные:

- Закрепление знаний  по предыдущим темам.

3. Введение новых  

        знаний

    (10 минут)

Разъясняет правила работы учащихся на данном этапе.

 Сейчас мы внимательно изучим схему №1,ваша задача, внимательно посмотреть на линии сгиба и линии разреза изделия на схеме и на мое объяснение, и попутно зарисовать в своей рабочей тетради.

- Сообщение новых знаний; 

Мы уже знаем, что вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства.  

Вязание - это творческая работа.        

К тому же вязание – прекрасный отдых за работой. кто может сказать почему?

У вязания в оздоровительных целях есть и еще один несомненный плюс — это уютные вязаные обновки для вас и всей вашей семьи! 

Вязание даёт возможность создавать индивидуальные вещи из простого клубка ниток при помощи крючка.

Еще наши бабушки  знали секрет, который не только помогал им создавать особый уют в доме, но при этом еще и приобретать душевное равновесие и позитивное настроение. Секрет этот кроется в простом клубке пряжи. И в этом нет ничего удивительного, но и по сей день ученые всего мира открывают все новые и новые свойства этого удивительного занятия — вязания.

Вязание крючком – распространенный вид рукоделия. Крючком можно вязать свитера, безрукавки, кофточки, платья, костюмы, которые удачно подчеркивают силуэт; воротнички, шали, шарфы, чулки, шляпы – панамы, кепки, сумки, шапочки и многое другие вещи которые придадут нашему облику романтичность.

Вязание крючком осваивается легко и быстро. Для работы требуются только крючок и пряжа.

Давайте начнем изготавливать нашу пряжу.

Перед тем как начать работу, вспомним технику безопасности и правила рабочего человека.

 Инструктаж по технике безопасности при работе с  крючком и правила рабочего человека

Практическая работа №1

- Организует работу  

- мотивирует учащихся на индивидуальную деятельность;

- нацеливает на активную работу всех учащихся;

Работа в группах.

Для выполнения практической работы № 2  нам нужно разделиться на группы. Мы уже изучили основные петли, их условные обозначения.

 Вам нужно прочитать схему.  По схемам вязания определить, какими петлями связано изделие, какой формы  изделие и где начало вязания? (схемы №2,3,4,5)

Помним  о правилах работы в группе, работаем дружно и слаженно.

А теперь оценить правильность ответов каждой группы

- Слушают и заполняют маршрутные листы.

Личностные:

- проявление интереса к новому содержанию;

- осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению;

Регулятивные:

- умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- умение работать с различными источниками информации;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний;

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Коммуникативные:

- умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации;

- умение выражать свои мысли в устной форме;

Предметные:

- умение давать определения новым понятиям темы;

 4. Физкультминутка

(3 минут)

- Показывает физические упражнения,

 - создает условия для снятия переутомления у учащихся.

 Ушакова Полина.

- Выполняют физические упражнения.

Личностные:

- формирование ценности здорового образа жизни

5. Первичное закрепление нового материала

(2 минуты)

- Актуализирует полученные на уроке новые знания;

- предлагает ответить на вопросы:

1. Почему, несмотря на разнообразие имеющейся в продаже пряжи, до сих пор сохраняется мода на изделия, связанные из пряжи изготовленной вручную из подручного материала?

2.  Какие простейшие изделия для дома вы уже можете связать самостоятельно?

3. Где можно применять произведения декоративно – прикладного искусства?

- Слушают учителя;

- обобщают новые знания.

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные:

- умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи.

6. Практическая работа (15 минут)

- Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:

  • Сообщает учащимся название практической работы;
  • Разъясняет задачи практической работы;
  • Напоминает и демонстрирует  основные приемы вязания крючком;

Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы.

Перед вами имеется карточка с заданием  Практической работы  № 3 Эту работу вы должны выполнить самостоятельно.

Мы уже знаем, что схемы бывают разные, теперь вам нужно связать образец по схеме, которая имеется в вашей практической работе №3 . На предыдущем занятии вы уже освоили технику выполнения основных элементов вязания и  их условное обозначение. Нам необходимо помнить, что в разной литературе эти условные обозначения могут быть неодинаковыми, поэтому, прежде чем приступать к работе, посмотрите таблицу условных обозначений, которая обычно помещается в начале или в конце журнала.

А так же очень важно правильно держать крючок, есть 2 способа: как нож или как карандаш.

    В процессе выполнения  практической работы учитель делает целевые обходы:

1. - Контролирует  правильность выполнения приемов;

- контролирует выполнение  объема   и качество работы,

-  контролирует соблюдение правил безопасной работы;

- оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.

2. - Проводит заключительный инструктаж. (5 минут)

3. - Анализирует выполнение самостоятельной работы.

(3 минуты)

      Целью нашего урока было освоение техники вязания крючком  нитками изготовленными из подручного материала . Представленные работы показывают, что большинство из вас отлично справились с заданием, несмотря на то, что сегодня вы еще начинающие мастерицы.

 Заполните пожалуйста в маршрутном листе таблицу   Практическая работа №3 , затем обменяйтесь своими работами и заполните взаимооценку. 

Хочется отметить несколько хороших работ, которые выполнены аккуратно, с нужной плотностью. Другим девочкам надо еще потренироваться дома с выполнением  основных видов петель. Вязать как можно больше, для того чтобы отработать технику вязания.

 Насколько хорошо  вы освоили технические приемы вязания, насколько  правильно вы держите крючок во время работы, вы можете оценить сами по своим ощущениям. Если у вас быстро устает рука при вязании и вам неудобно держать крючок, то при выполнении тренировочных упражнений необходимо обратить внимание на постановку рук, положение крючка, так как в процессе работы на уроке несколько учащихся допустили серьезную ошибку. У них средний палец правой руки лежал на крючке, а это может привести к деформированию руки.

3. Выставление оценок.

(2 минуты)

- Организуют рабочее место;

- повторяют правила безопасной работы;

- готовят необходимые для выполнения практической работы материалы;

- выполняют практическую работу: «Технология выполнения воздушных петель, столбиков без накида и столбиков с накидом».

- Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения.

Личностные:

- осознание своих возможностей;

- мотивация на творческую деятельность;

- осознание ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность;

- умение осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

- умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы;

- умение соблюдать трудовую дисциплину;

- умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления;

- умение обосновывать критерии качества конечного результата.

Коммуникативные:

- умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные:

- закрепление полученных  знаний на уроке;

- применение новых знаний на практике.

7. Рефлексия

(3 минуты)

- Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока;

- Мне понравилось на уроке…

- Мне не понравилось на уроке…

- Легко ли для вас давалось освоение техники изготовление ниток для вязания из подручного материала?

- Что ещё хотелось бы узнать?

- дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке.

- Выставка работ учащихся;

- оценивают свою работу на уроке в целом, подводят итог по критериям  

- Заполняют рефлексию.

Личностные:

- умение провести самооценку.

Регулятивные:

- умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.

Коммуникативные:

- умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников.

8. Домашнее    

      задание

  (2 минуты)

- Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку:

  • Найти интересную для вас схему коврика
  • Принести нитки, крючок, схему, конспект.

Рекомендация учителя: в свободное время отработайте еще несколько раз приемы вязания. Когда ваши руки будут уверено держать крючок, то вы сможете вязать ровные и аккуратные образцы. И это занятие будет приносить вам огромное удовлетворение.

- Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание;

- записывают домашнее задание в дневник.

Правила безопасной работы инструментами

1.     С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу

2.     Крючки и другие приспособления должны быть хорошо отшлифованными, хранить их надо в специальных пеналах и коробках

3.     Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.

4.     Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Следует хранить иглы и булавки в коробочке с крышкой.

5.     Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.

6.     Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом.

 

Санитарно-гигиенические требования при вязании

1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

2. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась       близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.

3. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.

4.Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.

Правила рабочего человека

  1. Работай за своим рабочим местом.
  2. Прежде чем начать работу, проверь все ли материалы и инструменты на месте.
  3. Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после работы.
  4. Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай как сделать работу лучше.
  5. Кончил работу - убери своё рабочее место быстро и аккуратно.

 

 

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК «Декоративно-прикладное искусство. Вязание крючком»

Обучающиеся получат знания о вязании крючком, основных приемах и понятиях. Научатся проводить исследования и делать выводы....

Презентация "Декоративно прикладное творчество. Вязание крючком"

Презентация "Декоративно прикладное творчество. Вязание крючком". Вязание крючком квадратных и круглых мотивом....

Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком.

Цель:Познакомить обучающихся с условными обозначениями основных видов петель;·       Научить вязать начальную петлю, и цепочку из воздушных петель;·...

Разработка урока по теме "Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком."

Тема из раздела "Декоративно-прикладное творчество" 6 класс ФГОС...

Технологическая карта итогового занятия по декоративно-прикладному творчеству "Что? Где? Когда?"

Данное учебное занятие проводится в конце учебного года, как итоговое занятие  в рамках аттестации детского  объединения, занимающегося декоративно-прикладным творчеством.Предполагает работу...