Открытое занятие "Кукла Акань"
план-конспект занятия по технологии (6 класс)

Рябкова Татьяна Анатольевна

Открытое занятие и выстовка "Куклы Хантов и Манси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кукла "Акань"663.25 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Кукла – оберег народов ханты и манси».

Цель:изучение куклы-оберега народов –ханты и манси. Изготовление магнита куклы «акань».

Задачи:

1.образовательные:

1) формирование представлений у воспитанников о традиционных игрушках коренного населения  - ханты и манси;

2) формирование представлений о практическом значении игрушек и их роли в традиционной культуре манси;

3) формирование нравственных основ личности, ее духовного потенциала, национального самосознания;

4) приобщение детей к наследию югорского народа;

2.развивающие:

1) развитие самостоятельности, внимательности, наблюдательности, активности;

2) развитие умений применять полученные знания на практике (изготовление магнита куклы-оберега);

3) развитие у воспитанников творческих способностей, логического мышления,  эстетического вкуса;

4) развитие навыков работы с тканью.

3.воспитательные:

1)воспитание внимательного и ответственного отношения к народным традициям ханты и манси;

2)воспитание организованности, сосредоточенности внимания;

3)воспитание самостоятельности;

4)воспитание положительного отношения к ручной работе.

Тип занятия: занятие – изучение нового материала с практической работой.

Словарная работа: ханты –остяки, манси-вогулы, вогуличи,«акань», орнамент.

Оборудование:

1.Материал для практической работы: заготовки для изготовления куклы-«акань»: ткань, тесьма, шаблоны, бисер, клей, ножницы.

2.Иллюстрированный материал: фото, рисунки с изображением традиционных игрушек ханты и манси, презентация, выставка «Куклы хантов и Манси»

3. Мультимедийный аппарат.

Ход занятия.

Сегодня я расскажу вам о старинной хантыйской игрушке — кукле «акань». Такие куклы делали ханты, живущие по берегам реки Оби и ее притоков.

«Акань» — хантыйская кукла. В такие самодельные куклы, изготовленные из тонкой ткани, сукна или меха, играли дети народов Ханты и Манси живущие в нашем округе. Вместе с маленькой хозяйкой кукла «акань» отправлялась в летнюю деревню, в стойбище оленеводов, на рыболовецкий стан, на праздники. Первую куклу девочке делали мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая, девочка шила их сама. Куклы дарили своим родственникам и сами получали их в подарок. Вечером перед сном девочка должна была слегка покусать акань за голову, так как существовало поверье, что если девочка не покусает ее, то ночью акань укусит ее за большой палец ноги. На лице у акань не принято было делать глаза, нос, рот, так как такие куклы считались священными и, по поверью, в них могли вселяться злые духи. С появлением современных кукол ханты стали забывать свои традиционные игрушки. А вы не только сами научитесь делать куклу «акань», но и научите этому других ребят.

Физминутка:

Мы играем целый день, целый день играть не лень.
Ты, смотри не отставай, все за нами повторяй.
Мы поднимаем руки вверх, сразу станем выше всех.
Наши куклы– малыши, даже очень хороши.
Низко наклоняются, звоном заливаются.
Мы играем целый день, целый день играть не лень

У каждого из вас в мешочке есть разные лоскутки тканей. Приготовьте все необходимое для работы. (Дети достают из мешочков лоскутки, нитки, иголки.)

Сейчас приступаем к изготовлению куклы.

Сверните лоскут белой ткани трубочкой, сложите трубочку пополам. Теперь будем накладывать цветные полоски друг на друга, чуть отступая от края предыдущей. Хорошо.

(Самостоятельная работа детей.)

А сейчас закрепим голову с помощью иголки с ниткой. Покажите друг другу, какие у ваших кукол получились головы.

Теперь приступим к шитью платья. Мы пока не будем украшать его полосками. Этому мы научимся позже, на других занятиях. Берем прямоугольный лоскуток, сшиваем задний шов платья. Теперь собираем горловину ниткой, надеваем платье на куклу и пришиваем. Вот теперь у вас получилась кукла «акань».

Послушайте стихотворение о кукле «акань».

Ма аканем, омса. Моя кукла, сиди,
Тоса яма вола, 
Хорошо себя веди,
Хураманг сухен  Красивое платье
Яма, яма тае. Аккуратно носи.

Кто может повторить?

(Два-три ребенка повторяют стихотворение.)

Теперь послушайте еще раз и постарайтесь запомнить, а дома расскажите его своей маме или бабушке.

Как вы думаете, что еще нужно сделать для наших кукол? Правильно, платок.

Согласно обычаю, хантыйские и мансийские женщины не ходили без платка.

(Под руководством воспитателя дети повязывают платок кукле.)

Девочки играли в «акань» не один день, иногда игра продолжалась целую неделю.

Взрослые изготавливали девочкам для игр берестяные люльки и коробочки. Все они были сделаны аккуратно и красиво с орнаментом. Дети очень бережно относились к таким игрушкам.

Хантыйскую куклу можно сшить и из других материалов: сукна, шкурки молодого оленя, белки и других зверьков.

Когда девочка становится постарше, она шьет для своей куклы платье, украшенное орнаментами, и даже национальный халат.

Хантыйские дети большую часть времени проводили на улице, и природа всегда помогала им фантазировать. В ветке дерева, в кусочке мха, в травинке ребенок видел какой-то предмет. Эти камешки, сучки, перья, найденные в лесу или на берегу реки, малыш превращал в игрушки и одушевлял их.

Ханты, играя с детьми, использовали разные потешки и припевки. Например, такую:

Шовт, шовт, шоврие,      Зайка, зайка, зайчик,
Ертанг хатл вермал,        
День дождливый настал,
Вотанг хатл вермал — День ветренный настал —
Хулта ханемалум?           Где я спрячусь?
Турн кута лунгэмалум,    В траве что-ли срячусь,
Варе кута лунгэмалум,    В тальнике что-ли спрячусь,
Шовт, шовт, шоврие?!    Зайка, зайка, зайчик?!

Итог: Куколка «акань» посмотри сколько для тебя подружек сделали ребята, теперь тебе не будет скучно, ты будешь играть и веселится.

Кукла хвалит и благодарит ребят.

Воспитатель: Вот, ребята сегодня мы с вами научились делать своими руками куклу «акань». Вы покажите кукол своим родителям, и они порадуются и расскажите им стихотворение про свою куколку. Девочки поиграют своими куклами, а мальчики могут подарить младшим сестренкам, кукла им очень понравится.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/638905/f_clip_image001.jpg

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/638905/f_clip_image002.jpg

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/638905/f_clip_image003.jpg

Поделиться страницей:

Для изготовления сувенирной куклы вам понадобятся:

 

  • ткань (драп) двух цветов
  • нитки по цвету ткани
  • мех норки
  • бисер
  • заготовка куклы, шаблоны орнаментов
  • клей Момент
  • ножницы
  • иглы бисерные

  

 

сувенирная кукла Акань из ткани

 

Перевести при помощи трафарета орнамент на изнаночную сторону ткани, вырезать.

 

сувенирная кукла Акань из ткани

 

Приклеить к основе текстильной куклы полоску меха.

 

сувенирная кукла Акань из ткани

 

Приклеить полоску с «зубчиками». 

 

сувенирная кукла Акань из ткани

 

Вышить платье куклы бисером разного цвета.

 

сувенирная кукла Акань из ткани

 

Подготовить полоски ткани разного цвета.

 

сувенирная кукла Акань из ткани

 

Плотно скрутить полоски в рулончик, закрепить иголкой. 

 

сувенирная кукла Акань из ткани

 

С изнаночной стороны соединить края платья, пришив их, чтобы получился конус. Вывернуть на лицевую сторону. 

 

сувенирная кукла Акань из ткани

 

На обратную сторону головы куклы пришить кружок по цвету и диаметру шапочки. 

 

сувенирная кукла Акань из ткани

 

Голову закрепить на платье. 

 

сувенирная кукла Акань из ткани

 

Аккуратно  и точно располагать и соединять переднюю и заднюю части куклы.

 

сувенирная кукла Акань из ткани

 

К голове куклы по краю приклеить полоску меха. 

 

сувенирная кукла Акань из ткани

 

Лишний мех аккуратно срезать резаком. Кукла Акань из ткани готова.

 

сувенирная кукла Акань из ткани

 

Автор: Змитрович Галина Ивановна, педагог дополнительного образования

Игрушка - непременный атрибут детства. Играя в них, дети подражают тому, что происходит в жизни взрослых, их родителей, знакомых, друзей. Игрушки не только развлекают, но и учат будущей взрослой жизни. Мы живем в Западной Сибири, на земле народов ханты и манси. Мы должны знать и уважать традиции и обычаи коренных жителей. Многие из них живут на своих родовых угодьях, живут так, как жили их предки и берегут свои традиции. У них имеется много своеобразных, занимательных игрушек, которые передаются из поколения в поколение. Сегодня важно не утратить это богатство народов Севера,

Дети всегда любили играть в куклы. В семьях народов ханты девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу. По тому, на сколько аккуратно и правильно девочка могла смастерить куклу, судили о ее умении вести хозяйство в будущем. Куклы изготавливались с большой охотой – преимущественно не летом, в свободное от домашних работ время. 

Размеры куклы не должны были превышать размера детской ладони, но и меньше мизинца куклу тоже не делали. Ханты считали, что кукла больше ладони уже похожа на человека, а маленькую куклу использовали в поминальных обрядах. Чтобы кукла не приняла на себя душу того или иного человека - ее делали безликой.

Когда игра подходила к концу, куклу нужно было разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани, из которых были сделаны голова и туловище, расправлялись и хранились в коробе для игрушек вместе с кукольной одеждой, которая была постоянной. Играть в такие куклы девочки могли только в светлое время суток.

Куклы изготавливались из разных материалов. В зависимости от игровой ситуации, кукол делали из ткани, кожи, меха, растений. Поэтому условно кукол можно разделить на две группы: люди и растения.

Классификация кукол

1. Куклы - люди

Тряпичные куклы, изображающие людей, обские ханты называли «акань», а тромаганские - «пакы». Куклы изготавливались и из клюва водоплавающей птицы с прилегающей к ней шкуркой, на которую нашивались вертикальные цветные полоски ткани, а сверху надевалась меховая одежда, такая же, как и у взрослых. Голова из клюва связана с образом женской богини Калтащ - «Земной матери». Ханты изображали Калтащ в образе гусыни, утки. Она оберегает душу новорожденного, заботится о людях. Существовало много вариантов таких кукол. Голова из клюва лебедя обозначала шамана, большого гуся - мужчину; маленького гуся - маму; уточки - невесту; темный, с наростами - бабушку. Кукол-мужчин изготавливали из грубой плотной ткани, сукна или сатина. Одежду такой кукле шили из меха мелких грызунов и кожи. Для таких кукол изготавливали мужские орудия труда, инвентарь, средства передвижения(лыжи, нарты, оленей из щепок, промысловые снасти и т. п.)

2. Куклы - деревья

Куклы-деревья изготавливались из ткани с длинными рапущеними волосами из ниток, иммитирующими крону дерева. В игре такие куклы были просто декорациями и стояли неподвижно. Они представляли собой деревья, кусты, ягоды. Куклы-ягодки были тоже неподвижны, в основном они сидели, расправив вокруг себя подол платья. У этих кукол небыло волос, их головы покрывали платки, цвет которых соответствовал цвету той или иной ягодки. Самыми яркими куколками-ягодками были «Морошка» и «Клюквинка». Постоянноой соседкой такой ягодки была куколка из травы «Травы пырея косичка». Основу такой куклы делали из травы пырея, заплетенного в косу. Наряжали ее в лоскуты разноцветной ткани и мешковины. «Клюквинка» и «Травы пырея косичка» - парные персонажи хантыйских сказок, в которых клюковка выступает самой трудолюбивой. Она занимается рукоделием, готовит, следит за хозяйством.

3.Куклы – духи

Были еще и куклы духи, которые использовались в разных обрядах, и куклы-страшилки. Последние куклами собственно и не являлись. Скорее всего, они были способом выражения недовольства, негодования, несогласия. В культуре народа ханты детям запрещено обзывать друг друга, недопустимо дурно отзываться о взрослых. Поэтому кукла-страшилка брала на себя весь негатив. Если младшие братья и сестры не слушались или старшая сестра упрямилась, то в ответ показывалась, а взрослым незаметно подбрасывалась такая кукла. Такую куклу мастерили втайне от взрослых. Делали ее из разрезанных лоскутков ткани, и никогда не разбирали. Если взрослые находили такую игрушку, они ругали своих детей.

Моя коллекция кукол:

1. хантыйская кукла из шишки

2. тряпичная кукла «акань»

3. кукла - скрутка

4. кукла - дерево

5. куклы - ягодки "Морошка" , "Клюквинка"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему «Пошив куклы - акань»

Цель: Воспитание  любви к прикладному искусству обско – угорских народов, знакомство с технологией пошива куклы - акань,Задачи:• обучающие: - изучить технологию изготовления куклы - акань;• разви...

Хĕл каçакан кайăксем (4 класс)

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Учитель работает с группами, парами и индивидуально, раскрывая особенности каждого ученика, обращая внимание на развитие речи. Выбраны и исполь...

Сценарий спектакля Как кукла Акань друзей искала

сценарий спектакля предназначен для участия в празднике коренных малочисленных народов Севера "Вороний день"...

Сертификат на Материал «Кукла акань - традиционная игрушка коми»

Исследовательская работа «Кукла акань - традиционная игрушка коми»...

Защита проекта "Традиционная кукла народов севера «Акань»".

XIII детско-юношеская научно-практическая конференция "Ремесла и промыслы: прошлое и настоящее"...

МАСТЕР-КЛАСС «Хантыйская кукла акань»

Представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению хантыйской куклы.Хотелось бы несколько слов сказать об этой кукле по- хантыйски, акань, которая представляет собой символическую  фигурку ...

Мастер-класс "Изготовление хантыйской куклы Акань"

Разработка мастер-класса для детей и родителей....