Формирование потребности к творческой деятельности на уроках технологии
статья по технологии

Бебешин Сергей Всеволодович

Особая значимость технологии как учебного предмета заключается в направленности на формирование творческого мышления с потребностью к деятельности.

Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные продукты и духовные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyan.m._i_s.v._fevral2018.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Бебешин С.В., Бебешина Н.М.

                             МБОУ СОШ №3 города Чехова Московской области

Формирование потребности к творческой деятельности на уроках технологии.

Особая значимость технологии как учебного предмета заключается в направленности на формирование творческого мышления с потребностью к деятельности.

Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные продукты и духовные ценности.

На наш взгляд, творчество как процесс основывается на любознательности, интересе и практической деятельности, т.е. на характеристиках ребенка. Не бывает детей не творческих. Бывает нежелание взрослых увидеть в обыденном трудовом результате творческий компонент.  Инновационная технологичная школа должна поддержать потенциальный порыв учеников, склонных к практическому творчеству, и  преодолеть порог неприятия обыденной трудовой деятельности многих современных детей. Отсюда возникает необходимость формирования потребности к творческой деятельности. Развитие данной потребности проходит ряд формирующих этапов: 1) постановка цели с желанием преобразить, усовершенствовать, добавить; 2) значимость результата (практический продукт для себя, для других, для достижения общей цели); 3)самостоятельность выбора действий

(поисковая активность при корректном вмешательстве педагога); 4) близость желаемого результата; 5)доступность действий. Рассмотрим каждый этап как отражение урока технологии в школе.

Желание преобразить формируется при необходимости усовершенствовать. Следовательно, учителю необходимо  подвести ученика к этому желанию. Самыми результативными здесь могут оказаться познавательные методы обучения: наблюдение, анализ, сравнение, предположение.

Значимость результата кроется в его полезности. Педагог должен помочь ребенку раскрыть  спектр вероятной пользы творческого продукта: «Могу пользоваться сам», «Могу подарить», «Могу посоветовать использовать». Сюда же следует добавить: «Могу научить», «Могу показать», «Могу помочь».

Самостоятельность выбора действий помогает включить ребенка в поиск, инициировать активность, создать условия для творчества. Вероятность ошибок возможно свести к минимуму, если использовать методы своевременной рефлексии и взаимного анализа. Роль педагога здесь должна базироваться на корректной ненавязчивости и незаметном совете доброго друга. И дело не только в тактичности.  На самом деле советы взрослых порой мешают ребенку, как ни странно, своей непонятностью и сложностью. Мировоззрение ребенка в корне отлично от взрослого. Ему проще так, как он представляет сам. Детское воображение иногда выдает произведения большей значимости, чем у взрослого, потому что оно самое искреннее.

Близость желаемого результата позволяет не допустить охлаждение интереса, помогает мотивировать ребенка на достижение успеха, формирует трудолюбие и ответственность. Педагогу следует мягко и ненавязчиво показать ученику, что порядок планирования выполнения работы позволит предположить затраченное время и сориентироваться на сроки ожидаемого продукта.

Доступность действий – пожалуй, один из важнейших факторов успешности деятельности.  Творческий порыв должен поддерживаться мотивацией успеха, а не избеганием возможной неудачи. Нереальные планы могут охладить ребенка настолько, что желание исчезнет. При этом мотивацию достижений можно повысить, если каждый следующий этап работы будет чуть сложнее предыдущего. Адекватная самооценка подкрепляется реальным уровнем притязаний, но их коэффициент может быть повышен успехом.

Когда же желание деятельности совпадет с потенциальными возможностями, тогда потребность творить обретет нужную и привычную форму.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-классу "Техника скрапбукинга как средство формирования навыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии"

Презентация к мастер-классу в которой представлены виды техники скрапбукинга, варианты оформления скрап-странички, этапы работы...

Мастер- класс по теме « Техника скрапбукинга как средство формирования навыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии»

Конспект мастер- класса по теме « Техника скрапбукинга как средство формированиянавыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии»...

Формирование основ творческой деятельности на уроках "Технология"

Эффективность работы учителя по развитию технического творчества учащихся во многом зависит от того, насколько он может увлечь школьников удивительным миром техники. Что же главное в развитии техничес...

Формирование потребности к творческой деятельности на уроках технологии

Особая значимость технологии как учебного предмета заключается в направленности на формирование творческого мышления с потребностью к деятельности.Творчество – процесс деятельности, создающий ка...

Формирование основ творческой деятельности на уроках «Технология»

Формирование основ творческой деятельности на уроках «Технология»...