Формирование основ творческой деятельности на уроках «Технология»
статья

Чередников Станислав Валерьевич

Формирование основ творческой деятельности на уроках «Технология»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ творческой деятельности на уроках «Технология»

   

 Эффективность работы учителя по развитию технического творчества учащихся во многом зависит от того, насколько он может увлечь школьников удивительным миром техники, дать им почувствовать ни с чем не сравнимую радость творчества, радость первооткрывателя. Пробуждение интереса к техническому творчеству и желания испробовать свои силы в этой области способствуют беседы о новостях науки и техники, об истории изобретений и открытий, а также чтение школьниками технических журналов, научно - популярных книг. Но главным средством воспитания у учащихся творческого отношения к труду является систематическая, хорошо подготовленная и организованная творческая деятельность на занятиях «Технология» и во внеурочной деятельности. На первом же занятии по технологии в школьных мастерских у учеников должно сложиться твёрдое убеждение, что для успешной деятельности здесь им необходимо будет не только физически трудиться (выполнять различные практические действия), но и заниматься трудом умственным (обдумывать все действия), т.е. прежде чем изделие будет изготовлено, оно должно быть «сделано в голове». Ведь и овладение приёмами работы различными инструментами, выполнение различных операций тоже требует умственного напряжения. Пояснению этого помогает такой пример.

          «Вам требуется соединить две детали из древесины. Это можно сделать разными способами: с помощью шипов, клея, шурупов, гвоздей. Какой из них следует выбрать в данном случае и почему?»

            Вы продумали вопрос и решили сделать соединение на гвоздях. Тогда снова встаёт вопрос: какого размера брать гвозди, чтобы соединение было достаточно прочным? Где и сколько забивать их, чтобы не" повредить деталь? Так выстраивается целая цепочка вопросов для решения одной практической задачи. Далее вы приступаете к выполнению самой практической работы, ной здесь вам надо думать, как поставить гвоздь, как ударить молотком по шляпке гвоздя (ведь небольшой перекос молотка - и гвоздь изогнётся).

           И только после многократного выполнения такой работы вы приобретёте умения правильно и быстро (автоматически) производить это действие. Справедливость сказанного приобретает особую убедительность, если дать ребятам заранее приготовленные заготовки и предложить каждому энергичными ударами забить один гвоздь, сообщив, что специалист выполняет такую работу двумя ударами молотка. Многие, конечно, с этой работой не справляются.

            Что же главное в развитии технического творчества учащихся средних классов? Как быстрее и активнее включить их в эту работу?

           В основу развития технических творческих способностей учащихся в процессе трудового обучения в нашей школе было положено соединение практической работы с решением различных задач - конструкторских, технологических и познавательных, связанных с изучаемым программным материалом.

          Задачи, которые будут предложены ученикам по каждой теме, по каждому изделию планируемому к изготовлению, я продумываю и намечаю при составлении конструктов уроков.

         Вот содержание некоторых из задач и заданий по теме «Обработка древесины».

1. Школьникам часто бывает необходимо разметить на заготовке прямоугольник. Способ разметки прямоугольных деталей с помощью угольника и линейки учитель обычно объясняет сам. Однако значительно интересней и полезней для учащихся, если им предложить самостоятельно открыть этот способ, а на следующем занятии применить его на практике для разметки на фанере или доске.

2. В V классе ребята знакомятся с приёмами обработки древесины делают из неё простые детали, в том числе бруски. Демонстрируя изготовленную из бруска подставку для карандашей с двумя рядами параллельно расположенных отверстий одинаковой глубины и поэтому не очень удобную в пользовании, я предлагаю разработать и сделать другую, более удобную.

В результате анализа, поисков школьники останавливаются на варианте подставки,

отверстия в которой расположены тоже в два ряда, но в шахматном порядке и имеют разную глубину.

3. В VI классе учащимся можно предложить сконструировать и изготовить подставку с листами для хранения бумаги, скрепок, резинки (Рис.1).

А ученикам вполне под силам задание - сделать подставку не только рациональную, удобную, но эстетичную подставку - сувенир (Рис.2).

4. Учащимся предлагается придумать простое приспособление, помогающее исключить травмы пальцев при забивании мелких гвоздей (Решения могут быть самые различные от полоски ватмана до магнита).

5. Опытным путём определить влияние установки лезвия ножа рубанка на качество обработанной поверхности (сколы, задиры, полосы, неравномерный срез стружки).

Установить оптимальный его вылет при строгании заготовок из мягкой и твёрдой древесины.

6. Выявить причины скалывания краёв отверстия в конце сверления- при выходе сверла из древесины. (Обратить внимание на влияние нажима на сверло и скорость его вращения во время выхода из древесины, подумать о целесообразности подкладывания доски под просверливаемую заготовку).

       Средством развития технического мышления школьников служит система творческих заданий и задач в процессе трудовой деятельности, причём выстроенная в определённой последовательности постепенного перехода от более простых технических задач к более сложным.

В детском техническом творчестве выделяются три основных этапа выполнения задания. Осознание и обоснование идеи; техническая разработка задания и практическая работа над заданием (объектом): апробирование объекта в работе и оценка результата творческого решения. Результативность каждого этапа выполнения творческого задания тесно связана с развитием у учащихся технического мышления и универсальных учебных действий.

            При организации технического творчества детей необходимо также учитывать следующие условия: учебный творческий цикл должен укладываться в определённое время; содержание творческой деятельности должно соответствовать уровню знаний, универсальных учебных действий учащихся; для поддержания нормального творческого процесса должна быть создана соответствующая современному уровню производства материально-техническая база.

В настоящее время определён ряд эффективных методов, к которым относятся конструирование (моделирование) изделий, применение технической документации с сокращёнными данными, решение творческих задач, выполнение творческих заданий, повторное выполнение работ с изменением ранее изготовленных конструкций, мысленный эксперимент, поиск и устранение неисправностей с использованием компьютерных технологий.

                                       

                 Рис.1                                                                   Рис.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-классу "Техника скрапбукинга как средство формирования навыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии"

Презентация к мастер-классу в которой представлены виды техники скрапбукинга, варианты оформления скрап-странички, этапы работы...

Мастер- класс по теме « Техника скрапбукинга как средство формирования навыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии»

Конспект мастер- класса по теме « Техника скрапбукинга как средство формированиянавыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии»...

Формирование основ творческой деятельности на уроках "Технология"

Эффективность работы учителя по развитию технического творчества учащихся во многом зависит от того, насколько он может увлечь школьников удивительным миром техники. Что же главное в развитии техничес...

Формирование потребности к творческой деятельности на уроках технологии

Особая значимость технологии как учебного предмета заключается в направленности на формирование творческого мышления с потребностью к деятельности.Творчество – процесс деятельности, создающий ка...

Формирование потребности к творческой деятельности на уроках технологии

Особая значимость технологии как учебного предмета заключается в направленности на формирование творческого мышления с потребностью к деятельности.Творчество – процесс деятельности, создающий ка...

Формирование основ финансовой грамотности на уроках технологии.

Актуальность включения основ экономической грамотности в образовательную деятельность обусловлена современными условиями жизни....