Формирование основ финансовой грамотности на уроках технологии.
учебно-методический материал по технологии

Актуальность включения основ экономической грамотности в образовательную деятельность обусловлена современными условиями жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_obedenenie_.fingramotnost.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная(коррекционная)общеобразовательная школа – интернат № 27»

Формирование основ финансовой грамотности на уроках технологии.

                                                               Балабанова Т.В.

                                                «Нажить много денег - храбрость; сохранить их -    

                                                  мудрость, а умело расходовать – искусство».

                                                                                                  Бертольд Авербах                                  

         Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на образование детей-инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.

        В соответствии с ФГОС, главной целью и результатом образования является развитие личности. Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.

       Формирование финансовой грамотности в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Оно приближает учащихся к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. Закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

       Прежде чем начинать работу по формированию основ финансовой грамотности, необходимо понять, насколько дети готовы к экономическому воспитанию. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

           В связи с этим, нужно выстраивать работу на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

            Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов. Это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.  Детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Формирование финансовой грамотности способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени.

      Так – же не следует забывать общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья:

- Принимать ребенка таким, какой он есть.

- Как можно чаще общаться с ребенком.

- Избегать переутомления.

- Использовать упражнения на релаксацию.

- Не сравнивать ребенка с окружающими.

- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.

- Обращаться к ребенку по имени.

- Не предъявлять ребенку повышенных требований.

- Стараться делать замечания как можно реже.

- Оставаться спокойным в любой ситуации.

 И необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта. А решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день.

      Введение предмета «технология» предполагает формирование всеми имеющимися в арсенале учебного заведения силами и средствами легко адаптирующейся личности, которая может жить и работать в новых социально-экономических условиях. В ходе трудового обучения возникает объективная необходимость использовать приобретённые ранее в основах наук и казавшиеся школьнику абстрактными экономические понятия, расширить и углубить экономические умения организации и учёта труда.

      Возможности для формирования экономической грамотности прослеживаются на протяжении всего предмета «технология». В процессе выполнения различных видов работ предусмотрено обучение школьников рациональным способам обработки материалов – экономной разметке и раскрою, выбору оптимальной технологии, экономного режима оборудования.

     Основной целью образовательной области «Технология», является подготовка учащейся молодежи к самостоятельной трудовой деятельности в новых экономических условиях, воспитание и развитие инициативной, творческой, предприимчивой личности, способной определять потребности и возможности своей деятельности; адаптироваться к постоянным изменениям окружающей экономической среды; находить и использовать необходимую информацию; выдвигать идеи решения возникающих задач; самостоятельно решать экономические вопросы повседневной жизни; наиболее эффективно использовать свои возможности на благо себя и общества.

      На уроках технологии, начиная с 5 класса, обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. Основные содержательные линии курса:

 • Семейный бюджет;

 • Экономические отношения семьи и государства;

• Потребности, Товар-услуга;

 • Собственный бизнес.

      Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.    

      Каждый раздел включает в себя уроки финансовой грамотности: на уроках «кулинарии» рассчитать блюдо. А что выгоднее: вырастить на приусадебном участке или купить в магазине?

       При изучении «Швейного дела»: какую выбрать ткань, ее стоимость, чтобы семейный бюджет не пострадал. Что такое товар и услуга? Какие правила совершения покупок, чтобы семейный бюджет не пострадал, пути экономии домашнего бюджета. Ученики впервые рассчитывают сумму за потраченную электроэнергию, составляют меню на определенную сумму. Обучающиеся погружаются во взрослую жизнь, что такое налоги, кредит, рассчитывают стоимость проектов

      Исторически сложившаяся практика ведения домашнего хозяйства показала, что этим видом деятельности преимущественно занимаются женщины, поэтому в процессе обучения экономике домашнего хозяйства в основном внимание акцентируется на девушках.

       Раздел «Элементы домашней экономики» представляется особенно актуальным, так как рассматривается как набор умений и навыков грамотного потребительского поведения, как осмысление роли и места потребителя в социально-экономической системе общества.

       Данный раздел является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый (профильный) компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации не только экономического, но и технологического, правового, культурологического характера. Предлагаемый модуль должен стимулировать интерес к продолжению образования в рамках социально-экономического, гуманитарного и технологического профиля.

     Раздел «Элементы домашней экономики» является логическим продолжением первого уровня программы «Технология» -  элементы   домашней экономики и основы предпринимательства.  Раздел «Элементы домашней экономики» основывается на знаниях, полученных учащимися в 8 классах, и включает в себя информацию, расширяющую их, а также не освященную в базовой программе.

      Методы обучения и организации занятий по финансовой грамотности характеризуются использованием разнообразных методик, направленных на поддержку собственной активности школьников в процессе обучения; прикладной характер обучения – создание учебных ситуаций, основанных на реальной практике, и применение полученных знаний на практике; использование разнообразных видов деятельности на уроке:

  • - обучение в сотрудничестве
  • - работа в команде
  • - самостоятельная.
  • - учебная дискуссия: - обмен взглядами по конкретной проблеме
  • -  упорядочивание и закрепление материала
  • - деловые игры: - освоение типичных экономических ролей через участие в играх, моделирующих ситуации реальной жизни. (Бюджет семьи и т. д)
  • - использование проблемных методов обучения: проблемное изложение
  • - частично-поисковый метод: - развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся; - активация их познавательной активности
  • - тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц)

    Новая экономическая реальность стала причиной изменений в школьном экономическом образовании, которое переживает сейчас период становления: разрабатываются теоретические основы, уточняются содержание, формы и методы работы, идет процесс переосмысления системы организации формирования экономической грамотности, родственным которой является экономическое воспитание. Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производительных отношениях, о действующем хозяйственном механизме. Специфические задачи экономического воспитания — развитие интереса к систематическому пополнению и усвоению экономических знаний, навыков, умений; формирование и укрепление экономического сознания и мышления; формирование стимулов и мотивов эффективной экономической деятельности, стремления по-хозяйски относиться к общественной собственности, умножать народное достояние; рост творческой активности.