Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся 5-7 класса
материал

сайт учителей математики Жинь Андрея Павловича и Натальи Олеговны

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta_zhin_n.o.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Жинь Наталья Олеговна

Организация, в которой работает автор опыта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя школа»

Муниципальное образование

Смоленская область

Номер контактного телефона

8-915-641-20-55

Должность

Учитель, педагог ДО

Преподаваемый предмет или выполняемый функционал

Математика, ДООП «Финансовая грамотность»

Стаж работы в должности

27

II.Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование основ финансовой грамотности

у обучающихся 5-7 класса

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

Экономическая жизнь является базисной сферой жизнедеятельности общества, связующим звеном между трудовым, нравственным, политическим, правовым, экологическим и другими компонентами системы воспитания. Поэтому очень важно сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей. На мой взгляд, основы финансовой грамотности помогут детям удовлетворить их экономическую любознательность, не утонуть в потоке экономической информации, не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми.

Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

Цель работы: Формирование начал экономической культуры и предпосылок финансовой грамотности в процессе развития навыков сотрудничества

Задачи: - формировать первичные экономические представления детей;

- формировать предпосылки финансовой грамотности через главную идею – связь денег с трудом; - воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики;

- Формировать умения применять экономические знания в конкретных условиях.

Концепция изменений

Над проблемой финансового образования детей трудились многие исследователи. В настоящее время проблема

экономического образования рассматривается в работах А.Д. Шатовой, А.А. Смоленцевой, Л.Н. Галкиной и др.

В своей работе я опиралась на программу для обучающихся 5—7 классов Е.А. Вигдорчика, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюговой, А.В. Половниковой —«Учимся разумному финансовому поведению».

Разрабатываются и внедряются технологии обучения детей элементарным экономическим знаниям.

Отличительной особенностью моей работы является игровая составляющая. Игры познавательного характера экономической направленности проводятся с применением компьютерных технологий, используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной, экспериментальной и проектной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности, в работе с родителями.

Сущность ИПО

Разрабатывается и апробируется на практике система работы по формированию начал экономической культуры и предпосылок финансовой грамотности школьников в процессе развития навыков сотрудничества.

Создаются авторские продукты: электронные и проектные, а также элементы предметно-развивающей среды.

Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски

Знакомлю детей с понятием «товар» и экономическими категориями «обмен», «качество», «бюджет», «зарплата».

Формирую понимание зависимости между качеством товара и его ценой. Для этого создаю проблемные ситуации «Какие бывают товары?».

Провожу виртуальные экскурсии и  путешествия по

предприятиям  для знакомства с профессиями.

Подготовила для детей ряд презентаций: «Деньги разных стран», «Реклама», «Профессии» и т.д.

Подготовила необходимое оборудование для серии различных игр:

«Если бы я был(а) папой, мамой», «Ярмарка», «Бартер», «Идем за покупками», «О чём рассказала реклама?», В гостях у сказок» и т.д.

Так же дидактические игры «Что сделано руками человека?», «Кто что делает?» и т.д. Игры-соревнования «Моя реклама», «Школа рекламы», «Рекламное агентство». В игре «Хочу-надо» закрепляю представление о планировании расходов в зависимости от бюджета.

Беседы с детьми на темы «Что нельзя купить за деньги», «Что

важнее денег».

Условия реализации изменений

Внешние условия:

- ресурсное обеспечение образовательного процесса;

 - временной режим, позволяющий создать определенную модель- схему ОД, которую при необходимости, можно не только менять, но и добавлять или отнимать, в зависимости от вида деятельности, цели, задачи и этапа работы.

Внутренние условия: - установка на раскрытие творческого потенциала ученика, развитие его познавательных и коммуникативных способностей, духовное нравственное и умственное обогащение личности;  

- системный подход, включающий направленность на личностно-ориентированное обучение, мониторинг, участие детей в проектной деятельности;  

- постоянный профессиональный рост педагога, его методического мастерства. 

Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО

Обширная работа с использованием различных видов деятельности способствует познавательному и коммуникационному развитию детей. Дети овладевают достаточно полной дифференцированной и обобщенной системой знаний о деньгах, семейном бюджете, цене, стоимости и качестве товара, способах получения и накопления денег. Знакомятся с правилами финансовой безопасности. Узнают, что не все продается и покупается (дети понимают, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

Критерием результативности опыта является педагогическая диагностика сформированности финансовой грамотности у школьников, на основе которых выводится показатель усвоения образовательной программы.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Ф.И.О. составителя карты

Жинь Наталья Олеговна

Дата составления информационной карты (число, месяц, год)

09.11.2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2019 г. Выступление на семинаре "Формирование основ финансовой грамотности"

В процессе развитии иноязычной коммуникативной компетенции обязательно формируются основы финансовой грамотности, необходимые учащимся в современном мире для успешной социализации....

Финансовая грамотность в математике.Основные модели основ финансовой грамотности в математике

Доклад на тему "Основные модели основ финансовой грамотности в курс математики. Финансовая грамотность в математике."...

Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся

Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся...

Формирование основ финансовой грамотности на уроках технологии.

Актуальность включения основ экономической грамотности в образовательную деятельность обусловлена современными условиями жизни....

Формирование основ финансовой грамотности приобретает особое значение для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Формирование основ финансовой грамотности приобретает особое значение для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Умение прогнозировать свои финансовые расходы, планировать семейный и личный бюдж...

Мастер – класс по теме: «Опыт работы по формированию основ финансовой грамотности школьников»

Современные исследования показывают, что финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни вне зависимости от того в какой стране, на каких позициях и в какой сфере они работают. Можно с уве...

«Формирование основ финансовой грамотности на уроках математики в основной школе»

Обобщение опыта работы по теме «Формирование основ финансовой грамотности на уроках математики в основной школе»...