План-конспект урока «Технология приготовления блюд из яиц»
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Арапова Алина Николаевна

План-конспект урока по технологии в 5 классе "Приготовление блюд из яиц" раздела "Кулинария".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ukoka_5_klass.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока по технологии в 5 классе

Учитель технологии МБОУ «Можарская СОШ»

Арапова Алина Николаевна

Тема урока: «Технология приготовления блюд из яиц».

Тема модуля: «Технология приготовления пищевых продуктов».

  1. Дидактическое обоснование урока.

      Цели урока:

  • Образовательная – ознакомить учащихся с блюдами из яиц, способами определения свежести яиц и их хранения;
  • Развивающая – развивать умение планировать свою работу, использовать полученные знания  на практике, рационально использовать время, вкус при оформлении блюд и сервировке стола.
  • Воспитательная – воспитать бережное отношение к продуктам, трудолюбие, коллективистские отношения, технологическую дисциплину, этикет.
  • Профориентационная – обобщить знания о трудовой сфере деятельности повара.

  1. Методическое оснащение урока.

А. Материально-техническая база:

  • кабинет технологии;
  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • набор кулинарных инструментов и приспособлений;
  • посуда, продукты;
  • скатерти, салфетки;

          Б. Дидактическое обеспечение:

  • учебник «Технология 5 класс» В.Д.Симоненко;
  • рабочая тетрадь;
  • объект труда: куриные яйца;
  • презентация «Технология приготовления блюд из яиц».

          Методы обучения: объяснительно-наглядный, объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.

          Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная;
  • индивидуальная.

          Тип урока: комбинированный.

           Литература для учителя: 1. Ермакова В.И. Основы кулинарии.

2. Голондарева Н.Б. Технология 5 класс (девочки). Поурочные планы. «Учитель-АСТ».

3. Межуева Ю.В. Технология 5 класс. Вариант для девочек. «Лицей»,Саратов,2007.

4. Лыкова И.А. Съедобные сказки от курочки-Рябы. «Карапуз», М., 2000.

5. Бондарева Н.Н. Ланч с Сосискиным. «Карапуз», М., 1997.


Ход урока

I. Организационный момент: 

  • Проверка явки учащихся;
  • Проверка готовности к уроку и рабочей одежды;
  • Настрой учащихся на работу;
  • Доведение до учащихся плана урока.

II. Проверка домашнего задания

Проведение тестирования

III. Изложение нового материала.

Сообщение познавательных сведений.

Сегодня мы с вами поговорим о блюдах, которые изготавливаются из одного продукта, а что это за продукт вы узнаете, если отгадаете загадку:

Может и разбиться,

Может и свариться;

Если хочешь, в птицу

Может превратиться.

Что это за продукт?

Учитель: Прочитайте на слайде тему урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?  Определите задачи, которые будем решать на уроке.

Учащиеся: узнаем…, научимся…

Откройте тетради и запишите число и тему урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, на какие категории делятся яйца, как опередить свежесть яйца, как их хранить и какие блюда из яиц можно приготовить.

VI. Актуализация знаний учащихся: 
Древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. Древние греки, римляне, египтяне и многие другие народы относились к яйцу как к символу рождения. У славянских народов, принявших христианство, яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы.
1. Что вам известно о яйцах?
2. На что при покупке надо обращать внимание?
3. Знаете ли вы способы определения свежести яиц?
4. Почему яйцо считается одним из самых полезных продуктом питания?
5. Как правильно приготовить блюда из яиц, чтобы они были не только вкусными, но и полезными для нашего здоровья?
На нашем уроке мы сможем найти ответы на эти вопросы.

IV. Изучение нового материала: 
Яйца относятся к высокоценным пищевым продуктам. Все питательные вещества и свойства яйца находятся в сбалансированном состоянии, как в качественном, так и в количественном отношении. В курином яйце, в основном, в желтке, довольно высокое содержание витаминов A, B1, B2, D, E, PP, а также ферментов и ненасыщенных жирных кислот. Яйца - единственный продукт, который усваивается нашим организмом на 97-98%. Они полезны для кроветворения, укрепляют кости и суставы, стимулируют иммунную систему, повышают умственную работоспособность.
Правда, нельзя забывать и о том, что в яйце содержится много холестерина (именно поэтому яйца ограничены в употреблении при заболеваниях почек и печени). Исследование показало, что люди со здоровой диетой могут съедать по яйцу в день, и уровень холестерина в крови не поднимется. Согласно статистике, человек ежегодно употребляет в пищу около 200 куриных

яиц. По виду птицы различают яйца куриные, гусиные, утиные, перепелиные, страусиные.

А теперь немного послушаем интересные факты.

Выступают ученики о стаусиных и перепелиных яйцах.

Строение яйца определяет его составные части. Оно состоит из желтка, белка, подскорлупной оболочки и скорлупы. (Слайд 4)
Яйцо покрыто скорлупой, под которой находятся две подскорлупные оболочки. Между ними образуется воздушная камера – пуга. В процессе хранения яиц пуга увеличивается. Под оболочками находится белок. В середине его на двух канатиках «подвешен» желток. Белок составляет около 60% содержимого яйца, а желток – около 40

Куриные яйца в зависимости от срока хранения, качества и веса подразделяются на диетические (сроки поступления в продажу не позднее 7 суток), столовые (срок поступления в продажу по истечении 7 суток, с 8 по 25 день).

Запишите в тетрадях о строении яйца: скорлупа, подскорлупные оболочки, пуга, белок, желток, кантики.

А теперь послушаем о способах хранения яиц. Сообщение ученицы по способам хранения яиц.

Срок хранения яиц в холодильнике — 30 суток, при комнатной температуре — 12 суток.

Яйца сохраняются лучше, если лежат тупым концом вверх.
При отсутствии холодильника яйца можно сохранить свежими, если смазать скорлупу тонким слоем сала или растительного масла, завернуть каждое яйцо в бумагу, уложить в корзинку и повесить ее в темном проветриваемом месте.

Вопросы:
- Как правильно определить качество яйца?
- Можно ли определить качество яйца по внешнему виду при покупке его в магазине?
- Какие вы знаете способы определения доброкачественности яиц в домашних условиях?
Как определить свежесть яйца? (ученики высказывают своё мнение)
Вывод.
Для определения их доброкачественности можно использовать несколько способов.
1. Просвечивание (с помощью овоскопа).
2. Погружение в воду.
3. Органолептический.

Качество яиц должно удовлетворять требованию стандарта. Используя яйца, необходимо помнить, что несвежее яйцо может быть причиной желудочно-кишечного заболевания и что одно недостаточно доброкачественное яйцо способно испортить все блюдо. Запрещается в детских учреждениях использовать яйца водоплавающей птицы – утиные, гусиные, так как в них иногда содержатся вредные для человека микробы – сальмонеллы.

Какие вкусные блюда можно приготовить из яиц?
Предлагаю провести конкурс знатоков: кто больше знает блюд из яиц?
Вывод:
В кухне народов мира можно найти около 3 тысяч рецептов блюд из яиц.
Из яиц готовят яичницы, омлеты. Яйца можно фаршировать. Кроме того, яйца широко используются при приготовлении котлет, запеканок, блинчиков, а также кондитерских изделий. Презентация блюд из яиц

Физзарядка

Думаю, что вы готовы проверить свои знания на практике.

                 Инструктаж по выполнению практической работы:
Сегодня вы сможете на одном занятии представить себя в разных ролях.
• На первом этапе - побывать в роли эксперта, определить доброкачественность яиц.
• На втором этапе – в роли повара, сможете  написать технологию приготовления блюд из яиц различными способами.
• На третьем этапе – в роли покупателя, разработать памятки:
- 1 , 3 парта - «Советы покупателю при покупке яиц»,
- 2, 4 парта - «Советы по использованию и хранению яиц».
При разработке памятки вы самостоятельно изучаете основные правила и рекомендации, отбираете наиболее важные и заносит в свою памятку.

Задайте вопросы, если вам что-то непонятно?
Вы сегодня должны работать вместе, дружно, без заминок и, тогда у нас все получится.
Желаю вам успехов в работе!

VII. Практическая работа

Самостоятельная работа учеников.
Текущий контроль за выполнением, консультации, рекомендации, оказание помощи в выполнении практической работы.
Первый этап работы «Определение качество яиц в подсолённой воде»
1. В стакане с водой разведём столовую ложку соли.
2. Опустим в стакан яйцо и определим его качество в соответствии с рисунком 116 стр.202 учебника.
3. Оформите результаты опыта в тетрадях
Качество яйца                                                 Положение яйца
Яйцо свежее
Недостаточно свежее
Недоброкачественное
 
Второй этап работы «Варка яиц» 
Учитель: Мы переходим к следующему этапу, но сначала послушаем несколько правил по варке яиц.
Сообщение ученицы.

 Никогда не варите яйца сразу из холодильника, потому что очень холодные яйца, которые кладут в горячую воду, скорее всего, лопнут.
Никогда не варите яйца слишком долго (желтки потемнеют, белок будет похож на резину).
Всегда используйте маленькую кастрюлю - когда слишком много места, яйца могут стукнуться друг о друга и потрескаться.
Помните, что у яиц есть подушечка на тупом конце, где собирается воздух. Во время варки там может собраться давление и скорлупа потрескается. Чтобы этого избежать, проколите яйцо с тупого конца иголкой, чтобы выходил пар.
Яйцо в кастрюле должно быть покрыто водой.
Если скорлупа яйца слегка треснута, яйца надо варить в солёной воде, чтобы белок не вытек.
Сваренные яйца опускают в холодную воду, чтобы они легче очистились.

Способ приготов-ия     Время приготов-ия.               Готовность

Всмятку                           2-3 мин.                        Белок свернулся наполовину, желток не свернулся
«В мешочек»                   4 - 5 мин.                         Белок свернулся, желток не свернулся
Вкрутую                          7 – 10мин.                       Желток и белок свернулся

Сообщение ученицы « как культурно съесть яйцо»

 Если вам подали яйца вкрутую, ни в коем случае не разбивайте их о краешек стола или тарелки. Согласно правилам этикета, надо взять яйцо в левую руку и ложкой сделать пару-тройку резких ударов по скорлупе. Затем очищаете ее и убираете на край тарелки.
Когда яйцо «освобождено», держите его для устойчивости левой рукой и разрезаете вдоль на две половинки – это можно делать ножом или вилкой.

Третий этап работы – разработать памятки: 
- 1 бригада - «Советы покупателю при покупке яиц»,
- 2 бригада - «Советы по использованию и хранению яиц».
Варианты памяток
На что следует обратить внимание, покупая яйца:
Скорлупа. 
- У свежего яйца она должна быть чистой, чуть шероховатая и матовая.
- Чем меньше на скорлупе птичьего помета, тем меньше риск заразиться болезнями, передающимися от кур.
- Яйца должны быть цельными и без трещин в скорлупе.
Цвет.
- Если это белое яйцо, то это должен быть безупречно белый цвет, а ни в коем случае не желтоватый или серый.
Вес
- Свежее яйцо не должно быть слишком легким: в нем мало воздуха, а белок очень плотный.
Звук.
- Если поднести яйцо к уху и потрясти, в несвежем будет слышен шум: желток в таком яйце подвижен и будет перемещаться внутри скорлупы.
Маркировка.
- При покупке нужно обращать внимание на наличие печати срока годности. Место хранения
- В крупных магазинах для яиц отведены специальные полки и отсеки
Температура хранения
- Покупайте яйца, которые хранились в холодильнике. Никогда не покупайте яйца на улице в жаркий день.

Советы по использованию и хранению яиц
* Чтобы сохранить сваренные яйца теплыми до еды, их надо поместить в глубокую миску и прикрыть ее крышкой или полотенцем.
* Проверить, нет ли трещин в скорлупе можно, слегка постукивая яйца одно о другое: треснувшие яйца звука не издают.
* Если варится яйцо с надтреснутой скорлупой, надо сильно посолить воду – белок не вытечет, яйцо останется целым.
* Определить на вид сырое яйцо или вареное трудно. Повращайте его, как волчок: сырое остановится, а вареное будет легко вращаться.
*Чистить яйцо лучше с тупого конца.
* Блюда из яиц готовятся в таком количестве, чтобы использовать их за один раз.

VIII.  Рефлексия.
Обобщение знаний учащихся. Проверка знаний.
Объявление оценок.
IX. Домашнее задание: повторить изученный материал (стр.200-209, вопросы для самопроверки

Приложение 1

Тест

1. Доброкачественность овощей можно определить по:

а) цвету;

б) запаху;

в) вкусу;

с) консистенции.

2. Укажите последовательность этапов первичной обработки овощей:

а) промывание;

б) сортировка;

в) нарезка;

г) очистка;

д) мойка.

3. Определите правильную последовательность приготовления салатов из свежих овощей:

а) нарез овощей;

б) выкладывание в салатницу и украшение;

в) заправка овощей;

г) первичная обработка овощей.

4. Виды тепловых обработок овощей:

1 - Варка

А - комбинированный способ тепловой обработки овощей, сначала овощи обжаривают, затем заливают небольшим количеством жидкости и доводят до готовности;

2 - Припускание

Б - тепловая обработка овощей в разных количествах жира;

3 - Жарение

В - варка овощей в небольшом количестве жидкости;

4 - Пассерование

Г - варка овощей в большом количестве жидкости;

5 - Тушение

Д - легкое обжаривание продукта.

1-   _____, 2-_______, 3- _______, 4-__________, 5-___________

5. Классификация блюд:

1 - Простые

А - продукт не виды;

2 - Сложные

Б - несколько видов продуктов;

3 - Закрытые

В - отличаются маленькими размерами;

4 - Закусочные

Г - один вид продукта.

1-______, 2-_______, 3-________, 4-________

6. Выбери правильный ответ: "К горячим напиткам относятся":

а) чай;

б) квас;

в) морс;

г) кофе;

д) какао.

Приложение 2

Определение  доброкачественности яиц

Качество яйца

Положение яйца в стакане с водой

Свежее

Средней свежести

Несвежее

Способы варки куриных яиц

Способ приготовления

Время варки, мин.

Готовность

Всмятку

В мешочек

Вкрутую



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по технологии "Приготовление блюд из молока и молочных продуктов. Сырники жареные." 6 класс

Приготовление блюд из молока и молочных продуктов.Сырники жареные. В 6 классе....

План-конспект урока "Технология приготовления блюд из мяса"

План- конспект используется мной для проведения урока производственного обучения...

План – конспект открытого урока технологии в 5 классе «Тепловая обработка овощей».

План – конспект открытого урока технологии в классе«Тепловая обработка овощей»....

Урок "Технология приготовления блюд из яиц"

Тема "Технология приготовления блюд из яиц" рассчитана на 2 урока, первый урок – теоретическая часть, второй - практическая.Цель урока: создать условия для обеспечения усвоения и систе...

План-конспект открытого урока «Технология приготовления песочного теста»

Целью данного урока является развитие творческих навыков в приготовлении песочного теста....

Технология. Тема урока: "Технология приготовления блюд из яиц" - 5 класс.

Тема "Технология приготовления блюд из яиц" рассчитана на 2 урока, первый урок – теоретическая часть, второй - практическая.Цель урока: создать условия для обеспечения усвоения и ...

План-конспект открытого урока Тема: «Приготовление блюд и гарниров из овощей»

Знакомство учащихся с происхождением картофеля, формирование и развитие навыков приготовления блюда в процессе обучения....