Адаптированна рабочая программа по профессионально-трудовому обучению 9 класс со сложной структурой дефекта
рабочая программа по технологии (9 класс)

Петрова Ольга Валериевна

рабочая программа для 9 класса .сложная структура дефекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trud_9_.l.doc342.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281

129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7

Тел./факс: +7(495) 471-28-55

sch-281@yandex.ru

ОКПО  301770061,

ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

                                                     

                РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по профессионально-трудовому обучению

9 Л класс

 2014– 2015 уч.год

                                                                      Автор-составитель программы –

                                                          учитель технологии

                                                                                   Еремеева О.В.

Москва2014-2015 уч.год

                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  составлена на основе  адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации  положены рекомендации данные в специальных коррекционных программах учреждений 8 вида для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под общей редакцией И.М. Бгажноковой . – М: «Просвещение», 2005

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

-Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

-Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

Трудовое обучение детей с умеренной умственной отсталостью является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно- воспитательной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

Задачами трудового обучения являются:

  • сообщение элементарных знаний по видам труда. Формирование трудовых навыков, обучение доступным приемам труда, знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов, развитие элементарной самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
  • формирование организационных умений: вовремя приходить на занятия по труду, организованно входить в класс профессионально-трудового обучения, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования;
  • обогащение представлений об окружающем процессе труда;
  • воспитание потребностей и готовности работать в коллективе;
  • умственное воспитание (развитие восприятия, представлений, овладение элементарными действиями с орудиями, приобретения учения планировать и предвидеть результаты работы;
  • нравственное воспитание, воспитание коллективизма, взаимопомощи, готовности трудиться, умения довести начатое дело до конца, формировать положительного отношения к труду взрослых;
  • физическое воспитание: физическое развитие, развитие зрительно-двигательной координации мелкой моторики, координированности движений рук, четкость и ловкость рабочих движений, правильность выполнения рабочих приемов, правильную хватку инструментов;
  • речевое развитие: расширение и обогащение словаря, развитие речевого содержания, полноте и последовательности изложения, грамматическому строю;
  • эстетическое воспитание: воспитание работать не только быстро, но и правильно, и красиво, понять и почувствовать красоту изделия, красоту материала, особенности его фактуры.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII виды решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Коррекционная работа выражается в формировании элементарных умений:

  • ориентироваться в задании, анализировать объект, условия работы;
  • предварительно планировать ход работы над изделием: устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться в проделанной работе;
  • контролировать свою работу: определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий.


В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых задания, подготавливать их к хозяйственно-бытовой деятельности и к ремеслу, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и русского языка, математики, устной речи, изобразительного искусства.

Программа составлена с учетом особенностей физического, умственного, речевого и нравственного развития детей с умеренной умственной отсталостью.

В программе предусмотрены следующие вида труда:

  • работа по конструированию и моделированию с использованием различных материалов;
  • работа с  пластилином;
  • работа с природными материалами;
  • работа с бумагой и картоном;
  • работа с текстильными материалами;
  • работа с проволокой и металлоконструктором.


В программу введен новый вид деятельности: конструирование и моделирование с использованием различных материалов.

В программе  предусмотрены следующие разделы: «Практические работы», «Технические сведения», «Приемы работы», «Умения и навыки», «Метапредметные связи» и «Примечание». При подготовке к конкретному уроку уточняется его тема, место в системе с другими уроками, задачи. Задачи формирования у учащихся знаний, навыков и умений на уроках ручного труда определяются исходя из содержания разделов «Технические сведения» и «Приёмы работы», «Умения и навыки» программы по этому предмету.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную с постепенным уменьшением помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.

Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последующих занятий учебной четверти проводятся самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматривается как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

Исправление недостатков, свойственных детям с умеренной умственной отсталостью обеспечивается соответствующим содержанием, организацией и специальными методами обучения. Процесс обучения ручному труду должен проходить главным образом фронтально. Вместе с тем типологические и личностные особенности детей с нарушениями интеллекта, различная степень их самостоятельности в труде требуют дифференцированного подхода.

Учащиеся с умеренной умственной отсталостью овладевают учебными материалами на самом низком уровне. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказке во время выполнения работы. Сделать выводы самостоятельно, использовать прошлый опыт им недоступно. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и обеспечение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Низкий уровень их возможностей проявляется, в первую очередь, при планировании и изготовлении объекта, в неадекватном переносе ранее известного в новые условия.

При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать: правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

Необходимо обратить внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

Программой определены две формы организации занятий по ручному труду:  урок и экскурсия.

Учебный материал в программе по ручному труду расположен в определенной системе, предполагающей постепенное повышение самостоятельности учащихся.

Основные формы:

  • урок,
  • практическая работа,
  • самостоятельная работа,
  • фронтальная работа.        

        

Основные технологии:

  • личностно-ориентированное,
  • деятельностный подход,
  • уровневая дифференциация,
  • информационно-коммуникативные,
  • здоровьесберегающие,
  • игровые.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • Беседа (диалог).
  • Работа с книгой.
  • Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
  • Самостоятельная работа
  • Работа по карточкам.
  • Работа по плакатам.
  • Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

         

Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.

Методы стимуляции:

  • Демонстрация натуральных объектов;
  • ИТК
  • Дифференцирование, разноуровневое обучение;
  • Наглядные пособия, раздаточный материал;
  • Создание увлекательных ситуаций;
  • Занимательные упражнения;
  • Экскурсии;
  • Декады трудового обучения;
  • Участие в конкурсах;
  • Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

   Коррекционная работа включает следующие направления.                                             Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие восприятия, представлений, ощущений;

 - развитие памяти;

 - развитие внимания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие различных видов мышления:
  • развитие наглядно-образного мышления;

-        развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:

-        развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

-        умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  •  развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
  •  формирование адекватности чувств;
  •   формирование умения анализировать свою деятельность. Коррекция - развитие речи:

-        коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.

 Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени.

ПРОГРАММА



1 четверть

Вводное занятие
Ознакомление учащихся с изделиями, которые планируются выполнить в течение учебного года. Называние материалов для поделок (бумага, пластилин). Сообщение правил поведения во время занятий трудом. Сообщение правил поведения во время занятий трудом, требования к организации рабочего места.

Конструирование из бумаги и картона.


Практические работы. Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по линиям сгиба, изготовление книжки, веера, гармошки.

Получение квадрата из заготовки прямоугольной формы. Получение треугольника путем сгибания квадрата.

Изготовление по образцу объемных игрушек путем складывания листа бумаги (по типу оригами): лебедя, колпака, стаканчика, хлопушки, лодочки.

Выполнение веера (гармошка).

Технические сведения. Название материала: бумага, свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается.

Элементарные сведения о сортах бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, цветная).

Инструмент – гладилка.

Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый.

Организация рабочего места.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

Различение бумаги по толщине.

Приемы работы.

Сгибание бумаги, разглаживание гладилкой.

Разрывание с помощью учителя.

Складывание листа бумаги, изготовление веера (гармошки)

Складывание листа бумаги и изготовление несложных игрушек по типу оригами.

Умения и навыки. Складывать бумагу, пользоваться гладилкой.


Разрывать бумагу по линии сгиба.

Знать основные цвета бумаги.

Иметь элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги.

Название основных геометрических форм (треугольник, прямоугольник, квадрат).

Пространственная ориентировка при выполнении простых изделий: уметь показать и называть верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги, разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям.

2 четверть

Конструирование. Работа с бумагой
Практические работы. Изготовление снежинок, усов, очков из полосок бумаги, заготовленных учителем. Цепочка (размер полоски 1 х 19 см).

Елочные шары из шести полосок бумаги размером 1 х 19 см.

Изготовление цветов из двух бумажных крестиков, выполненных из полосок бумаги размером 1 х 19 см.

Гирлянда из цветов.

Технические сведения. Название материала. Свойства бумаги – сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность.

Основные цвета бумаг. Понятие – фон.

Инструменты: для работы с бумагой (гладилка), кисточка для клея.

Клеящие составы: крахмальный клейстер, ПВА. Техника безопасности при работе с клеящими составами.

Организация рабочего места.

Понятие «середина».

Приемы работы

Подбор полосок бумаги по цвету. Выполнение соединения деталей с помощью учителя. Склеивание бумаги с помощью кисточки под руководством учителя.


Умения и навыки. Подбирать полоски бумаги по цвету. Соединить детали клейстером. Словесный отчет о проделанной работе с помощью учителя.

Аккуратно пользоваться кистью и клейстером. Применять в речи технические термины.

Выполнять работы с опорой на инструкционные карты. Словесный отчет о проделанной работе с помощью учителя.

Работа с текстильными материалами.


Практические работы. Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника. Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона.

Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Упражнения на полосе бумаги в клетку.

Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составленной выкройке, сметочным стежком. Оформление концов закладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки.

Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани.

Технические сведения. Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении: ткани для верхней одежды, для белья, для вышивания. Свойства и особенности тканей как материала: мнутся, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые; имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Назначение ручных стежков, их виды. Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами.

Приемы работы. Раскрой ткани по готовой выкройке в форме квадрата. Рациональное использование материала. Выполнение сметочного стежка на полосе бумаги в клетку. Вышивание закладки по показу и совместно с учителем. Выполнение чертежа и последующей работы с помощью учителя.

Умения и навыки. Ориентироваться в задании самостоятельно и с частичной помощью учителя. Самостоятельно сравнивать образец с натуральным видом изделия по частичным вопросам учителя, для однотипных изделий – самостоятельно. Выполнять первое изделие нового вида работ с помощью учителя, однотипных и ранее выполняемых – самостоятельно. Умение придерживаться планирования при выполнении задания, осуществлять необходимые контрольные действия. Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе. Подробный анализ своего изделия и изделия учащихся по вопросам учителя и самостоятельно. Употреблять в речи техническую терминологию.

Умение определять изнаночную и лицевую стороны ткани. Составлять выкройки по заданным размерам (выполнять простой чертеж), по готовым выкройкам в форме квадрата или прямоугольника. Умения выполнять сметочный стежок. Правильно пользоваться иглой и наперстком. Вышивать закладку из канвы или ткани, сшивать прихватку из двух кусочков ткани сметочным стежком.

3 четверть


Работа с проволокой

 
Практические работы. Упражнения в сгибании проволоки под углом, по кругу, квадрату. Получение контуров геометрических фигур путем накладывания проволоки на их графическое изображение (проволока заданной длины), по представлению.

Получение контуров: яблок, груш, бабочек и др. путем накладывания проволоки на изображение, по представлению.

Технические сведения. Называние материала – проволока. Свойства проволоки: мягкость, гибкость, удержание формы. Понятие – контур. Понятия – угол, треугольник, квадрат, круг. Виды проволоки – тонкая, толстая, мягкая, жесткая (упругая).

Техника безопасности при работе с проволокой.

Приемы работы.

Выполняют сгибание проволоки с помощью учителя. Получение контуров углов, геометрических фигур.


Умения и навыки. Сгибать проволоку с помощью учителя. Получить контуры геометрических фигур путем накладывания проволоки на графическое изображение, по представлению.

Накладывать проволоку на графическое изображение. Замыкать контур путем скругливания концов проволоки.

Конструирование и моделирование из различных материалов
Практические работы. Изготовление по образцу изделий из полосок цветной бумаги различной длины (ширины полос 1 см.), согнутой кружочками.

Изготовление поделок по предложенной учителем или самостоятельно составленной  инструкции.


Самостоятельное изготовление из полос цветной бумаги различной длины без применения клея.

Технические сведения. Ознакомление с правилами составления поделок из полосок бумаги в форме круга, сложенной пополам.

Свойства материалов, используемые для работы – бумага (сгибается, мнется).

Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.


Организация рабочего места.

Различные способы выполнения схожих изделий (из полосок бумаги – в форме круга и сгибанием пополам).

Приемы работы.

Правила пользования клеем. Техника безопасной работы с ножницами.

Сборка и склеивание с помощью учителя и по образцу на выбор (лошадки, собачки, кошки).

Резание по прямым линиям. Изготовление полосок цветной бумаги. Сгибание полосок в форме круга. Сгибание пополам, линия сгиба.

Соединение отдельных деталей с помощью клея, смазывание и наклеивание их в форме бумажного круга.


Выполнять работу с помощью учителя по образцу и самостоятельно.

Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия.

Пооперационно выполнять работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления.

Оценка своего изделия (аккуратное, похожее на образец и т. д.)


Работа с нитками и тканью.


Практические работы. Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки вначале и в конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх – вниз»  на полосе тонкого картона или плотной ткани.                                                             Вышивание по готовым проколам контуров.

Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема (прошить способом «игла «вверх – вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета).

Учащиеся 3-4 группы вышивают без вторичного прошивания.

Технические сведения. Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся.

Инструменты для работы с нитками и их назначение. Ножницы, иглы (короткие, длинные, толстые и тонкие). Хранение игл (игольница – подушечка для игл).

Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура.

Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе.

Приемы работы. Приемы вдевания нитки в иглу. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз». Правильная хватка инструментов (ножницы, иглы).

Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление повторением двух-трех стежек на одном месте по намеченным линиям. Раскрашивание прошитого рисунка.
Умения и навыки. Вдевать нитки в иголку. Закреплять нитки в начале и конце строчки. Шить по проколам способом «игла вверх-вниз». Пользоваться наперстком.


Вышивать по проколам геометрические фигуры,  контуры  по рисунку, составленному учителем.

Самостоятельно прокалывать, раскрашивать все поделки цветными карандашами.


Вышивание в два приема. Ориентироваться в задании.

Анализировать образец изделия с частичной помощью учителя.

Выполнение изделия с планированием ближайшей операции.

Пользоваться предметной картой при составлении плана и практической работы.



Самостоятельная краткая оценка своего изделия. С помощью учителя устанавливать, хорошо ли закреплена нитка, плотно ли лежат стежки, не запутались ли нитки. Как раскрашен круг, цвет. Учитывать степень совпадения с образцом и качеством работы.

Примечание. Учащиеся с грубыми нарушениями интеллекта  к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя, участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные геометрические формы.


4  четверть

Работа с древесиной
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности.

Знакомство с приемами прокалывания отверстий шилом. Способ соединения деталей с помощью палочки в проколотые отверстия. Приспособления для прокалывания твердой поверхности материала .

Называние операции (соединить, прокалывать, прикрепить).

Инструменты, используемые при работе: шило, нож, ножницы. Правила хватки инструмента для прокалывания (шило).

Техника безопасной работы с колющими и режущими инструментами.

Материалы, используемые для крепления деталей: клей казеиновый, БФ; пластилин, палочки, проволока, нитки и т.д. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Приемы работы. Прокалывание отверстий шилом с помощью учителя. Соединение деталей с помощью палочки в проколотые отверстия. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток. Выполняют работу с частичной помощью учителя и самостоятельно по образцу (одно или два наименования изделий).

Умения и навыки. Развивать умения ориентироваться в задании, составлять план выполнения многодетальной поделки, придерживаться его при изготовлении объекта, отчитываться о сделанном, оценивать свое изделие по вопросам  учителя и самостоятельно. Подробный анализ своего изделия по вопросам учителя.

Уметь прокалывать отверстия шилом с помощью учителя. Соединять детали с помощью палочек, вставленных с проколотые отверстия. Устанавливать пропорции в изделиях.

Уметь определять размер парных деталей на глаз и наложением.

Употреблять в речи пространственную терминологию.


Работа с текстильными материалами
Практические работы. Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей. Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы.

Пришивание пуговиц с двумя отверстиями – повторение приемов шитья  Завязывание узелка.

Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа. Украшения и игрушки.

Свойства ниток: цвет, толщина; разрезаются, развязываются, скручиваются, сплетаются (повторение). Виды пуговиц. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Применение различных материалов (вата, картон, палочка) в сочетании с ниткой.

Инструменты: колющие (иголки), режущие (ножницы), приспособление для шитья (наперсток). Техника безопасности работы с инструментами. Правила работы с наперстком.

Приемы работы. Наматывание толстых ниток (кроше, ирис, синтетической пряжи) или тонкого шнурка, сутажи на картон (одной стилизованной ягоды большего размера), подравнивание, перевязывание ниток ножницами под руководством учителя. Завязывание узелков на конце толстых ниток (№ 10). Пришивание крупной пуговицы.

Умения и навыки. Анализировать малодетальное изделие из ниток: анализ образцов изделий (для придания плотности и округлости формы ягод нужно вложить вату). Анализ условий работы. Планировать изготовление изделий по карточкам предметно-операционного плана с частичной помощью учителя. Умение придерживаться планирования при изготовлении изделия. Закрепить приемы наматывания, связывания, разрезания ниток.

Завязывать узелок. Пришивать пуговицу с двумя глазками приемом «игла вверх – вниз». Осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя. Оценка качества выполненных работ в сравнении с образцом Умение работать парой. Употреблять в речи техническую терминологию. Словесный отчет о проделанной работе по вопросам учителя и самостоятельно. Подробны анализ своего изделия по вопросам учителя.


Конструирование и моделирование из различных материалов 
Практические работы. Конструирование домика для сказочного героя.
Технические сведения. Бревенчатые стены (из гофрированного картона или бумажных трубочек). Небревенчатые стены (из цветной бумаги).                       Украшения на стенах и крыше домика.

Умения и навыки. Конструировать по замыслу из готовых форм различные домики для сказочных героев. Подбирать для работы подходящие коробки (одну или несколько) представить, как из них можно сделать домик нужной формы. Оклеивать коробки, чтобы получить стены домика. Соединить оклеенные коробки. Добавить необходимые детали из бумаги для завершения общей картины сказочного домика.

Самостоятельно анализировать форму изделия. Умение придерживаться планирования при их выполнении изделия, осуществлять контроль действий в ходе работы с частичной помощью учителя.

Узнавать и называть геометрические тела и употреблять в речи техническую терминологию. Употреблять  в  речи  слова, обозначающие  пространственные признаки  предметов: выше – ниже, шире – уже, и слова, обозначающие пространственные отношения предметов: около, между, сверху – снизу, умение указать положения: напротив, один над или под другим.

Составление композиции в технике эстампа с засушенных растений, покрытой гуашевыми красками на бумаге.


Технические сведения.

Свойства  засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, пуха, используемых в  работе.

Понятие «эстамп» - отпечатки (оттиски) с засушенных растений, покрытых краской на бумаге. Определение необходимого количества краски для отпечатка. Приемы обмазывания основы пластилином. Названия и символическое значение элементов казахских орнаментов, посуды. Ритмичность узора при выполнении декоративных ваз.

Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Инструменты: ножницы, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Приспособления: гуашевые краски, кисти баночка, блюдо, газетная бумага. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Приемы работы. Заготовка и накладывание полос из пластилина на основу (вазу или блюдо) Выполнение размазывания с помощью учителя. Выполнение узора по контуру, проведенному учителем. Составление композиции по образцу учителя из засушенных природных материалов. Приклеивание на подложку (наклеивание, приклеивание полосками бумаги).

Покрытие красками с помощью учителя (забор нужного количества краски) поверхности засушенного листа, прикладывание и притирание при поддержке учителя.

Выполнение композиции из тополиного пуха на бархатной бумаге по разметке мелом.


Умения и навыки. Составлять композиции по образцу и представлению из засушенных растений. Составлять композиции в технике эстампа. Умение делать оттиски с засушенных природных материалов. Изготовлять декоративную посуду – объемную (вазу), плоскую (блюдо) и ее оформлять.

Самостоятельная ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом, иллюстрацией с частичной помощью учителя и самостоятельно. Составление плана работы над несложным изделием самостоятельно, над сложным – по вопросам учителя. Самостоятельное изготовление несложных изделий, сложных – с помощью учителя. Умение придерживаться планирования при выполнении изделия. Осуществлять контроль действий в ходе работы с частичной помощью учителя.

Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе по операциям. Подробный анализ
 своего изделия и других учащихся по вопросам учителя и самостоятельно. Употребление в речи технической терминологии.


Р
абота с металлоконструктором

 
Практические работы. Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, четырех пластин № 11, четырех уголков и двух скоб

Самостоятельная сборка по техническому рисунку.

Самостоятельная сборка по образцу и представлению тележки, велосипеда.

Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку моделей весов, карусели, подъемного крана.

Технические сведения. Детали конструктора. Инструменты: ключ, отвертка. Жесткое крепление деталей. Свободное крепление деталей. Группировка деталей на рабочем столе в последовательности использования. Основные признаки натурального предмета, моделируемые в поделке. Правила техники безопасности при работе с металлоконструктором.

Приемы работы. Сборка по заделу, где часть узлов собрана учителем заранее. Ученики устанавливают только недостающие детали. Оказание непосредственной помощи в сборке: затягивание крепежных пар ключом и отверткой. Отбор необходимых деталей. Подсчет отверстий для подбора планок, определение середины детали.

Умения и навыки. Самостоятельно ориентироваться в задании. Анализировать образец и технический рисунок, выделять главное и характерное в изделии. Определение деталей изделия, количество крепежных пар, места соединения, расположение планок и головок винтов.

Составлять план сборки изделия из деталей металлического конструктора по таблице с пунктами плана сборки изделия.

Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы.

Выполнение работы с помощью учителя и самостоятельно. Соблюдать порядок сборки. Отчитываться о проделанной работе, об этапах изготовления изделия. Отчет об основных операциях сборки и правильно назвать детали. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия и небольших изделий самостоятельно и по вопросам учителя. Критически оценивать качество готового изделия в сравнении с технологическим рисунком. Употребление в речи технической терминологии.

Примечание. Учащиеся с грубыми нарушениями интеллекта к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия – самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия ученика класса с помощью учителя, в отдельных случаях – самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.



МАСТЕРСКАЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ


Оборудование мастерской
Уроки труда проводятся в специально оборудованном классе, что способствует более полному усвоению  школьниками программы трудового обучения.

  1. Классная доска с откидными боковыми створками
    Киноэкран.
  2. Учительский стол.
  3. Шкафы для хранения спецодежды, стеллажи для инструментов, приспособлений и материалов (по одному комплекту на параллель).
  4. Учебные места: одно- или двухместные столы и табуретки. Столы желательно укрепить, верхнюю доску покрыть пластиком. Для работы с проволокой и древесиной необходимо обить переднюю кромку стола угловым железом или иметь настольные стальные плиты. При подборе мебели нужно учитывать соотношение табурета и стола по величине, так как это является важным условием в профилактике искривления позвоночника.
  5. Демонстрационный столик, который можно использовать и как подставку для диапроектора.
  6. Стеллажи или полки (не менее одной на каждую параллель) для выставок детских работ.

  1. Шкаф для методической литературы, методических разработок, наглядных пособий. Для хранения пособий можно сделать также полки-пеналы под классной доской или под верхней крышкой учительского стола.
  2. Умывальник.


Инструменты. Комплект инструментов № 1 для уроков труда: круглогубцы, кусачки, линейки металлические, измерительные 300 мм, молоток 100 г, плоскогубцы; комплект инструментов № 2 для уроков труда: ножницы 15 мм, циркули школьные ученические, фальцлинейки, фальцовки, трафареты разметочные; наборы переплетные: фальцовки, кисти для клея «Флейц», клей ПВА, ножи переплетные, шилья переплетные, пресс пакетный одновинтовый, пробойник, картонорубильник, угольники переплетные, фальцлинейки, угольники пластмассовые; иглы швейные, иглы штопальные, наперстки, булавки; наборы металлические «Конструктор-механик», наборы деревянные «Конструктор-строитель», наборы «Конструктор» пластмассовые.

Приспособления. Доски подкладные, доски подрезные, игольницы, плиты разметочные стальные 200х200 мм, укладки для работы с тканью.

Таблицы с правилами безопасной работы на уроках труда, таблицы по трудовому обучению в первом-третьем классах, таблицы для первого класса «Учимся работать».

Диапозитивы. «Способы отделки изделий».


Диафильмы. «Глина и ее использование», «На прядильно-ткацкой фабрике», «На строительной площадке», «Планирование работы», «Художники нашего быта», «Основы художественной обработки различных материалов» (глина, ткань и др.).

Кинофрагменты. «Рассказы о профессиях».

Кинофильмы. 

«Глина и ее использование», «На прядильно-ткацкой фабрике»,                               «Труд людей вокруг нас».

Игры и игрушки. Лото «Звери и птицы», «Овощи», «Профессии людей и орудия труда», «Цветы», «Фрукты», набору игрушек из резины, латекса, пластмассы.

Часть инструментов и приспособлений могут изготовить старшеклассники в столярных и слесарных мастерских в соответствии с программой по профессионально-трудовому обучению (молотки, шила, гладилка, фальцлинейки, стеки, подкладные доски для занятий трудом).
Оснащению мастерской надо уделить самое серьезное внимание: нехватка каких-либо инструментов, приспособлений препятствует процессу обучения. Например, отсутствие наперстка приводит к усвоению детьми неправильных приемов шитья, недостаточное количества наборов металлического конструктора не позволит полностью выполнить программу.

Для хранения каждого вида материалов в стеллаже должны быть отведены полка или ящик. Инструменты нумеруются в соответствии с номером стола и хранят по принципу открытой выкладки, как в мастерских профессионально-трудового обучения, или размещают на дверце шкафа, внутри его – в ящиках и коробках, или в стойках (каждый вид инструмента отдельно).

На всех рабочих местах желательно иметь по готовальне, в которые до начала урока бригадиры под наблюдением учителя раскладывают инструменты и приспособления, необходимые для данного урока.
Методическое оснащение мастерской


Мастерская должна быть достаточно полно оснащена и в методическом плане: литературой по методике трудового обучения во вспомогательной и массовой школе, методическими разработками и наглядными пособиями.

К пособиям и статьям для учителей массовой школы нужно составить аннотации, в которых указывается, что из данных материалов применимо во вспомогательной школе. Методические разработки, конспекты уроков по конкретным темам следует накапливать из года в год, отбирая лучшие и заменяя устаревшие. К этим пособиям прилагается и необходимая наглядность (образцы изделий, предметно-операционные и графические планы, рисунки и т.д.). Наличие таких материалов в мастерской позволит опытным педагогам повысить качество преподавания, а начинающим избежать ошибок и правильно вести уроки труда.

Важную роль в оптимизации процесса обучения играет использование средств наглядности. По цели использования на уроках труда в младших классах их можно разделить на несколько групп:

  1. Наглядные средства, помогающие объяснить конечную цель работы (образцы изделий, натуральные предметы, чучела, муляжи, рисунки, игрушки, технические рисунки).
  2. Наглядные средства, применяемые для обучения планированию (планы в таблицах, предметно-операционные, графические планы).

1).Подробный предметно-операционный план, отражающий сведения о выполнении новых или сложных приемов.
2).Сокращенный предметно-операционный план, содержащий только основные операции.

Наглядные средства, способствующие выполнению двигательного трудового приема (макеты, демонстрирующие правильный прием работы инструментом; узлы различных соединений; плакаты, показывающие, как надо держать инструмент).
Наглядные средства иллюстративного характера (коллекция гербарий, образцы готовой продукции и т.д.).

Для уроков труда многое должны сделать сами учителя. Помимо образцов изделий, нужно иметь предметно-операционные планы на изготовление ряда объектов из бумаги, картона, текстильных материалов, планы в таблицах, плакаты с правилами безопасной работы, макеты стежков, соединений, технические рисунки.

 

Календарно-тематическое планирование на 2014-2015 учебный год в

9 Л классе
1 четверть

Теоретическая часть

Практическая часть

Дата

1.Вводное занятие. План работы на четверть и год. Санитарно-гигиенические требования к работе в мастерской.

2.Практическая работа. Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение,

01.09.14

3.Аппликация-орнамент. Составление плана работы.

4.Практическая работа. Изготовление аппликации-орнамента из цветной бумаги по плану.

02.09.13

5.Повторение свойств простейших геометрических фигур.

6.Практическая работа. Создание геометрического орнамента в круге, полосе.

03.09.13

7.Виды бумаги, их свойства.

8.Практическая работа. Изготовление коллекции бумаги.

04.09.13

9.Основные цвета бумаги.

10.Практическая работа. Окрашивание бумаги и картона в основные цвета

05.09.13

11.Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание.

12.Практическая работа. Изготовление объемной аппликации. "Осеннее дерево"

8.09.13

13.Технологические операции: сгибание, резание.

14.Практическая работа. Изготовление аппликации«Парусник из треугольников».

9.09.13

15.Правила разметки и измерения картона и бумаги.

16.Практическая работа. Разметка и измерение картона и бумаги.

10.09.13

17.Правила сгибания картона и бумаги.

18.Практическая работа. Складывание квадрата-основы.

11.09.13

19.Изделия из квадрата-основы.

20.Практическая работа. Изготовление из квадрата-основы "Кошка"

12.09.13

21.  Правила резания бумаги и картона.

22.Практическая работа. Вырезывание по намеченным линиям.

15.09.13

23.Правила резания бумаги и картона.

24.Практическая работа. Симметричное вырезывание."Закладка"

16.09.13

25.Правила разметки по шаблону.

26.Практическая работа. Подставка для кисти.

17.09.13

27.Правила складывания из бумаги геометрических тел-цилиндр, конус.

28.Практическая работа. Изготовление игрушки из конуса"собачка".

18.09.13

29.Лепка из пластилина геометрических  тел -шар, куб, конус.

30.  Практическая работа. Изготовление из пластилина игрушки "пирамидка".

19.09.14

31.Знакомство с правилами техники оригами.

32.Практическая работа. Оригами."Кролик"

22.09.14

33.Симметричное вырезание. " листья"

34.  Практическая работа. Аппликация из осенних листьев.

23.09.14

35.Гофрирование. Произвольное складывание бумаги.

36.Практическая работа. "Кот" в технике гофрирования.

24.09.14

37.Гофрирование .Складывание бумаги по направляющим линиям.

38.Практическая работа. Декоративный цветок в технике гофрирования.

25.09.14

39.Оригами. Объёмные фигуры из квадрата.

40.Практическая работа. Оригами."Курица»

26.09.14

41.Работа с бумагой. Правила надрезания бахромой "на глаз" и по выкройке.

42.Практическая работа."Голубь"

29.09.14

43.Оригами. Изготовление заготовок "ромбик" и "стрела"из квадрата.

44.Практическая работа."Салфетка-цветок".Оригами.

30.09.14

45.Оригами. Сложение заготовок из квадрата по образцу.

46.Практическая работа. Салфетка с декоративным кольцом.Оригами.

1.10.14

47. Складные изделия из бумаги. Анализ конструкции игрушки "Лягушонок"

48. Практическая работа. Изготовление игрушки "Лягушонок»

2.10.14

49.Гофрированные изделия. Обсуждение конструкции изделия "Бабочка"

50.Практическая работа. Изготовление изделия "Бабочка"

3.10.14

51.Свойства ткани и ниток.

52.Практическая работа. Выполнение шва "вперед иголка"

6.10.14

53.Гнутые изделия из квадратов. Коллективный анализ конструкции "Самоцвет"

54.Практическая работа. Составление плана работы и самостоятельное изготовление "Самоцвета"

7.10.14

55.Приемы разметки криволинейной формы по шаблону и на глаз.

56.Практическая работа. Аппликация наложением деталей внахлест "Корзина с ягодами"

8.10.14

57.Правила наклеивания деталей за всю поверхность.

58.Практическая работа. Аппликация "Тюльпан"

9.10.14

59.Объемные ребристые игрушки из повторяющихся кругов. Анализ конструкции.

60.Практическая работа. "Шар".

10.10.14

61.Приемы склеивания деталей за половину плоскости. Приемы сушки ребристых изделий.

62.Практическая работа. Изготовление изделия по выбору.

13.10.14

63.Анализ конструкции " складного самоцвета" из 4-х квадратов.

64.Практическая работа. Изготовление "складного самоцвета"

14.10.14

65.Приемы разметки симметричных деталей по половинке шаблона на гофрированной заготовке. Выпуклая аппликация.

66.Практическая работа. Изготовление выпуклой аппликации «Цветок»

15.10.14

 67.Приемы одновременного вырезания нескольких деталей из сложенной заготовки.

68.Практическая работа. Самостоятельное гофрирование листа бумаги.

.

16.10.14

69.Вырезные орнаменты. Приемы складывания квадратной заготовки в 8 раз.

70.Практическая работа. Изготовление вырезного орнамента из квадрата.

17.10.14

71.Мозаичная аппликация на конверте. Правила изготовления бумажных плоских мозаичных аппликаций.

72.Практическая работа. Выбор мотива для аппликации и разметка мотива в углу конверта.

20.10.14

73Объмные игрушки из картона и бумаги .Парашют.

74Анализ изделия. Самостоятельное составление плана работы.

21.10.14

75.Отбор материала для объемной игрушки.

76.Самостоятельное изготовление объемной игрушки по плану.

22.10.14

77.Анализ развертки подставки для кисти.

78.Самостоятельное изготовление Подставки для карандашей.

23.10.14

79.Работа с бумагой .Оригами .Основные формы.

80.Анали изделия «Собачка»(оригами). Составление плана работы.

24.10.14

81.Самостоятельное изготовление изделия. «Собачка».

82.Оформление коллективного панно «Наши собачки».

27.10.14

83.Анализ изделия «Рыбка».Оригами. Составление плана работы.

84.Самостоятельная работа по изготовлению изделия «Рыбка».

28.10.14

85.Работа с бумагой и нитками. Изготовление «Воздушного аквариума»

86. Работа с бумагой и нитками. Изготовление «Воздушного аквариума»

29.10.14

87.Анализ композиции «Листопад».Выбор материалов.

88.Самостоятельное составление плана работы. Вырезывание формы листьев из бумаги ,сложенной «гармошкой».

30.10.14

89.Коллективная работа над изготовлением композиции «Листопад».

90.Подведение итогов четверти.

31.10.14


2 четверть

Теоретическая часть

Практическая часть

Дата

1. Вводное занятие. План работы на четверть .

2.Техника безопасности в мастерской. Инструкции по ТБ и ОТ.

10.11.14

3.Мозаичная аппликация. Обсуждение плана работы.

4.Практическая работа .Выполнение мозаичной аппликации.

11.11.14

5.Прямоугольные изделия , размеченные по линейке.

6. Практическая работам. Особенности разметки по линейки.

1211.14

7.Приемы разметки по линейке в целых сантиметрах.

8.Практическая работа. Самостоятельная разметка конструкции «Домик».

13.11.14

9.Приемы снятия размера.

10.Самостоятельная работа по сборке конструкции «Домик»

14.11.14

11.Прямоугольные прорезные изделия.

12.Анализ конструкции изделия. Составление плана работы. «Елочный фонарик»

17.11.14

13.Операции надрезания сложенной вдвое заготовки.

14.Самостоятельное выполнение разметки с помощью инструкционной карты. «Елочный фонарик».

18.11.14

15.Прямоугольные изделия, размеченные по линейке.

16.Практическая работа. Правила чтения эскиза прямоугольной детали.

19.11.14

17.Разметка прямоугольных деталей.

18.Практическая работа. Фронтальная разметка методом пооперационного диктанта.

20.11.14

19.Анализ конструкции плетенного коврика.

20.Практическая работа. Изготовление плетеного коврика.

21.11.14

21.Лабораторная работа. «Общие свойства бумаги»

22.Практическая работа. «Прочность бумаги»

24.11.14

23.Складные изделия со щелевым замком.

24.Практическая работа. Приемы разметки сложного криволинейного изделия.

25.11.14

25.Подготовка толстой бумаги к складыванию.

26.Практическая работа. Приемы рицовки.

26.11.14

27.Анализ изделия «Подарочный конверт с аппликацией»

28.Практическая работа. Изготовление подарочного конверта.

27.11.14

30.Выпуклые плетенные изделия.

31.Практическая работа. Приемы соединения сложенных заготовок под углом переплетением.

28.11.14

32.Анализ изготовления выпуклого плетеного изделия. Браслет.

33.Практическая работа. Самостоятельная разметка листа.

1.12.14

34.Правила простановки размеров в мм.

35.Практическая работа. Самостоятельная сборка браслета.

2.12.14

36.Оригами. Способы складывания квадрата.

37.Практическая работа. «Ёлка». Самостоятельное изготовление изделия в технике оригами.

3.12.14

38.Складные изделия из прямоугольника.

39.Практическая работа. Самостоятельное складывание по инструкции коробки из прямоугольника любого размера.

4.12.14

40.Приемы продавливания линии сгиба фальцовкой.

41.Практическая работа. «Папка для хранения бумаг»

5.12.14

42.Изделия из конусов. Разборная ёлочка.

43.Практическая работа. Изготовление разборной елочки.

8.12.14

44.Аппликация торцеванием «Цыпленок»  .

45.Практическая работа. Порядок изготовления деталей аппликации -трубочек  .

9.12.14

46.Особенности разметки на бархатной бумаге.

47.Практическая работа .Торцевание всей поверхности изделия по разметки.

10.12.14

48.Выпуклая аппликация. Поздравительная открытка.

49.Практическая работа. Составление плана работы над выпуклой аппликацией.

11.12.14

50.Приемы изгибания в разные стороны элементов надрезанной заготовки.

51.Практическая работа. Самостоятельная работа по изготовлению поздравительной открытки.

12.12.14

52.Лабораторная работа. «Бумага-материал волокнистый» , «Направление волокон в бумаге»

53.Практическая работа. Способы определения направления волокон.

15.12.14

54.Прорезные изделия. Закладка.

55.Практическая работа. Правила чтения эскиза с неполными данными.

16.12.14

56.Разметка прорезной части.

57.Практическая работа. Самостоятельное изготовление закладки.

17.12.14

58.Анализ изделия «Елочки и звезды» из белой плотной бумаги.

59.Самостоятельная работа по инструкционной карте .Оценка и анализ выполненной работы.

18.12.14

60.Правила работы с пластилином.

61.Лепка сосуда из пластилина.

19.12.14

62.Знакомство с архитектурной керамикой.

63.Лепка барельефа «Птица»

22.12.14

64.Знакомство с плетением из бересты, щепы ,лыка.

65.Прямое плетение из полос бумаги.

23.12.14

66. «Короб».Приемы плетения короба из бумаги.

67.Самостоятельное изготовление «Короба» по схеме.

24.12.14

68.Анализ изделия. Объемная поздравительная открытка.

69.Составление плана работы по изготовлению открытки. Отбор материала.

25.12.14

70.Самостоятельное изготовление открытки.

71.Подведение итогов четверти.

26.12.14

3 четверть

Теоретическая часть

Практическая часть

Дата

1.Вводное занятие. План работы на четверть. Техника безопасности при работе с тканью.

2.Строение ткани с полотняным переплетением.

12.01.15

3.Работа с тканью. Направление нитей в тканях.

4.Серверовочная салфетка с бахромой и мережочной дорожкой. Составление плана работы.

13.01.15

5.Направление нитей в тканях.

6.Приемы продергивания бахромы.

14.01.15

7.Правила утюжки ткани. Правила безопасной работы с утюгом.

8.Правила завязывания узелка.

15.01.15

9.Самостоятельная работа по изготовлению салфетки из ткани.

10.самостоятельная работа по изготовлению салфетки из ткани.

16.01.15

11.Разновидности ниток. Мулине.

12.Конструкция иглы и нитепродевателя.

19.01.15

13.Понятия «стежок» и «шов».

14.Порядок  выполнения шва «вперед иголку»

20.01.15

15.Вышивание швом «вперед иголку» по мережечной дорожке.

16.прокладывание первого отделочного шва по мережечной дорожке.

21.01.15

17.Самостоятельная работа.  Вышивание швом «вперед иголку» по мережечной дорожке.

18.Анализ и оценка готового изделия.

22.01.15

19.Приемы разметки деталей на ткани.

20.Анализ конструкции образцов кукол-наперстков.

23.01.15

21.Правила разметки выкройки на ткани.

22.Выкройка. Самостоятельная разметка выкройки на ткани. Вырезание деталей.

26.01.15

23.Правила наклеивания деталей аппликации.

24.Соединение всех деталей куклы-наперстка.

27.01.15

25.Работа с текстильными материалами. Однослойная прихватка.

26.Виды текстильных материалов: ткань. нитки, тесьма. лента.

28.01.15

27.Правила склеивания деталей полиэтиленом.

28.Выполнение шва «ручная строчка»

29.01.15

29.Составление плана работы по изготовлению однослойной прихватки.

30.Самомтоятельная работа по изготовлению однослойной прихватки.

30.01.15

31.Соединительные и закрепляющие швы.

32.Выполнение закрепляющих и соединительных швов на образце.

02.02.15

33.Правила работы с шерстяной пряжей.

34.Строение трикотажного полотна.

3.02.15

35.Анализ конструкции игрушки «кукла-перчатка»

36.Шов «ручная строчка», «наметочный».

4.02.15

37.Обсуждение плана работы ,подбор материалов.

38.Самостоятельная работа по инструкционной карте по изготовлению основы куклы.

5.02.15

39.Самостоятельная работа по отделке куклы.

40.Анализ готового изделия. Оценка работы.

6.02.15

41.Работа с текстильными материалами. Вышивание.

42.Разметка через копировальную бумагу.

9.02.15

43.Швы подрубочный и стебельчатый.

44.Составление плана работы над салфеткой с вышивкой.

10.02.15

45.Самостоятельная работа по разметке рисунка на ткани.

46.Работа по инструкционной карте по изготовлению салфетки с вышивкой.

11.02.15

46.Анализ ошибок допущенных при самостоятельной работе.

47.Исправление ошибок допущенных при изготовление салфетки. ВТО изделия.

12.02.15

48.Лабораторная работа. «Обобщение знаний о производстве натуральных тканей»

49.Лабораторная работа. Технология производства шелковой ткани.

13.02.15

50.Комплексная работа. Работа с картоном, бумагой и лентой. Подвес для прищепок.

51.Приемы прорезания отверстий с малым радиусом в картоне.

16.02.15

52.Правила безопасной работы молотком и просечкой. Устройство молотка.

53.Составление плана работы над изготовлением подвеса. Технология обработки деталей.

17.02.15

54.Самостоятельная работа по ТК «Изготовление подвеса для прищепок»

54.Самостоятельная работа по ТК «Изготовление подвеса для прищепок. Анализ и оценка работы.

18.02.15

55.Экскурсия в картонажную мастерскую.

56.правила безопасной работы в картонажной мастерской.

19.02.15

57.Правила работы с металлизированной бумагой. Свойства бархатной и металлизированной бумаги.

58.Анализ конструкции образца изделия :Открытка в овале «Весенние цветы»

20.02.15

59.Составление плана практической работы.

60.Самостоятельная работа по ТК. «Весенние цветы»

24.02.15

61.Самостоятельная работа по ТК по изготовлению открытки.

62.Анализ ошибок, допущенных при изготовление открытки. Оценка выполненной работы.

25.02.15

62.Экскурсия в слесарную мастерскую.

63.Правила безопасной работы в слесарной мастерской.

26.02.15

64.Работа с разными материалами: бумага, проволока, лента. «Бумажные цветы»

65.Приемы отрезания проволоки. Правила использования кусачек. Приемы правки проволочной заготовки.

2.03.15

66.Демонстрация и анализ изделия в деталях.

67.Приемы формирования заготовки цветка. Самостоятельное изготовление цветка.

3.03.15

68.Порядок изготовления стебелька. Нарезание заготовок для стеблей.

69.Самостоятельное изготовление 3-х цветков разного цвета на стеблях.

4.03.15

70.Изготовление упаковочной ленты и упаковки для цветов.

71.Анализ выполненной работы. Оценка выполненной работы.

5.03.15

72.Работа с бумагой и проволокой. «Цветы на платье»

73.Свойства крепированной бумаги. Анализ конструкции образца изделия.

6.03.15

74.Технология изготовления цветов.

75.Изготовление цветов. Анализ и оценка работы.

10.03.15

76.Работа с искусственной кожей .Закладка.

77.Свойства искусственной кожи. Приемы разметки на коже. Резание кожи.

11.03.15

78.Фальцовка Бумаги с подборкой и шитьем внакидку проволокой.

79.Свойства и виды бумаги.

12.3

80. Фальцовка Бумаги с подборкой и шитьем внакидку проволокой.

81.Назначение и приемы фальцовки.

13.3

82. Фальцовка Бумаги с подборкой и шитьем внакидку проволокой.

83.Упражнения в фальцовке бумажных листов.

16.3

84.Изготовление папки с клапанами и завязками. Назначение папки.

85.Анализ образца папки. Детали папки.

17.3

86.Составление плана изготовления папки.

87.Разметка и раскрой деталей папки.

18.3

88.Сборка картонных сторонок корешком.

89.Оклейка картонных сторонок папки.

19.3

90.Крепление завязок. Приклейка клапанов к папке.

91.Окончательная отделка изделия. Оценка качества готового изделия.

20.3

4 четверть.

Теоретическая часть

Практическая часть

Дата

1.План работы на четверть. Правила ТБ.

2.Работа с кожей. Самостоятельное изготовление закладки.

30.03.15

2.Экскурсия в столярную мастерскую.

3..ТБ в столярной мастерской.

31.03.15

4.ТБ при работе с древесиной.

5.Инструменты,используемые при работе с древесиной. Шило.

01.04.15

6.Анализ и демонстрация изделия из природного материала. Бусы.

7.Составление плана работы по изготовлению бус из желудей.

02.04.15

8..Декоративное оформление изделий из природного материала.

9.Самостоятельное оформление готового изделия.

03.04.15

10.Пиломатериалы: виды, назначение, получение.

11.Характеристика основных видов пиломатериалов. Хранение пиломатериалов, их обмер.

06.04.15

12.Виды и назначение мебели

13.Мебель: виды (стул, кресло, стол, тумба, комод, сервант, диван и др.), назначение и комплектование мебели для разных помещений

7.04.15

14.Знакомство с табуретом.

15.Технологическая последовательность изготовления табурета. Названия операций по изготовлению табурета.

8.04.15

16.Обработка  древесины напильником и шлифовальной шкуркой.

17.Обработка кромок напильником. Правила безопасной работы с напильниками. Зачистка кромок шлифовальной шкуркой. Правила безопасной работы.

9.04.15

18..демонстрация и анализ  подвески  из древесины «Птица»

19.Составление плана работы над подвеской.

10.04.15

20.Самостоятельная работа по инструкционной карте.

21.Самостоятельная работа по инструкционной карте. ВТО готового изделия.

13.04.15

22.Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа.

23.Приемы наматывания ниток на картон, катушку.

14.04.15

24. Свойства ниток.

25.Составление коллекции ниток.

15.04.15

26.Демонстрация и анализ стилизованной игрушки «Ягодки»

27.Самостоятельное составление плана работы.

16.04.15

28.Самостоятельная работа по инструкционной карте.

29.Анализ и оценка готового изделия.

17.04.15

30.Виды пуговиц. Назначение пуговиц.

31.Приемы пришивания пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями.

20.04.15

32.Приспособления для шитья: наперсток.

33.Аппликация из пуговиц на толстой ткани.

21.04.15

34.Конструирование и моделирование из различных видов материалов. «Сказочный домик»

35.Подбор материалов для изготовления «сказочного домика»

22.04.15

36.Анализ изделия и составление плана работы над «сказочным домиком»

37.Изготовление изделия по инструкционной карте.

23.04.15

38.Анализ ошибок допущенных при изготовлении изделия.

39.Самостоятельное исправление допущенных ошибок. Оценка изделия.

24.04.15

40. Открытка к 9 Мая из картона и природного материала.

41.Самостоятельная работа над изготовлением открытки.

27.04.15

42.Способы оклеивания бумагой коробки.

43.Оклеивание коробки цветной бумагой.

28.04.15

44.Способы соединения коробок.

45.Изготовление башни из оклеенных коробок.

29.04.15

46.Составление композиции в технике эстампа из засушенных растений, покрытой гуашевыми красками на бумаге.

47.Изготовление композиции в технике эстампа с засушенных растений, покрытой гуашевыми красками на бумаге.

30.04.15

48.Повторение. Правила работы с режущими инструментами и клеем.

49.Вырезывание геометрических фигур из картона.

4.05.15

50.Правила составления геометрического орнамента в полосе.

51.Изготовление закладки из цветной бумаги и картона.

5.05.15

52.Повторение. Правила работы с проволокой.

53.Изготовление контурных фигур из проволоки.

6.05.15

53Инструменты, используемые при работе с металлоконструктором.

54.Название деталей металлоконструктора.

7.05.15

55.Анализ изделия из металлоконструктора. «Стол»

56.Сборка «стола» из деталей  металлоконструктора.

8.05.15

57.Способы соединения подвижных частей в изделиях из металлоконструктора.

58.Самостоятельное изготовление изделия из металлоконстуктора.

11.05.15

59.Ажурные нитяные изделия по технологии «кокон».

60.Свойства нити, обработанной силикатным клеем.

12.05.15

61.Правила безопасной работы и санитарии пи работе с нитками и клеем.

62.Порядок получения кокона. Самостоятельное изготовление кокона.

13.05.15

63.Приемы подвижного соединения деталей при изготовлении подвижной игрушки из картона.

64.Подведение итогов за четверть и год.

14.05.15

65. Практическое повторение.

66Практическое повторение.

15.5.15

67Практическое повторение.

68Практическое повторение.

18.5

69Практическое повторение.

70Практическое повторение.

19.5

71Практическое повторение.

72Практическое повторение.

20.5

73Подготовка к экзамену. Самостоятельная работа.

74Подготовка к экзамену. Самостоятельная работа.

21.5

75Подготовка к экзамену. Самостоятельная работа.

76Подготовка к экзамену. Самостоятельная работа.

22.5

77Подготовка к экзамену. Самостоятельная работа.

78Подготовка к экзамену. Самостоятельная работа.

25.5

79Подготовка к экзамену. Самостоятельная работа.

80Подготовка к экзамену. Самостоятельная работа.

26.5

81Подготовка к экзамену. Самостоятельная работа.

82Подведение итогов работы за четверть и за год.

27.5

Формы оценивания:

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

  • Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
  • Прилежание ученика во время работы.
  • Степень умственной отсталости.
  • Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
  • Уровень физического развития ученика.

За теоретическую часть:

Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной  терминологии.

Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.

Контроль.

Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Антипов В.И. Руководство трудовым обучением в младших классах вспомогательной школы. В сб. Проблемы обучения умственно отсталых детей. /Под ред. Перовой М.Н. – М.: МГПИ им. Ленина, 1979, с. 81-85.
  2. Ковалева Е.А. Дифференциация учащихся вспомогательных школ по уровню работоспособности. Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении. В сб. науч. тр. Редкол.: С.Л.Мирский (отв.ред.) и др.– М.: Изд. АПН СССР, 1983.

  3. Ковалева Е.А. Характеристика типов учащихся в трудовом обучении. Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении. В сб. науч. тр. Редкол.: С.Л.Мирский (отв.ред.) и др.– М.: Изд. АПН СССР, 1983.
  4. Конышева Н.М. Умелые руки. Учебник-тетрадь по художественному труду для 1 класса четырехлетней начальной школы. – Linka-press, 1997.

  5. Конышева Н.М. Чудесная мастерская. Учебник по трудовому обучению для учащихся 1 класса трехлетней и 2 класса четырехлетней начальной школы – 3-е изд. - Linka-press, 1997.

  6. Конышева Н.М. Наш руковотворный мир (от мира природы – к миру вещей). Учебник по трудовому обучению для учащихся 2 класса трехлетней и 3 класса четырехлетней начальной школы. – 2-е изд. - Linka-press, 1997.

  7. Конышева Н.М. Секреты мастеров (ремесла древние и современные). Учебник по трудовому обучению для учащихся 4 класса четырехлетней начальной школы. - Linka-press, 1998.

  8. Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 88с.

  9. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования. Учебное пособие для студентов сред. пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 192с.

  10. Кириллова А.Г. Система работы по развитию речи на уроках трудового обучения. – Дефектология, 1996, № 2, с. 27-33.

  11. Кузнецов В.П. Работа с бумагой и картоном на уроках труда в начальных классах. – М.: Просвещение, 1867.

Литягин В.А. Комплекс коррекционного оборудования для развития измерительно-двигательных навыков и пространственного воображения учащихся школы VIII вида. – Дефектология, 2001, № 1, с. 42-47.

  1. Мирский С.Л. Основные положения дифференциации учащихся 4-8 классов. Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении. В сб. науч. тр. /Редкол.: С.Л.Мирский (отв.ред.) и др.– М.: Изд. АПН СССР, 1983, с.4-8
  2. Мирский С.Л. Типологические особенности учащихся в процессе овладения двигательными трудовыми действиями. Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении. В сб. науч. тр. /Редкол.: С.Л.Мирский (отв.ред.) и др.– М.: Изд. АПН СССР, 1983, с. 46-64.

  3. Мирский С.Л. Типологические особенности учащихся в пространственной ориентировке: Сб. науч. тр. Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения. /Ред.кол.: В.В.Воронова (отв. редактор) и др. – М.: Изд. АПН СССР, 1984.

  4. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990. Научн.-исслед. ин-т дефектологии Акад пед. Наук СССР. – М.

  5. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992.

  6. Мирский С.Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы. – Дефектология, 1997, № 4, сю-16-20.

  7. Мирский С.Л. Развивающее обучение – главное условие подготовки учащихся вспомогательной школы к труду. – Дефектология, 1999, № 1, с. 25-30.

  8. Мирский С.Л. Организация развивающего обучения во вспомогательной школе. – Дефектология, 2000, № 3, с. 32-37.

  9. Мирский С.Л. Развитие понимания речевой информации учащимися вспомогательной школы на уроках труда. – Дефектология, 2001, № 5, с. 44-52.

  10. Оригами. Бумажный конструктор для детей: - Пер. с японского. Вы. 1. – Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1994.

  11. Оригами. Игрушки из бумаги. Пер. с японского. – Вып. 2. – Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1995.

  12. Оригами. Игрушки из бумаги. Пер. с японского. – Вып. 3. – Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1995.

  13. Павлова Н.П. Применение предметных карт на уроках труда во вспомогательной школе (конспект уроков). – Дефектология, 1977, № 4, с.48-54.

  14. Павлова Н.П. Типологические особенности учащихся в овладении общетрудовыми умениями. Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении. В сб. науч. тр. /Редкол.: С.Л.Мирский (отв.ред.) и др.– М.: Изд. АПН СССР, 1983, с. 8-46.

  1. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы – М.: Просвещение, 1969.

  2. Пудова В., Лежнева Л. Игрушки из природных даров. – М.: Махаон, СПб.: Валери СПД, 1999.
  3. Ткаченко В.Г. Обучение приемам работы измерительной линейкой на уроках труда во вспомогательной школе. – Дефектология, 1999, № 5, с. 31-33.
  4. Хохрина В.Т. Методические указания к проведению занятий с конструктором в IV классе вспомогательной школы. – М., 1970, с. 20.

  5. Цайтлин Н.Е., Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

  6. Шинкоренко В.А. О развитии элементов конструктивной деятельности у учащихся вспомогательной школы на уроках ручного труда. – Дефектология, 1982, № 2, с. 38-41.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 5 класс

Разработанная учебная программа знакомит учащихся с технологией изготовления простейших швейных изделий. Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей п...

Рабочая программа по развитию речи 2 класс со сложной структурой дефекта.

Данная программа разработана для обучения детей со множественным нарушениями....

Адаптированная рабочая программа по профессионально-трудовому обучению 7 класс

Рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями...