мастер -класс:ТРИЗ:метод фокальных объектов
методическая разработка по технологии

Котаева Евгения Николаевна

мастер класс для учителей"Метод фокальных объектов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер- класс22.67 КБ
Файл презентация к мастер-классу851.93 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

Слайд

Я

 Зал

Рисунок домика

Нора, улитка

Тема мастер класса

Рассказывает ребенок:

Я ужасно испугался,

Я грущу четыре дня.

Вдруг талант мой потерялся,

Убежал вдруг от меня.

Не могу никак жирафа

Я теперь дорисовать.

Может, спит талант за шкафом?

Как же мне его достать?

Здравствуйте! Друзья! Коллеги!

 

 А вы встречали когда-нибудь ребенка, который часами фантазирует, сочиняя, изобретая что-то новое?

А ребенка, который не может придумать, что подарить, например, маме на день рождения?

Согласитесь, и мы, взрослые, не всегда можем быстро и правильно разрешить какую- либо проблему?

А все дело в том, что мы, увы, мыслим стереотипно.

Нарисуем дом.  Из каких частей о будет состоять?

Слайд

Наверное, именно так.

А почему именно с крышей и трубой?!

А если это нора животного или раковина улитки. А может быть многоэтажный дом?!

Все дело в том, что мы невольно применяем уже известные нам пути решения или понятия.

В нас, вне зависимости от возраста, срабатывает психологическая инерция, которая мыслить нестандартно.

Одной из методик для борьбы с инерцией мышления, развитием творчества    у взрослых и детей является методика ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Уважаемые коллеги, я представляю вам мастер- класс по теме:

Слайд

 «ТРИЗ: Метод фокальных объектов».

Да

Да

Называют части домика

Изображение Г.Альтшуллера

Э.Кунце и Ч. Вайтинга

Картинка стул радуга=стул

+радуга

Применение

Фокальный объект

Случайные слова

Признаки  слова дерево

Признаки  слова лето

Рамка- листья ,рамка- ветки, рамка-желудь.

(вырисовываются варианты)

Рамка – солнце, рамка-ягоды, рамка- цветы-цветы

(вырисовываются варианты)

Полученные изделия

Слайд

  Работа по созданию теории  ТРИЗ началась в середине XX века. Ее основы  заложил советский инженер и писатель Генрих Альтшуллер.

 

Слайд

Суть метода проста: признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект.

В результате получается необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию.

Слайд

Нет гарантии, что при использовании метода получится что-то дельное, но метод раскрепощает мышление и иногда приводит к неожиданным комбинациям.

Неправда ли, лучший подарок- подарок, сделанный своими руками. Я предлагаю вам идею подарка - это рамка для фото.

Слайд

Наш фокальный объект - рамка.

Назовите мне, пожалуйста, два случайных слова, которые пришли вам сейчас в голову.

Зафиксируем их.

Щелчок

Теперь назовите слова, которые у вас ассоциируются со словом дерево. Фиксируем.

Щелчок

Теперь назовите слова, которые у вас ассоциируются со словом лето.

Фиксируем.

Слайд

Прежде, чем продолжить работу,

я предлагаю жюри поработать пока мы с залом работае, создайте  свои варианты рамок из предложенного материала.

Жюри выдаются материалы для работы

Следующий этап нашей работы: признаки случайных объектов по-очередно присоединяются к фокальному объекту.

Посмотрите на полученные сочетания, какие ассоциации по оформлению рамки  у вас возникают?

Прекрасно!

Взгляните, какие рамки получаются с признаками слова лето.

А теперь давайте посмотрим, какие идеи появились у детей.

ребята показывают рамки, вручают жюри

Посмотрите, как много вариантов появилось!

А какие оригинальные идеи возникли у  членов жюри! С вашего позволения, мы покажем ваши работы? Замечательно!

 показываем рамки жюри

Уважаемые коллеги!

Работает метод фокальных объектов?

Он работает и является хорошим (отличным) средством для развития творческих способностей, как детей, так и взрослых.

Спасибо за внимание!

Творческих  Вам решений!

Дерево, лето

Листья, ветки, желудь

Солнце, ягоды, цветы

Варианты ответов

Варианты ответов

Да


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер -класс Учитель технологии Котаева Е.Н. МБОУ ЛИЦЕЙ №7

Слайд 4

ТРИЗ: Метод фокальных объектов

Слайд 5

Ф. К унце 1926 придумал метод фокальных объектов Ч. Вайтинг 50-е года доработал этот метод Генрих Саулович Альтшуллер

Слайд 6

Суть метода проста: признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект. + =

Слайд 7

Применение Поиск новых решений Оригинальное оформление Модификация известных устройств и способов

Слайд 8

Рамка для фото Дерево Листья, ветки, желудь Лето Солнце, ягоды, цветы

Слайд 9

Рамка- листья, ветки, желудь

Слайд 10

Рамка –солнце, ягоды, цветы

Слайд 11

Готовые рамки

Слайд 12

Творческих Вам решений! Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фокальные объекты

Метод фокальных объектов...

Метод фокальных объектов

По моему интересно для школы при ИК....

Презентация "Фокальные объекты"

Презентация "Фокальные объекты"...

Метод фокальных объектов. Технология ТРИЗ на уроках изобразительного искусства.

Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устро...

Фокальные объекты.

Изучая предмет, год от года, от урока к уроку, вы становитесь все более опытнее,все более грамотнее.И вот наступает такой момент, когда ваши знания выходят на более новый качественный уровень. конечны...

Мастер – класс «Применение метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся»

Цель мастер-класса – повышение профессиональной компетенции педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению метода ...