Фокальные объекты.
учебно-методический материал по технологии (7 класс)

Брагина Ольга Владимировна

Изучая предмет, год от года, от урока к уроку, вы становитесь все более опытнее,
все более грамотнее.

И вот наступает такой момент, когда ваши знания выходят на более новый качественный уровень. конечный результат вашей деятельности вы уже воспринимаете
не как готовое изделие, а как объект, удовлетворяющий неким техническим и эстетическим требованиям.

Выбор технологий, инструментов, приспособлений определяется уже не столь-
ко доступностью материала, сколько физическими и механическими свойствами.

Если раньше для получения результатов достаточно было внимательно послушать преподавателя, а затем четко выполнить все этапы работы с применением раз-
личных инструментов, приемов их использования, то сегодня мы уже в состоянии самостоятельно разрабатывать технологическую карту на изготовление того или иного
объекта.

А это уже есть один из элементов конструкторской деятельности. Той самой
конструкторской деятельности, которая требует от человека разносторонних знаний и
эрудиции, способности нетрадиционных подходов при решении задач, способности
усовершенствовать, модернизировать, а зачастую - изобретать.

Вот мы и подошли к одному из главных вопросов предмета технологии. Существует ли монополия па творчество? Творить и изобретать может любой или только
особенный, одаренный человек или только отмеченный богом, награжденный талан-
том? Чтобы в нашем мире появилась принципиально новое, необходимо ждать, пока
родится второй Ломоносов, второй Эдисон, Лодыгин, Ползунов или изобретательству
можно научится?

Чтобы ответ, на этот вопрос, опираясь не на философские рассуждения, а на
реальный опыт, конкретный факт, мы сегодня с вами познакомились С методом фокальных объектов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_7_klass_metod_fokalnyh_obektov.docx33.08 КБ
Файл fokalnye_obekty.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верейская средняя  общеобразовательная школа № 1

Элементы конструирования

по теме:
“Метод фокальных объектов – 7 «б» класс”

                                                            Автор: Учитель технологии Брагина О.В.

 Верея, 2021

План-конспект по технологии.

Класс:                 7 б.                             

Тема программы:         Элементы конструирования.                                                                      
Тема урока:                 Метод фокальных объектов.

Тип урока:                 урок изучения нового учебного материала.
Вид урока:                 эвристическая беседа.

Цель:        научить применению метода фокальных объектов при решении                    
конструкторских задач по усовершенствованию изделий.
(Слайд№2)

Задачи:         Образовательные

-дать понятие о методе фокальных объектов как об одном из способов поиска новых путей при решении творческих задач;

- научить оперативному использованию метода фокальных объектов
на основе алгоритма Ч
. Вайтинга;

Развивающие

-развивать навыки наблюдения и оценки на уровне обыденного опыта
и знаний жизненных различных ситуаций и явлений;

- способствовать развитию интереса к познанию и открытию нового,
к изобретательству и рационализаторству;

-формировать умение выносить аргументированное суждение по раз-
личных проблемам на примерах повседневной жизни
.
Воспитательные

- прививать интерес к предмету и технологиям развития творческого
мышления;

- побуждать инициативу, творческое начало, самостоятельность по-
знания - требование жизни современного общества.

Понятийный аппарат:                          

Материально - техническое обеспечение:

Компьютер, мультимедийный проектор                                                          
Дидактическое обеспечение:

Дидактическая карта алгоритма метода фокальных объектов.                                 
Банк случайных объектов.
Задачи на преодоление инерции мышления         
Задача для проведения деловой игры.                                                                
Презентация.

 

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2.   Упражнение на развитие творческого воображения
                2
    .1 задачи на преодоление инерции мышления
                2.2 работа с упражнениями на РТВ
  1. Постановка задачи и цели урока.
  2. Изложение нового материала.

4.1. история создания метода Чарльза Вайтинга.

       Понятия «Фокальный объект»
4
.2. этапы выполнения метода.
4.3. выбор фокального объекта.

4.4. подбор случайных объектов. Понятие «Случайный объект»
      выбор свойств, качеств
.

4.5. поиск варианта усовершенствования.

4.6. выбор окончательного варианта и обоснование
его функциональной ценности.

4.7. пример создания привычного изделия с непривычными функциями.

  1. Деловая игра с применением метода фокальных объектов.
  2. Подведение итогов урока.
  3. Домашнее задание.

Выполнить приоритетное решение (окончательное)

Изучая предмет, год от года, от урока к уроку, вы становитесь все более опытнее,
все более грамотнее.

И вот наступает такой момент, когда ваши знания выходят на более новый качественный уровень. конечный результат вашей деятельности вы уже воспринимаете
не как готовое изделие, а как объект, удовлетворяющий неким техническим и эстетическим требованиям.

Выбор технологий, инструментов, приспособлений определяется уже не столь-
ко доступностью материала, сколько физическими и механическими свойствами.

Если раньше для получения результатов достаточно было внимательно послушать преподавателя, а затем четко выполнить все этапы работы с применением раз-
личных инструментов, приемов их использования, то сегодня мы уже в состоянии самостоятельно разрабатывать технологическую карту на изготовление того или иного
объекта.

А это уже есть один из элементов конструкторской деятельности. Той самой
конструкторской деятельности, которая требует от человека разносторонних знаний и
эрудиции, способности нетрадиционных подходов при решении задач, способности
усовершенствовать, модернизиро
вать, а зачастую - изобретать.

Вот мы и подошли к одному из главных вопросов предмета технологии. Существует ли монополия па творчество? Творить и изобретать может любой или только
особенный, одаренный человек или только отмеченный богом, награжденный талан-
том? Чтобы в нашем мире появилась принципиально новое, необходимо ждать, пока
родится второй Ломоносов, второй Эдисон, Лодыгин, Ползунов или изобретательству
можно научится?

Чтобы ответ, на этот вопрос, опираясь не на философские рассуждения, а на
реальный опыт, конкретный факт, мы сегодня с вами познакомились С методом фокальных объектов.

Упражнения на развитие творческого воображения

В начале проводится разминка - решение задач на РТВ

Упражнение №1

Назначение: борьба с психологической инерцией.

Вопросы: чему равна единица в квадрате?
чему равно два в квадрате?
чему равно четыре в квадрате?
чему равен угол в квадрате?

Ответ: угол в квадрате равен 90 градусов.                                      

Упражнение №2

Назначение: отработка приемов борьба с психологической инерцией.

Пример: исключив применение по прямому назначению, предложите, для каких
целей можно использовать
:

1. Кирпичи (кроме строительства)

Ответ: можно использовать в качестве:

  1. мерного груза;
  2. средство для письма (отметчик);
  3. средство для метания;
  4. наковальни;
  5. мишени;
  6. молотка;

2. Школьную деревянную линейку (кроме измерения линейных размеров)

Ответ: можно использовать в качестве:

  1. весов;
  2. спидометра (по величине изгиба от набегающего потока);
  3. камертона;
  4. закладки для книг;
  5. плотномера (по величине его погружения);
  6. указки;

Упражнение №3

 

Проверка сообразительности:

На дно тарелки с водой положили половину картофелины, воткнули в неё три спички,
подожгли их и сразу же накрыли стаканом. Вся вода из тарелки тут же переместилась в
стакан.

Почему?

Ответ:

Находящийся под стаканом кислород израсходуется на горение спичек, отчего образуется
вакуум, втягивающий воду из тарелки в стакан.

                     

Человек, по-видимому, создан, чтобы мыслить:

                        в этом все его достоинство, вся его заслуга;

                        вся его обязанность в том, чтобы мыслить, как

                        должно …

                                                     Блез Паскаль

Метод фокальных объектов. (Слайд№3)

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 г. профессор Берлинского университета Э. Кунце, в 50-е г.г. метод доработал Ч. Вайтинг (США). 

Суть метода в том, чтобы свойства случайных объектов перенести на центральный объект и в полученных сочетаниях попытаться найти рациональное зерно.

           От слова «фокус» (по аналогии с оптикой) – концентрация внимания на конкретном     объекте.  Сущность метода – перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса.

                  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ: (Слайд№4)

1. Выбор объекта и цели усовершенствования. 

2. Выбор наугад 3-4 объектов.

3. Составление характерных признаков этих случайных объектов.

4.Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. (Слайд№5)

5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений.

        Он не дает никакой гарантии, что у вас получится что-то дельное, но все, же он раскрепощает мышление и порой приводит к неожиданным комбинациям. Метод содействует развитию фантазии.  

ЗАДАЧА

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

1. Усовершенствуемый объект. (Слайд№6)

Часы «Командирские» - прекрасный, точный, надёжный механизм,
отличительной чертой которого является не только современный дизайн, но и
обязательное наличие секундной стрелки, календаря, фосфоресцирующих меток,
позволяющи
х определять время в темноте.

Часы «Командирские» обладают противоударным, пылезащитным и
водонепроницаемым свойствами
.

2. Техническое задание. (Слайд№7)                                                                        Чисто польский часовой завод объявил конкурс на лучшую идею по
модернизации (улучшению) выпускаемой продукции
. Предложенное решение
должно удовлетворять следующим требованиям
: (Слайд№8)

  • воплощение идеи не         должно при водить к принципиальному

изменению технологического процесса производства;

  • любое дополнение не должно приводить к существенному
    повышению себестоимости пр
    одукции;
  • модернизация изделия должна быть возможна без привлечения
    дополнительных квалифицированных специалистов;
  • любое предложение должно         сопровождаться техническими

комментариями по его внедрению:

3. Выбор случайных объектов с указанием их свойств (качеств). (Слайд№9)

KOШКA                 - пушистая, тёплая, мяукает, видит в темноте ...
ЦВЕТОК                 - разноцветный, распускается, фотосинтез ...
БРИЛИАНТ         - твёрдый. прозрачный, гранёный ...

4. Ассоциативный поиск возможных вариантов решения задачи. (Слайд№10)

Часы со стеклом, имеющим огранку.
Прозрачные часы.

Мяукающие часы.

5. Домашнее задание: Выбор окончательного варианта. (Слайд№11)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод фокальных объектов Брагина Ольга Владимировна Учитель технологии

Слайд 2

Цель: научить применению метода фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию изделий.

Слайд 3

Разминка 1 Чему равна единица в квадрате? Чему равно два в квадрате? Чему равно четыре в квадрате? Чему равен угол в квадрате? Ответ: угол в квадрате равен 90 градусов.

Слайд 4

Разминка 2 Проверка сообразительности: На дно тарелки с водой положили половину картофелины, воткнули в неё три спички, подожгли их и сразу же накрыли стаканом. Вся вода из тарелки тут же переместилась в стакан. Почему? Ответ: Находящийся под стаканом кислород израсходуется на горение спичек, отчего образуется вакуум, втягивающий воду из тарелки в стакан.

Слайд 5

Разминка 3 Исключив применение по прямому назначению, предложите, для каких целей можно использовать: 1.Кирпичи (кроме строительства) Ответ: можно использовать в качестве: мерного груза; средство для письма (отметчик); средство для метания; наковальни; мишени; молотка

Слайд 6

Разминка 4 Школьную деревянную линейку (кроме измерения линейных размеров) Ответ: можно использовать в качестве: весов; камертона; закладки для книг; плотномера (по величине его погружения); указки

Слайд 7

Подумайте, как может выглядеть сотовый телефон, если он будет иметь свойства резины, возможности говорящего попугая, характеристики радуги?

Слайд 8

Чарльз Вайтинг В 1925 г. мФО предложил немецкий ученый Фридрих Кунце . А В 50-е гг. метод усовершенствовал Чарльз Вайтинг (США). Суть метода в том, чтобы свойства случайных объектов перенести на центральный объект и в полученных сочетаниях попытаться найти рациональное зерно.

Слайд 9

Сущность метода – перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект , который лежит в фокусе переноса . Сущность метода –перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса. МФО от слова «фокус» – концентрация внимания на конкретном объекте

Слайд 10

Последовательность действий: 1. Выбор объекта и цели усовершенствования. 2. Выбор наугад 3-4 объектов. 3. Составление характерных признаков этих случайных объектов. 4.Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. 5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций. 6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Метод не дает никакой гарантии, что у вас получится что-то дельное, но все же он раскрепощает мышление и порой приводит к неожиданным комбинациям. Метод содействует развитию фантазии

Слайд 11

Пример создания нового объекта с помощью МФО Совершенствуемый объект: стул Случайные объекты: елка, олень, фонарь Новые сочетания Стул колючий Стул рогатый Стул светящийся

Слайд 12

Новые идеи Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением

Слайд 13

ЗАДАЧА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ Необходимо разработать вариант нескольких сувенирных изделий с помощью метода фокальных объектов.

Слайд 14

Проверка знаний 1. Дайте определение. Суть метода фокальных объектов состоит в ... 2. Метод фокальных объектов создал: А) Осборн Б) Кунце В) Гордон 3. Метод фокальных объектов – это метод поиска новых идей путем: а) присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов; б) создания гирлянд ассоциаций; в) критики свойств объекта. 4. Дайте определение. Цель метода фокальных объектов состоит в …………

Слайд 15

Домашнее задание «В Англии продаются товары для любителей розыгрышей: чайные ложки, которыми можно помешивать лишь холодный чай, так как в горячем они плавятся; зонтики с верхом, тающим под струями первого дождя, так что остаётся один каркас; авторучки с чернилами, которыми можно «неосторожно» обрызгать костюм или платье, но через несколько минут пятна полностью исчезают. Предложите свою техническую шутку. Помните, что она должна быть не злой, не пугающей, а, наоборот, вызывающей улыбку и создающей хорошее настроение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фокальные объекты

Метод фокальных объектов...

Метод фокальных объектов

По моему интересно для школы при ИК....

мастер -класс:ТРИЗ:метод фокальных объектов

мастер класс для учителей"Метод фокальных объектов"...

Презентация "Фокальные объекты"

Презентация "Фокальные объекты"...

Метод фокальных объектов. Технология ТРИЗ на уроках изобразительного искусства.

Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устро...

метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов – это метод поиска новых идей путем присвоения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется для тренировки воображения....

Мастер – класс «Применение метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся»

Цель мастер-класса – повышение профессиональной компетенции педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению метода ...