" Проектный метод и его использование в обучении на уроках технологии"
статья по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

Проектный метод широко применяется в образовательной практике.Метод проектов связан с пониманием системы обучения, при котором учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Проектный метод позволяет выбирать каждому учащемуся проекты в соответствии с его способностями, с учетом личностных возможностей и потребностей, благодаря которому формируется личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t_p_statya_v_pechat.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод и его использование в обучении на уроках технологии. 

 

 В настоящее время среди существующих технологий наиболее полной и популярной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися является проектная деятельность. Проектный метод широко применяется в образовательной практике, как в нашей стране, так и за рубежом. Его возможности позволяют наглядно представить процессы в любой из изучаемых школьниками наук, с которыми учащиеся знакомились в теории. Метод проектов связан с пониманием системы обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. В настоящее время нельзя считать выпускника общеобразовательной школы подготовленным к жизни без знакомства с основами современных технологических процессов. Особое место в этой связи отводят урокам технологии. Наиболее оптимально формирование технологической культуры осуществляется с помощью метода проектов.

 Учащиеся могут на практике увидеть то, о чем рассказывает учитель. В результате ученик сам познает, сам открывает, осмысливает и применяет полученные знания.

Проектный метод позволяет выбирать каждому школьнику проекты в соответствии с его способностями, с учетом личностных возможностей и потребностей, благодаря которому формируется личность.

 При выполнении проекта обучающиеся задумываются над вопросами: на что они способны, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться.

Организуя проектную деятельность, важно учитывать особенности образовательной организации. К таким факторам относят материально-техническая база учреждения, реализуемые функции, направления деятельности, контингент учащихся, гибкость и вариативность образовательного процесса.

Чем младше школьник, тем сильнее он нуждается в обстоятельном разъяснении личностной и социальной значимости проекта. Чем старше становится ребенок, тем более осмысленной становится его деятельность. Поэтому подростки и старшеклассники настойчиво выясняют, какую пользу извлечет он сам и окружающие от участия в проектной деятельности. Уяснив личностную значимость, школьник будет четко понимать, для чего прикладывает усилия и проявляет инициативу, демонстрирует умения и целеустремленность.

Поэтому, если младшие школьники с удовольствием выполняют групповой проект, то учащиеся среднего и особенно старшего возраста хотят увидеть, что конкретно удается сделать самостоятельно. В свете сказанного становится необходимой разработка индивидуальных образовательных маршрутов и даже индивидуальных образовательных программ, связанных с разработкой и реализацией проекта.

Учителю необходимо курировать последовательность выполнения учащимся каждого этапа проекта. Независимо от сложности проектов все они будут состоять из одинаковых стадий: погружение, организация деятельности, реализация, презентация проекта. На первом этапе учитель помогает учащимся увидеть проблему и четко ее сформулировать. Затем он создает мотивационный настрой, уточняет понимание цели и спрашивает о тех способах, какими будет пользоваться автор проекта для достижения цели.

Если проект является коллективным, то участники вживаются в проблемную ситуацию, определяют примерные способы ее решения, формулируют желаемую цель. На этапе погружения учитель следит за сохранением положительного настроя, стимулирует детей к дальнейшей деятельности. На этапе организации деятельности он выступает с предложением оптимизировать исследовательскую деятельность путем распределения обязанностей, для чего рекомендует организоваться в группы.

Объединившись в группы, учащиеся конкретизируют рабочие версии, высказывают идеи по их реализации, выстраивают план действий, решают вопрос о способах предъявления результата. Все это время учитель выступает в роли наблюдателя и консультанта и продолжает поддерживать необходимый для исследования уровень мотивации школьников.

На стадии реализации учитель осуществляет координацию участников проекта, наблюдает за их деятельностью, поддерживает, при необходимости – делится опытом. На этом этапе учащиеся также подготавливают презентацию проекта.

На завершающей стадии учитель, наравне с другими школьниками, участвует в коллективном обсуждении полученного результата, дает содержательную оценку проделанной работе, комментирует взаимодействие в подгруппах. Для формирования у учащихся прочных знаний необходимо уметь разрабатывать разные виды проектов: прикладные, исследовательские, информационные, творческие.

В процессе проектной деятельности школьник должен получить не только конкретный продукт, но и уметь анализировать свои ошибки, чтобы в следующий раз его работа была более эффективной. В этой связи учитель должен научить своих учеников осуществлять рефлексию в устной и письменной форме, давать оценку собственному продвижению в исследовательской деятельности, сопоставлять свои достижения и успехи ровесников, анализировать затруднения и планировать конкретные действия по достижению поставленной цели.

Обобщая сказанное сделаем вывод о том, что проектный метод позволяет максимально приблизить теорию к практике. Создание проекта предполагает значительную долю самостоятельности учащегося, благодаря чему он может посмотреть на себя со стороны и оценить; кроме того, проектный метод позволяет развивать коммуникативные навыки, так как ряд проектов выполняется в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода обучения на уроках технологии

Использование проектного метода обучения очень полезен именно на уроках технологии. Учащиеся на уроках в основном занимаются творческими проектами, вследствие этого у детей развивается интерес к предм...

статья "Проектный метод обучения на уроках технологии"

Метод проектов - один из педагогических инструментов, позволяющий учителю решать определенные образовательные задачи...

статья "Проектный метод обучения на уроках технологии"

Метод проектов - один из педагогических инструментов, позволяющий учителю решать определенные образовательные задачи...

Художественная обработка древесины и проектный метод обучения на уроках технологии

«Технология» - понятие настолько многогранное и распространённое, что установить его границы сегодня практически невозможно , тем более что количество новых технологий, создаваемых человеком, увеличив...

Проектный метод обучения на уроках технологи как средство формирования духовно-нравственной компоненты в рамках реализации ФГОС.

Обращение к фольклорным традициям раскрывает истоки нашего мировоззрения, является интересным и полезным досугом, позволяющим раскрыть способности личности, привить художественный и эстетический...

Проектный метод обучения на уроках технологии

                                                      ...