Урок в музее. Урок "Производство ткани". Конспект занятия в школьном музее "Русь народная".
план-конспект занятия по технологии (5 класс)
В музее «Русь народная» были проведены учебные занятия по технологии для учащихся 5-х классов. Тема интерактивных занятий: «Получение пряжи и ткани. Ткачество». Данный конспект преплагает вниманию коллег использование ресурсов школьного музея в учебной деятельности.
С помощью экспонатов музея удалось наиболее полно раскрыть тему, познакомить с традициями, связанными с посевом и обработкой льна на Руси, с методами изготовления пряжи и полотен ткани. Ученицы смогли наглядно увидеть все этапы производства и оценить насколько это сложный и тяжелый труд. Девочки увидели инструменты производства – чесала, гребни, прялки и самопрялки, веретена, челноки и детали старинных ткацких станков. Узнали откуда пошло выражение «делать уроки», кого в старину называли «непряха», как устроены прялки, зачем нужны «пряслица» и как сплести пояс с помощью дощечек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_proizvodstvo_tkani.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Разделы: Преподавание технологии
Тема программы: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Материаловедение.
Тема урока: Производство ткани.
Цели:
- Дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве.
- Ознакомить с понятиями: волокно, текстильное волокно, с профессиями прядильщика, ткача.
- Научить определять направление долевой и уточной нитей; определять лицевую и изнаночную стороны ткани.
Задачи:
Образовательная - расширить кругозор учащихся; познакомить с историей получения тканей, сформировать представление о профессиях ткача и прядильщицы, о сложностях производства тканей и истории получения тканей на Руси.
Развивающая - развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы;
Воспитательная – воспитывать уважение к труду людей, формировать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа
Практическая - научить определять направления нитей основы, лицевую и изнаночные стороны ткани.
Методы обучения: беседа, рассказ, наглядно-иллюстративные методы (демонстрация видео, экспонаты в экспозиции музея, презентация) практический (практическая работа по изготовлению образца переплетения), интерактивный (вовлечение детей в работу с экспонатами – скручивание волокна. плетение на дощечках; выполнение заданий по результатам просмотра и изучения материала)
УМО: экспозиция школьного музея «Русь народная» (экспонаты: чесала, веретена, прялки, самопрялки, детали ткацкого станка, челноки, образца плетенных тканей с помощью дощечек, пояса. Волокна и кудель и т.п), образцы тканей, телевизор с видеомагнитофоном, мультимедиопроектор, , презентация, учебник Технология 5 класс
ХОД УРОКА
Структурные компоненты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Проверка готовности учащихся к освоению новых знаний | Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих. Организует беседу (фронтальный опрос):
Обсуждение логической цепочки (выведена на экран) Текстильные волокна – ( пряжа – нити) – ткань Подведение детей к теме урока: Вспомните свои действия при исследовании ткани. - Каким образом из волокон была получена нить? (путем скручивания волокон). | Отвечают на вопросы. |
Мотивация к изучению темы | Организует беседу: Ткани широко применяют в быту. Из них шьют одежду, белье, обувь, обивку для мебели и т. д. А сможете ли вы самостоятельно произвести ткань? Как получали ткань на Руси? Какие инструменты для этого были необходимы? Повышение познавательного интереса через интеграцию – прочтение отрывков из произведений А.С. Пушкина: Три девицы под окном Пряли поздно вечерком (из «Сказка о царе Салтане») Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, А старуха пряла свою пряжу. (из «Сказка о рыбаке и рыбке») | Обсуждают поставленную проблему Формулируют тему урока и объясняют почему для изучения нового материала выбран школьный музей |
Сообщение темы и цели | Сообщает тему и цель урока | Записывают в тетради или рабочие листы |
Изложение новой темы | Объясняет, показывает, организует беседу. При рассказе демонстрируются экспонаты школьного музея. Учащимся предлагается самим попробовать скрутить нить, демонстрируются разные веретена, прялки, самопрялки. (текст для построения рассказа в приложении 1) Очень хорошо рассказывается об изготовлении полотна в рассказе «Как в поле рубашка выросла».
Ткачество – процесс получения ткани из пряжи на ткацких станках на ткацкой фабрике. Демонстрация видеосюжета с кассеты Эврика Демонстрация получения ткани (поясов. лент) путем плетения на дощечках. Рассказ о технологии. Организация практической работы | Слушают, наблюдают, записывают. Пытаются самостоятельно рассказать о предметах, из назначении, сами пытаются скрутить нить Записывают опорные схемы в тетрадь или рабочие листы, выделяя главное из рассказа Знакомятся с профессией ткача, с историей появления и совершенствования ткацких станков Пытаются самостоятельно сплести пояс, освоив технологическую последовательность |
Закрепление знаний | Заполнение логической цепочки «Процесс получения пряжи» (приложение 2) Демонстрация видеофильма Дискавери «Пряжа» | Отвечают на вопросы. Выдел Выделяют производственные этапы изготов изготовления ткани: Вол - волокно---нити (пряжа) -----ткачество ----- су суровая ткань ----- отделка ------готовая готовая ткань |
Продолжение изучения нового материала | Интерактивный рассказ о устройстве и работе ткацкого станка. Демонстрация экспонатов | Дополняют предложения. Выполняя предложенное учителем задание |
Практическая работа | Нити в ткани могут переплетаться разными способами Знание направления долевой нити или по-другому – нити основы нам необходимо при раскрое изделия. Ткацкое переплетение – переплетение нитей основы и утка. Вывод: Длинные и прочные нити, идущие вдоль ткани – нить основы. Короткие, извитые нити, идущие поперек ткани – нить утка. Узкая полоска по краю ткани – кромка. Задание для практической работы: Выполнить макет переплетения нитей основы и утка (инструкция приложение 3)
| Выполняют практическую работу Выполняют макет работая в парах |
Подведение итогов урока | Оценивает активность учащихся. Выставляет и комментирует оценки. | Анализируют собственную деятельность. Определяют трудности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему: "Русские народные танцы".
конспект занятия...
Конспект занятия по сказкотерапии. Русская народная сказка «Маша и три медведя»
Оборудование: магнитная дока, карточки, магниты.Раздаточный материал: кукольный театр – персонажи сказки, карточки, фломастеры.Техническое оснащение: телевизор, презентация к сказкеЦЕЛЬ: активиз...
Конспект занятия по сказкотерапии. Русская народная сказка «Маша и три медведя»
Оборудование: магнитная дока, карточки, магниты.Раздаточный материал: кукольный театр – персонажи сказки, карточки, фломастеры.Техническое оснащение: телевизор, презентация к сказкеЦЕЛЬ: активиз...
Конспект занятия по сюжету русской народной сказки «Колобок»
Цель: Развитие познавательного интереса детей на примере загадок, пословиц, поговорок. Коррекционно-образовательные задачи: Обогащение словаря по теме «Дикие животные» (название, внешние п...
Конспект занятия по мотивам русской народной сказки «Колобок» с воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР
Целью занятия яляется воспитание любви и интереса к сказке, как к средству развития творческого потенциала детей....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Основы народно – сценического танца»
Цели: демонстрация основных элементов техники народного танца, формирование сознательного отношения к традициям национальной хореографии....
Конспект занятия в школьном музее искусств
Занятие (обзорная экскурсия) для учащихся (воспитанников) 5 класса проводится в музейной комнате пришкольного интерната. В ходе экскурсии дети знакомятся с экспозициями (разделами) музея, отвечают на ...