Методическая разработка урока по теме: Электрические цепи
методическая разработка по технологии (9 класс)

Пустошкин Вадим Анатольевич

Цели урока:

  • создать условия для формирования понятий: электрическая цепь постоянного тока, электрическая схема;
  • создать условия для изучения элементов электрической цепи и способов их соединения;
  • создать условия для формирования умения читать электрические схемы;
  • создать условия для формирования умений сравнивать, анализировать, выделять главное;
  • создать условия для формирования навыков групповой работы;
  • создать условия для воспитания у обучающихся интереса к изучаемой дисциплине, показывая значимость знаний по данной теме для их дальнейшей профессиональной деятельности;
  • создать условия для развития устной речи через обоснование ответов с использованием специальных терминов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл электрические цепи274.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия

По технологии

«Электрические цепи»

9 класс

                                                       Учитель: Пустошкин В.А.

План урока

Тема 1.1. "Электрические цепи"

Тема урока: "Электрические цепи. Элементы электрических цепей"

Курс: 9 класс

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы проведения урока: фронтальная, групповая.

Методы обучения:

- проблемно-диалогический,

- наглядно-демонстративный,

- частично-поисковый.

Педагогическая технология: элементы технологии проблемно-диалогического обучения.

Цели урока:

  • создать условия для формирования понятий: электрическая цепь постоянного тока, электрическая схема;
  • создать условия для изучения элементов электрической цепи и способов их соединения;
  • создать условия для формирования умения читать электрические схемы;
  • создать условия для формирования умений сравнивать, анализировать, выделять главное;
  • создать условия для формирования навыков групповой работы;
  • создать условия для воспитания у обучающихся интереса к изучаемой дисциплине, показывая значимость знаний по данной теме для их дальнейшей профессиональной деятельности;
  • создать условия для развития устной речи через обоснование ответов с использованием специальных терминов.

Задачи урока:

  • формирование профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС по формирование общих компетенций в соответствии с ФГОС по профессии ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач.
  • Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Технические средства обучения: компьютер с мультимедиа проектором, экран, доска, карточки-задания, учебники, комплект оборудования для выполнения практической работы: резисторы, соединительные провода, источники тока, амперметры и вольтметры.

Технологическая карта урока

п/п

Этапы урока

1

Организационный момент, мотивация

(2 мин)

Приветствие обучающихся.

Постановка проблемы. Создание рабочей обстановки. 

Приветствуют преподавателя. Слушают. Настраиваются на урок. Формулируют тему и задачи урока. 

2

Актуализация опорных знаний

(3 мин)

Актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление материала. 

Анализируют знания, отвечают на тестовые вопросы по изученному материалу, самооценка.

3

Изучение нового

материала

(15 мин)

Объяснение нового материала.

Организация индивидуальной работы и работы в группах (бригадах) .

Поясняет ход работы.

Восприятие новых знаний. Заполнение опорного конспекта урока. Индивидуальная работа и работа в группах (бригадах). Обсуждение выводов.

4

Закрепление изученного материала

(15 мин)

Проведение теста, пояснение хода практической работы.

Выполняю тест и самопроверку.

Выполняют практическую работу в группах (бригадах), делают выводы.

5

Подведение итогов урока. Домашнее задание

(5 мин)

Фиксирует достижение целей, оценка работы обучающихся и определение перспективы. Объяснение  домашнего задания

Слушают, воспринимают. Вступают в беседу, по необходимости.

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация.

Здравствуйте! Начинаем урок по дисциплине Электротехника.

Прежде, чем сообщить вам тему нашего урока, хочу спросить: какая профессия отвечает за работу с электрическими цепями? Ответ обучающихся: Электрик

Профессиональный  должен обладать огромным багажом знаний, который он накапливает во время уроков электротехники, физики, специального курса, учебной и производственной практик и самостоятельных занятий. Что бы вы хотели сегодня изучать Устройство автомобиля или Электротехнику? Обучающиеся могут назвать и Основы электротехники.

Ответ обучающихся: необходимо смонтировать и проверить электрическую цепь.

Какими знаниями вы должны обладать?

Ответ обучающихся: знать основные элементы электрической цепи и уметь читать электрические схемы.

Обсудив решение вышеописанной проблемы, обучающиеся формулируют тему урока: "Электрические цепи. Элементы электрических цепей". (Слайд1)

Цели урока также формулируются обучающимися:

  • сформулировать понятие электрической цепи,
  • сформулировать понятие электрической схемы,
  • изучить основные элементы электрической цепи и способы их соединения. (Слайд 2)

2. Актуализация знаний. 

Прежде чем, приступить к изучению нового материала, давайте повторим основные понятия, которые вы уже знаете из курса физики.

Тест: (Слайд 3)

1. Направленное движение заряженных частиц - ... (электрический ток)

2. Напишите название физической величины, определяемой формулой: . (сила тока)

3. Единицы измерения напряжения? (вольт)

4. Запишите закон Ома для участка цепи. ()

5. Запишите формулу закона Ома для полной цепи. ()

На слайдах презентации 4 и 5 выводятся правильные ответы и критерии выставления оценок. Обучающиеся сами выставляют себе оценки.

3. Изучение нового материала.

Что изображено на рисунке 1?

Ответ обучающихся: батарея, соединительные провода, лампочка. (Слайд 6)

Рис. 1.


hello_html_c1d0b38.png

Что изображено на рисунке 2?

О
твет обучающихся:
 генератор, амперметр, ключ, лампочка, соединительные провода. (Слайд 6)hello_html_m6e4f0314.png

Рис. 2.

Что объединяет эти два рисунка?

Ответ обучающихся: есть источник тока и устройства, соединенные проводами, по которым течет электрический ток. На обоих рисунках изображены электрические цепи.

Обучающиеся составляют определение электрической цепи из слов, представленных в задании № 1 карточки-задания (приложение 1) и называют их. После формулировки обучающимися определения, оно выводится на экран (слайд 7), ребята проверяют свои формулировки.

Что изображено на рисунке 3? (Слайд 8) Ответ обучающихся: электрическая схема.hello_html_m3bcb6bd0.jpg

Какой вывод мы можем сделать? Ответ обучающихся: электрические цепи бывают разветвленными и неразветвленными.

Обучающиеся формулируют определения разветвленной и неразветвленной электрических цепей. Затем эти определения преподаватель представляет на слайде 11 презентации.

Используя материал учебника, обучающимся предлагается найти ответы на вопросы задания № 2 (Приложение1). После выполнения задания, ребята устно отвечают и ответы выводятся на экран. (Слайд 12, 13)

Для выполнения задания № 3 (Приложение1) обучающиеся разделяются на бригады и каждая бригада выбирает бригадира.

На столах для каждой бригады лежат задания № 3 (Приложение1): на изображенных на рисунках электрические схемы нужно определить количество узлов, ветвей и контуров. Бригадир распределяет работу между членами бригады. По окончании работы задания с изображениями узлов для каждой бригады выводятся на экран и бригадиры отвечают на поставленный вопрос. Мы с вами сформулировали понятия электрической цепи и электрической схемы, изучили виды электрических цепей. Что еще вам необходимо знать для решения проблемы, поставленной в начале занятия? Ответ обучающихся: условные обозначения элементов электрической цепи и способы их соединения.

Для достижения названной вами цели выполните задание № 4 (Приложение1): сопоставьте условное обозначение элемента электрической цепи с его названием и заполните таблицу. После выполнения задания, обучающиеся называют элементы, обозначения которых выводятся на экран, и проверяют правильность заполнения таблицы задания № 4. (Слайд 17) 

Определите какие элементы изображены на схемах узлов каждой из и один из членов каждой бригады называют какие элементы электрической цепи изображены.

Используя материал учебника, ответьте на вопрос: какие способы соединения устройств в электрической цепи существуют? Ответ обучающихся: последовательное и параллельное соединение.

Из курса физики вы знаете, что для расчетов электрической цепи применяют законы Ома для участка цепи и для полной цепи. На основе материала параграфа учебника заполните таблицу "Виды соединения резисторов в электрической цепи"(Задание № 5, Приложение1): запишите формулы для расчета напряжения, сопротивления и силы тока в цепях с последовательным и параллельным соединениями резисторов, а так же начертите электрические схемы данных видов соединений.

После выполнения задания обучающимися, таблица выводится на экран. (Слайд 18) 

4. Закрепление изученного материала.

Для закрепления изученного материла обучающиеся выполняют:

- тест «Электрическая цепь. Элементы электрической цепи». (Приложение 2),

- практическую работу в бригадах «Изучение последовательного параллельного соединения резисторов» (Приложение 3).

5. Подведение итогов учебного занятия. Домашнее задание.

Обучающиеся проверяют свои ответы на вопросы теста «Электрическая цепь. Элементы электрической цепи» и выставляют себе оценки, бригады отчитываются по результатам практической работы. Преподаватель и обучающиеся еще раз повторяют поставленные на в начале занятия цели и делают вывод: достигнуты цели или нет. (Слайд2) Преподаватель выставляет оценки за работу обучающимся.

Домашнее задание: определить количество узлов, ветвей, контуров, а также какие элементы подключены в цепь электрического стеклоочистителя

 

Интернет-ресурсы:

  • http://www.elib.ispu.ru/library/electrol/index.html (сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая электротехника»);
  • http://www.ftemk.mpei.ac.ru/elpro/ (сайт содержит электронный справочник по направлению «Электротехника, электромеханика и электротехнологии»);
  • http://www.eltray.com (мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи"

Разработка данного урока содержит план урока и его основные этапы, а также презентацию с активными ссылками....

Методическая разработка урока по теме:"ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПИЩЕВАРОЧНЫЕ КОТЛЫ"

Данная методическая разработка по учебной дисциплине "Техническое оснащение и организация рабочего места"  по теме: Электрические пищеварочные котлы используется для проведения лабораторно - прак...

Методическая разработка урока по теме: "Закон Ома для участка цепи. Сопротивление".

ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) « Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности» Жуковский филиал    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  урока по физике по теме: «Закон Ома для учас...

Методическая разработка урока по теме "Электрический ток"

В данной разработке представлен полный план-конспект урока, презентация, контрольный тест. Урок представлен для работы с 8 классом и представляет интерес для внеурочной деятельности....

Обобщающий урок по теме: "Электрические цепи"

Презентация для чтения и работы со схемами электрических цепей...

Методическая разработка урока по теме: " Электрический ток в различных средах".

Методическая разработка урока по теме: " Электрический ток в различных средах"....

Открытый урок на тему «Электрическая цепь и её составные части»

Для открытого урока я подготовила:1) План урока;2) Рабочий лист;3) Технологическая карта;4) Презентация к уроку....