Программа кружка «Волшебные лоскутки» для 5-8 классов
рабочая программа по технологии (5 класс)

Овчарова Наталья Владимировна

Программа "Волшебные лоскутки" составлена для учащихся 5- 8 классов. Программа прошла апробацию во время кружковых занятий в школе  и с возрастной категорией в "Школе лоскутного шитья" при клубе "Планета рукоделия". Для возрастной аудиториив  клубе "планета рукоделия" изделия берутся немного сложнее, чем для школьников. 

Программа составлена на два года обучения, но будет расширена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moya_loskutki.docx51.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

Программа

кружка

«Волшебные лоскутки»

для 5-8 классов

направление развития личности школьника духовно-нравственное, общекультурное

     Разработала: Овчарова Наталья Владимировна,

учитель технологии и ИЗО, МОБУ СОШ№2

высшая кв.категория

г. Тында

2017

Программа «Волшебные лоскутки», автор – педагог дополнительного образования МОБУ СОШ№2 Овчарова Н.В.

Программа кружка «Волшебные лоскутки» опирается на  следующие нормативные документы:

Рабочая программа составлена в соответствии:

  1. Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
  2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
  3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295.
  4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
  5. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. 
  6. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
  7. Стратегическая инициатива "Новая модель системы дополнительного образования", одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.
  8. Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 24 августа 2016 г. № 2.
  9. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
  10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОО (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, в редакции Изменений №1, от 29.06.2011 №85, в редакции Изменений №2, от 25.12.2013 №72 (СанПиН 2.4.2.2821-10).
  11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
  12. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

Лоскутная техника – выдающееся явление художественной культуры. Она была известна всем народам мира и развивалась соответственно представлениям о красоте и гармонии, местным обычаям и традициям.  

На протяжении веков менялись материалы и способы изготовления лоскутных изделий, создавались новые орнаменты, композиции. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.

    Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика». С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork.              

На Руси широкое распространение занятия лоскутной техники получило во второй половине XIX века, когда в нашей стране наладилось производство разнообразнейших тканей. Кусочки ткани оставшиеся при раскрое экономные хозяйки сохраняли, а затем пускали в дело. Так стали появляться в дизайне и оформления интерьера жилья, а так же изделия, которое широко использовались в хозяйстве – мозаичные фрески, одеяла, гобелены, наволочки, сумки, одежда, куклы. Для отделки используются так же ленты, кружева, шнуры.

    Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет). Лоскутная техника проста и доступна каждой женщине, так как для исполнения изделий в стиле лоскутной техники не нужны какие-то особенные инструменты, материалы, навыки и умения.

В наше время техника пэчворк не потеряла своей актуальности, а, наоборот, набирает новый виток. Появились новые технологии в лоскутном шитье, которые называются "ускоренные техники": треугольники, из отдельных полос, кайма, квилт в роли панно.

     Актуальность.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ведущая идея:

Занятие рукоделием имеет большое воспитательное значение - это одна из форм художественно-эстетического воспитания и профориентации школьников.

Работа в этой технике имеет много положительных моментов: возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства (ДПИ), приобщиться к народному творчеству, возможность выразиться самому

 Девочка, будущая хозяйка, подготавливается к семейной жизни, учится быть бережливой, практичной, расширяет познания в дальнейшем выборе профессии.

Программные задания расположены по принципу от простого к сложному. Программные задания постепенно усложняются , повышаются требования, предъявляемые к качеству работы.

Направленность программы: духовно-нравственное, общекультурное.

Тип образовательной программы: модифицированная.

Срок реализации:2 года

Место внеурочной деятельности в Учебном плане

Программа ориентирована на школьника 5-8 класса.

Программа рассчитана на 136 учебных часа (68 часов в год). Продолжительность одного занятия: 2 часа.

    Целью программы является создание условий для развития природных творческих способностей детей через постижение мастерства традиционного русского рукоделия.

     Задачи программы:

     Воспитательные: воспитание трудолюбия, воспитание аккуратности, формирование самостоятельности

     Обучающие: обучение мастерству ручного шитья, обучение искусству гармоничного подбора цветов, обучение технологии сборки изделий из лоскутов, обучение приемам шитья на швейной машинке.

     Развивающие: знакомство детей с различными видами декоративно- прикладного искусства, знакомство детей с русским народным творчеством, развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип
научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип
доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип
поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип
динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип
сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип
выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип
сотрудничества (совместная работа родителями).

Результативность образовательной программы.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • названия основных и операций при пошиве;
  • применение лоскутной работы в жизни, его значение в образе художественной вещи;
  • основные виды лоскутной работы (ручной , машинной сборки);
  • основные виды составления орнаментов из блоков;
  • название материалов и инструментов и их назначение;
  • правила безопасности и личной гигиены.

Условия для реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо помещение с хорошим освещением и вентиляцией. Кабинет должен быть удобным для занятий, оборудованным швейными машинами, раскройным столом, местом для утюжильных работ. Для выполнения работы нужны следующие инструменты: ножницы, иглы разного размера, наперстки, нитки швейные разных цветов, сантиметровая лента, линейки, карандаши, портновский мел.

Для выполнения работы нужны следующие материалы: различные виды  ткани, фурнитуры, утеплители.

На первых занятиях обучающиеся знакомятся с правилами поведения, планом работы, образцами, учебным помещением, инструментами и материалами.

Приступая к практической работе, для учащихся проводятся инструктажи по технике безопасности: в начале работы – Вводный инструктаж, во время работы – Текущий инструктаж, по окончании работы – Заключительный инструктаж.

 По результатам обучения за первый год проводится итоговое занятие, на котором каждый обучающийся представляет свою работу. Такой подход позволяет проявить свои способности наиболее ярко и в том виде деятельности, который ему ближе.

По окончании второго обучения, итоговое занятие проходит в форме индивидуальных, передвижных и  конкурсных выставках. Каждый обучающийся представляет изделие, эскиз, по которому выполнена работа,

Итогом работы деятельности учащихся являются итоговые работы, конкурсы и выставки, организованные в Центре детского творчества, муниципального и регионального уровня. Лучшие работы отмечаются дипломами, грамотами, благодарностями.

Ожидаемые результаты:

– освоят приемы выполнения аппликации, навыки изготовления лоскутных изделий с учетом современных технологий.

– освоят умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Обучающие:

  • сформированы знания по лоскутному шитью на уровне применения в различных видах декора;
  • умеют выполнять изделия в технике лоскутного шитья.
  • Знают и различают разновидности ткани, ручные и машинные строчки.
  • Умеют эстетично применяют фурнитуру, отделочные материалы.
  • Знают и соблюдают технологические требования при раскрое ткани.
  • Умеют строить, рассчитывать схему, эскиз изделия.

Личностные УУД:

  • Формировать нравственно-этических норм;
  • Формировать готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых, сверстников;
  • Развивать толерантное отношение к окружающим;
  • Прививать аккуратность и ответственность в работе, контролируя себя.

Регулятивные УУД:

  • сформировать умения планировать, прогнозировать работу, эффективно распределяя используемое время;
  •   Формировать умение определять цель занятия самостоятельно;
  •  формировать умения самостоятельно осуществлять учебную деятельность, проявлять инициативу, привлекая других;
  •   Формировать знания о профессионально-этических нормах.

Познавательные УУД:

  • Формировать самостоятельность в подборе и работе с литературой;
  • Формировать умения самостоятельно использовать ИКТ;
  • Формировать умения самостоятельно составлять и читать схемы, таблицы и т.д.;
  • Формировать гибкость мышления

Коммуникативные УУД:

  • Формировать адекватность восприятия информации;
  • Формировать самостоятельность в дискуссии, логике, аргументируя свою точку зрения;
  • Формировать умения работать в групповых формах обучения;
  • Формировать умения воспринимать общие дела как свои собственные.

Основная форма занятия – практическая творческая деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы.

Методы и приёмы работы с детьми

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Выход программы.  Участие в выставках и конкурсах, украшение интерьера школы к праздникам, родительским собраниям, др.  Кроме того, кружок позволяет учащимся развивать практические -навыки, что способствует усвоению программного материала по технологии.    

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Учебно-тематический план первого года обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1

Введение. Правила ТБ

1

1

Из истории лоскутного шитья. Материалы и инструменты.

1

1

2

Ручные швы

3

1

2

2

Сметочные стежки, потайные стежки.

0,5

1

3

Ручная строчка.

0,5

1

3

Машинные швы.

2

1

1

4

Стачной шов. Шов вподгибку.

1

1

4

Обработка краев изделия (обтачкой)

3

1

2

5

Раскрой обтачки .

0,5

1

6

Притачивание обтачки.

0,5

1

5

Шитье из полосок

6

1

5

7

Прихватка. Раскрой.

1

1

8

Сборка полосок.

2

9

Оформление прихватки.

2

6

Шитье из квадратов и прямоугольных треугольников

15

3

12

10

Прихватка квадратная. Раскрой.

0,5

1

11

Сборка прихватки.

3

12

Игрушка "Клоун". Раскрой.

0,5

1

13-14

Пошив игрушки.

3

15

Салфетка. Раскрой.

1

2

16

Сборка салфетки.

2

7

Техника спираль

5

1

4

17

Коврик.

0,5

1

18-19

Сборка коврика.

0,5

3

8

Пошив лоскутных изделий.

29

4

25

20

Грелка на чайник, подставки под горячее. Раскрой.

0,5

2

21

Настрачивание лоскутков.

2

22

Сборка грелки.

2

23-24

Оформление подставок под горячее.

4

25

Ключница. Раскрой.

0,5

2

26-27

Пошив ключницы

4

9

Зачетное изделие.

12

1

11

28

Выбор изделия. Раскрой.

1

1

29-33

Пошив изделия.

10

10

Итоговая выставка

2

2

итого

68

15

53

Содержание программы первого года обучения

Тема 1. Вводное занятие.

     Содержание деятельности в кружке. Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты и приспособления. Использование тканей для лоскутного шитья. Основы цветоведенья. Правила техники безопасности.

Тема 2. Ручные швы.

Теоретические сведения. Ручные швы, их использование в лоскутном шитье.  

Практическая работа. Выполнение ручного соединения лоскутов.

Тема 3.Машинные швы.

   Теоретические сведения. Порядок и варианты выполнения швов для обработки изделия. Шов стачной взаутюжку, вразутюжку. Швы вподгибку с закрытым срезом, с открытым срезом.

            Практическая работа: Раскрой элементов, смётывание деталей кроя с утеплителем. Стачивание деталей кроя. Определение качества готового изделия. Окончательная обработка грелки, влажно-тепловая обработка.

Тема 4.Обработка краев изделия (обтачкой).

Теоретические сведения. Правила раскроя обтачки. Варианты оформления уголков.

Практическая работа. Выполнение обработки края изделия.

Тема 5.Шитье из полосок.

Теоретические сведения. Правила раскроя полосок. Цветовые сочетания.

Практическая работа. Выполнение прихватки: раскрой, сборка 3 слоев, стежка, обтачивание.

Тема 6.Шитье из квадратов и прямоугольных треугольников.

Теоретические сведения. Правила раскроя блоков, игрушки. Сборка сэндвича. Сборка из блоков прихватки, салфетки. Соблюдение нити основы. Правила сборки изделия. Правила безопасного труда.

Практическая работа. Раскрой блоков для салфетки, прихватки. Раскрой  игрушки "Клоун". Пошив  изделий. Оформление готовой работы.

Тема 7. Техника спираль.

Теоретические сведения. Правила шитья по основе. Цветовые сочетания.

Практическая работа. Настрачивание уголков. ВТО. Пошив коврика для игрушки.

Тема 8. Пошив лоскутных изделий.

Теоретические сведения. Правила раскроя. Цветовые сочетания, оформление краев изделий. Правила безопасного труда.

Практическая работа. Раскрой изделий. Сборка сэндвича. ВТО. Оформление готовых изделий.

Тема 9. Зачетное изделие.

Выполнение зачетных изделий в любой изученной технике.

Тема 10.

Участие в выставках декоративной направленности.

Учебно-тематический план второго года обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1

Введение. Правила ТБ

1

1

2

Блоки из полосок (шитье по основе)

14

1

13

2

Блок "Бревенчатая изба". Раскрой полосок.

1

1

3

Сборка 1 блока.

2

4-5

Сборка 2, 3 блоков.

4

6

Одеяло для игрушки. Пошив одеяла из блоков.

2

7

Блок "Ананас". Пошив блока.

2

8

Подушка для игрушки. Пошив подушки из блока "Ананас".

2

3

Блоки из квадратов

12

1

11

9-10

Цветные квадраты.

0,5

2

11

Шахматка. Быстрая сборка.

0,5

2

12

Шахматка. Диагональ.

2

13

Салфетка интерьерная.

2

4

Аппликация.

8

1

7

14-15

Панно. Раскрой аппликации.

1

3

16-17

Сборка изделия.

4

5

Техника"Уголки"

8

1

7

18

Коврик для куклы. Раскрой уголков.

1

1

19-20

Выкладывание рисунка.

4

21

Оформление работы.

2

6

Многогранники.

12

2

10

22

Игрушка "Черепаха".Раскрой шаблона.

1

1

23

Сборка полотна.

2

24

Оформление игрушки.

2

25

Чехол для телефона. Раскрой.

1

1

26-27

Пошив и оформление многогранниками.

4

7

Зачетное изделие.

11

1

10

28

Выбор изделия. Раскрой.

1

1

29-32

Пошив изделия.

7

33

Оформление изделия.

2

8

Итоговая выставка

2

2

итого

68

9

59

        Содержание программы второго года обучения

Тема 1. Вводное занятие.

     Содержание программы на новый учебный год. Подготовка к работе. Правила техники безопасности.

Тема2. Блоки из полосок (шитье по основе) 

Теоретические сведения. Правила шитья по основе. Цветовые сочетания.

Диагональная раскладка. Прямая раскладка. Схема «Бревенчатая изба». Схема «Пестрая дорожка». Схема «Паркет», схема «Пашня», схема "Ананас". Сборка от центра.

        Практическая работа. Выкраивание полосок. Шитье от центра. Сшивание цепочки. Шитье из отдельных полос. Пошив из блоков одеяла для игрушки, подушки для игрушки. Сборка сэндвича. ВТО. Оформление готовых изделий.

Тема 3 .  Блоки из квадратов.

Теоретические сведения. Правила раскроя. Расчет шаблонов. Цветовые сочетания, оформление краев изделий. Правила безопасного труда.

Практическая работа. Раскрой шаблонов. Выполнение квадратов. различной сборки. Выполнение из пошитых блоков интерьерной салфетки.

Тема 4 .  Аппликация.

Теоретические сведения. Виды и способы выполнения аппликации. Аппликации нашивная и прорезная. Вспомогательные материалы для выполнения аппликации. ВТО. Правила безопасного труда.

Практическая работа. Раскрой аппликации и основы, раскрой вспомогательного материала(клеевого). Выполнение аппликации на изделии. Оформление панно.

Тема 5 .  Техника"Уголки"

Теоретические сведения. Технология складывания уголков.

Практическая работа. Обмеловка и раскрой деталей. Соединение уголков с основной деталью. Нашивание уголков на основу коврика. Оформление краев изделия.

Тема 6 .  Многогранники.

        Теоретические сведения. Правила выполнения шаблона для многогранников.

Практическая работа. Раскрой шаблона для многогранника. Выполнение многогранника. Раскрой деталей игрушки "Черепаха". Сборка многогранников.Пошив игрушки.

Тема 7 . Зачетное изделие.

Выполнение зачетных изделий в любой изученной технике.

Тема 8. Итоговая выставка.

        Участие в выставках декоративной направленности.

Литература

Банакина Л.В. Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.- 208 с.: ил.- (Энциклопедия).

Журнал «Чудесные мгновения .Лоскутное шитьё» № 5-6, 2008 г.

Журнал «Чудесные мгновения .Лоскутное шитьё» № 7-8, 2008 г.

Журнал «Чудесные мгновения .Лоскутное шитьё» № 9-10, 2008 г.

Т.А.Мазурик Лоскутное шитьё Из-во Санкт-Петербург «Паритет» 2006 – 224с.,цв.ил.

Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и покрывала.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 96 с.: ил.

http://www.dublirin.com.ua/  дублиран

http://quiltstudio.ru/ лоскутное шитьё


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Волшебная иголочка"

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности , национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей русского народа. Декоративно-прикладное ...

программа кружка "Волшебная игла"

 У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Во время внеклассных занятий, выполняя полезные и нужные из...

Программа кружка "Волшебные лоскутки" 1 - 4 класс

Программа внеурочной деятельности по реализации ФГОС. В основе лежит метод проектов. Программа адаптирована для девочек и мальчиков....

Рабочая программа Кружка «Волшебный узелок» для 5,6 классов художественно – эстетического направления (ФГОС)

Рабочая программа кружка «Волшебный узелок» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Фе...

Рабочая программа Кружка «Волшебная ленточка» для 5-9 классов

Канзаши – это и заколки, и шпильки, и гребни незабываемой красоты, а так же различные предметы интерьера. Программа кружка рассчитана на освоение учащимися первоначальных навыков работы с атласной лен...

Рабочая программа кружка «Волшебный мир Оригами» для учащихся (5-10 классов) с нарушением интеллекта

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней...

Методические материалы. Рабочая программа кружка «Волшебная кисточка» для 1-4 классов

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует ...