Особенности изготовления швейных изделий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка по технологии (6 класс)

В настоящее время образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на основании

п. 4 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Таким образом, дети с ОВЗ могут обучаться как в специализированных, так и в общеобразовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Сегодня я Вас познакомлю с некоторыми особенностями обучения детей с ОВЗ профессионально - трудовому обучению (швейному делу).

В настоящее время образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на основании

п. 4 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Таким образом, дети с ОВЗ могут обучаться как в специализированных, так и в общеобразовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Сегодня я Вас познакомлю с некоторыми особенностями обучения детей с ОВЗ профессионально - трудовому обучению (швейному делу).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie4.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности изготовления швейных изделий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

«Ручной труд, практикующийся в специальных заведениях, имеет громадное и притом двойное значение,- с одной стороны, как изучение ремёсел, которые дадут учащимся по окончании школы возможность иметь заработок; с другой стороны — ручной труд непосредственно влияет на развитие интеллекта, он развивает и укрепляет внимание, волю, работоспособность, повышает и разнообразит интересы ребёнка»

К. Д. Ушинский.

В настоящее время образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на основании

п. 4 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Таким образом, дети с ОВЗ могут обучаться как в специализированных, так и в общеобразовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Сегодня я Вас познакомлю с некоторыми особенностями обучения детей с ОВЗ профессионально - трудовому обучению (швейному делу).

Профессионально-трудовое обучение важное средство развития личности и основа подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к труду и самостоятельной жизни. На этих уроках формируются навыки и умения, которые обучающиеся должны применять в дальнейшем. В ходе учебного процесса у детей развивается мышление, память, вырабатывается устойчивое внимание.

Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся в процессе формирования их трудовой культуры.

Задачи (на слайде)

1. развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбие, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);

2.обучение обязательному   общественно-полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;

3. расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

4. формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;

5. коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).

Программа по профессионально - трудовому обучению предполагает постепенное усложнение материала, что помогает развитию у детей с ОВЗ пространственных представлений, формированию моторных функций – двигательных умений, координации движений, мелкой моторики.

 Работая с детьми, я определила следующие особенности обучения швейному делу:

  1. Смена видов деятельности - способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание).

2. На уроках применяются физкультминутки - пальчиковая и зрительная гимнастика, гимнастика мозга, гимнастика по методике Базарного. Они позволяют снизить умственное, психическое, мышечное и зрительное утомление, повышают работоспособность учащихся

3. Развитие у детей организационных умений и навыков. Усвоение данныхумений и навыков облегчает переход к самостоятельной работе. В мастерской дети учатся: выполнять правила техники безопасности, пользоваться оборудованием, убирать свое рабочее место. Уделяется первостепенное значение безопасности обучающихся -  на уроках строго соблюдаются правила ТБ.

           4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Очень важна похвала и положительная оценка деятельности. («Молодец», «Отлично», «Хорош у тебя получилось, умница»)

В своей работе придерживаюсь следующих принципов:

  1. осознания совершаемых действий. Все совершаемые детьми операции сопровождаю проговариванием и обязательной демонстрацией.
  2. развёрнутости освоения навыков. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому подбирается оптимальное число часов для усвоения каждой темы.
  3. Принцип обратной связи. По ходу урока комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия обучающегося. В одном классе могут находится дети, обучающиеся по разным программам. Они имеют разную степенью умственной отсталости, а также сочетанные нарушения: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, аутисты. Поэтому в работе применяю индивидуальный подход – детям в зависимости от программы даются соответствующие задания.
  4. Принцип упрощения выполняемых работ. Продумывая работу с обучающимися, выбираю материалы, легко поддающихся ручной обработке (ткань, нитки).
  5. Принцип многократного повторения.  Во время практических занятий, путем многократного повторениятой или иной операции, программный материал усваивается лучше и формируются навыки, которые удерживаются в памяти прочно и надолго.

Данный принцип находит свое отражение в том, что на уроках дети изготавливают мини - изделия.

Плюсы такой работы, в том что:

1.За отведенное на изучение определенного материала количество часов, обучающиеся успевают изготовить несколько мини- изделий, тем самым закрепляя полученные умения и навыки, и доводя их до автоматизма

2. Экономически выгодно – не могут приобрести ткань.

3. Изготовление полноразмерного изделия — это монотонный процесс на протяжении длительного промежутка времени. Он утомляет детей и снижает мотивацию. Изготовить мини-изделия дети способны за более короткий срок и видят конечный результат своей работы уже к 4-5 занятию. Это повышает интерес детей к трудовой деятельности.

Демонстрация мини- изделий.

Чтобы дети могли полноценно заниматься трудовой деятельностью, их движения должны быть точными, скоординированными.Поэтому на всех этапах обучения большое внимание уделяю развитию мелкой моторики. На первых этапах дети упражняются в обведении деталей по шаблонам, вырезании их и наклеивании на фон (аппликация из ткани). По мере совершенствования умения и навыков я предлагаю более сложные виды работ.

Выполнение аппликаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: « Особенности профилактической работы в образовательном учреждении интернатного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В докладе отражена роль трудового воспитания и образования в профилактике правонарушений учащихся с  ограниченными возможностями здоровья...

Особенности развития познавательной сферы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Умственная отсталость влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. ...

Индивидуальный подход к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела

Основой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, труду, является профессионально - трудовое обучение в коррекционной школе....

Урок - деловая игра «Швейная фабрика». Тема : «Производственный техно¬логический процесс изго¬товления одежды». (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)

Занятие для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Программа для 9  класса по профильному труду:  швейное дело....

Урок - деловая игра «Швейная фабрика». Тема : «Производственный техно¬логический процесс изго¬товления одежды». (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)

Занятие для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Программа для 9  класса по профильному труду:  швейное дело....

Интерактивный плакат на уроках швейного дела в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Наглядные средства являются неотъемлемой частью в процессе обучения швейному делу учащихся с ОВЗ в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Программы по швейному делу содержат материал, который не...

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье представлен опыт совместной работы инновационной площадки образовательного учреждения и психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского по разработ...