Рабочая программа Предмет: СБО Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
рабочая программа по технологии (10 класс)

Рамазанова Ирина Артуровна

Рабочая программа Предмет: СБО Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo.docx44.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

  1. Пояснительная записка. 

  1. Цели данного предметного курса.

подготовка обучающихся  к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации и повышению уровня развития обучающихся

  1. Задачи данного предметного курса.
  • систематизированное формирование и совершенствование необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, практическое знакомство с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь;
  • формирование качеств личности, морально-этических норм поведения, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, способствующих, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.;
  • использование процесса обучения социально-бытовой ориентировке для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
  • формирование у учащихся целенаправленности, терпеливости,  работоспособности,
  • настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, навыкам контроля и самоконтроля, развивать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения;
  • расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека;
  • формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания;
  • воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи;
  • формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты;
  • формирование творческого отношения к домашнему труду - приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании    новых вариантов кулинарных рецептов и украшать их;
  • формирование элементов трудовой культуры и организации труда;
  • формирование экономного и бережного отношения к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др.;
  • формирование строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда;
  • формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи;
  • развитие обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям; интереса к национальным традициям;
  • формирование осознанного интереса к трудоустройству и готовности заниматься посильным трудом.
  1. Информация о программе и внесенных коррективах. 

За основу рабочей программы взята новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях  VIII вида: Новые учебные программы и метод. Материалы. Кн. 2./Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002., и отдельные темы из программы: Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях  VIII вида, пособие для учителя, под редакцией А.М. Щербаковой. М.: Изд-во ВЛАДОС, 2003. Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. В.В. Воронковой.

Согласно учебному плану на изучение предмета отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), из них обязательная нагрузка - 34 часов, (1 час в неделю); 34 часа  составляет самостоятельная работа

Информация об использованном учебнике. 

При изучении предмета возникают трудности из-за отсутствия единой справочной литературы и учебных пособий, в которых содержался бы  необходимый познавательный материал, чтобы восполнить этот дефицит, обучающиеся ведут рабочую тетрадь. Для выпускника эти рабочие тетради являются маленькой энциклопедией ведения домашнего хозяйства.

  1. Планируемый уровень достижений обучающимися овладения образовательной программой по данному предмету 

Курс социально-бытовой ориентировки, к моменту выпуска из школы, помогает обучающимся подготовиться к самостоятельной жизни в обществе. На протяжении  всего обучения, развивает у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придется решать, а это не возможно без оснащения их определенным багажом знаний и умений, необходимых для первоначальной успешной интеграции в социум. Курс предполагает наличие большого количества практических работ и экскурсий, содержит упражнения, способствующие дальнейшему совершенствованию уже приобретенных навыков, а также учит использовать их  в  жизни.

Требования к уровню овладения образовательной программой,  структурированы по следующим компонентам: знать,  уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. При этом первые два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

В содержание программы включены вычисления, задачи, умения.

Раздел - Личная гигиена

Обучающиеся должны знать:

  • Способы ухода за ногтями и выполнение бритья
  • Санитарно-гигиенические правила пользования маникюрными и бритвенными принадлежностями

Обучающиеся должны уметь:

  • Ухаживать за ногтями
  • Бриться

 Раздел – Медицинская помощь

Обучающиеся должны знать:

  • способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных;
  • меры по предупреждению инфекционных заболеваний;
  • условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным.

Обучающиеся должны уметь:

  • строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания;

Раздел – Жилище

Обучающиеся должны знать:

  • правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели);
  • требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;
  • правила поведения в обществе – правила приема гостей (правила хозяев при встрече, расставании, во время визита).

Обучающиеся должны уметь:

  • встречать гостей, вежливо вести себя во приема;
  • анализировать поступки людей и давать им правильную оценку.

Раздел – Одежда и обувь

Обучающиеся должны знать:

  • Способы ухода за меховой и кожаной одеждой
  • Правила чистки замшевой обуви
  • Правила подбора обуви

Обучающиеся должны уметь:

  • Ухаживать за меховой и кожаной одеждой
  • Чистить замшевую обувь
  • Выбирать одежду и обувь при покупке в зависимости от уже имеющегося гардероба 

Раздел – Предприятия бытового обслуживания

Обучающиеся должны знать:

  • местонахождение предприятий бытового обслуживания;
  • виды оказываемых ими услуг;
  • правила пользования предприятий бытового обслуживания;
  • профессии работников предприятий.

Обучающиеся должны уметь:

  • обращаться с вопросами, просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.

Раздел – Средства связи

Обучающиеся должны знать:

  • перечень предметов, которые разрешено отправлять в посылках;
  • правила упаковки и отправления посылок;

Обучающиеся должны уметь:

  • упаковывать посылаемые предметы в мягкую упаковку, коробку, ящики;
  • заполнять бланки для отправки посылок, надписывать посылку;

Раздел – Семейные отношения  

Обучающиеся должны знать:

  • основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье;
  • семейные традиции;
  • о морально-этических нормах взаимоотношений в семье;
  • обязанности, связанные с заботой о детях.

Обучающиеся должны уметь:

  • анализировать различные ситуации и давать им правильную оценку;
  • выполнять морально-этические нормы взаимоотношений в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам);
  • оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся члену семьи;
  • активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье;
  • поддерживать и укреплять семейные традиции;
  • выполнять обязанности, связанные с друзьями, знакомыми.
  1. Содержание учебного предмета, курса. 

Личная гигиена

Гигиена тела. Уход за ногтями. Уход за волосами. Выбор прически. Макияж. Косметические средства. Санитарно-гигиенические требования к одежде. Стирка

Медицинская помощь

Причины возникновения инфекционных заболеваний. Профилактика заболеваний. Прививки. Народные средства. Уход за больным. Значение дезинфекции. Страховой медицинский полис. Медицинская помощь. Виды специализированных машин

Жилище

Хозтовары. Стройматериалы. Сантехника. Мебель. Виды жилых помещений. Интерьер кухни. Кухонные электроприборы. Оборудование ванной комнаты. Мебель и оборудование детской. Требования к уборке жилых помещений. Практическая работа.

Ремонт фирмой или своими руками.

Одежда и обувь

Твой гардероб. Стиль, мода. Одежда из кожи и меха

Служба быта  

Уход за замшевой обувью. Мелкий ремонт одежды. Экскурсия в ателье

Ателье по ремонту меховой одежды. Ателье по ремонту обуви. Стоимость услуг ателье

Химчистка. Порядок сдачи вещей. Стоимость услуг химчистки. Экскурсия в химчистку

Средства связи

Товары по почте. Оформление подписки на газеты. Денежные переводы почтой

Экскурсия на почту. Оплата телефона

Семья

Основы семейных отношений. Твоя будущая семья. Семейное законодательство. Права и обязанности родителей

  1. Характеристика обучающегося

Ученик идет на контакт  со  взрослыми. Со сверстниками общается. В меру переживает за свои поступки, на критические замечания не реагирует и внешне никаких тревог не проявляет. У ребенка низкая активность внимания, отличается от возрастной нормы. Повышенная утомляемость влияет на снижение концентрацию внимания. Опрятен, аккуратен. Навык самоконтроля развит слабо. Общий темп деятельности медленный. Посторонние стимулы отвлекают мальчика, наблюдаются сложности с переключением      внимания с одного вида деятельности на другой.

Объем памяти достаточен для усвоения учебного материала. Словарный запас на уровне.  Речь грамотная. Мальчик достаточно контактный, но к своему поведению относится некритично. Достаточно легко может солгать что- либо из проступков, скрыть или в рассказе исказить. Склонен к побегам. Обычно сдержан, но во время вспышки гнева, раздражения бывает груб.


  1. Календарно-тематическое планирование

Обязательная нагрузка

Тема

(раздел)

Дата план

Коррекция даты

Наименование темы урока

Кол-во часов

Личная гигиена

7часов

04.09

Гигиена тела.

1

11.09

Уход за ногтями.

1

18.09

Уход за волосами.

1

25.09

Макияж. Косметические средства

1

02.10

Выбор прически.

1

09.10

Санитарно-гигиенические требования к одежде.

1

16.10

Стирка

      1

Медицинская помощь

8часов

23.10

Причины возникновения инфекционных заболеваний.

1

06.11

Профилактика заболеваний.

1

13.11

Прививки.

1

20.11

Народные средства.

1

27.11

Уход за больным. Значение дезинфекции помещения, в котором находится больной.

1

04.12

 Методы санобработки.

1

11.12

Страховой медицинский полис.

1

18.12

Листок нетрудоспособности.

1

Торговля

Медицинская помощь, запись на прием

2 часа

25.12

Виды специализированных магазинов. Хозтовары. Стройматериалы.

1

15.01

 Сантехника. Мебель

1

Жилище

4 часа

22.01

Виды жилых помещений.  Интерьер кухни.

1

29.01

Кухонные  электроприборы

1

05.02

Оборудование ванной комнаты. Мебель и оборудование детской.

1

12.02

Требования к уборке жилых помещений.

1

Семья

2 часа

19.02

Состав семьи учащихся: имена отчества, место работы. Родственные отношения.  

1

26.02

отношения. Возраст выхода на трудовую пенсию.

1

Одежда и обувь

3 часа

05.03

Твой гардероб. Стиль, мода.

1

12.03

Уход за замшевой обувью

1

19.03

Одежда из кожи и меха.

1

Служба быта  

3 часа

02.04

Мелкий ремонт одежды.

1

09.04

Стоимость услуг ателье

1

16.04

Химчистка. Порядок сдачи вещей. Стоимость услуг химчистки

1

Средства связи

2 часа

23.04

Товары по почте. Оформление подписки на газеты

1

30.04

Денежные переводы почтой. Оплата телефона

1

Семья

3 часа

07.05

Основы семейных отношений.  

1

14.05

Семейное законодательство: права и обязанности родителей.

1

21.05

Твоя будущая семья.

1

Тематическое планирование.

Самостоятельная работа

Тема (раздел)

Наименование темы урока

Кол-во часов

Личная гигиена

4 часа

Гигиена тела (гигиенические средства: пена для ванны, соль, кремы, дезодоранты и т.д.). Уход за ногтями (маникюр). Уход за волосами.

1

Средства для прически (лак, гель, пенка). Выбор прически с учетом ситуации. Бритье.

1

Макияж. Косметические средства. Соответствие макияжа и ситуации. Средства для загара.

1

Санитарно-гигиенические требования к одежде и обуви. Стирка.

1

Медицинская помощь

2 часа

Причины возникновения инфекционных заболеваний. Профилактика заболеваний. Прививки.  Народные средства. Уход за больным. Значение дезинфекции помещения, в котором находится больной. Методы санобработки.

1

Страховой медицинский полис. Листок нетрудоспособности (больничный лист). Медицинская помощь, его назначение, запись на прием. Нетрадиционная медицина.

1

Торговля

3 часа

Виды специализированных магазинов.

1

Хозтовары. Стройматериалы.

1

Сантехника. Мебель.

1

Жилище

6 часов

Виды жилых помещений.

1

Интерьер кухни. Мебель и оборудование.

1

Кухонные электроприборы, использование и уход за ними. Правила безопасности при работе с ними.

1

Оборудование ванной комнаты и санузла.

1

Мебель и оборудование детской комнаты или детской зоны.

1

Ремонт фирмой и ремонт своими силами.

1

Семья

1 час

Состав семьи учащихся: имена отчества, место работы. Родственные отношения. Возраст выхода на трудовую пенсию.

1

Одежда и обувь

7 часов

Твой гардероб (одежда, обувь и головные уборы). Стиль, мода и коррекция фигуры с помощью одежды.

1

Отличие домашней одежды и обуви от других видов.

1

Одежда из кожи и меха. Повседневный уход.

1

Чистка и подготовка к сезонному хранению одежды из кожи и меха.

1

Уход за замшевой обувью.

1

Стирка и сушка фасонной одежды.

1

Мелкий ремонт одежды и обуви (подклейка, штопка).

1

Служба быта  

3 часа

Ателье по ремонту меховой и кожаной одежды. Стоимость услуг.

1

Ателье по ремонту обуви. Стоимость услуг.

1

Химчистка. Порядок сдачи и получения вещей в химчистку. Стоимость услуг.

1

Средства связи

5 часов

Товары по почте. Оформление заказа на покупку товара по почте. Получение заказа наложенным платежом.

1

Оформление подписки на газеты и журналы.

1

 Денежные переводы. Заполнение бланков на отправление и получение. Стоимость услуг.

1

Порядок получения пенсии на почте.

1

Оплата телефона (отдельный, спаренный, сотовый, переговоры, ночной тариф). Оплата телефона (безлимитный, повременный, смешанный тарифы)

1

Семья

3 часа

Основы семейных отношений. Твоя будущая семья.

1

Семейное законодательство: права и обязанности родителей. Льготы молодым семьям: оплата отпуска по беременности и родам, пособие единовременное и ежемесячное.

1

Трудовое законодательство для родителей: продолжительность рабочего дня, недели, основной и дополнительный отпуск, больничные листы.

1


Лист коррекции.

Дата

Изменения

Примечания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Предмет: чтение Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс:5

Рабочая программа   Предмет: чтение Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа   Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...