Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.
статья по технологии (8 класс)

Лобода Александр Павлович

Активизация познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретает всё большую остроту. Это не случайно, т.к. учение – это ведущий вид деятельности для школьников, в процессе чего решаются главные задачи, которые стоят перед школой: подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, к активному их участию в научно-техническом и социальном процессе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности

учащихся на уроках технологии

Активизация познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретает всё большую остроту. Этому посвящено большое количество исследований в психологии и педагогике. И это не случайно, т.к. учение – это ведущий вид деятельности для школьников, в процессе чего решаются главные задачи, которые стоят перед школой: подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, к активному их участию в научно-техническом и социальном процессе.

Главное к чему должен стремится учитель в своей деятельности – это научить школьника думать, анализировать, выдвигать свои идеи, творчески подходить к решению любых задач, т.е. формировать творческого человека.

Подразумевая под этим в первую очередь оригинально мыслящего человека, способного на нестандартные решения.

Доказано, что творческие люди быстрее адаптируются в обществе, в рабочем коллективе, лучше осваивают профессию, а в последующем становятся отличными специалистами в своей области. 

Почти каждый выпускник средней школы понимает, что с теми знаниями, которые он уже приобрел, невозможно достойно конкурировать в будущем на рынке труда. Именно поэтому многие принимают решение продолжить свое обучение. Для начала перед вчерашним школьником стоит задача выбрать направление, в котором он будет развиваться, а в последующем будет востребованным на трудовом рынке.

Предмет «Технология (Индустриальные технологии)» – является особенным предметом, который позволяет формировать у детей политехнический кругозор, знакомит их с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, а самое важное это выбор направления «кем ты видишь себя в будущем».

Задача современного педагога должна заключаться в умении выстраивать свою деятельность таким образом, чтобы создавать условия, при которых любой ребёнок смог бы мыслить самостоятельно, нестандартно, а самое важное, чтобы он сумел свои знания применить в последующем во взрослой жизни. Все это вместе взятое способствовало формированию познавательной деятельности у нового поколения россиян, Россиян XXI века. Рубинштейн С.Л. - писал: «Реальное человеческое сознание не может быть обособлено от деятельности, в которой оно и проявляется, и формируется, так же как исходящая из мотивов и направляющаяся на осознанную цель реальная человеческая деятельность, но не может быть обособлена от психики, от сознания» [2, с 186] Деятельность - это занятие, труд [3. с 158].

Различают пять видов деятельности преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную и художественно-творческую.

Преобразовательная деятельность приводит к изменению, трансформации объекта.

В процессе познавательной деятельности человек получает знания об объектах - информацию об их качествах, объективных связях, отношениях, законах реального мира. Ценностно - ориентационная деятельность предполагает придание объекту определенной ценности. В этом случае человек приобретает информацию о значении этого объекта для него самого или для других людей. Общение человека с другими людьми предстает как вид коммуникативной деятельности, опосредствующий другие, но ими же порождаемый. Перечисленные виды деятельности взаимосвязаны, в результате их органического слияния возникает новая деятельность - художественная, которая воплощается в искусстве.

«Познавательная деятельность - это деятельность, дающая знания об окружающем мире, формирующая умение организовывать, направлять действия на решение определенных познавательных задач, развивающая способность мыслить, прививающая навыки умственной работы» [4, с 43]. Какова же структура познавательной деятельности. Главными ее компонентами являются цель и мотив, без которых деятельность невозможна «Ибо — то, к чему стремятся что надо осуществить» «Мотив — побудительная причина повод к какому-нибудь действию» [3, с 332]. Действие всегда целенаправленно С первых дней пребывания ребенка в школе необходимо учить его осознавать цель, которую он должен достичь Цель действия неразрывно связана с мотивом. Мотив побуждает человека ставить и достигать различные цели, выполнять соответствующие действия. Мотив позволяет ответить на вопросы почему мы выполняем те или иные действия? Почему совершаем те или иные поступки.

Мотивация выполняет несколько функций:

  1. побуждает поведение;
  2. направляет и организует его,
  3. придает ему личностный смысл и значимость

Эти функции мотивации реализуются целым рядом побуждена имеющие три разновидности

Социальные:

а)        широкие социальные, связанные со всей системой жизненных отношений (чувство долга, самосовершенствование, самоопределение престиж, благополучие, избежание неприятностей и т.д.);

б)        позиционные,

в)        коллективистские;

г)        индивидуалистические,

Познавательные;

а)        широко учебные (направленность на процесс учения, его содержание, результат);

б)        учебно-познавательные (направленность на способы учебных действий);

в)        самообразовательные (направленность на овладение обобщенными способами учебной деятельности);

Творческие или социально-познавательные: направленность на овладение в ходе учения способами действий, которые могут использоваться для преобразования окружающей действительности, собственной деятельности.

Мотивы учебной деятельности делятся на внешние и внутренние. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью - учение служит ученику средством достижения других целей. При внутренней мотивации мотивом служит познавательный интерес связанный с данным предметом. Получение знаний выступает здесь не как средство достижения каких-то других целей, а как сама цель деятельности учащегося, т.к. цель учебной деятельности - получение знаний, никакой другой цели сама эта деятельность не позволяет достичь

Итак, учение может иметь различный психологический смысл для ученика;

а)        отвечать познавательной потребности, которая и выступает в качестве мотива учения, т е. в качестве «двигателя» его учебной деятельности;

б)        служить средством достижения других целей.

В этом случае мотивом заставляющим выполнять учебную деятельность, является другая цель. Познавательная деятельность имеет три уровня активности в учебной деятельности: - репродуктивный, те деятельность является подражание, происходит обучение приемам логического мышления; поисково-исполнительный - принятие задачи и поиск решения; творческий - творчески использование приемов логического мышления познавательной деятельности. Таким образом, познавательная деятельность может быть активизирована, если обучающийся осознают цель своего пребывания в школе; если обучение ученика мотивированно не только приобретением знаний для расширения представлений о мире, но и пониманием того, что эти знания необходимы для дальнейший взрослой жизни в обществе, что позволит творчески раскрыться ему как личности.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения через активизацию познавательной деятельности учащихся.

Список использованной литературы:

1. Лобода А.П. Уроки «Технология (Индустриальные технологии) и современные средства обучения» Образовательный портал «Учсовет» №1708234675 от 08.10.2017г. https://uchsovet.ru/publikacii/oo/18460.  

2. Антропова Ю.В. Познавательная деятельность и проблема ее активизации: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции./ Под ред. С.А. Медведевой Т.В. Манухиной. – Саратов: ИЦ «Наука», 2017. – с. 63.

3. Рубинштейн, С Л Проблемы общей психологии М, 1976 -280 с.

4. Ожегов, С И Словарь русскою языка М , 1968. — 880 с.

5. Щукина Г И Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.  М 1979. - 250 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности на уроках истории"

Статья "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории"...

Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках биологии и во внеклассной работе.

Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...

Активизация познавательной деятельности на уроках технологии

                 Предмет “Технология” - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными ...

Информационно-коммуникационные технологии обучения как средство активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.

Статья на  тему  "Активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания"...

Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса на уроках географии

Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учи­телем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность.Игра являет...