Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса на уроках географии
методическая разработка по географии на тему

Малышкина Наталья Владимировна

Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учи­телем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность.Игра является одним из методов, или, по определению Германа Константиновича Селевко технологий, позволяющих повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение.

Традиционное образование в России выполняло и выполняет свою функцию: дать системные академические знания. Но при все увеличивающемся потоке информации для успешной жизнедеятельности недостаточно одной академической образованности. Новые социально-экономические отношения, высокий уровень конкуренции требуют от человека владения разнообразными видами деятельности, такими как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия. Быстрее и качественнее происходит формирование этих компетентностей при активном взаимодействии, использовании интерактивных методов обучения. Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учителем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Частью интерактивной технологии обучения является игровая технология.

Теоретическая часть.

Игра является одним из методов, или, по определению Германа Константиновича Селевко (академик, профессор, к.п.н. Международной академии наук педагогического образования) технологий, позволяющих повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.

             Значение.   Игра дает учащимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать. Для ребенка игра – увлекательное  прежде всего занятие. Этим-то она и привлекает меня. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой  более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на мотивации и  результатах обучения.

Характерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций. Эта особенность позиции вытекает из двуплановости игры. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном. И именно на эту черту должен обратить внимание учитель. В процессе игры он может по новому открыть ребенка для себя, т.к. в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает.

       Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на учащихся, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность.

                             Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение учащихся к тому или иному явлению, факту, проблеме.

               Игра ориентирована на групповую активность, что вполне отвечает запросам современной методики. Она также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому ученику попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности.

               Коммуникативная природа игры также предоставляет возможности для развития коммуникативных навыков. Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в пределах группы, возражать, соглашаться, высказывать свое мнение служит базой для развития речевых умений и стратегий общения, что необходимо для инициации и поддержания межкультурного диалога. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом.

Практическая часть.

Существует множество видов классификаций игр в зависимости от того, какие основания положены в её основу.

 Данная классификация базируется на двух признаках: характере действий и содержании.

В своей практике я чаще применяю имитационно – ролевые и деловые игры.  Давайте рассмотрим методические особенности проведения этих игр.

 Имитационно - ролевые игры

Имитационно - ролевые игры требуют от учителя специального обучения учащихся, их специальной подготовки к исполнению ролей. Они рассчитаны не столько на улучшение усвоения предметных знаний, сколько на приобретение способностей самовыражения, понимание обучаемым самого себя и позиций других людей. Здесь обучение происходит через возможность свободно «сыграть» роль, взятую из реальной жизни.

 Наиболее известны следующие виды разыгрывания ролей: 1. Представление в лицах (инсценировка)  идеи какой либо истории, описанной в литературе, в печати. 2. Выход за пределы реально происходящей истории, например, что стало бы с животным миром Мордовии, если бы здесь вырубили лесозащитные полосы.

 3. Действие за другого: попытка понять действия другого человека (например, директора заповедника и т.д.) через принятие в игре его установок (привычных способов действий и мышления) и помещение себя в обстоятельства его деятельности.

4. Перенос в современную ситуацию, например заседание компетентной комиссии, которая должна была бы в современных условиях решать вопрос о строительстве ГЭС на реке Мокша.

5. Имитационная игра, или разыгрывание действия по определённому сценарию, который может быть связан с перипетиями решения вопроса, скажем об использовании территории, как места массового туризма и т.п.

6. Общая тема в частном (персональном) преломлении, к примеру, общая задача ознакомления с природными процессами, переформулируется в виде: как родители могут помочь своему ребёнку лучше узнать жизнь природы.

7. Непосредственное изучение социальных ситуаций, таких как «посетители рвут цветы рядом с объявлением о запрете это делать», что бы узнать, понять, какова «логика» действий людей в этих условиях.

Для создания «атмосферы» свободного разыгрывания ролевой ситуации необходимо помнить о некоторых важных моментах.

Во-первых, это исключение порицания и критики. При разыгрывании ролей существуют различные, более или менее продуктивные пути их исполнения, но не может быть «правильных» и «неправильных», «лучших» и «плохих» путей. Учитель должен сказать: «Давайте ясно поймем одно, что мы не должны смеяться ни над кем в этой аудитории».

Вторым важным моментом является полноценное участие учителя в разыгрывании ситуации. При этом учитель должен играть двойную роль: с одной стороны, он достаточно часто непосредственно вступает в исполнение роли вместе с учениками, а с другой стороны, остается объективным наблюдателем того, что происходит, и несет ответственность за общее направление в развитии процесса взаимодействия.

Деловая игра        

Деловая игра есть частный, более структурированный вариант «исполнения ролей». Она считается весьма эффективной и перспективной формой группового обучения навыкам действий в сложных, многоэтапно развертывающихся ситуациях. Здесь действия участников разыгрываются по особому «сценарию», моделирующему какие-либо аспекты социальной действительности, что позволяет имитировать многие перипетии общественной жизни в учебной аудитории. Игровая ситуация характеризуется тем, что отдельные «игроки» не могут достичь своих целей, действуя в одиночку. В большинстве ситуаций требуется объединение усилий, ресурсов отдельных участников для достижения значимых целей. В ходе игры участники принимают на себя роли, соответствующие реальной действительности в имитируемой ситуации. Важное достоинство таких игр состоит в том, что они позволяют не просто усваивать содержание учебного предмета и знакомиться со структурой и деятельностью моделируемых социальных систем и институтов, но дают обучаемым опыт коллективного принятия решений в большом ряде случаев, когда их практика в реальных условиях затруднена.

Деловая игра — сильный стимулятор активной учебной деятельности школьников. Здесь достижение целей группы зависит от активности каждого участника, от умения планировать и осуществлять взаимодействие с другими и с преподавателем.

Будучи чрезвычайно динамичным процессом, игра развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций и «обратных связей», планирования действий на длительную перспективу, способствуя таким образом творческому применению знаний и личного опыта, накопленных ранее.

Собственно подготовка к проведению ролевой игры начинается после того, как сформулирована и осознана идея или смысловая ситуация, которая требует усвоения через проигрывание ее в группе участников. Выделяется несколько этапов:

1. Подготовительный этап — планирование ролевой игры. Это важнейший этап подготовки, на котором решается, как конкретно разыграть идею или ситуацию выбранным способом.  Здесь подбирается предварительный справочный материал, интернет ресурсы и т.п., выделяются группы и роли участников.

2. Организационный этап. На этом этапе формулируется цель игры для школьников.

Участники игры должны четко представлять себе проблему, соотнести проблему с поставленной целью.

Особое внимание следует обратить на формирование групп. Важно, чтобы группа была творческая и включать  детей с различной успеваемостью. Содержание игры может предполагать распределение учащихся по отдельным ролям. В таких играх для решения поставленной проблемы определяются состав действующих лиц и их задачи.

Учитель должен разъяснить участникам игры ее особенности, комплексный характер, порядок проведения и обсуждения. Обратить внимание на критерии оценки результатов ролевой игры, учитывая, что учащиеся в основном работают в малых группах и игра практически носит состязательный характер.

3. Самостоятельная работа учащихся в малых группах — третий этап игры. Приступая к решению проблемы или задачи, участники деловой игры не владеют в достаточной степени знаниями и умениями разрешения подобных проблем. Однако они пытаются с помощью учителя вникнуть и глубоко понять проблему, выработать навыки анализа ситуаций и проявляют способности личности. При коллективном обсуждении в малых группах необходимо, чтобы свою позицию, свою точку зрения имел возможность высказать каждый участник группы. Такое коллективное обсуждение проблемы выявит разные подходы и решения одной и той же проблемы.

На этом этапе игры активно используется практический опыт каждого участника игры, осуществляется обмен опытом решения подобных проблем и задач. Члены группы уточняют свои позиции и доводы, обдумывают контраргументы против возможных доводов других групп и вырабатывают обобщающие выводы или решения, которые могут быть представлены устно или в письменном виде.

4. Заключительный этап  это межгрупповая дискуссия. От каждой малой группы выступает представитель, который докладывает групповой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других малых групп выступают в качестве оппонентов, они задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку представленного проекта. Если распределение учащихся было по определенным ролям, то в дискуссии выступают отдельные учащиеся в рамках своей ролевой должности.

Приведу пример игры «Путешествие по Амазонке», который проводится при изучении Южной Америки в 7 классе.

Цели проведения игры:

1) сформировать у учащихся умения составлять образное описание отдельных территорий на основе разнообразных источников географической информации, выявлять по картам взаимосвязи между компонентами ПК;

2) развитие умений выявлять экологические проблемы и определять возможные пути их решения.

Первая группа на знаменитом судне «Калипсо» вошла в бразильский порт Белен в дельте Амазонки, откуда начала исследование самой крупной реки мира. «Калипсо» поднялся по Амазонке до перуанского порта Икитос, а оттуда — по Укаяли, притоку Амазонки, до города Пукальпа.

Вторая группа исследовала бассейн венесуэльской реки Ориноко, достигла по суше верховьев Риу-Негру и прошла ее до впадения в Амазонку.

Третья группа попыталась достигнуть великой реки с территории Колумбии.

Четвертая группа искала исток Амазонки. Как известно, на звание ее главного истока претендуют две реки: Укаяли и Мараньон.

Пятая группа исследовала притоки Амазонки на юге Перу, в Боливии и Парагвае.

После вступительного слова учитель дает учащимся задания:

1 вариант (при изучении природы Ю. Америки):

1. Совершить путешествие по разработанным маршрутам, используя при этом карты атласа, картины, слайды с изображением природы изучаемой территории, художественную литературу.

2. Описать природные комплексы по линии маршрута.

3. Выявить по картам взаимосвязи между компонентами на примере одного ПК. Составить схему этих взаимосвязей.

4. Выяснить, в результате какой хозяйственной деятельности эти связи могут быть разрушены. К каким изменениям в ПК это может привести? Подумать, возможно ли восстановление нарушенных взаимосвязей и при каких условиях. Высказать и обосновать предложения по рациональному использованию ресурсов ПК и его охране.

2 вариант (при изучении стран Ю. Америки):

1. Изучить особенности природы, населения и его хозяйственной деятельности в странах, расположенных в бассейне Амазонки.

2. Более подробно охарактеризовать основные черты природы, населения и его хозяйственной деятельности в Перу и Бразилии.

3. Выявить, какие изменения в природном комплексе может вызвать освоение серрадо (целинных земель) Бразилии. Сравнить свои предложения с предложениями экологов, которые считают, что чрезмерное сведение лесов повлечет за собой изменения в циркуляции атмосферы и вызовет серьезные климатические сдвиги далеко за пределами тропиков. Не являются ли эти опасения преувеличенными?

4. Изучить население Бразилии:

а) на основе работы с картой атласа, диапозитивами, изображающими различные народы Бразилии, текста учебника подтвердить или опровергнуть тезис «Бразильцы — нация эмигрантов»;

б) по карте определить особенности размещения населения по территории страны. Какими факторами оно определяется? С помощью каких карт можно это установить? Какая дополнительная информация, не входящая в карты, вам понадобится?

в) что об обычаях, традициях населения Бразилии вы знаете?

При проведении этой игры класс делится на 4 группы по 7-8 человек. После выполнения заданий учитель выслушивает учащихся, организуя обсуждение в классе результатов работы.

Вывод

Итак, на основе вышеизложенного можно выделить следующие характерные особенности игровой технологии:

 Активность — основной принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление интеллектуальных и душевных сил человека, начиная с подготовки к игре, в самом ее процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов.

 Открытость и доступность заключается в том, что любая игра должна быть проста и понятна.

 Групповой характер игровой деятельности: между участниками существует зависимость в освоении нового материала, эта цель может быть достигнута только совместными усилиями.

 Занимательность и эмоциональность.

 Целеустремленность участника игры, совпадение его личных целей с целями группы.

 Состязательность и соревнование побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал физических, интеллектуальных и душевных сил школьника.

 Проблемность: ход игры может включать в себя процессы планирования, организации и разрешения проблемных ситуаций.

 Реализация профессиональной направленности школьников через моделирование профессиональной деятельности различных специалистов.

 Индивидуальность: в процессе игры развиваются личностные качества школьников.

 Символический характер игры позволяет участникам раскрепоститься, раскрыть свои способности.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что в процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений:

1) в процессе игры выявляются уровень знаний и умение применять их в новой, сложной ситуации

2) активизация обучения, наличие элемента состязательности, эмоциональности деятельности приводят к повышению качества учебного процесса (в ходе игры усваивается 90% учебного материала против 20-30% на обычном уроке);

3) проблемное содержание в игре активизирует мыслительную деятельность школьников;

4) учащиеся ощущают практическую значимость знаний основ географической науки;

5) формальные знания превращаются в действенные.

Значение игровой деятельности в усвоении опыта творческой деятельности:

1) происходит приобщение к исследовательской деятельности;

2) раскрываются и развиваются творческие способности личности;

3) ученики получают возможности применять воображение, развивать полемические и ораторские способности.

Значение игровой деятельности в приобретении опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности, друг к другу:

1) игра отражает различные мотивы поведения;

2) происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверенность в себе, застенчивость, робость и развиваются такие качества личности, как самостоятельность, контактность, коммуникабельность;

3) эмоциональные переживания в ходе игры оказывают влияние на формирование мировоззрения;

4) расширяются кругозор и общая культура;

5) формируется нестандартное, критическое отношение к действительности.

Новые возможности проведения игр открывают компьютеры. В них можно заложить не только разнообразную информацию в виде текста, картосхем, статистических материалов и т. п., но и наглядно моделировать изучаемые процессы и явления во времени и пространстве, обрабатывать информацию и представлять ее в наглядном виде, подводить итоги и т. д., т. е. отрабатывать все этапы игры. Это значительно облегчит работу учителя по подготовке игры и оценке ее результатов, сделает деятельность учащихся более содержательной и приблизит ее к реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны

Одна из актуальных проблем воспитания сегодня – активизация познавательного интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны. Как решить эту проблему?У детей велико стремление к познан...

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Роль игры в сочетании с другими педагогическими технологиями для повышения эффективности географического образования...

Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках математики в условиях ФГОС.

Методический семинар.  Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках математики в условиях ФГОС....

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

Игровые технологии как средство активизации позновательного интереса учащихся...

Обобщение опыта "Игровые технологии обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся к географии во внеурочное время"

Обобщение опыта "Игровые технологии обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся к географии во внеурочное время"...