Техническое моделирование и дизайн в школе
статья по технологии
В работе освещаются вопросы практического создания технических моделей в условиях школьной мастерской, а также принципы и формы образования моделей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.69 КБ |
Предварительный просмотр:
От теории к практике реализации ФГОС
Ефимцев Юрий Иванович Учитель технологии МОУ «СОШ №4» Г. Железногорск Курской области |
ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН В ШКОЛЕ
Аннотация:
Автор рассматривает вопросы организации технического моделирования в школе. Выделяет этапы изготовления и критерии оценки технических моделей школьниками.
Ключевые слова:
Техническое творчество, техническое проектирование, техническое моделирование, курс технологии, дизайн, конструкция.
г. Железногорск
2018 год
Одним из эффективных средств, приобщения учащихся к техническому творчеству является моделирование. С моделями дети знакомятся еще в дошкольном возрасте.
Стремление детей что-то делать, мастерить следует максимально развивать на уроках технологии, во внеклассной и внешкольной работе [5, 6]. Сначала школьники учатся выполнять простейшие чертежи, рисунки, эскизы, сборочные операции, знакомятся с различными материалами и инструментами, с деталями машин и механизмов. Начальной ступенью технического творчества в силу своей доступности для детей может стать моделирование из бумаги, картона, а также при помощи педагога или старших школьников, посещающих кружок моделирования и конструирования, которые выступают в роли помощников учителя, ребята младших классов могут работать с фанерой и древесиной, создавая более сложные модели, которые в последующем будут двигаться.
Творческий подход к труду надо воспитывать, прививать с детства. Поэтому нужно все время побуждать и поощрять учеников к внесению в каждую модель своих дополнений и изменений в их форму, деталировку, оформление [3]. Необходимым условием развития творческого мышления учащихся является системность работы, в развитии которой заключается основная задача педагога.
Необходимо также приучать их рационально готовить свое рабочее место, поддерживать на нем порядок, привлекать к планированию своей деятельности, формировать у них умение выполнять работу быстро и качественно. Все это способствует лучшему восприятию красоты труда. Чувство радости, рожденное творчеством!
О нем скажет каждый, кто хотя бы однажды воплотил в реальность собственный замысел. «Чтобы не остаться позади, есть только одно средство - идти вперед!» А. Ф. Иоффе.
При изучении школьного курса технологии в 5 классе ребята знакомятся с различными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий (древесиной, металлами, пластмассой и т. д.), их свойствами и технологией обработки, а также приобретают элементарные навыки по выполнению умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке различных материалов.
В связи с усложнением задач общетрудовой политехнической подготовки школьников возникает проблема повышения эффективности учебного процесса. Достигается это построением содержания и методики обучения на основе реализации деятельностно-параметрического подхода. Суть его заключается в следующем.
Во-первых, особый акцент в учебном процессе делается на организацию самостоятельной познавательной и практическойдеятельности учащихся по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта.
Во-вторых, при разработке или выборе конструкции изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов, а также в процессе его изготовления каждый параметр качества детали выступает для учащихся как специальная задача анализа, планирования, выполнения и контроля. А чтобы учащиеся могли ее решить, учитель знакомит их с основными параметрами качества, а также с методами и условиями их достижения [1].
Данную работу можно проводить как на уроках технологии, так и во внеурочной деятельности. Она позволяет охватить все разделы учебной программы: «Ручная обработка металла и древесины», «Механическая обработка металла и древесины», «Электротехника», «Материаловедение» и «Металловедение».
Этапы проектирования моделей и макетов:
- Постановка задачи. Обучающийся ставит перед собой задачу по моделированию или макетированию с учетом своих интересов и наклонностей. Возможен выбор одного из направлений моделирования или макетирования. Выбор объекта также на усмотрение обучающегося. За период обучения он может изменить направление деятельности, единственное условие - предыдущий объект должен быть завершен. Есть обучающиеся, которые выполняют 2-3 работы одновременно. Поощряется создание своей собственной конструкции объекта техники.
- Поиск и сбор информации об объекте макетирования в печатных изданиях, Интернет-ресурсах, кон-сультации со специалистами и др. Необходимо найти изображения объекта техники и его узлов (фотографии, чертежи, схемы). Параллельно составляется историческая, научно-техническая справка об объекте. Особенно ценна информация, если объект имеет культурное, историческое значение (храмы, техника времен Великой Отечественной войны и т. д.). Собранная информация становится основой творческих и исследовательских работ.
- Анализ конструкции, разработка чертежей и эскизов элементов, деталей. Выбирается масштаб изделия относительно найденного изображения. Очень часто обучающиеся нашей школы выполняют макет или модель с фотографий, которые имеют какой-либо один ракурс. Поэтому именно на этом этапе активизируются и развиваются способности обучающихся к творческому мышлению. Обучающийся сам дорабатывает конструкцию объекта при помощи описания в литературе, изучая подобные по конструкции объекты.
- Выбор материала для изготовления модели или макета. Это очень важный этап, от него зависит технология изготовления, сборки и отделки. Наиболее распространенными материалами являются конструк-ционные, однако вполне допускаются и другие (бумага, ткани и т. д.). Допускается использование вторичных материалов (например, наконечник от ручки может имитировать сопло ракетного двигателя).
- Выбор технологии изготовления изделия. Разработка технологических карт на детали модели или макета от выбора заготовки до сборки и отделки в соответствии с требованиями технологий обработки мате-риалов, техники безопасности и охраны труда. Соответственно обучающийся вспоминает и закрепляет знания и умения по обработке конструкционных материалов и правила безопасной работы.
- Изготовление деталей объекта техники. Именно здесь обучающийся применяет знания, полученные не только на уроках технологии, но и физики, химии и других. Качество выполнения контролируется, прежде всего, самим обучающимся и учителем.
- Сборка и отделка. При сборке деталей макета или модели используются различные способы соединения:клеи,пайка,прессование и т. д. в соответствии с возможностями возраста обучающегося и условиями учебной мастерской. Окраска модели или макета должна полностью соответствовать окраске образца.
- Написание и защита творческих и исследовательских проектов. На основании собранных материалов пишется работа, соответствующая требованиям к оформлению научных работ, составляется медиапре-зентация. Защита работы проводится в рамках класса, на школьном туре олимпиады, научно-практической конференции. Лучшие работы рекомендуются для участия в мероприятиях городского и регионального уровня.
Формами защиты моделей и макетов являются спортивно-технические соревнования, выставки техни-ческого творчества, конкурсы изобретений и рацпредложений, олимпиады, научно-практические конферен-ции по технологии. Результатом такой работы являются ежегодные призовые места наших обучающихся в этих конкурсах.
Табл.1
Критерии оценивания изделий
Показатель | «3» | «4» | «5» |
Объем и качество собранного теоретического материала | Поиск информации с периодическими консультациями педагога | Самостоятельный поиск информации с минимальной помощью педагога | Самостоятельный сбор информации из источников |
Степень самостоятельности проработки конструкции модели или макета | Под постоянным наблюдением педагога | С периодическими консультациями педагога | Самостоятельное выполнение работы |
Новизна конструкции | Точная копия образца | Частичное изменение конструкции | Разработка собственной конструкции модели |
Качество изготовления деталей | Небольшие отклонения в размерах и форме согласно чертежу | Соответствие размерам и форме согласно чертежу | Полное соответствие с размерами и формой чертежа |
Качество сборки | Однообразие применяемых сборочных операций с дефектами | Применение различных сборочных операций с небольшими дефектами | Применение различных сборочных операций в комплексе. Точное соответствие чертежу |
Качество отделки | Полное соответствие окраски с образцом с небольшими дефектами | Полное соответствие окраски с образцом с небольшой неравномерностью | Полное соответствие окраски с образцом без потеков и непрокрасов |
Качество защиты работы | Неуверенное владение материалом и мультимедийными технологиями | Уверенное владение материалом. Умение отстаивать свою позицию, использовать мультимедийные технологии | Знание теоретического и практического материала, терминов, защита с использованием мультимедийных технологий |
Таким образом, структуру технического моделирования можно представить следующим образом:
Рис. 1. Структура технического моделирования и макетирования
- Начальным техническим моделированием и макетированием занимаются обучающиеся 1-4 классов под руководством классного руководителя или в объединении начального технического моделирования и макетирования городской Станции Юных Техников. Обучающиеся занимаются разработкой конструкции и изготовлением простейших макетов и моделей из бумаги и другого материала.
- Спортивное моделирование. Обучающиеся занимаются проектированием и изготовлением моделей простейших катамаранов, планеров, метальных авиамоделей. Эти модели должны соответствовать требо-ваниям соревнований по площади паруса, крыла и т. д., но материал, форма не нормированы. В процессе из-готовления, в результате проб и ошибок обучающийся «доходит» до решения, порой самого неожиданного.
- Моделирование и макетирование объектов техники - большой и сложный раздел. Необходимо изготовить точную копию объекта техники из конструкционных материалов (металл, дерево, пластик).
- Проектирование - самый сложный с точки зрения автора раздел. Обучающийся должен самостоятельно разработать конструкцию станка, приспособления, прибора, наглядного пособия, мотоцикла, обосновать необходимость его создания, разработать технологию изготовления и сборки с учетом своих возможностей и возможностей учебной мастерской [4].
Выполнение объектов моделирования и макетирования осуществляется на уроках технологии, во внеу-рочное время в кабинете технологии, самостоятельно в качестве домашнего задания (это касается выбора объекта, разработки конструкции и чертежей, технологических карт, некоторых сборочных и отделочных работ, написания творческой и исследовательской работы).
Роль учителя - консультант. Расписание внеурочных занятий в кабинете технологии не менялось уже много лет, и все учащиеся 5-7 классов знают, что при желании в эти часы можно прийти и поработать даже 1 час в неделю, месяц.
Как педагогический прием используется проведение старшеклассниками для обучающихся младшего возраста мастер-классов по изготовлению моделей или макетов. Это вызывает большой интерес у обуча-ющихся младших классов и стимулирует их творческую деятельность. Очень важно, что обучающиеся могут обратиться к старшекласснику как к наставнику с любым вопросом по выполняемой работе и во внеурочное время [2].
Администрация образовательного учреждения поддерживает развитие детского технического творчества, поощряя обучающихся грамотами и дипломами за победы на различных выставках, соревнованиях, конкурсах.
Литература
- Александров Л. В. Моделирование - этап создания эффективных технических решений: Учебное пособие [Текст]/Л. В. Александров, Н. П. Шепелев. - М.: НПО «Поиск», 1991.
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения [Текст]/Г. С. Альтшуллер. - М.: Московский рабочий, 1973.
- Заенчик В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. [Текст]/В. М. Заенчик, А. А. Карамышев, В. Е. Шмелев. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Симоненко В. Д. Технология: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учрежд. [Текст]/В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш. - М.: Вентана-Граф, 2000.
- Шибирова Н. В. Модель проектирования урока в развивающем обучении.//Эксперимент и инновации в школе- 2012.- № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-894222-1487368669.jpg)
Творческий проект «Моделирование и дизайн воздушного змея»
Тема занятия: « Моделирование и дизайн воздушного змея»....
Проект «Развитие технических и творческих способностей учащихся на занятиях технического моделирования и конструирования с помощью личностно-ориентированного обучения»
Проект предусматривает создание условий для развития технических и творческих способностей учащихся: представлен опыт проведения занятий, определены пути обучения детей техническому моделированию на о...
План-конспект открытого занятия «Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой «Начальное техническое моделирование»» «Моделирование ракеты»
План-конспект открытого занятия«Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой«Начальное техническое моделирование»»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/01/picture-1157956-1577858263.jpg)
" Техническое моделирование и макетирование в школе"
Статья раскрывает систему технического творчества в гимназии №18, описывает порядок выполнения проекта, критерии оценки....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/18/picture-933496-1500395073.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Промышленный дизайн. Проектирование материальной среды»
Дизайн является одной из основных сфер творческой деятельности человека, направленной на проектирование материальной среды. В современном мире дизайн охватывает практически все сферы жизни. Програм...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/27/picture-93127-1558985867.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование для малышей»(начальн.62часа),Титова Е.В.2021-2022 уч.год
Дополнительная общеразвивающая программатехнической направленности«Начальное техническое моделированиедля малышей» Возраст обучающихся: 5 – 7 лет Срок реализации: 1 год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Начальное техническое моделирование"
Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Начальное техническое моделирование» технической направленности. Программа ориентирована на развитие у обучающихся художеств...