План-конспект открытого занятия «Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой «Начальное техническое моделирование»» «Моделирование ракеты»
план-конспект

План-конспект открытого занятия

«Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой

«Начальное техническое моделирование»» «Моделирование ракеты»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом  детского  творчества р.п. Озинки»

___________________________________________________

413620, Саратовская область, р.п. Озинки,  ул. Ленина 20

Телефон  8845 – 76 – 4-15-07

План-конспект открытого занятия

«Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой

«Начальное техническое моделирование»»

«Моделирование ракеты»

                                                                    педагога дополнительного  образования

                                                                      Белоусовой Тамары Петровны

                                                                        МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки»

Р.п. Озинки 2019г.

Участники: педагог дополнительного образования, учащиеся 7-8 лет.

Цель: Вызвать у детей интерес и желание к занятиям  по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Начальное техническое моделирование» и деятельности  творческого объединения «Юные умельцы».

Задачи:

Обучающие:  дать общее представление о космическом моделировании,  познакомить учащихся с солнечной системой, научить сборке модели по схеме.

Развивающие: содействовать развитию познавательного интереса, творческих способностей,  пространственного воображения,   координации движений.

Воспитывающие:  воспитывать уважение к космонавтам, содействовать воспитанию умения   принимать решение;  воспитывать собранность, организованность, аккуратность.

Оборудование и материалы:

Мультимедийный  проектор, презентация  выставочных  работ учащихся  объединения «Юные умельцы»,  выставка космических моделей,  плакат «Солнечной  системы», заготовки  из картона,  бумаги для  деталей  ракеты  (обтекатель, корпус, стабилизатор),  втулки,  клей, ножницы.

Тип занятия: изучение нового материала.

Приемы: словесный, игровой, практический, наглядный. 

Используемые педагогические технологии:

- личностно-ориентированные технологии;

- групповые технологии;

- технология коллективной творческой деятельности;

- здоровьесберегающие технологии;

- индивидуальное обучение.

План занятия:

  1. Организационная часть занятия.
  2. Сообщение целей и задач занятия.
  3. Сообщение нового материала.
  4. Практическая работа.
  5. Подведение итогов работы.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Организационный

3 минуты

Дети заходят в кабинет и рассаживаются на стулья. Приветствие группы, настрой детей на рабочую атмосферу, активизация внимания. Игра «Давайте познакомимся!»

- Ребята меня зовут Тамара Петровна, педагог дополнительного образования, я хочу с вами познакомиться и подружиться, встаньте в круг и протяните мне ладошки те кто хочет со мной познакомиться и подружиться, назвав свое имя.  Я ребята передаю вам свою дружбу, улыбку и хорошее настроение вместе с рукопожатием. 

 - Пусть нас никогда не покинет дружба и хорошее настроение.

Подготовка  учащихся к занятию.

Каждый называет свое имя и протягивает свои ладошки

2 этап

Сообщение целей и задач занятия

8 минут

- Молодцы! А теперь, когда у вас хорошее настроение, я хочу вам рассказать чем мы занимаемся с ребятами на занятиях и предлагаю посмотреть презентацию о деятельности учащихся в объединении «Юные умельцы». Работа  в данном объединении осуществляется по программе «Начальное техническое моделирование». На занятиях мы с ребятами конструированием и моделируем  из природного материала,  работаем с бумагой и картоном, используя шаблоны, трафареты, копировальную бумагу, схемы, чертежи, в работе используем бросовый материал: контейнеры от киндер - сюрприза, баночки, коробки и другой, моделируем сувениры, модели разного вида техники, роботов, выясняем из каких частей, деталей состоит  машина, самолет, кто управляет данной техникой, какую роль в жизни человека играет транспорт, роботы и др. (Слайды) Такие занятия формируют эстетический вкус учащихся, развивают у них трудовые умения и навыки, помогают вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Сколько радости получает учащийся от сделанной своими руками сувенира, игрушки, открытки,  цветка в подарок родным и друзьям!

Умелые руки и фантазия творят чудеса.  Большое внимание уделяется соблюдению культуры труда, экономичному расходованию материалов, бережному отношению к инструментам и приспособлениям, правильному пользованию ими.  Какими инструментами, материалами мы пользуемся, я предлагаю ребятам отгадать?

Загадки:

Я предмет для занятий, очень важный.

Чтобы сделать куб бумажный,

Самолет, картонный дом,

Аппликацию в альбом,

Ты меня не пожалей.

Я — липучий, вязкий…

Пара острых, тонких ног

Без туфлей и без сапог.

На ногах — по голове

Для чего, скажите мне?

По бумаге ходят ноги,

Режут все, что на дороге.

Склеите корабль, солдата, 

Паровоз, машину, шпагу. 

А поможет вам, ребята, 

Разноцветная... 

Всех листов плотнее он,

Белый и цветной...

Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки,

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов...

 - Нам необходимо познакомиться с правилами безопасной работы с инструментами и материалами.

Спрашиваю детей, знают ли они эти правила.

 Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами:

1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.

2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

3. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

Инструктаж по технике безопасности при работе с клеем:

1. Клей хранить в плотно закрытой упаковке.

2. Брать только необходимое количество клея кистью.

3. Избегать попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.

И понадобится нам сегодня картон, цветная бумага, клей, ножницы, втулки.

Просмотр презентации

 

Ответ: Клей

Ответ: Ножницы

Ответ: Бумага

Ответ: Картон

Ответ: Цветной бумаги

Ответы детей

Проверка наличия на столах необходимых инструментов и материалов.

3этап

Сообщение нового материала

7 минут

Прежде чем приступим к работе, я хочу задать вам несколько   вопросов.

-Какой праздник мы отмечали 12 апреля?

-Что произошло в этот день 12 апреля 1961года? Как звали первого космонавта?

Я вам скажу, что праздник в 2019 году имеет  одну особенность, Ю.А. Гагарину исполнилось  85лет со дня рождения.

- Не каждый человек может стать космонавтом. Из 40 000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная.

- Настоящий космонавт должен быть каким?

- Какой самый быстрый вид транспорта?

Космическая ракета -  летательный аппарат для доставки космонавтов и грузов на космическую орбиту или планету.

- А вы хотите попутешествовать на ракетах по планетам? Я вам предлагаю собрать  модель ракеты.

- Тема нашего сегодняшнего занятия

« Моделирование  ракеты». Используя схему и образцы готовых изделий предлагаю рассмотреть детали и части ракеты.

Сегодня мы, как настоящие конструкторы, будем создавать свою ракету. Нам предстоит интересная творческая работа.

Итак, сегодня мы должны выполнить  работу, в которой  будут использованы знакомые нам две объемные фигуры.

Давайте внимательно посмотрим на ракету. Вспомним, как называются   эти  фигуры?

Совершенно верно.

День космонавтики.

- Полетел первый космонавт Юрий Гагарин.

- Сильным, ловким, находчивым, внимательным, много знать, хорошо учиться, тренировать память читать много о космосе.

- Ракета

Дети отвечают

- Цилиндр и конус

4 этап

Практичес-кая работа

25 минут

- Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд. Сейчас, ребята, мы на время превратимся в создателей космической техники. Вы будете рабочими.  А я буду вашим мастером - наставником. К нам на завод поступил заказ  - изготовить космическую ракету. Конструкторское бюро разработало чертежи. Цеха  завода работали  над всеми деталями и сборочными  узлами. Педагог показывает чертеж и называет части ракеты:

Корпус – это основная деталь машины, механизма, в которой монтируются другие детали, корпус мы делаем из втулок, имеющих форму цилиндра;

 Обтекатель -  это передняя часть ракеты. Специально разработанная форма обеспечивает наименьшее аэродинамическое сопротивление, делаем из круга, вырезанного из цветной бумаги;
 Стабилизатор - неподвижная часть хвостового оперения самолета, ракеты, служащая для устойчивости и управляемости полетом, их мы делаем из квадрата, вырезанного из цветного картона, квадрат разрезаем по диагонали и получается два прямоугольных треугольника, на самой длиной стороне треугольника делаем надрезы до середины;

Окончательную сборку ракеты мы проведем чуть позже, после  физминутки, а сейчас предлагаю всем встать и выполнить движения, согласовывая со словами:

Если в космос мы хотим,

Значит, скоро полетим.

Самым дружным будет наш,

Развеселый экипаж.

Ждет нас  новая ракета,

Для прогулок по планетам.

На какую захотим – на такую полетим.

Но в игре один секрет,

Опоздавшим места нет.

- Опоздавших нет. Полетели дальше.

-И вот, наконец,  окончательная сборка в нашем сборочном цехе.

Сборка ракеты.

Стандартная схема создания ракеты такова:

1. Из круга вырезаем ¼ часть и  делаем конус, переднюю часть ракеты

приклеиваем к втулке.

2.Непокрытую поверхность обклеиваем цветной бумагой.

3. Вырезаем из квадрата два треугольника, стабилизаторы, так из картона создаются крылья космического  корабля.

Надрезаем  заготовки до середины вдоль длинной стороны треугольника, расположенной под 90° относительно другой стороны. Делаем  два параллельных надреза на одном конце корпуса ракеты. Вставляем   крылья в корпус насечкой в насечку. Завершающим шагом будет вклеивание красных тканевых или бумажных полос внутрь корпуса. Они будут имитировать пламя, вырывающееся из ракеты.

Педагог помогает детям, нуждающимся в подсказке.

В заключение художественно оформляем ракету.   Звездочки и иллюминаторы приклеиваем или рисуем.

Дети выходят из-за столов.

Руки вверх

Руки в стороны

Прыгают на месте

Наклон правой рукой- левая ступня и наоборот

Быстро занимают рабочие места

Дети садятся на рабочие места, продолжают работу

5 этап

Подведение итогов работы

5 минут

 - Вот вы и закончили работу. Давайте посмотрим на наши ракеты. Мы выполнили замечательные летательные аппараты.  

Педагог оценивает выполненную каждым ребенком  работу, выделяет лучшие, подчеркиваются нестандартные решения.

 

-Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. Я предлагаю вам вспомнить,  как называется летательный аппарат для доставки космонавтов и грузов на космическую орбиту или планету. А из каких частей состоит ракета?

Что было вам интересно? Если вам понравилось заниматься космическим моделированием, возьмите ракету и поднимите ее вверх. Спасибо.

- И я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. На какую планету хотели бы вы отправиться?

-Ребята, как называется планета, на которой мы живем? Да, это наша планета Земля, на которой есть жизнь.

А теперь давайте вспомним  другие планеты солнечной системы: 
По порядку все планеты назовет любой из нас:
 Раз - Меркурий,
 Два - Венера,
 Три - Земля,
 Четыре - Марс.
 Пять - Юпитер,
 Шесть - Сатурн,
 Семь - Уран,
 За ним - Нептун.
 Он восьмым идёт по счёту.
 А за ним уже, потом,
 И девятая планета
 Под названием Плутон.

Далекие звезды на небе горят,

Зовут они в гости ребят и девчат.

Собраться в дорогу не долго для нас.

И вот мы к полету готовы сейчас!

Пилоты, проверьте расчеты,

Заправьте топливом баки.

Слушайте команду:

5,4, 3,2, 1! Пуск!

Итак, в путь!

Выберите себе планету,  на которую вы бы хотели отправиться и поместите на нее свою ракету.

-На этом наше занятие закончено. Всем спасибо за совместную творческую работу! Убираем свои рабочие места.

Обсуждение работы.

Дети отвечают на вопросы.

Дети закрепляют ракеты на плакат с солнечной системой.

Уборка рабочих мест

Список литературы

                А. Громов «Удивительная Солнечная система …»

Н.М. Конышева “Чудесная мастерская”

Интернет-ресурсы

  • Сайт страны мастеров: http://stranamasterov.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (кружок технического творчества)

Программа призвана реализовать конструкторско-технологическую деятельность обучающихся, сформировать понятие о видах ремесла, побудить использовать полученные знания и умения для создания нужных и кра...

Соответствие современных дополнительных общеобразовательных программ требованиям ФГОС

Разъяснение дополнений к общеобразовательной программе дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная программа "Начальное авиамоделирование" Техническая направленность Возраст детей: с 7 лет Срок реализации программы: 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Начальное авиамоделирование – первая ступень овладения авиационнойтехникой, увлекательное и серьезное занятие, способствующее раскрытию и развитию творческих способнос...

Открытое занятие "Ознакомление с новым видом деятельности"

Разработка открытого занятия по программе "Волшебный бисер" (продвинутый уровень) на конкурс педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"....

Вводное открытое занятие по теме: «Ознакомление с новым видами деятельности по дополнительной общеобразовательной программе «Смышлёныш» (развивающие занятия для дошкольников)»

Занятие, направленное на ознакомление с новыми видами деятельности. Активизация эмоциональной отзывчивости и коммуникативных навыков дошкольников посредством использования педагогических технологий, р...