Открытое занятие "Ознакомление с новым видом деятельности"
методическая разработка

Разработка открытого занятия по программе "Волшебный бисер" (продвинутый уровень) на конкурс педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvodnoe_zanyatie_biser1.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Зональный этап XIII Всероссийского конкурса

профессионального мастерства

работников сферы дополнительного образования

«Сердце отдаю детям»

 Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

 «ВОЛШЕБНЫЙ БИСЕР»

 (углубленный уровень)

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

                                       Автор: Архипова Светлана Владимировна,

                                                   педагог дополнительного образования  

                                                   МБОУ ДО Центра детского

                                                   и юношеского творчества

                                                  Староюрьевского района Тамбовской области

2019 год

Цель занятия: развитие творческих качеств личности учащихся через ознакомление с бисерными традициями Тамбовской области.  

Задачи занятия:

Образовательные:

        познакомить учащихся с солярной символикой славян;

        познакомить с простейшими бисерными узорами Тамбовской губернии;

        обучить начальным универсальным действиям в технике бисерного ткачества;

        формировать умение слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Развивающие:

        развивать мотивацию познавательной и творческой активности, образного мышления, художественного вкуса у учащихся;

        развивать навыки  самостоятельной практической деятельности;

        развивать мотивацию к занятиям бисерным творчеством посредством ролевой игры;

        развивать навыки коммуникативного общения.

Воспитывающие:

        воспитывать позитивные личностных качеств учащихся: целеустремленности, ответственности, терпения, коммуникативной культуры, внимания;

        воспитывать устойчивый интерес к креативной деятельности;

        воспитывать чувства особой гордости за традиции, культуру своей страны, своего народа.

Форма занятия: традиционное занятие с элементами ролевой игры.

Используемые методы: словесный, демонстрационно-наглядный, практический показ, упражнения, рефлексия

Возраст учащихся: 13-14 лет.

Условия для проведения: учебный кабинет.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, музыкальный носитель USB с фонограммами, ткацкие станки – 10 шт., бисер (красный, белый, черный), иглы, образцы готовых изделий, поощрительные призы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент – 2 минуты

Учащиеся заходят в учебный кабинет.

Столы стоят в два ряда – справа и слева от педагога.

        Педагог: - Здравствуйте гости дорогие!

                              Желанные, долгожданные!

                              Проходите, рассаживайтесь поудобнее.

Дети садятся на места.

        Педагог: - Меня зовут Светлана Владимировна. Я – педагог Центра детского и юношеского творчества Староюрьевского района. Мы с вами сегодня собрались на посиделки. Вы знаете, что это такое? (ответы учащихся).

        В наше время можно устраивать посиделки хоть каждый день. В старые времена – лет 100-150 назад – посиделки начинались только глубокой осенью. Весной и летом у людей  работы много было: поле вспахать, посеять хлеб, прополоть. В начале осени тоже не присядешь – урожай собрать, подсчитать, на хранение отправить. А вот в ноябре и начинались посиделки. Как вы думаете, чем на них занимались?

 

(Ответы детей: - Отдыхали, общались, играли.)

        Педагог: - В самой большой избе зажигали свечи, собирались молодые девушки и юноши, садились на лавки по двум стенам друг против друга и начинали сказки рассказывать, песни петь, в игры играть. А чтобы не только языки, но и руки у молодежи были заняты, доставали рукоделие. Какие виды рукоделия вы знаете? (ответы учащихся).

        Юноши корзины да лапти плели, из дерева вырезали. Девушки ткали, вышивали, плели бисером. Как гласит народная поговорка – от скуки бери дело в руки.

2. Формирование универсальных учебных действий – 23 минуты

Теоретическая часть

        Педагог: - Мы тоже скучать не будем, и начнем обучение старинному рукоделию Тамбовской области – бисероплетению. Вы скажете: - Ой, да чему там учиться? Надевай бусы на нитку – и все. А вот и нет.

        Бисероплетение является одним из старейших искусств не только Тамбовской области, но и всей России. Стеклянная бусина у древних славян символизировала сферу мироздания: пространство внутри бусинки определяло внутренний мир человека, пространство за пределами бусинки – мир внешний. По народным представлениям миром правят четыре стихии. Какие – мы узнаем, если отгадаем загадки.

Красный кот дерево грызет,

Дерево грызет, весело живет.

А воды попьет - зашипит, умрет.

Ты его рукой не тронь —

Этот красный кот - ... (Огонь)

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать?

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (Вода)

Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой! (Воздух)

Говорят, что летом она изумрудная,

Осенью – золотая,

Зимой – бриллиантовая.

 А на самом деле она всегда черная. (Земля)

        Каждой стихией в славянской культуре управлял свой  бог, инструментом его управления был символ. Символ – это набор определенных знаков, отражающих смысл человеческого и божественного существования. Он включает в себя огромную долю магического, непонятного для обычного человека. Древние славяне верили во влияние различных символов на ход событий и развитие всего живого на Земле.

        Бисерное искусство Тамбовщины также основано на славянской обережной символике. Сочетая белые, красные и черные (или синие) бусинки в определенных узорах, люди верили, что могут защитить себя от негативного воздействия потусторонних сил. Вот эти герданы содержат элементы природных защитных символов. Герданы выполнены в технике бисерного станочного ткачества, которым мы сейчас и займемся.

Практическая работа

        Педагог: - Работы выполняются на специальном станке – он стоит перед каждым из вас. Основой служит деревянная рама, к которой крепиться резьба. Через нее натягиваются нитки основы. Число ниточек должно быть на одну больше, чем бусинок по ширине узора. К нитям основы с левой стороны крепится рабочая нить. На нее с помощью  иголки набирается ряд бисеринок. Набранный ряд протягивается под нитями основы, бисеринки распределяются по одной между ниточками, выдавливаются пальцем снизу наверх, игла проходит поверх нитей основы и работа закрепляется. Работа выполняется по схеме узора.

        Чтобы изделие получилось красивым, бисеринки должны быть ровными, одного размера, нитки – прочными без узлов. Иглы используются тонкие. Их должно быть несколько, так как они часто ломаются.

        На ваших станках нити уже натянуты и сделан первый ряд изделия, потому что это самая сложная работа в бисерном ткачестве. Мы обучимся ей в дальнейшем. Сегодня я научу вас выполнять простой трехцветный узор.

Выполнение упражнений

Педагог: - Бисер кладем на маленькую тарелочку или на тряпочку, чтобы он не рассыпался.

1.Набираем необходимое количество бисерин на поперечную рабочую нить согласно схеме рисунка. Бисерин при этом должно получиться на одну меньше, чем число нитей основы.

2.Укладываем нить с бисеринами под основой так, чтобы между двумя нитями лежало по одной бисеринке.

3. Проводим в обратном порядке сквозь все бисерины иглу с поперечной нитью так, чтобы рабочая нить оказалась над нитями основы.

4. Плетем второй  ряд и еще один в соответствии со схемой.

А пока работаем, послушаем звуки земных стихий, где вода олицетворяет покой, огонь – силу и душевную чистоту, воздух – красоту, земля – малую родину.

Физкультминутка

        Педагог: - Я вижу, что ваши ручки устали. Мы же на посиделках, давайте немного отдохнем и поиграем.

        Игра «Собери пословицу». На карточках дается начало и конец пяти пословиц. Участникам команд предлагается собрать целую пословицу.

        Педагог: - Мы отдохнули и повеселились. Продолжим работу. А я пока расскажу вам, почему в традиционных тамбовских узорах использовался бисер трех цветов. Красный -  цвет жизни во всех ее проявлениях, белый - чистота и непорочность, черный  - цвет земли и материнства.

Рефлексия – 3 минуты

        Педагог:  - Посидели? Пора и честь знать. Вон и свечи уже оплыли, пора посиделки заканчивать. Работа наша не закончена. Так еще целая зима впереди. Бусинка к бусинке нижется, а работа движется. Знать бы только, что прок будет. Ребята, как вы думаете, можно ли использовать такие бисерные украшения в наши дни? Зачем сейчас нужны народные традиции? (Ответы учащихся).

        Педагог: - Обережный смысл современных бисерных украшений в наши дни теряет актуальность. Но изучая народное бисерное творчество, мы воссоздаем уникальные традиции нашей малой родины. Чтобы сохранить неразрывную связь с русскими корнями, мы должны передать от предков к будущим поколениям красоту национального искусства.

3. Итоги занятия – 2 минуты

Педагог: - Мы сегодня только прикоснулись к истокам народного ремесла. Не расстраивайтесь, что не успели сделать больше. На память о нашем занятии  я хочу подарить  вам маленькие бисерные обереги, которые приготовили для вас ребята Центра детского и юношеского творчества. Это Алатырь – знак приносящий владельцу удачу во всех творческих начинаниях, том числе и бисерном ткачестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БАЗОВЫЕ И НОВЫЕ ВИДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЕТОДИКОЙ ТРЕНИРОВКИ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БАЗОВЫЕ И НОВЫЕ ВИДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЕТОДИКОЙ ТРЕНИРОВКИ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БАЗОВЫЕ И НОВЫЕ ВИДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЕТОДИКОЙ ТРЕНИРОВКИ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

План-конспект открытого занятия «Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой «Начальное техническое моделирование»» «Моделирование ракеты»

План-конспект открытого занятия«Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой«Начальное техническое моделирование»»...

Вводное открытое занятие по теме: «Ознакомление с новым видами деятельности по дополнительной общеобразовательной программе «Смышлёныш» (развивающие занятия для дошкольников)»

Занятие, направленное на ознакомление с новыми видами деятельности. Активизация эмоциональной отзывчивости и коммуникативных навыков дошкольников посредством использования педагогических технологий, р...

Практические советы родителям по обучению детей новым видам деятельности.

Важным моментом в социальной адаптации является развитие инициативы детей, поэтому нужно все занятия строить так, чтобы у детей была возможность выбора деятельности. В то же время важно учитывать и не...

Конспект открытого занятия "Ознакомление сновым видом деятельности" по программе "Муниципальный бал выпускников"

Тип занятия – ознакомление с новым материалом.Вид занятия – нетрадиционная форма.Вид деятельности – хореографическая коммуникация.Цель: создать условия для формирования основ пластич...