Конспект открытого занятия "Ознакомление сновым видом деятельности" по программе "Муниципальный бал выпускников"
план-конспект

Васюткина Надежда Васильевна

Тип занятияознакомление с новым материалом.

Вид занятиянетрадиционная форма.

Вид деятельностихореографическая коммуникация.

Цель: создать условия для формирования основ пластического диалога через язык танца.

Цель занятия: создать условия для развития у учащихся нового коммуникативного опыта ведения пластического диалога в процессе хореографической деятельности через язык танца.

Задачи:

Образовательные:

- научить исходным позам, движениям в танце, несущим информацию о себе (прямая спина, приподнятая голова, взгляд, руки);

- научить основам взаимодействия в паре: смотреть друг на друга, помогать жестом, взглядом, словом;

- увидеть результат выстраивания диалога в процессе участия в конкурсе «Танцы со звездами образования» с незнакомым партнером.

- овладеть новым опытом ведения пластического диалога посредством танца.

Личностные: формировать уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов; формировать двигательную культуру, пластическую выразительность учащегося.

Метапредметные: формировать основные умения ведения пластического диалога в процессе само презентации, интеракции, рефлексии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ot.zanyatiya_vasyutkina_n.v._vseros._konkurs.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс профессионального мастерства

«Сердце отдаю детям-2020»

Номинация: «Наставничество в дополнительном образовании»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

по теме: ««Ознакомление с новым видом деятельности по

дополнительной общеобразовательной программе»

(программа «Муниципальный бал выпускников» для детей 15-17 лет)

         

          Автор-разработчик: Васюткина Надежда Васильевна,

              педагог высшей квалификационной категории,  

             «Отличник народного просвещения»,

             «Заслуженный педагог Волгоградской

             области» МБУДО «Жирновский ЦДТ»

             Жирновского муниципального района  

             Волгоградской области                                                                  

           

                 

                                                              2020 год

Тип занятия – ознакомление с новым материалом.

Вид занятия – нетрадиционная форма.

Вид деятельности – хореографическая коммуникация. 

Цель: создать условия для формирования основ пластического диалога через язык танца.

Цель занятия: создать условия для развития у учащихся нового коммуникативного опыта ведения пластического диалога в процессе хореографической деятельности через язык танца.

Задачи:

Образовательные:

- научить исходным позам, движениям в танце, несущим информацию о себе (прямая спина, приподнятая голова, взгляд, руки);

- научить основам взаимодействия в паре: смотреть друг на друга, помогать жестом, взглядом, словом;

- увидеть результат выстраивания диалога в процессе участия в конкурсе «Танцы со звездами образования» с незнакомым партнером.

- овладеть новым опытом ведения пластического диалога посредством танца.

Личностные: формировать уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов; формировать двигательную культуру, пластическую выразительность учащегося.

Метапредметные: формировать основные умения ведения пластического диалога в процессе само презентации, интеракции, рефлексии.  

Возраст детей: 15-17 лет (10 человек: 5 юношей и 5 девушек)

Форма организации обучения: фронтальная, групповая.

Дата и место проведения: 22.11.2020 г.

Место проведения: ГБНОУ «Академия талантов», г. Санкт Петербург ССУЗ (просторный паркетный зал с зеркалами).

Методическое оснащение:

- методы обучения: словесные методы (рассказ, диалог, объяснение); наглядные методы (презентация к занятию «Светский бал», видеоролики: «Фрагмент бала из кинофильма «Война и мир», «Таней «Шапелуаз», «Муниципальный бал», «Танец «Котильон»»); практические методы (упражнения, метод разучивания движений по частям и в целом); методические приёмы: проговаривание последовательности движений в танце.

- техническое оснащение: ноутбук с колонками для усиления звука, мультимедийный экран, проектор, флэш накопитель, головной радио микрофон, бальные аксессуары: 13 пар белых перчаток для юношей (8 пар) и девушек (5 пар), 8 вееров, бейджи – 10 шт.

Основные источники информации: 

1.Бал жизни. Язык веера. Электронный ресурс: http://allaball.ru/ball/yazyk-veera-2/

2.Исторические танцы. Шапелуаз. Электронный ресурс:  http://youtu.be/jClKRPOpxS0[/youtube

3.Первый Муниципальный бал выпускников, 2016 г. Электронный ресурс:   https://youtu.be/_lskmRg1rdg

4.Третий Муниципальный бал выпускников. Танец «Шапелуаз», 2018 г.  Электронный ресурс: https://youtu.be/zp0KlX6e52A

5.Васюткина Н.В. – Муниципальный бал выпускников» для детей 15-17 лет. Дополнительная общеразвивающая программа. – Жирновск, 2020.

План занятия:

I этап.    Организационно – подготовительный и диагностический – 7 минут.

1.  Приветствие (поклон).

2. Рассказ о значении светского бала в жизни молодых людей в период их взросления. Знакомство с языком веера.

3. Сообщение цели занятия.

II этап.   Конструирующий: основной, систематизированный, контрольный – 17 минут.

  1. Приглашение на танец (поклон кавалера и дамы). Построение в круг на середине зала.
  2. Краткий рассказ о танце «Шапелуаз».
  3. Разучивание движений танца.
  4. Закрепление танца.
  5. Самостоятельное исполнение танца.
  6. Конкурс «Танцы со звездами образования».

III этап.  Итоговый: аналитический, рефлексивный информационный – 6 минут.

1. Награждение.

2. Рефлексия.

3. Подведение итога занятия с помощью поклона.

4. Выход из зала.

Ход занятия (30 минут).

Содержание

Действия педагога

№ слайда

I этап.    Организационно – подготовительный и диагностический – 7 минут.

1.Приветствие- 1 мин.30 сек.

1.Вход в зал под видео «Полонез из кинофильма «Война и мир», танец Н. Ростовой» (в колонне по одному).

На фоне видеоролика:

- Прошу юношей встать справа от меня, а девушек слева (стулья стоят по дуге, на которых лежат бальные аксессуары).

- Бал! Первый танец! Первая любовь! Сколько грации, величия, эмоций…

- Здравствуйте! (мой реверанс) Меня зовут Надежда Васильевна Васюткина.

- Приглашаю вас окунуться в атмосферу светского бала! Включите фантазию и своим поклоном поприветствуйте меня, друг друга и всех присутствующих. Замечательно! (делаю вместе с ними). Я для вас приготовила бальные аксессуары (для девушек – перчатки, веера, а для юношей – белые перчатки). Прошу присаживайтесь. Кавалеры и дамы даже сидя на стуле следили за своей осанкой.

Кстати, перчатки у кавалеров и дам были главным аксессуаром светского бала. Можно одеть перчатки.

№ 1

2.Мотивация учащихся – 5 мин.

2. Рассказ о светском бале и его значении для общения.

2.1. Бал – это, прежде всего, место встречи и общения людей, это культурные манеры, танцы для души. С 18 века участие на балу являлось признаком вступления во взрослую жизнь. Для молодого поколения балы были местом, где «учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям светского общества».

- А вы обратили внимание, какой предмет держали в руках дамы на видео в начале занятия?

Ответ: веер.

- Молодцы! Вы были внимательны.

- Веер использовался как тайный язык общения. Когда дама хочет сказать:

1. «Я хочу с вами танцевать» - открывает веер и машет несколько раз к себе (девушки повторяют за мной).

2. «Я вас люблю» - правой рукой указывает закрытым веером на сердце (девушки повторяют за мной).

3. «Вы меня огорчили» - быстро закрывает веер и держит его между сложенными руками (девушки повторяют за мной).

5.«Благодарность» - раскрывающийся веер с одновременным наклоном головы (девушки повторяют за мной).

- Юноши будьте добры назвать фразы, которые девушки будут показывать.

- Девушки показывают фразы после того как я им скажу шепотом: «Я хочу танцевать», «Благодарю», а юноши называют фразы.

- Кавалеры могли манипулировать перчатками: снимать их бросать вызов обидчику. Но на балу ревность не приветствовалась.

2.2. А вы хотели бы оказаться на настоящем балу, в обществе галантных кавалеров и прекрасных дам? Ответ: (да, нет).

- Внимание на экран (Муниципальный бал Жирновского района- танец учителей и учащихся).

- В настоящее время балы не забылись, они приобрели особый смысл, связь с великой мировой культурой.

-Посмотрите, как на Муниципальном балу в Жирновском районе происходит общение выпускников, учителей, директоров школ, где нет границ между учителями и учащимися, здесь только кавалеры и дамы, атмосфера доверия и дружелюбия.

- Кто-то из вас уже был на балу?

Ответ: (да, нет).

№ 2

3.Сообщение цели занятия

3. Сегодня на занятии через язык танца вы овладеете умениями

знакомиться, выстраивать пластический диалог друг с другом,

научитесь преодолевать барьеры в общении.

II этап.   Конструирующий: основной, систематизированный, контрольный – 17 минут.  

2.1. Разучивание танца «Шапелуаз»

(демонстрацией видео танца) – приложение 1

4. Приглашение на танец.

- Любой танец начинается с приглашения.

-Кто из вас знает, как пригласить девушку на танец?

Ответ и показ учащимися.

-Показ поклона педагогом с одновременным объяснением:

Кавалер выполняет поклон головой и подает даме правую руку. Дама показывает веером, что она ждет приглашение. Кавалер подходит и выполняет поклон головой, подает даме правую руку.

Дама выполняет реверанс и подает левую руку.

- Обыграем ситуацию «Приглашение на танец».

- Кавалеры приглашают дам на танец!

- Кавалеры сопровождают свою даму на середину танцевального зала для построения в круг.

- Для того, что общаться на понятном нам языке нужно усвоить некоторые термины.

Показ и объяснение педагога:

 «Линия танца» - движение по кругу против часовой стрелки, «Против линии танца» - движение по часовой стрелке,

«Внешняя нога» - дальняя нога от партнера в паре,

«Внутренняя нога» - ближняя нога к партнеру.

-Признаком хорошего воспитания на балу считалось танцевать с удовольствием и без принуждения вне зависимости от партнера и его талантов.

5.Информация о танце «Шапелуаз».

- Предлагаю для разучивания народный танец, известный во Франции как «шапелуаз», в Бельгии «жига».

- Внимание на экран видео фрагмент танца «Шапелуаз» (видео из Муниципального бала, 2018 г.). Слова на фоне ролика:

Темп танца оживленный. Есть возможность познакомиться со всеми участниками танца.

6. Разучивание танца «Шапелуаз»:

6.1. Показ и объяснение части № 1 с помощью участника занятия.

Исходное положение: пары, расположенные по кругу по линии танца. Кавалер с дамой по-прежнему держат друг друга за руку.

Часть № 1 (1 и 2 движение):

1-8 - с внешних ног (кавалеры с левой, дамы с правой) идут вперед 4 шага на четвертом шаге поворачиваются на 180 градусов через центр. Продолжают идти по линии танца (спиной вперед) еще 4 шага. Кавалер с дамой держат друг друга за руку.

9-16 - 4 шага вперед (против линии танца) с внутренних ног (кавалеры с левой, дамы с правой), на 4 шаге поворот на 180 градусов через центр. Еще 4 шага спиной вперед против линии танца. Кавалер с дамой по-прежнему держат друг друга за руку.

6.2. Выполнение учащимися движений части № 1 под счёт.

6.3. Показ и объяснение части № 2 с помощью одного из участников занятия.

Часть № 2:

17-20 - Кавалер с дамой, держась за руку, делают небольшой прыжок друг к другу и друг от друга.

21-24 - Кавалер делает три шага вправо перехватывая даму из правой руки в левую. Дама делает пол оборота сдвигаясь влево и проходя перед кавалером так, чтобы в итоге поменяться с ним местами. В конце этого движения кавалер с дамой стоят лицом по линии танца, кавалер справа от дамы и держит в своей левой руке ее правую руку.

25-28 - Кавалер с дамой, держась за руку, делают небольшой прыжок друг к другу и друг от друга.

29-32 - Переход к следующему партнеру. Кавалер поворачивает даму под рукой по часовой стрелке, отправляя ее к следующему кавалеру против линии танца, после чего берет правой рукой за левую руку даму, находившуюся перед ним по линии танца. Таким образом все возвращаются в исходную позицию с новым партнером.

- После перехода к новому партнеру постарайтесь поприветствовать другу друга улыбкой, выразительностью глаз, кивком головы.

Танец продолжается пока не закончится музыка.

6.4. Выполнение учащимися движений под счет.

6.5. Соединение частей № 1 и № 2 и выполнение в целом танец под счет.

6.6. Коррекция движений, исправление ошибок.

7. Выполнение танца в целом под музыку в замедленном темпе (скорость фонограммы 0,9 от оригинала) – 1 мин. 10 сек.

8. Конкурс «Танцы со звездами образования».

- Предлагаю вам как самым смелым, активным, общительным выступить в роли наставников и пригласить присутствующих гостей на танец. У нас современный бал: дамы могут приглашать кавалеров.

- После приглашения все выстраиваются в круг по парам.

- Выполнение танца под счёт (2-3 перехода). Молодцы!

- Внимание! Объявляется конкурс «Танцы со звездами образования». 

- Выполнение танца «Шапелуаз» (скорость фонограммы 0,95 от оригинала).

- Есть желание посмотреть на себя со стороны?  Ответ: да.

- Внимание на экран. Демонстрация видео с конкурса.

- Можете поаплодировать себе. Вы это заслужили по праву.

№ 3

№ 4

№ 5

III этап. Итоговый – 6 минут.

  1. Итог занятия.

9.Награждение участников конкурса.

- Прошу всех участников встать в полукруг для подведения итогов конкурса. Победителями оказались все как самые активные, желающие и умеющие общаться с помощью языка танца.

Всем вручаются призы: дамам - веера, кавалерам - белые перчатки, учащимся - бальные аксессуары, которые у вас в руках.

- Наша благодарность за участие членам жюри. Прошу препроводить кавалерам дам на свои места.

  1. Рефлексия

10.Рефлексия. Скажите, пожалуйста:

1.Как вы считаете у вас получилось преодолеть барьер в общении с партнерами в танце? Ответ: да (нет).

3.Придавала ли вам уверенность согласованность движений с партнёром? Ответ:

3.Трудно ли было подойти к незнакомому человеку, и пригласить его на танец?

4.Подумайте, где в будущем вы можете применить навыки общения? Ответ: 

- Сегодня вы получили новый опыт общения в танце. Я очень довольна вами.

11. Поклон «Спасибо!».

- В заключении занятия предлагаю вам сказать спасибо друг другу и всем присутствующим поклоном с аплодисментами.

Девушки добавляют жест веером «Благодарю» (раскрывающий веер с одновременным наклоном головы).

- Приготовились. Вместе со мной выполняют поклон.

- Выход из зала будет фееричным. Выполним фрагмент танца «Котильон», которым заканчивался светский бал.

На фоне видеоролика «Котильон»:

- Выход из кабинета (звучит музыка «Котильон»): учащиеся, взявшись за руки вместе со мной делают круг приставными шагами вперед и выходят из зала.

№ 6

Приложение 1

Язык веера

Эмоции

«Расположение, симпатия, любовь» - подать человеку веер верхним концом.

«Презрение» - подать веер нижним концом (ручкой вперёд).

«Сомнение» - закрывающийся веер.

«Отрицание» - закрытый.

«Скромность, неуверенность» - веер, раскрытый менее чем на четверть.

«Одобрение» - раскрывающийся веер.

«Безоговорочная всеобъемлющая любовь» - полностью раскрытый веер.

«Волнение от известий» - резкие быстрые взмахи.

«Ожидание» - похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони.

«Нерешительность» - прикрывание половины лица и глаза веером, раскрытым на треть.

«Кокетство» - прикрытый подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой.

«Поощрение» - замедленное помахивание веером, раскрытым на «S»

«Благодарность» - раскрывающийся веер с одновременным наклоном головы.

«Невозможность» - полураскрытый, опущенный вниз веер.

 

Движения веером.

Точная фразовая информация

"Да" - приложить веер левой рукой к правой щеке.

"Нет" - приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.

"Я вас люблю" - правой рукой указать закрытым веером на сердце.

"Я вас не люблю" - сделать закрытым веером движение.

"Мои мысли всегда с вами" - наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу.

"Я к вам не чувствую приязни" - открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.

"Я приду" - держа веер левой стороной перед тем, с кем идёт разговор, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.

"Я не приду" - держать левую сторону открытого веера перед тем, с кем идёт разговор.

"Не приходите сегодня" - провести закрытым веером по наружной стороне руки.

"Приходите, я буду довольна" - держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой руки.

"Будьте осторожны, за нами следят" - открытым веером дотронуться до левого уха

"Молчите, нас подслушивают" - дотронуться закрытым веером до губ.

"Я хочу с вами танцевать" - открытым веером махнуть несколько раз к себе.

"Вы меня огорчили" - быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.

"Следуйте за мной" - похлопывание по ноге сбоку.

"Я готова следовать за вами" - похлопывание по ноге спереди.

"Отойдите, уступите дорогу!" - сложенный веер, направленный на мужчину.

"Убирайтесь прочь! Вон!" - резкий жест сложенным веером рукоятью вперёд.

"Ты мой идеал" - дотронуться открытым веером до губ и сердца.

"Верить ли Вашим словам?" - закрытый веер держать у левого локтя.

"Мои слова не должны быть переданы другим" - правой рукой держать открытый веер и прикрыть им левую руку.

"Твои слова умны" - приложить закрытый веер ко лбу.

"Хочешь меня выслушать?" - открыть и закрыть веер.

"Выскажись яснее" - наклонить голову, рассматривая закрытый веер.

"Не приходи поздно" - правую сторону открытого веера держать перед тем, с кем ведется разговор, а затем быстро закрыть его.

"Я жду ответа" - ударить веером по ладони.

"Я буду исполнять твои желания" - открыть веер правой рукой и снова закрыть.

"Мужайся!" - открытый веер приложить к груди.

"Делай как я хочу" - закрытый веер держать посередине.

"Прости меня" - сложить руки под открытым веером.

"Я сделалась недоверчива" - барабанить закрытым веером по ладони левой руки.

Приложение 2

Шапелуаз

Народный танец, известный по всей Европе. Известен под именами Chapelloise (Франция. По названию деревни Шапель-де-Буа, где этот танец показали на фестивале), Aleman's marsj (в Швеции), Жига (в Бельгии), All American Promenade и другими.

[youtube]http://youtu.be/jClKRPOpxS0[/youtube]

Исходное положение: пары, расположенные по кругу.

1-8 - с внешних ног (кавалеры с левой, дамы с правой) идут вперед 4 шага на четвертом шаге поворачиваются на 180 градусов через центр. Продолжают идти по линии танца (спиной вперед) еще 4 шага. Кавалер с дамой держат друг друга за руку.

9-16 - 4 шага вперед (против линии танца) с внутренних ног (кавалеры с левой, дамы с правой), на 4 шаге поворот на 180 градусов через центр. Еще 4 шага спиной вперед против линии танца. Кавалер с дамой по-прежнему держат друг друга за руку.

17-20 - Кавалер с дамой, держась за руку, делают небольшой прыжок друг к другу и друг от друга.

21-24 - Кавалер делает три шага вправо перехватывая даму из правой руки в левую. Дама делает пол оборота сдвигаясь влево и проходя перед кавалером так, чтобы в итоге поменяться с ним местами. В конце этого движения кавалер с дамой стоят лицом по линии танца, кавалер справа от дамы и держит в своей левой руке ее правую руку.

25-28 - Кавалер с дамой, держась за руку, делают небольшой прыжок друг к другу и друг от друга.

29-32 - Переход к следующему партнеру. Кавалер поворачивает даму под рукой по часовой стрелке, отправляя ее к следующему кавалеру против линии танца, после чего берет правой рукой за левую руку даму, находившуюся перед ним по линии танца. Таким образом все возвращаются в исходную позицию с новым партнером.

Танец продолжается пока не закончится музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме « Понятие о ране. Наружные кровотечения, виды. Первая медицинская помощь» Практикум.

Занятие проводится для  учебных групп 1 года обучения по программе " Юный спасатель"...

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

Конспект открытого урока чтения в 6-ом классе школы-интерната VIII вида “Басня И.Крылова “Стрекоза и муравей”

Объяснение иносказательного поучительного характера басни (дать понятие “басни”).Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.Нравственн...

Конспект открытого урока по географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему:"Океания. Новая Гвинея"

Конспект открытого урока географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Океания. Новая Гвинея»...

Конспект открытого внеклассного мероприятия « И снова о весне»

в материале представлен конспект внеклассного мероприятия на тему "И снова о весне"...

Конспект открытого интегрированного занятия с выпускниками Центра помощи детям, ОБПР "Что я возьму с собой"

В данном конспекте представлен ряд упражнений, которые помогут будущим выпускникам понять,  что такое будущее и найти свое место в самостоятельной жизни после выпуска....