Конспект открытого урока чтения в 6-ом классе школы-интерната VIII вида “Басня И.Крылова “Стрекоза и муравей”
методическая разработка (6 класс) по теме

Коваль Оксана Михайловна

 

Объяснение иносказательного поучительного характера басни (дать понятие “басни”).

Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.

Нравственное воспитание учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_chteniyu_strekoza_i_muravey.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Конспект открытого урока чтения в 6-ом классе школы-интерната VIII вида “Басня И.Крылова “Стрекоза и муравей”

Цели.

1. Объяснение иносказательного поучительного характера басни (дать понятие “басни”).

2. Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.

3. Нравственное воспитание учащихся.

Оборудование: учебник, портрет И.Крылова, иллюстрация к басне, маски стрекозы, муравья и автора, волчок (юла).

Ход урока.

Содержание урока.

  1. Организационный момент. 

Сдача рапорта (дежурный в классе называет отсутствующих на уроке). 1-2мин.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

  1. Объяснение нового материала.
  1. Ребята, на прошлом уроке мы с вами читали сказку, а сегодня будем читать басню. Басни пишет баснописец (слово “басня”, “баснописец” написано на доске). И.А.Крылов – известный русский баснописец (портрет И.Крылова на доске).

А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза,         В лесу у пня беготня, суетня,

Ножки   – грабелькой,         Народ рабочий весь день хлопочет,

Хвостик – сабелькой,          Себе дом строит.

Крылья – бантиком.               (Муравьи)

         (Стрекоза)

Итак, басня И.Крылова называется “Стрекоза и муравей”, это тема нашего урока. 

  1. Выразительное чтение учителя басни И.Крылова “Стрекоза и муравей”. После прочтения задается вопрос: “О чем эта басня?”.
  2. Чтение басни с объяснением трудных слов (читает один или несколько сильных учеников):

-“как зима катит в глаза”. Как вы это понимаете? (Скоро наступит зима, зима близко, на подходе).

- “помертвело чисто поле”. Как вы это понимаете? (Ничего в поле не растет, поле голое).

- “был готов и стол, и дом”. Как вы это понимаете? (Летом было тепло, пищи было много, и Стрекоза не задумывалась, что скоро наступит зима, и будет холодно и голодно).

4. Чтение басни по цепочке.

5. Разбор иллюстрации в учебнике по вопросам. (Ответы по тексту басни)

  1. Кто нарисован на картинке?
  2. Что говорит Стрекоза Муравью?
  3. Что Муравей ей отвечает?

6. Вопросы по содержанию басни, ее иносказательному, поучительному характеру.

  1. Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.
  2. Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?
  3. К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью?
  4. Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!”
  5. Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.
  6. Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
  7. В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.
  8. Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)
  9. На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне? (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)

Вот такое краткое поучительное стихотворение и называется басней. (Слово “басня” написано на доске. Опора на доску.)

Физкультминутка. Музыка на релаксацию 1.5мин.(магнитола); гимнастика для глаз.

7. Чтение басни по ролям. (Обратить внимание детей на то, что речь Стрекозы звучит жалостливо, просяще. Речь Муравья – уверенно, поучительно).

IV. Закрепление нового материала. 

А теперь мы с вами поиграем в игру “Кто лучше понял басню И. Крылова “Стрекоза и муравей”. Делимся на 2 команды. Победит та команда, которая правильно и полно ответит на все вопросы. (Каждому ученику по вопросу). Используется волчок со стрелкой и круг с номерами вопросов.

  1. Как называется басня?
  2. Кто написал басню?
  3. Как жила Стрекоза летом?
  4. Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?
  5. К кому пошла Стрекоза за помощью?
  6. С какой просьбой она обратилась к Муравью?
  7. Что ей сказал Муравей?
  8. Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела…”

Победила … команда, все участники получают оценку “5”. Кто хорошо работал на уроке, тоже поощряется пятеркой.

  1. Домашнее задание.

Выразительное чтение басни по ролям.

  1. Итог. 

Итак, сегодня мы с вами читали и разбирали басню И.Крылова “Стрекоза и Муравей”. Выяснили, что басня – это краткое поучительное стихотворение.