Главные вкладки

    Дополнительная общеобразовательная программа "Начальное авиамоделирование" Техническая направленность Возраст детей: с 7 лет Срок реализации программы: 1 год
    рабочая программа (5 класс)

    Дрожановский Евгений Вячеславович

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

    Начальное авиамоделирование – первая ступень овладения авиационнойтехникой, увлекательное и серьезное занятие, способствующее раскрытию и развитию творческих способностей детей, формированиюпотребности к изобретательству и созиданию.

    Детское увлечение – постройка и запуск летающих моделей – определили путь в авиацию многим талантливым конструкторам и ученым, выдающимся летчикам и космонавтам.

    Летающая модель незаметно вводит обучающихся в круг авиационных понятий, так как схематически повторяет все элементы реального летательного аппарата. В процессе ее изготовления учащиесяприобретают не только технологические и конструктивные знания, умения работать разными инструментами, на станках, но и знакомятсяс устройством летательных аппаратов, историей развития авиации, изучают основы аэродинамики, теории полета, понимают многие физические явления, происходящие в атмосфере.

     

    Данная дополнительная общеразвивающая программа «Начальное авиамоделирование» технической направленности. Программаявляется модифицированной, составлена на основе программ по техническому творчеству Министерства образования РФ и включает собственный педагогический опыт руководителя объединения. Программа носит ознакомительный характер, даёт возможность ребятам попробовать себя в выбранном виде деятельности, а педагогу – сформировать коллектив обучающихся, готовых к обучению по программе базового уровня.

    Новизна представленной программы состоит в том, что она является первой в МБУ ДО  «ЦВР «Перспектива» программой технического творчества.

    Актуальность программы продиктована требованиями модернизации системы образования, развитием  технических видов творчества, вызванных  к жизни тенденциями в современном авиамоделизме, внедрением новых технологий и материалов. 

    Программа «Начальное авиамоделирование» педагогически  целесообразна, так как при её реализации учащиеся приобретают разнообразные технологические навыки, знакомятся с конструкцией летательных аппаратов, с основами аэродинамики и прочности.

    Работа  по программе  должна помочь практически познакомиться с содержанием труда в тех или иных профессиях, раскрыть ему и другие их стороны, правильно принять решение по выбору будущей  профессии. Программа значительно расширяет и углубляет школьный курс «Технология».

    Авиамоделизм - первая ступень овладения авиационной техникой. Модель самолета - это самолет в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны определенные навыки и знания.

    В работе с начинающими моделистами упор следует делать на освоение и отработку основных технологических приемов изготовления моделей и практических навыков в их регулировке и запуске. Главной целью является воспитание трудолюбия, терпеливости, настойчивости в работе, стремления сделать модель правильно, прочно, надежно и красиво, чтобы каждая построенная модель была действительно летающей.

    Для изготовления даже нелетающего масштабного макета (стендовой копии) необходимо овладеть довольно большими практическими навыками работы по дереву, металлу, пластмассе, уметь работать как простым ручным инструментом домашнего набора, так и электрическим. Многие детали при изготовлении требуют применения станочного оборудования, а для этого необходимо умение на них работать и  знать технологию обработки. В процессе отделки и окраски приходится иметь дело с различными клеями, грунтовками, шпаклевками и красками. Уметь с ними работать значит освоить приемы и основы нанесения их, знать их свойства.

    Важнейшей целью изготовления моделей летательных аппаратов, как и вообще занятием техническим творчеством, является приобщение как можно раньше к активному труду, творческой мысли и изобретательству.

    Необходимо  силами  учащихся  оформить  лабораторию,  для развития  у  детей  чувства  гордости,  сопричастности,  уверенности,  в  собственных силах, уважения труда своего и своих товарищей.

    Самая важная задача педагога дополнительного образования - правильно организовать занятия группы, что подразумевает учет широкого спектра условий даже при определении содержания программы, учитывается:

    а) склонности педагога дополнительного образования, чем богаче и разнообразнее педагогический багаж руководителя, тем шире можно использовать возможности развития творчества у детей;

    б) возраст учащихся;

    в) материально-технические возможности учреждения дополнительного образования;

    г) повышенный интерес учащихся к тем или иным видам авиамоделизма и авиамодельного спорта дает возможность педагогу внести изменения в учебный процесс - увеличить время на заинтересовавшую их тему

    Занятия в учреждении дополнительного образования - это место, где отсутствует принуждение, где созданы условия для творческой реализации детей всех возрастов. Работа в группе - процесс беспрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения, а последовательно переходит из одной стадии в другую. Сначала создается основа, благоприятная для творческой деятельности, затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе с теми, кто уже в какой-то мере освоился, - за со творческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь.

    Теоретическую работу с учащимися лучше организовать краткими беседами и пояснениями по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его исподволь, постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его на практике.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doop_nachalnoe_aviamodelirovanie.doc147 КБ

    Предварительный просмотр:

    Отдел образования администрации городского округа город Шахунья

    Муниципальное бюджетное учреждение

    дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Перспектива»

    Принята педагогическим советом

    МБУ ДО «ЦВР «Перспектива»

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МБУ ДО

    «ЦВР«Перспектива»                                                           ______________  Торопова Л.А.

    «___» ______________ 2018 г

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ   ПРОГРАММА

    Техническая  направленность

    Возраст детей: с 7 лет

    Срок реализации программы: 1 год

    Составитель программы:

    Дрожановский Евгений Вячеславович,

    педагог дополнительного образования

    г. Шахунья

    2016 год

    СОДЕРЖАНИЕ

    1.        Пояснительная записка

    2.        Учебно-тематический план

    3.        Содержание изучаемого курса

    4.        Методическое  обеспечение  дополнительной  общеобразовательной               программы

    5.        Список литературы.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Начальное авиамоделирование – первая ступень овладения авиационнойтехникой, увлекательное и серьезное занятие, способствующее раскрытию и развитию творческих способностей детей, формированиюпотребности к изобретательству и созиданию.

    Детское увлечение – постройка и запуск летающих моделей – определили путь в авиацию многим талантливым конструкторам и ученым, выдающимся летчикам и космонавтам.

    Летающая модель незаметно вводит обучающихся в круг авиационных понятий, так как схематически повторяет все элементы реального летательного аппарата. В процессе ее изготовления учащиесяприобретают не только технологические и конструктивные знания, умения работать разными инструментами, на станках, но и знакомятсяс устройством летательных аппаратов, историей развития авиации, изучают основы аэродинамики, теории полета, понимают многие физические явления, происходящие в атмосфере.

    Данная дополнительная общеразвивающая программа «Начальное авиамоделирование» технической направленности. Программаявляется модифицированной, составлена на основе программ по техническому творчеству Министерства образования РФ и включает собственный педагогический опыт руководителя объединения. Программа носит ознакомительный характер, даёт возможность ребятам попробовать себя в выбранном виде деятельности, а педагогу – сформировать коллектив обучающихся, готовых к обучению по программе базового уровня.

    Новизна представленной программы состоит в том, что она является первой в МБУ ДО  «ЦВР «Перспектива» программой технического творчества.

    Актуальность программы продиктована требованиями модернизации системы образования, развитием  технических видов творчества, вызванных  к жизни тенденциями в современном авиамоделизме, внедрением новых технологий и материалов.  

    Программа «Начальное авиамоделирование» педагогически  целесообразна, так как при её реализации учащиеся приобретают разнообразные технологические навыки, знакомятся с конструкцией летательных аппаратов, с основами аэродинамики и прочности.

    Работа  по программе  должна помочь практически познакомиться с содержанием труда в тех или иных профессиях, раскрыть ему и другие их стороны, правильно принять решение по выбору будущей  профессии. Программа значительно расширяет и углубляет школьный курс «Технология».

    Авиамоделизм - первая ступень овладения авиационной техникой. Модель самолета - это самолет в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны определенные навыки и знания.

    В работе с начинающими моделистами упор следует делать на освоение и отработку основных технологических приемов изготовления моделей и практических навыков в их регулировке и запуске. Главной целью является воспитание трудолюбия, терпеливости, настойчивости в работе, стремления сделать модель правильно, прочно, надежно и красиво, чтобы каждая построенная модель была действительно летающей.

    Для изготовления даже нелетающего масштабного макета (стендовой копии) необходимо овладеть довольно большими практическими навыками работы по дереву, металлу, пластмассе, уметь работать как простым ручным инструментом домашнего набора, так и электрическим. Многие детали при изготовлении требуют применения станочного оборудования, а для этого необходимо умение на них работать и  знать технологию обработки. В процессе отделки и окраски приходится иметь дело с различными клеями, грунтовками, шпаклевками и красками. Уметь с ними работать значит освоить приемы и основы нанесения их, знать их свойства.

    Важнейшей целью изготовления моделей летательных аппаратов, как и вообще занятием техническим творчеством, является приобщение как можно раньше к активному труду, творческой мысли и изобретательству.

    Необходимо  силами  учащихся  оформить  лабораторию,  для развития  у  детей  чувства  гордости,  сопричастности,  уверенности,  в  собственных силах, уважения труда своего и своих товарищей.

    Самая важная задача педагога дополнительного образования - правильно организовать занятия группы, что подразумевает учет широкого спектра условий даже при определении содержания программы, учитывается:

    а) склонности педагога дополнительного образования, чем богаче и разнообразнее педагогический багаж руководителя, тем шире можно использовать возможности развития творчества у детей;

    б) возраст учащихся;

    в) материально-технические возможности учреждения дополнительного образования;

    г) повышенный интерес учащихся к тем или иным видам авиамоделизма и авиамодельного спорта дает возможность педагогу внести изменения в учебный процесс - увеличить время на заинтересовавшую их тему

    Занятия в учреждении дополнительного образования - это место, где отсутствует принуждение, где созданы условия для творческой реализации детей всех возрастов. Работа в группе - процесс беспрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения, а последовательно переходит из одной стадии в другую. Сначала создается основа, благоприятная для творческой деятельности, затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе с теми, кто уже в какой-то мере освоился, - за со творческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь.

    Теоретическую работу с учащимися лучше организовать краткими беседами и пояснениями по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его исподволь, постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его на практике.

    Цели программы - создать условия для развития личности ребенка, его творческих способностей, научить решать конструкторские и технологические задачи различной сложности в условиях детского творческого коллектива.

    Задачи программы:

    обучающие:

    • познакомить с основнымии приемам конструирования простейших  авиамоделей;
    • научить основам  технологической обработки различных конструкционных материалов, подготовки модельной техники и спортсменов к соревнованиям;

    развивающие:

    • привитие трудовых навыков при выполнении моделей, развитие аккуратности, любознательности, наблюдательности, пространственного представления;

    воспитательные:

    • воспитать  у обучающихся потребность в творческой деятельности, стремление к самовыражению через техническое творчество;
    • воспитание у детей умения работать в коллективе.

    Прогнозируемые результаты:

    1. выявление, развитие и реализация творческих потенциальных способностей обучающихся;
    1. укрепление их позитивного самовосприятия и самовыражения в процессе обучения в авиамодельном кружке;
    1. превращение начального интереса к авиамодельному творчеству в зрелую мотивационную сферу, обоснованную внутренней позицией обучающегося:
    1. усвоение и применение на практике блока технических понятий и знаний;
    1. воспитание чувства коллективизма и ответственности за конечный результат труда;
    1. воспитание активной социальной позиции и гражданской ответственности перед обществом.

    Основные требования  к уровню подготовки учащихся и обязательный  конечный результат

         Контроль освоения дополнительной образовательной программы технического образования  осуществляется по следующим параметрам:

    1. Степень самостоятельности кружковцев при выполнении  технологических операций.
    1. Качество выполняемых работ.
    1. Качество итогового продукта деятельности.

    Общие требования к  обучающимся,  занимающимся авиамоделированием

    Учащиеся должны:

    1. рационально организовывать рабочее место;
    1. планировать работу;
    1. выполнять разметочные и раскройные работы по готовым шаблонам;
    1. читать и выполнять эскизы, чертежи, схемы;
    1. применять конструктивную и технологическую документацию;
    1. выполнять расчеты;
    1. выполнять обработку деталей и узлов вручную;
    1. выполнять сборку изделий  с использованием немеханического инструмента;
    1. выполнять соединение деталей различными способами: склейкой, пайкой, клепкой;
    1. производить ремонтные работы;
    1. изготовлять отдельные детали на станках;
    1. осуществлять сборку изделий из производственных полуфабрикатов;
    1. осуществлять художественное оформление изделия;
    1. осуществлять контроль размеров и формы детали или изделия;
    1. определять качество отделки (обработки) изделия;
    1. устанавливать и устранять причины брака;
    1. пользоваться контрольно-измерительными приборами, инструментами и приспособлениями;
    1. распознавать по внешнему виду материалы и сырье;
    1. знать и исполнять правила техники безопасности;
    1. соблюдать санитарно-гигиенические и экологические требования;
    1. уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь при травмах и несчастных случаях;

    Учащиеся могут:

    1. обрабатывать узлы и детали усложненной конфигурации;
    1. самостоятельно выполнять эскизы и чертежи;
    1. диагностировать дефекты и неисправности в изделиях;
    1. производить работы по восстановлению внешнего вида изделие;
    1. владеть приемами делового общения;
    1. использовать компьютерную технику;
    1. решать конструкторские и технологические задачи;
    1. самостоятельно проектировать изделия;
    1. разрабатывать и применять рациональные приемы выполнения  технологических операций;
    1. оценивать свои склонности и способности.

    Формы подведения итогов реализации программы

    1. Участие в городских выставках, соревнованиях по простейшим летающим моделям.

    2. Участие  в областных соревнованиях  по кордовым и простейшим  авиационным моделям.

    3.Практическая работа, тесты, опросы.

    Программа рассчитана на  1 год  обучения детей в возрасте от 7 лет. Состав группы разновозрастный по 15 - 12 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу общее количество за год –108ч.

    Обучающиеся получают знания и навыки в работе с бумагой,  картоном, клеем, ножницами, измерительным инструментом пенопластом, древесиной; учатся выполнять простейшие построения с использованием линейки и угольника; учатся регулировать и запускать простейшие безмоторные модели и участвуют с ними  в соревнованиях; воспитывается и развивается уважительное отношение к труду.  

    Формы занятий

    Большинство ребят, приходящих в авиамодельный кружок имеют поверхностное представление об авиации. Одни это делают по совету родителей, другие приходят в кружок после увиденных соревнований или показательных выступлений авиамоделистов. Чтобы заинтересовать ребят, целесообразно почти сразу приступить к практической работе, попутно сообщая необходимые теоретические сведения.

    В программе запланировано большее количество часов на практику, чем на теорию, так как цель каждого занятия – создание творческойработы с использованием определенных знаний, умений и навыков.

    Основной метод практической работы - фронтальный: все учащиеся выполняют одинаковые задания, руководитель излагает теоретический материал и дает пояснения одновременно всем членам кружка. Изготавливаемые модели должны быть посильны для всех членов кружка.  Уделено внимание тому, чтобы младшие школьники правильно употребляли технические термины и использовали в работе доступную им техническую документацию.

    Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основные приемы регулировки и запуска моделей. Следует, помнить,  что от успеха в первом году обучения зависит, будут ли кружковцы продолжать заниматься авиамоделизмом, Надо развить у ребят чувство патриотизма и коллективизма, стремление защищать интересы и спортивную честь своего кружка.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Тема

    Количествочасов

    Теория

    Практика

    Всего

    1. Вводноезанятие

    1

    1

    2

    2. Основы безопасности труда

    1

    1

    2

    3. Основытеорииполета

    2

    -

    2

    4. Простейшиеавиамодели

    2

    12

    14

    5. Парашют

    2

    4

    6

    6. Бумажныестендовыемодели-копии.

    2

    14

    16

    7. Моделисзапускомизкатапульты

    2

    6

    8

    8. Метательныйпланер

    2

    16

    18

    9. Самолеты. Моделисамолетов.

    3

    20

    23

    10. Вертолеты.Моделивертолетов

    2

    14

    16

    11. Ракетостроение

    3

    9

    12

    11. Заключительное занятие

    -

    1

    1

    Итого:

    22

    98

    120

    СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ

    Тема № 1. Вводноезанятие.

    Авиация и ее значение в народном хозяйстве. Авиамоделизм – первая ступень овладения авиационной техникой. Цель, задачи и содержание работы на учебный год. Ознакомление с достижениями учащихся в предыдущие годы. Демонстрациямоделей, ранеепостроенныхвкружке. Показательныеполеты. Ознакомление с правилами работы в кружке, правилами безопасности труда.

    Тема № 2. Основы безопасности труда.

    Ознакомлениесправиламибезопаснойработыинструментами.

    Демонстрируются приемы правильной работы с ножом –основными инструментом авиамоделиста, кусачками, ножницами, шилом, чертилкой, керном, циркулем, лобзиком. Клей ПВА. Краски.

    Тема № 3. Основы теории полета.

    Три принципа создания подъемной силы: аэростатический (летательные аппараты легче воздуха – воздушные шары, аэростаты), аэродинамический (летательные аппараты тяжелея воздуха - самолеты, вертолеты и др.) и реактивный (ракеты, реактивные снаряды). Воздух и его основные свойства. Горизонтальные и вертикальные течения воздуха. Выдающаяся роль в развитии аэродинамики профессора Н.Е. Жуковского. Почему и как возникает подъемная сила.

    От чего зависит сопротивление воздуха. Тела удобообтекаемой формы. Аэродинамическое качество. Миделевосечение. Что такое устойчивость полета и как оно обеспечивается. Центртяжести. Центрдавления. Фокуссамолета. Крыло и его характеристики: размах, профиль, хорда. Формы крыльев в плане. Установочный угол и угол атаки. Центровка самолета и модели. Удлинение крыла. Качество крыла.

    Тема № 4. Простейшие авиамодели.

    Основные части самолета и модели: фюзеляж, крыло, киль, лонжерон, рули высоты и поворота, элерон, грузик. Условия, обеспечивающие полет, центр тяжести, угол атаки. Триправилабалансировки: 1-е ---центртяжести - на 1/3 крыла; 2-е --- симметричностьмодели; 3---уголV.

    Практическая работа. Изготовление бумажных летающих моделей: простейшего планера, планера для фигурного полета, планера с подкосами, планера со свободнонесущим крылом, модели с объемным фюзеляжем, летающее крыло. Игры и соревнования с бумажными моделями ("На дальность полета", "Петля Нестерова", "Посадка на аэродром – круговой полет",  "Скоростной полет" ,  "Воздушный "бой" , "Атакаштурмовиков" идр.

    Тема № 5. Парашют

    Для чего служит парашют. Парашют Леонардодо Винчи. Первый в мире авиационный ранцевый парашют Г.Е. Котельникова. Основные части парашюта: купол, стропы, вытяжной парашютик, подвесная система, ранец.

    Практическая работа. Изготовление простейших моделей парашюта. Модель парашюта с самопуском. Пуски и соревнования с парашютами на продолжительность.

    Тема № 6. Бумажные стендовые модели-копии.

    Ознакомление с технологией изготовления бумажных моделей-копий. Ознакомление с историй создания и эксплуатации прототипа, его техническими характеристиками.

    Практическая работа. Выбор прототипа самолета (готового альбома для начинающих). Изготовлениекаркаса, фюзеляжа, крыла, стабилизатора, кия, шасси, вооруженияидр. оснащения. Улучшение копийности модели (прозрачный фонарь, колесашасси, стволыпушек). Отборлучшихмоделей. Участиеввыставках.

    Тема № 7. Простейшие модели с запуском из катапульты

    Ознакомление со схемами самолетов и моделей: схема утка; бесхвостка; классическая схема и их разновидности. Материалыитехнологияизготовления.

    Практическаяработа. Выбор схемы модели. Изготовление рейки фюзеляжа, крючка, несущих поверхностей, ручки для запуска. Сборкамодели. Соревнования на продолжительность полета.

    Тема № 8. Метательный планер.

    Краткий исторический очерк. Создание планера О. Лиллиенталем. Первые русские и советские планеристы и конструкторы К. К. Арцеулов, А.С. Яковлев, С.П. Королев. Способы запуска планеров с помощью амортизатора, автолебедкии самолета. Силы, действующие на планер в полете. Дальность планирования. Парение. Устройство учебного планера.

    Практическаяработа. Изготовление метательного планера. Вырезание крыла из пенопласта. Вытачивание или вырезание на приспособлении профиля крыла. Стабилизатор, киль из пенопласта. Изготовление фюзеляжа из рейки, носка и грузика. Крыло усилено бамбуковой рейкой. Сборка планера. Регулировка. Ознакомление с правилами запуска и условиями соревнований. Запуски. Участие в соревнованиях.

    Тема № 9. Самолеты. Модели самолетов

    Краткий исторический очерк. Первые самолеты А.Ф.Можайского, братьев Райт. Развитие авиации в нашей стране.

    Основные режимы полета самолета. Силы действующие на самолет в полете. Работа воздушного винта.

    Практическаяработа. Изготовление схематической модели самолета: рейки фюзеляжа, подшипника и винта. Определение центра тяжести. Регулировка, запуск моделей. Проведение соревнований с построенными моделями на продолжительность полета.

    Тема № 10. Вертолеты. Модели вертолетов

    Краткий исторический очерк. Вклад в развитие вертолета Б.Н.Юрьева, А.М.Черемухина, И.П.Братухина, И.И.Сикорского, М.Я.Миля, Н.И. Камова. Каклетитвертолет. Винт. Автоматперекоса.

    Практическая работа.

    Постройка простейшей модели вертолета. Изготовление каркаса, несущего винта, резинового двигателя.

    Совершенствование в постройке моделей вертолетов.

    Регулировочные запуски моделей, устранение замеченных недостатков. Проведение соревнований.

    Тема № 12. Ракетостроение.

    Краткий исторический очерк. Виды космических ракет. Практическая работа: Постройка простейшей модели вертолета, запуск модели.

    Тема № 11. Заключительное занятие.

    Подведение итогов работы кружка за год. Рекомендации по самостоятельной работе. Отбор и подготовка моделей к соревнованиям. Участие в соревнованиях.

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    Творческое объединение дополнительного образования – это место, где отсутствует принуждение, где созданы условия для творческой реализации детей всех возрастов.  Работа в кружке - процесс беспрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения, а последовательно переходит из одной стадии в другую. Сначала создается основа, благоприятная для творческой деятельности, затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе с теми, кто уже в какой-то мере освоился, за сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь.

    Чтобы выработать у ребят практические умения и навыки, им в начале предлагается изготовить несложные модели. Затем задания усложняются, школьники приучаются к самостоятельности с элементами творчества. На первом году занятий используется метод инструктирования. На втором и особенно третьем годах занятий, применяются методы консультаций и работы с технической и справочной литературой.

    Основной метод проведения занятий кружка - практические работы как важнейшее средство связи  теории и практики в обучении. Их цель - закрепить и углубить полученные теоретические знания, сформировать соответствующие навыки и умения.

    Большое значение имеют смешанные занятия по воскресным дням, когда собираются первая и вторая школьные смены, старшие и младшие воспитанники.

    Младшие тянутся за старшими и более опытными и на их примере, быстрее осваивают практические навыки и знания. То же относится и к выходам на тренировочные полеты.

    Уже на первых занятиях при изготовлении бумажной модели  ученики знакомятся с элементами конструкции модели, методикой регулировки модели. Узнают что такое центр тяжести и центровка, боковая устойчивость и угол «V» Для наглядности приводится пример игрушки «Ванька - Встань-ка». Знакомятся с устройством и назначением рулевых поверхностей. Проходят как бы в миниатюре технологический и производственный цикл в авиационной промышленности: конструктор-    вычеркивание заготовки модели по шаблону; техник и рабочий  - вырезание и сборка модели; летчик- испытатель – регулировка и отладка модели.

    Знакомятся со свойствами строительного конструктивного материала (бумаги, картона). Учатся определять  направление волокон у бумаги и определять их влияние на конструкцию. Модель должна быть выполнена точно и аккуратно, что впрямую влияет на качество полета.

    В конце занятия осуществляют настроечные и регулировочные испытательные полеты, одновременно в игровой форме обучаясь правильному запуску модели, что в дальнейшем пригодится на соревнованиях.

    Постройке моделей планеров и самолетов должны предшествовать предварительный расчет площади крыла, стабилизатора  и киля, подсчет контрольного веса модели, составление эскиза и рабочего чертежа, разработка шаблонов модели. В процессе разработки учащимся можно рекомендовать изготовление крыльев, стабилизаторов и килей различных форм. Испытания готовых моделей в полете покажут преимущества и недостатки частей летающих моделей той или иной формы.

    В дальнейшем по мере накопления знания и опыта моделисты могут решать все более усложняющиеся конструкторские задачи.

    С первого занятия в объединении вводятся зачатки самоуправления и самообслуживания. Ребята самостоятельно убирают рабочие места, ремонтируют имущество и инструмент.  Все это в  значительной степени способствует проведению учебно-воспитательной работы.

    Важным требованием к работе объединения  является соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещениях и на рабочих местах и правил электрической   и   противопожарной безопасности.

    На выбор методов обучения существенно влияет материально-техническая база  кружка: наличие материалов,  инструмента, оборудования.  

    Инструментом общего пользования работают все члены кружка. Наиболее необходимый инструмент перечислен ниже. По мере возрастания опыта и трудовых навыков, а также в зависимости от материальных возможностей школьник может приобретать личныйинструмент.

    Список инструмента

    наименование

    Кол-во

    1.Плоскогубцы

    3 шт.

    2.Пассатижи

    2шт.

    3.Круглогубцы

    2шт.

    4.Набор монтажника

    3шт.

    5.Отвертки

    2 набора

    6.Часовые отвертки

    1 набор

    7.Ручные ножницы по металлу

    1шт.

    8.Шило

    3шт.

    9.Молоток слесарный

    1шт.

    10.Молоток модельный

    2шт.

    11.Ножовка по металлу с полотнами                                            

    1 шт./20 шт.

    12.Ножовка по дереву

    1шт.

    13.Напильники

    5шт.

    14.Рашпили

    3шт.

    15.Надфили

    20 шт.

    16.Сверла   0,5-10мм

    1шт.

    17.Метчики плашки 0,5-6мм

    1 комп.

    18.Дрель ручная

    2шт.

    19.Микрозлектродрель

    1шт.

    20.Чертилка

    2шт.

    21.Керн

    2шт.

    22.Линейки металлические

    3шт.

    23.Штангенциркуль

    1шт.

    24.Лобзик

    10шт.

    25.Стамески

    5шт.

    26.Рубанок обычный

    1шт.

    27.Рубанок «Малыш»

    10шт.

    28.Бруски для заточки

    3шт.

    29.Нож модельный

    10шт.

    30.Угольник

    1шт.

    31.Аэрограф

    1шт.

    32.Весы

    1 комп.

    33.Электропаяльник 40 Вт; 60Вт

    3шт.

    34.Наждачная бумага 100;220; 320

    -

    35.Чертежный инструмент

    1 компл.

    36.Микрокалькулятор

    3-5 шт.

    37.Блок питания школьный В-24М

    1 шт.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

    Нормативно-правовое обеспечение:

    1. Федеральный закон «Об образовании в российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
    1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    1. от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
    1. Устав МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Перспектива».

    Литература:

    1. В.С.Рожков. Авиамодельный кружок. М: «Просвещение», 1986г.
    1. А.П.Павлов. Твоя первая модель. М.:ДОСААФ 1979г.
    1. В.К.Костенко, Ю.С.Столяров. Мир моделей. М.:ДОСААФ 1989г.
    1. Н.Т.Кононов, А.И.Назаров, Н.С.Наумов. Авиамодели чемпионов. М.:ДОСААФ, 1978г.
    1. А.М.Ермаков. Простейшие авиамодели. М: «Просвещение»1984 г.
    1. Ю.А.Голубев, Н.И.Камышев. Юному авиамоделисту. М: «Просвещение», 1974 г.
    1. Э.Смирнов. Как сконструировать и построить летающую модель. М.:ДОСААФ, 1973г.
    1. Б.В.Тарадеев. Летающие модели копии. М.:ДОСААФ, 1983 г.
    1. Р.Вилле. Постройка летающих моделей-копий. М.:ДОСААФ, 1986 г.
    1. В.Б.Шавров. история конструкций самолетов в СССР. Т.1,2 М. «Машиностроение», 1978 г.
    1. Журнал «Внешкольник».
    1. Журнал «Моделизм – спорт и хобби».
    1. Журнал «Крылья Родины», приложения к журналу «Крылья Родины».
    1. Журнал «Самолеты мира».
    1. Журнал «Аэромузей».
    1. Журнал «Аэроплан».
    1. Журнал «Авиамастер».
    1. Журнал «Авиация и космонавтика».
    1. Журнал «Техника и оружие».
    1. Журнал «ModelAviation».
    1. Журнал «ModelAirplanenews».
    1. Журнал «Моделист-конструктор».
    1. Интернет издания по авиации и авиамоделизму.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ         ОБУЧАЮЩИХСЯ

    1. А.П.Павлов. Твоя первая модель. М.:ДОСААФ 1979г.
    1. В.К.Костенко,Ю.С.Столяров. Мир моделей. М.:ДОСААФ 1989г.
    1. А.М.Ермаков. Простейшие авиамодели. М: «Просвещение»1984г.
    1. Ю.А.Голубев, Н.И.Камышев. Юному авиамоделисту. М: «Просвещение»1974г.
    1. Н.Т.Кононов, А.И.Назаров, Н.С.Наумов. Авиамодели чемпионов.:ДОСААФ 2008 г.
    1. В.А.Заворотов. От идеи до модели. М: «Просвещение», 1993 г.
    1. Г.Миль. Электрические приводы для моделей. М.:ДОСААФ 1986г.
    1. Р.Вилле. Постройка летающих моделей-копий. М.:ДОСААФ 1986г.
    1. М.Громов. Через всю жизнь. М.: «Молодая гвардия»1986г.
    1. Ф.Яковлев. Цель жизни. М.: Издательство политической литературы. 1973 г.
    1. Журнал «Моделизм – спорт и хобби».
    1. Журнал «Моделист-конструктор».
    1. Журнал «Крылья Родины».
    1. Историко-техническая литература и интернет издания по авиации и авиамоделизму.

    ё


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет срок реализации программы 4 года

    Программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры  в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности...

    Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.

    Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10  лет. Срок реализации программы: 3 года....

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

    Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

    Программа по работе с семьей «Вместе весело шагать» для детей 3-7 лет Срок реализации программы: 4 года

    Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, пр...

    ПРОГРАММА дополнительного образования "Народная кукла" для детей 6 - 15 лет Срок реализации 1 года.

    Программа художественно-эстетического направления объединения «Народная кукла» по своему содержанию   направлена на приобщение детей к миру искусства. Целью программы: создание...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа игры на гитаре"Звонкие струны" для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год

    Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаигры  на гитаре"Звонкие струны"для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год...