открытый урок по технологии "Санитария на кухне"."Личная гигиена"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Проневская Ирина Михайловна

Урок для учащихся 5 классов(девочки) по технологии "Санитария и гигиена на кухне".Девочки должы знать как правильно нужно готовить на кухне,и как правильно соблюдать все нормы по технике безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок по технологии31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 5 «а,б».

Учебник: Технология. Технология ведения дома: 5 класс / уч. для обуч-ся обр. учр. / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Тема урока: «Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания».

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: Познакомить обучающихся с правилами санитарии и гигиены, сформировать у учащихся знания о здоровых принципах питания.

Задачи урока:

1.Ознакомить с правилами санитарии и гигиены, изучить безопасные приемы труда; познакомить учащихся с посудой и приспособлениями, правилами ухода за ней;  ознакомить с приемами оказания первой помощи при порезах, ожогах паром или кипятком; способствовать формированию представления о значении пищи в жизни человека, о питательных веществах.

2.Способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания. Формировать познавательный интерес к предмету.

3.Воспитание культуры безопасного труда и  стремления к здоровому образу жизни.

Методическое оснащение:

1. Материально-техническая база:

  • кабинет технологии(оснащен компьютером);

2. Дидактическое обеспечение:

Методы обучения:

Методы проверки ключевых компетенций учащихся:

Формы организации деятельности учащихся:

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомить учащихся с посудой и приспоблениями, правилами ухода за ней, ознакомить с правилами безопасной работы на кухне, ознакомить с приемами оказания  первой медицинской помощи при порезах, при ожогах паром или кипятком; освоение новых знаний о физиологии питания, выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального питания.

Метапредметные: самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока; планирование собственной познавательной деятельности ; формирование навыков работы с учебной литературой; формирование навыков анализа и систематизации; организация сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками.

Личностные: установление учащимися  связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умение конкретизировать и анализировать полученную информацию; применять полученные знания в жизни, формируя здоровый образ жизни в области питания.

Содержание урока

I. Организационный этап.

1. Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать Вас сегодня  на нашем уроке.       (Слайд 2).

Прозвенел звонок, всех собрал нас на урок!

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель:  -  Свой урок я хотела бы начать со следующего стихотворения.    (Слайд 3 )

Пришла с работы мама.

Вздыхает мама тяжко,

В глаза ей лезет прямо

Невымытая чашка,

Обертка шоколадки

Да две арбузных корки –

Жалкие остатки

Завтрака Егорки.

- Что это за картина? –

Голос мамы тверд.

Сын сказал невинно:

  •      -  Это натюрморт!
  1. Вопросы для обучающихся:

1.О чем это стихотворение?(ответы учащихся)

2.Одобряете ли вы поведение Егорки?(ответы учащихся) Почему?(ответы учащихся)

3.Как бы вы поступили на его месте?

4.Как вы думаете, какая проблема рассматривается в этом стихотворении?(ответы учащихся)

Учитель:-

- Прослушайте пожалуйста еще одно стихотворение, оно вам должно быть знакомо:   (Слайд 4)

Робин Бобин Барабек

 Скушал сорок человек,

 И корову, и быка,

 И кривого мясника,

 И телегу, и дугу,

 И метлу, и кочергу,

 Скушал церковь, скушал дом,

 И кузницу с кузнецом,

 А потом и говорит:

 "У меня живот болит".

Вопросы для обучающихся:

1.Почему заболел живот у Робина Бобина? (ответ учащихся)

2.Опасно ли переедание? (ответ учащихся)  

( Слайд 5)

3.Питание должно быть здоровым? (ответ учащихся)

4.А какую проблему вы видите в этом стихотворении?(ответы  учащихся)

Итак, тема  урока «Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания». (доска)

Сегодня у нас первый урок по кулинарии, а знаете ли вы что такое кулинария?(ответ учащихся). (слайд 6)

Учитель: - Кулинария - это искусство приготовления пищи. (Слайд № 7)

-Запишите в тетрадь определение понятия «кулинария».                         

 - Какие профессии связаны с кулинарией?                                                  

( Ответы учащихся: повар, помощник повара, официант, санитарный врач). Слайд № 8,9,10,11)      

 

  

- Сегодня на уроке речь пойдет о посуде, о правилах ухода за ней, а также о безопасных приемах работы на кухне и первой помощи при порезах и ожогах паром или кипятком. А так же поговорим о здоровом и правильном питании.    (слайд 12)

III. Актуализация знаний.

(Слайд 13)

Учитель: - Ребята, а, что вы видите на слайде? Давайте для начала вспомним что такое кухня?(ответ учащихся)

Слово «кухня» заимствовано из немецкого языка и означает «место для варки». Слово кухня в русском языке не упоминалось до конца 18в. Специального помещения для приготовления пищи в крестьянских избах не было.

Примерно ¼ избы занимала русская печь, она служила для обогрева, хлебопечения и приготовления пищи. Здесь были сосредоточены все принадлежности для готовки. Посуда, найденная при раскопках: из камня, керамическая, металлическая ,из бересты.

Среди древнейших орудий важное место занимали кремневые ножи, служившие и оружием и для нарезания пищи.

Сотни тысяч лет потребовалось, чтобы примитивные ножи приобрели ручку, затем превратились в бронзовые, железные, стальные и из грозного орудия преобразились в столовый нож.

Когда появились ложки, сказать трудно, но две тысячи лет тому назад они были уже известны. Без ложки обойтись труднее, чем без вилки, поэтому и знают ее уже давно почти все народы.

Вилки вошли в обиход сравнительно недавно – два, три века тому назад, а в России – во времена Петра 1. Вначале вилки, использовали, как особо ценные предметы сервировки для десерта.

Вопрос для обучающихся:

Давайте с вами выясним, каким должен быть основной набор кухонной посуды и инвентаря?

(ответ учащихся)

- Молодцы! Давайте проверим. Проверяем и я вношу пояснения насчет посуды.

 Слайд № 14

                                                                   Посуда   (слайд 15)

                                        кухонная                               столовая

            (кастрюли, сковородки и т.д.)                      (чайный, кофейный, столовый сервизы)

Учитель: Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно – гигиенических правил. Очень часто причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений.

Учитель: Каждая из вас мыла посуду. А умеете ли вы мыть посуду правильно? В какой последовательности вы это делаете?(ответ учащихся)    (Слайд 16)

Учитель: - Раздаю карточки. Где нужно пронумеровать последовательность мытья посуды. Посоветуйтесь в команде.

Дети советуются, нумеруют и проверяем выведя на слайд.

Учитель: Где у вас возникли затруднения?(обсуждение с детьми)

Кроме того сначала моют чайную, потом столовую, а затем уже кухонную посуду.

Вопрос для обучающихся:     (Слайд 17)

Что нужно делать для поддержания чистоты на кухне?(ответ учащихся)

1.Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования.

2.Ежедневно проводить уборку помещения.

3.Ежедневно мыть и вытирать мебель и кухонное оборудование.

4.Своевременно выбрасывать мусор.

5.Производить уборку специальными моющими и чистящими средствами.

6.Ежедневно менять кухонные полотенца.

7.Часто менять губки для мытья посуды.

Скажите, а кроме моющих средств продающихся в магазине, что можно еще использовать для мытья посуды?(ответ учащихся)

Физминутка  для  глаз.

Ребята, давайте просмотрим видео и анализируем (слайд 18)

Учитель: -Приготовление пищи не терпит присутствия грязи на руках, одежде, посуде, так как болезнетворные микробы могут вызвать пищевые отравления. Вот почему при кулинарных работах нужно соблюдать санитарно-гигиенические требования.

 (Слайд 19)

Учитель: Все вы любите помогать своим мамам на кухне, но нельзя забывать  о том, что кухня таит в себе опасность. При неумелом пользовании ножом можно порезаться, горячей водой или о раскаленную сковородку можно обжечься.

Сейчас каждая группа подготовит  правила безопасного пользования (карточки).

                     I группа                                                                II  группа

  1. газовая плита;                                                           2) горячая посуда и жидкость;

3.эл. нагреват. приборы.                                             4) ножом и приспособлениями.

 

Учитель:  Заслушиваем и вывожу на слайд.                                          

Слайд №  20 (газовая плита)

                                                                                                                   

 Слайд № 21 (электро.нагревательные приборы.)

                                                                                                                   

Слайд № 22(горячая посуда)

                                                                                                                   

Слайд № 23 .(нож)

Учитель: Но все таки работая на кухне вы вдруг порезались ножом, или кто нибудь  получил ожог на кухне ?Каковы ваши действия?(ответ учащихся)

Слайд № 24

 Учитель: Запомните! (технику  безопасности  при работе на кухне)    .                                                                                                                               

 

Учитель:  Мы с вами пришли к выводу. Что существуют основные  потребности человека.(доска)

                                                                    жилище    

                                                      пища                      одежда

Более подробно мы будем говорить о нашем питании, а точнее о физиологии питания. Я хочу вам рассказать притчу, послушайте её внимательно.

К  Насреддину пришёл  мужчина и начал жаловаться на боли в животе. Да к тому же он рассказал о пышном застолье, где он попробовал все блюда выставленные на стол.

-  Ну  что же, уважаемый! Вот  Вам рецепт, получите капли для глаз!

-  Зачем мне капли для глаз!?  - возмутился больной.

-  Чтобы в следующий раз видел, что ты ешь!

 Актуализация знаний.

        (Слайд № 25)

Питание — это очень важный физиологический процесс. Процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержки жизни, здоровья и работоспособности. Вот почему человек ест в любом возрасте и всю жизнь.  

Каждый перечисленный продукт состоит из следующих «пищевых кирпичиков» , а каких мы с вами сейчас и узнаем . ( Девочки приготовили сообщения ) «белки», «жиры», «углеводы», «витамины», «вода», «мин.ве-ва».

Называют     Белки ,жиры, углеводы ,мин.вещ-ва,  витамины вода (прикрепляю к доске продукт )    

Физминутка

Учитель: Ни один продукт употребляемый нами, не дает всех питательных веществ одновременно. Как вы думаете – для чего нам необходимы знания о здоровом питании?

Вся ли пища одинаково полезна?(ответ учащихся)

Учитель: Сейчас мы с вами виртуально отправимся в магазин и группа №1 выберет - полезные продукты, а группа №2 — вредные(отбирают продукты) и поясняют.

 Вывод: в пищу необходимо употреблять полезные продукты, исключить из своего меню  продукты, которые укорачивают жизнь человека, посоветовать это окружающим людям: друзьям, родным.

. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель:    Вывести слайд пищевая  пирамида.  (Слайд №27)    

 Как вы думаете, что это за картинка? О чем она говорит?(ответ учащихся)   .                                               

 Учитель:  Это пищевая пирамида, которая поможет вам правильно употреблять продукты питания. В основании пирамиды изображены те продукты, которые нужно употреблять больше всего — это фундамент нашего организма, а на самой вершине пирамиды продукты , которых должно быть меньше в нашем рационе или стараться избегать их вообще.

 (Слайд № 28)  Но кроме этого необходимо соблюдать культуру питания или принципы рационального питания.

Мы сейчас с вами вместе попытаемся сформулировать правила питания, анализируя пословицы и поговорки.

         

  1.     «Лучше 7 раз поесть, чем 1 раз наесться».                              

(I правило — Есть надо регулярно, не меньше 4 -5 раз в день, в одно и тоже время).  

                                     

   2. «Пища, которая не переваривается съедает того, кто её ест».      

(II  правило — Умеренное потребление пищи)

3. «Когда я ем , я глух и нем».                                                                                    

(III правило — Еду нужно принимать в спокой ной обстановке, не спешить).

 

4. «Гречневая каша — пища наша , а хлебец ржаной отец наш родной».            

    «Нынче толкно, завтра толокно,да как всякий день одно, так и прискучит оно». (Доска)

 (IV правило — Рацион должен быть разнообразным и полноценным по составу).

 

Молодцы , очень хорошо справились с заданием!

 Учитель:Для того чтобы пища принесла максимальную пользу, важно не только соблюдать правильный режим питания и подбирать необходимые рационы, но и правильно хранить и готовить ее.

 

Рефлексия.  (Слайд  № 29)

Учитель: Ну, что же. Давайте подведём итог и  сделаем выводы по теме урока.

1)Что нового узнали на уроке?

2)Что понравилось сегодня?

3)Какие затруднения у вас возникали?

У вас на парте смайлики, девочки, дайте оценку сегодняшнему уроку с каким настроением прошел урок?

        Домашнее задание  (Слайд № 30)

Домашнее задание:  Доклад на тему «Витамины в апельсинах и лимонах»; «Витамины в моркови и печени»; « Витамины в хлебе и крупах.

Оценки за урок.

 

 Наш урок здоровья хочу закончить высказываниями знаменитых людей

 Переедание вредно для здоровья. Гиппократ

 

Неподходящая пища может привести к заболеваниям. К. Джефри

 

Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. Сократ

Будьте здоровы!

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе "Гигиена девушки.Уход за кожей лица"

Обучающая цель урока:-сформировать представление об основных типах кожи, массажных линиях лица, правилах основного ухода;-актуализировать знания учащихся о гигиене, об уходе за кожей лица....

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему: "Гигиена тела человека".

Конспект открытого урока по окружающему миру для 2 класса коррекционных школ VIII вида на тему: "Гигиена тела человека"....

Презентация к открытому уроку в 8 классе на тему : «Гигиена сердечно- сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»

Урок в 8 классе к УМК Р.Д.Маш и Д.В.Колесов "Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях"...

Презентация к уроку технологии в 5 классе "Личная гигиена человека"

Презентация к уроку технологии в 5 классе "Личная гигиена человека"...