Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины и изготовление деревянных игрушек с подвижными частями"
рабочая программа по технологии (5 класс)

Мизин Николай Алексеевич

Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами идейно-политического, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся.

Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. В последние годы занятия декоративно-прикладным творчеством стали очень популярны. Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением школьных интерьеров, так как обладают эстетической ценностью.

Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

Изучая декоративно-прикладное искусство в кружке, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работу ребят над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx41.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

Художественная обработка древесины и изготовление деревянных игрушек с подвижными частями.

 

Автор-составитель: учитель технологии первой

                                                                         квалификационной категории  Н. А. Мизин

                            МБОУ СОШ №4

Татарск 2016-2017

Содержание

Пояснительная записка.

1. Структура кружка по декоративно-прикладному искусству и планирование работы.

1.1 Особенности организации кружка по художественной обработке дерева в школе.

1.2  Учебно-тематический план кружка по художественной обработке дерева.

2. Учебно-материальное обеспечение кружка по художественной обработке дерева.

2.1 Организация рабочего места ученика.

2.2 Материалы, используемые в учебном процессе.

3. Значимость изготовленных изделий из дерева.

4. Предполагаемая результативность курса.

5. Список используемой литературы.

 
пояснительная записка.

Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами идейно-политического, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся.

Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. В последние годы занятия декоративно-прикладным творчеством стали очень популярны. Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением школьных интерьеров, так как обладают эстетической ценностью.

Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

Изучая декоративно-прикладное искусство в кружке, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работу ребят над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой.

Порой считают, что подобное приобщение школьников к народным ремеслам целесообразно лишь в исторически сложившихся художественных центрах, там, где есть условия для настоящей профессиональной подготовки. Опыт показывает, что это не так. Смысл кружковой работы в ином. «Раннее приобщение детей к народному искусству, к овладению его приемами,— по мнению редакции авторитетного искусствоведческого журнала,— вовсе не означает, что все ребята будут работать в системе художественных промыслов. Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства, с самим процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса на образцах, не подвластных капризам моды.

Моя задача, как руководителя, заключается в том, чтобы донести до ребят секреты изготовления изделий народного мастера, познакомить их с историей развития того или иного направления художественных промыслов, подарить радость творчества, научить работать.

Одной из главных задач, поставленных в Концепции развития образования Новосибирской области, является «изменение содержания образования oт знаниецентрического к компетентностному». Юному поколению, сидящему сегодня за школьными партами, предстоит реализовать в третьем тысячелетии долгосрочные программы развития и процветания Республики.

Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путем организации целостного учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся, использования в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения.

         

1. Структура кружка по декоративно-прикладному искусству и планирование работы

1.1 Особенности организации кружка по художественной обработке дерева и

изготовлению деревянных игрушек с подвижными частями в школе.

Целью занятий в кружке «Художественная обработка дерева и изготовление деревянных игрушек с подвижными частями» является воспитание у детей интереса к искусству обработки дерева, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыков работы со специальным инструментом, воспитание чувства коллективизма, приобщение к общественно полезной деятельности.

 В кружке занимаются 25 человек, учащиеся 5 классов.  

Занятие в кружке проводятся пять раз в неделю по 3 часа, с перерывом на 15 минут после каждых 45 минут  работы.  

На вводном занятии дети выбирают старосту, который будет отвечать за посещаемость, отмечать присутствующих, назначать дежурных и следить за выполнением установленных правил, тем самым помогая руководителю.

Учебно-воспитательная работа в кружке строится по тематическому плану, разработанному в соответствии с программой.    


1.2 Учебно-тематический план кружка «Очумелые ручки» по художественной обработке   древесины и изготовлению деревянных игрушек с подвижными частями.

Таблица.1.

Темы

Общее кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Вводное занятие

3

3

1. Основные сведения о древесине

Строение и свойства древесины

3

2

1

Основные древесные породы

3

2

1

Природные формы и пороки древесины

3

2

1

Производство древесных материалов

3

3

-

Сушка и хранение древесных материалов

3

3

-

Итого:

18

15

3

II. Обработка древесины

Разметочные работы

9

3

6

Пиление

12

3

9

Строгание

12

3

9

Сверление

12

3

9

Долбление и обработка криволинейных поверхностей

12

3

9

Точение

12

3

9

Итого

69

18

51

III. Склеивание и обработка склеенных заготовок

Подготовка материала для склеивания

3

1

2

Склеивание

3

1

2

Использование склеенных заготовок

3

1

2

Итого

9

3

6

IV. Отделка и украшение изделий из древесины

Столярная подготовка к отделке

12

3

9

Отделочная подготовка древесины

12

3

9

Выжигание

12

3

9

Отделка древесины лакокрасочными материалами 

12

3

9

Резьба по дереву

12

6

6

Итого

60

18

42

V. Изготовление деревянных игрушек с подвижными частями.

Разработка различных конструкций деревянных игрушек  с подвижными частями.

30

30

--

Коллективный выбор оптимальных  конструкций.

30

30

--

Выполнение технических рисунков.

30

--

30

Создание технологической карты для изготовления изделий.

30

30

--

Выбор материала для изготовления деталей.

6

--

      6

Подготовка материала.

9

--

9

Строгание материала до определенных размеров.

30

--

30

Разметка деталей.  

30

--

30

Вырезание деталей ножовкой.

15

--

15

Обработка деталей напильниками.

30

--

30

Обработка деталей шлифовальной бумагой.

30

--

30

Сборка деталей в готовое изделие.

15

--

15

Испытание готовых изделий.

9

--

9

Подготовка изделия к покраске.

9

--

9

Окраска изделия.

9

--

9

Сушка готового изделия.

9

--

9

Подготовка документации к презентации.

15

15

--

Презентация готовых изделий.

15

15

--

Коллективный выбор лучшего изделия.

3

3

--

Итоговое занятие.

3

3

--

Итого

357

126

231

Всего

513

180

333

 


2. Учебно-материальное обеспечение кружка по художественной обработке дерева и изготовлению деревянных игрушек с подвижными частями.

2.1 Организация рабочего места ученика

Всякая работа требует соответствующих условий. Для деревообработки это в первую очередь правильно выбранное оборудование и рабочее место. Мастерить из древесины можно в любом помещении, важно только, чтобы оно было сухим, светлым и хорошо проветриваемым.  

Важнейшая часть рабочего места — рабочий стол. Он должен быть устойчивым, прочным, с толстой крышкой, обеспечивать надежное крепление заготовок во время работы.

 При оборудовании рабочего места надо обязательно обратить внимание на правильность его освещения. Лучше всего поставить верстак (или стол) к окну так, чтобы свет падал спереди или слева. Кроме того, над столом должно быть установлено местное искусственное освещение в виде висящей или настенной лампы. Настольная лампа для этого не годится, так как она отнимает площадь столешницы и, кроме того, создает опасность во время работы.

Для выполнения основных технологических операций необходимы различные инструменты и приспособления.

Вот перечень тех орудий труда, которые нужны для деревообработки:

  • измерительный и разметочный инструмент — металлическая линейка, карандаш, угольник, малка, чертилка, рейсмус, циркуль, кернер;
  • режущий инструмент — ножовки широкая и узкая (мелкозубые), лобзик, шерхебель, рубанок одинарный и двойной, комплект плоских стамесок (шириной 8...25 мм), комплект полукруглых стамесок (шириной 6... 15 мм), рашпиль, комплект напильников (с различным сечением и на сечкой), нож, резаки (различной ширины и формы), комплект сверл;
  • монтажный и вспомогательный инструмент — молоток (массой 200... 300 г), отвертки (с прямым и крестообразным шлицом), киянка, шило, клещи, круглогубцы, коловорот, дрель, брусок;
  • приспособления - - струбцины, стусла распиловочные, колодки шлифовальные, универсальные сверла, прибор для выжигания, штемпели для выжигания, точило.

Рабочий инструмент, приспособления и материалы хранятся в шкафу, в специальных ящиках или сумках.  Материал раскладывается по ящикам, учитывая породы древесины и размеры заготовок.

Учебно-методического обеспечения кабинета школьная мастерская

 №п/п

Наименование

оборудования

Кол-во

Марка

Год выпуска

Эл. рубанок

1

П-282

2007

Эл. лобзик

1

FSPE-80

2007

Станок деревообрабатывающий

1

HQ 432

2007

Верстак столярный школьный

3

103-0002

2008

Верстак столярный

3

103-0002

2012

Верстак слесарный

6

1986

Станок токарный по дереву

1

 СТ-79-1-03-85

1986

Фреза эл. ручная

1

DW 621

2000

Станок деревообрабатывающий

1

IK- 200/210(Иола-к)

1986

Станок сверлильный

1

2Н135

1986

Тиски слесарные

6

ТСС-80мм

2011

Лобзик ручной

10

Лобзик ручной

2007

Молоток

10

Молоток

2007

Молоток  гвоздодер

2

Молоток гвоздодер

2007

Набор напильников по дереву

10

Набор напильников по дереву

2007

Набор отверток

10

Набор отверток

2007

Ножовки по дереву

11

Ножовки по дереву

2007

Очки слесарные

13

(ОЧК.100)

2007

Плоскогубцы

11

Плоскогубцы

2007

Рубанки

12

Рубанки

2007

2.2 Материалы, используемые в учебном процессе.

  Для  работы кружка используем пиломатериалы — брусья,  доски и  отходы пиломатериалов. Отходы пиломатериалов могут служить заготовками для изделий. Для изготовления объемных изделий следует собирать так называемые лесные находки. Особенно ценными среди них являются наросты — местные утолщения на стволах и ветвях некоторых деревьев.

В качестве цилиндрических заготовок  используем также черенки лопат, щеток и граблей, катушки из-под ниток.

Вспомогательные материалы.

Кроме древесных материалов, для изготовления изделий требуются клеи, лаки, гвозди, шурупы и др.  

В число материалов условно можно отнести и шлифовальную шкурку, хотя ее используют в качестве режущего инструмента при шлифовке.

 

3. Значимость изготовленных изделий из дерева

Одним из важнейших вопросов, который приходится решать в ходе планирования учебной или кружковой работы, является подбор объектов труда для школьников.  

1) социальную значимость изделия;

2) соответствие технологии изготовления программе и способностям учащихся;

3) наличие в мастерских нужных материалов, инструментов, приспособлений;

4) соответствие формы и декора содержанию изделия и» принципам оформления;          

5) возможности вовлечения учащихся в процессе работы в активную мыслительную (в частности, творческую) деятельность и др.

Социальная значимость изделия не случайно названа первой, ибо это довольно объективное обстоятельство, которое не поддается корректировке в такой же мере, как остальные перечисленные выше критерии.  

Чтобы облегчить анализ социальной значимости объектов труда, целесообразно рассмотреть их в системе. Изделия, изготовляемые в школьных мастерских, по их основной функции (утилитарной или декоративной) можно условно расчленить на две группы.

I группа: предметы бытового (домашнего) употребления, инструменты и приспособления, учебные пособия и инвентарь для школы, игрушки и технические модели, заказы от производства и подшефных учреждений.

II группа: сувениры, декоративные формы и панно, призы, украшения, имитации этнографических предметов домашнего обихода.

Предметы бытового употребления (кухонные доски, подставки для горячей посуды, подносы, солонки и т. д.) являются уже «классическими» объектами, включенными в программу технического труда. Но это далеко не значит, что каждая вещь данной подгруппы в наше время имеет высокую социальную значимость. Надо учитывать, что промышленность выпускает такую продукцию в большом количестве. Поэтому значимость работы повысится, если изготовляемый предмет чем-то отличается от стандартных.

Инструменты и приспособления очень важные и ценные объекты труда в различных аспектах. Во-первых, их изготовление помогает усовершенствовать и обогатить базу учебных мастерских; во-вторых, у учеников возникает ясное представление о значимости своей работы.

Наглядные пособия и инвентарь для школы такие же полезные вещи, как и оборудование для мастерских, и на первый взгляд их можно считать одинаково подходящими объектами труда.  

Игрушки являются благодарными объектами труда, поскольку значимость изделий ясна ребятам, а это вызывает большой интерес к работе. С другой стороны, конструкция и форма многих игрушек не так строго регламентирована техническими требованиями, как у объектов предыдущих подгрупп. Это позволяет в ходе работы ставить перед учениками разные задачи творческого характера.

  Приобретая теоретические знания и практические навыки деревообработки, ребята создают настоящее изделие, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала в художественное произведение.

  Решение творческих задач по выполнению росписи влечет за собой освоение приемов другого вида работ, где развиваются трудовые навыки кружковцев. Ведь обязательный этап работы — обработка дерева: шлифовка поверхности наждачной бумагой, придание нужной формы деревянной заготовке. Таким образом, всю работу на всех этапах изготовления изделия дети выполняют сами.  

Сразу, с первых занятий, приучаю ребят к самостоятельной работе, так как при излишней опеке часто происходит обратный результат. Строю занятия так, чтобы у ребят появилось желание самим решать поставленную перед ними задачу.

На заключительном этапе работы кружка подводятся итоги, устраиваются отчетные выставки. Эти выставки очень нужны детям, так как для них это радостное, волнующее событие, своеобразный отчет о результатах творческой деятельности. К устройству таких выставок необходимо подходить со всей серьезностью.   В подготовке экспозиции выставки ребята должны принимать самое деятельное участие.  

  1. Предполагаемая результативность курса:

Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Ручная  обработка древесины»

1-й год обучения

Обучающие

  • Формировать пространственное представление, художественно – образное   восприятие действительности;
  • Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
  • Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
  • Изучить  технологию работы лобзиком;
  • Изучить технологию работы выжигателем;
  • Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

Развивающие:

  • Развивать художественно – творческие способности учащихся;
  • Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
  • Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

Воспитывающие:

  • Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
  • Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным           направлениям народного творчества;
  • Развивать  терпение, настойчивость, трудолюбие;
  • Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.

 

Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью данной программы от других программ  работы с древесиной - заключается в том, что она нацелена на освоение работы ручными инструментами и приспособлениями. Обучающиеся  могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений,  мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы

В реализации программы участвуют

Дети в возрасте 10-12лет.

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и для старшего звена

Срок реализации программы

1 год.

Форма и режим занятий:

Первый год обучения рассчитан на детей 12 – 13 лет 35 часов в год (15 часов  в неделю).

 

Форма занятий:

  • Беседы.
  • Объяснения
  • Рассказы
  • Практические работы
  • Выставки
  • Творческие отчеты

Характеристика ожидаемых результатов 1-го года обучения

В результате прохождения данной программы дети

 должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,  электрофрезера);
  • иметь понятие о конструировании и моделировании;
  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

Должны уметь: 

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
  • выполнять простейшие столярные операции;
  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;  
  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -

Навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе   по дереву;
  • выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы;
  • владения основными элементами графической грамотности;
  • выполнения плоскостной разметки;
  • разработки и составление композиции для выжигания, различных видов обработки древесины;
  • выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;
  • коллективная (звеньевая).

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые: 

  • теоретический уровень знаний;
  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
  • применение полученных знаний на практике;
  • соблюдение технических и технологических требований;
  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
  • изготовление изделия в установленные нормы времени;
  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные: 

  • экономия материалов;
  • желание трудиться;
  • познавательная активность и творческий подход;
  • самостоятельность;
  • партнёрские отношения при совместной работе.

Методы обучения

  1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
  2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
  3. Практические: практические занятия;
  4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
  5. Эвристический: продумывание будущей работы.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  1. Выставки детского творчества
  2. Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

обработка дерево кружок воспитательный

  1. Антонов Л. П., Муравьев Е. М. Обработка конструкционных материалов. Практикум в учебных мастерских. — М.: Просвещение, 1982.
  2. Двойникова Е. С., Лямин И. В. Художественные работы по дереву.— М.: Высшая школа, 1972.
  3. Крейндлин Л. И. Столярные работы. — М.: Высшая школа, 1982.
  4. Мартенссон А. Начинаем мастерить из древесины.— М.: Просвещение, 1979.
  5. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву.— М.: Высшая школа, 1981.
  6. Махмутова Х.И. Роспись по дереву: Пособие для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987
  7. Пономарьков С. И. Декоративное оформительское искусство в школе.— М.: Просвещение, 1976.
  8. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины: Кн. для учащихся 5-8 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989
  9. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских: Книга для учителей техн. труда и руководителей кружков. – М.: Просвещение, 1984
  10. Федоров Г. Я. Волшебный мир дерева: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1987
  11. Худяков А. В. Деревообрабатывающие станки.— М.: Высшая школа, 1981.

Размещено на Allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка"Художественная обработка древесины"

Авторская рабочая программа кружка "Художественная обработка древесины" предполагает разноплановую работу с древесным материалом учащимися 5-9 класса ...

Программа дополнительного образования детей Творческого объединения "Художественная обработка древесины". Направление "Резьба деревянных ложек"

    Дополнительная образовательная программа « Художественная обработка древесины »  направлена на закрепление и развитие знаний, навыков и умений в области художествен...

программа-факультатив "Художественная обработка древесины"

Важной составной частью этой программы является копирование учащимися образцов художественной обработки древесины (выжигание, выпиливание лобзиком, точению художественных изделий на токарном станке). ...

Билеты для проверки знаний обучающихся 5-7 классов по теме «Обработка древесины» модуля «Изготовление изделий из конструкционных и поделочных материалов»

Предлагаемые билеты для проверки знаний учащихся составлены в соответствии с требованиями программы  « Технология. Программы начального и основного общего образования.  Хохлова М.В., Самород...

Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 6 класс. "Столярное дело. Творческое проектирование. Часть-2"

Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Творческое проектирование. ( Столярное дело-2 часть)» для 6-х классов,  количество учебных часов- 68, разработана на основе  уче...

Рабочая программа курса: "Художественная обработка древесины"

В программе изучаются различные направления художественной обработки древесины: профильная резьба, рельефная резьба, геометрическая резьба, скульптурная резьба, резьба по кости. Итогом обучения являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины»

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в ...