Рабочая программа внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины»
рабочая программа по технологии (5 класс)

Белокриницкий Вадим Валерьевич

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии плетения из лозы, мозаики, резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_novaya.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

(МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АБАКАНА «ГИМНАЗИЯ»

РАССМОТРЕНО        УТВЕРЖДЕНО

на заседании КНМЦ        приказом директора

протокол от 03.06.2019 № 8         МБОУ «Гимназия»

        от 04.06.2019 №442

                                                                Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Художественная обработка древесины»

(Общекультурное направление)

(5 класс)

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности

«Художественная обработка древесины»

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биология (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.

Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.

Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Цель программы – создание условий для развития личности, способной к художественному и изобразительному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе занятий кружка «Художественная мастерская»:

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач

- адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Коммуникативные УУД:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- использовать речь для регуляции своего действия;


Познавательные УУД:

-умение задавать вопросы

-умение получать помощь

-умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами

-построение логической цепи рассуждений.

Предметные результаты:

-подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

-соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;

-соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

-обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

-моделирование художественного оформления объекта труда;

-развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами;

-сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Программа рассчитана на 34 часа группового занятия для учащихся в 5-8 классов, т.е. 1 час в неделю.


Содержание курса внеурочной деятельности

«Художественная обработка древесины» 5 класс

Раздел (тема) (с указанием количества часов)

Форма организации

Виды деятельности

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Вводное занятие (1)

Групповая

Знакомство с программой и правилами поведения в мастерской. Режим работы. Правила техники безопасности. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни.

Раздел I.  Выпиливание  лобзиком

Материалы и инструменты (1)

Групповая

Искусствоведческая справка. Декоративные и технологические особенности различных древесных пород, применяемые при выпиливании. Текстура, цвет, твёрдость. Инструменты и приспособления: лобзик, пилки лобзиковые, выпиловочный столик, приспособление для стяжки дуги лобзика

Знакомство с декоративными и технологическими особенностями различных древесных пород, применяемые при выпиливании. Текстура, цвет, твёрдость. Выполнение правильной постановки пилки в рамку лобзика.

Рисунок (2)

Групповая

Перевод рисунка на кальку, использование планшета, карандаша. Подготовка фанеры (шлифовка). Нанесение рисунка на фанеру. Чтение чертежа.

Подготовка фанеры (шлифовка). Нанесение рисунка на фанеру. Чтение чертежа.


Последовательность выпиливания (2)

Групповая

Порядок выпиливания изделий. Учебная дощечка.  Выпиливание волнистых линий. Выпиливание тупых и острых углов.

Выпиливание волнистых линий. Выпиливание тупых и острых углов. Соблюдение правила техники безопасности.

Отделка изделия (2)

Групповая

Отделочные материалы. Наждачная бумага разной зернистости. Шлифовка, обработка внутренних отверстий. Нанесение отделочного материала на поверхность изделия. Практическая работа по шлифованию изделия.

Шлифовка, обработка внутренних отверстий. Нанесение отделочного материала на поверхность изделия. Практическая работа по шлифованию изделия.

Выпиливание изделия из фанеры (4)

Групповая

Практическая работа по изготовлению изделий.(игрушки, полочки, подставки, рамки для фотографии, подсвечники)

Раздел II. Художественная обработка древесины. Резьба по дереву

Вводное занятие. История резьбы по дереву (1)

Групповая

Знакомство с искусством резьбы по дереву. История развития деревянной резьбы и её современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы внеурочной деятельности. Решение организационных вопросов. Правила безопасности труда.


Особенности контурной резьбы. Материалы. Инструменты. Выполнение заданий по образцу (на светлом фоне) (1)

Групповая

Контурная резьба по светлой и затонированной древесине. Пластический характер контурного решения композиции. Примеры из истории народного декоративно-прикладного искусства. Пластический характер решения композиции. Закономерности интерпретации природных форм в декоративных образах. Симметрия в декоративной орнаментальной композиции.

Материалы. Инструменты. (1)

Групповая

Характер подготовительного рисунка в зависимости от инструмента (штихель, косой нож, изготовление инструмента), деревянной поверхности (естественного цвета дерева или тонированный).

Изготовление инструментов для геометрической резьбы.

Этапы выполнения контурной композиции. (4)

Групповая

Изготовление строганной основы под резную композицию растительного или растительного характера по размерам образца. Подготовительный рисунок. Перевод рисунка на древесину. Исполнение резной композиции.

Перевод рисунка на древесину. Исполнение резной композиции.


Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. (1)

Групповая

Приёмы резных композиций из истории народного декоративно-прикладного искусства. Исходные элементы геометрической резьбы.

Порядок разметки и последовательность исполнения геометрической резьбы.

Подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы. (2)

Групповая

Подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы. Разметка резного поля на одиночные и двойные полосы по соответствующие элементы «азбуки». Исполнение резьбы.

Орнамент геометрического характера из изученных элементов. Работа по образцам. (7)

Групповая

Использование резной пластины с (азбукой) в качестве справочного материала при сочинении композиций. Возможные композиционные сочетания резных элементов.

Приёмы использования одного, нескольких элементов в узоре. Зависимость выразительности композиции от глубины вырезания элементов. Ритм в работе над геометрической резьбой.

Раздел III.  Художественное  выжигание

История выжигания (1)

Групповая

ТБ при работе с электровыжигателем. Правила поведения и техники безопасности в учебной мастерской. Правила пожарной и электробезопасности. Правила промышленной санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию Электровыжигатель. Основные приемы и способы работы с электровыжигателем. Виды насадок для электровыжигателя. Декорирование изделий выжиганием. Подготовка материалов.

Перевод рисунка. Способы выжигания (плоское, глубокое, кислотой). Приёмы выжигания. Исправление ошибок, допущенных при выжигании. Основы композиции.

Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем(1)

Групповая

Способы подготовки древесины к работе. Выполнение контурного рисунка на древесине. Основные требования к инструменту. Уход за инструментом. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Приёмы выжигания. Способы соединения деталей. Сборка изделия. Основные приёмы выжигания Классификация приемов выжигания. Технология основных приёмов выжигания.

Практическая работа по теме: «Совершенствование приёмов

выжигания» Получение разнообразных оттенков при выжигании. Украшение изделий из дерева выжиганием.

Полирование. Технология полирования(3)

Групповая

Морение древесины (искусственное утемнение). Вощение древесины. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. Форма и конструкция изделия. Назначение и виды орнамента. Симметрия. Изделия с трафаретными орнаментами при выжигании штифтами. Раскраска выжженного рисунка и тонировка в нужный цвет. Сложности сырой окраски..

Практическая работа по теме: «Изготовление настенного панно “Лев”».

Практическая работа по теме: «Изготовление сувенира “Подкова на счастье”».

Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности

«Художественная обработка древесины» 5 класс

Наименование тем

Количество часов

Вводное занятие

1

Раздел I.  Выпиливание  лобзиком

Материалы и инструменты

1

Рисунок

2

Последовательность выпиливания

2

Отделка изделия

2

Выпиливание изделия из фанеры

4

Раздел II. Художественная обработка древесины. Резьба по дереву

Вводное занятие. История резьбы по дереву

1

Особенности контурной резьбы. Материалы. Инструменты. Выполнение заданий по образцу (на светлом фоне)

1

Материалы. Инструменты.

1

Этапы выполнения контурной композиции.

4

Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы.

1

Подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы.

2

Орнамент геометрического характера из изученных элементов. Работа по образцам.

7

Раздел III.  Художественное  выжигание

История выжигания

1

Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем

1

Полирование. Технология полирования

3

Итого:

34


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АБАКАНА «ГИМНАЗИЯ»

РАССМОТРЕНО        УТВЕРЖДЕНО

на заседании КНМЦ        приказом директора

протокол от 03.06.2019 № 8         МБОУ «Гимназия»

        от 31.08.2019 №442

Календарно-тематическое планирование

По курсу внеурочной деятельности

«Художественная обработка древесины»

(Общекультурное направление)

(5 класс)

Учитель: Белокриницкий Вадим Валерьевич

Абакан, 2019

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины» 5 класс

№ занятия

Наименование тем

Дата проведения

1

Вводное занятие

06.09

Раздел I.  Выпиливание  лобзиком

2

Материалы и инструменты

13.09

3

Рисунок

20.09

4

Рисунок

27.09

5

Последовательность выпиливания

04.10

6

Последовательность выпиливания

11.10

7

Отделка изделия

18.10

8

Отделка изделия

25.10

9

Выпиливание изделия из фанеры

08.11

10

Выпиливание изделия из фанеры

15.11

11

Обработка изделия из фанеры

22.11

12

Обработка изделия из фанеры

29.11

Раздел II. Художественная обработка древесины. Резьба по дереву

13

Вводное занятие. История резьбы по дереву

06.12

14

Особенности контурной резьбы. Материалы. Инструменты. Выполнение заданий по образцу (на светлом фоне)

13.12

15

Материалы. Инструменты        

20.12

16

Контурная композиция

27.12

17

Этапы выполнения контурной композиции

17.01

18

Этапы выполнения контурной композиции

24.01

19

Обработка изделия

31.01

20

Обработка изделия

07.02

21

Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы

14.02

22

Элементы геометрической резьбы

21.02

23

Элементы геометрической резьбы

28.02

24

Орнамент геометрического характера из изученных элементов.

06.03

25

Орнамент геометрического характера из изученных элементов.

13.03

26

Работа по образцам

20.03

27

Работа по образцам

03.04

28

Отделка изделия

10.04

29

Отделка изделия

17.04

Раздел III.  Художественное  выжигание

30

История выжигания

24.04

31

Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем

08.05

32

Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем

15.05

33

Полирование. Технология полирования

22.05

34

Полирование. Технология полирования

29.05

Итого:

34

Общекультурное направление

Курс “Художественная обработка древесины”

Руководитель: Белокриницкий В.В.

Список обучающихся, 5 класс

  1. Ахпашев Даниил
  2. Горяев Егор
  3. Есенгулов Руслан
  4. Игнатенко Лев
  5. Костылев Даниил
  6. Куприенко Даниил
  7. Троякова Мария
  8. Феськова Софья
  9. Чернявский Юрий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс. Работа в кружке «Экология рукоделия» - прекрасное средство развития творчества, эко...

Рабочая программа внеурочной деятельности художественного направления "Знаменитые памятники мира".

Материал может быть полезен учителям, занимающимся внеурочной деятельностью в основной школе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" (5 класс)

     Рабочая программа  внеурочной деятельности «Художественное  творчество»  предназначена для формирования ценностного отношения  обучающихся к искусству, в...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество в дизайне"

Внеурочная деятельность "Художественное творчество в дизайне"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Художественно-творческая мастерская» направленность: художественно-эстетическая возраст: 12-13 лет

Данная программа  по ИЗО  дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирова...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины и изготовление деревянных игрушек с подвижными частями"

Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами идейно-политического, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся.Об...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"

Данная программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению "Художественное слово" рассчитана на аудиторию 5 класса.Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю)...