Разработка урока по технологии для 8 класса "Бюджет семьи"
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Лугина Анастасия Анатольевна

Урок для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_urok_byudzhet_semi.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Технология

Класс:    8 класс        

Программа:  «Технология. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы» под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. М.: «Просвещение», 2010.

УМК: Технология: учебник для 8 класса общеобразовательный учреждений, под редакцией В.Д. Симоненко. Москва: Вентана-Граф, 2014.

Раздел:  «Домашняя экономика»

Тема урока: «Бюджет семьи»

Тип урока: комбинированный

Цель урока:  Сформировать знания учащихся о понятии «бюджет семьи», изучить структуру и планирование семейного бюджета.

Задачи урока:

- образовательные:

   1.  познакомить с понятиями «бюджет семьи», «расход», «доход»;

   2.  дать представление о структуре семейного бюджета;

   3. выработать умение анализировать бюджет семьи.

- воспитательные:

 1. вовлечь в активную практическую деятельность;

 2. совершенствовать навыки общения, работы в группах.

- развивающие:

1. развивать умение выделять главное в изучаемом материале,

2. развивать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и делать выводы, логически излагать мысли,

3. развивать у учащихся внимание и творческое искание.

Форма проведения: урок – деловая игра.

Методы обучения: словесные - беседа,

                                    наглядные – мультимедиа презентация,

                                    практические – деловая игра.

Межпредметные связи: обществознание, математика

План урока:

  1. Организационный этап.
  2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.
  3. Этап усвоения новых знаний и способов действий:

3.1. Понятие о бюджете семьи.

3.2. Структура семейного бюджета.

     4.  Этап применения знаний и способов действий.

         4.1. Деловая игра «Бюджет семьи».

     5.         Этап обобщения и систематизации знаний.

     6. Этап информации о домашнем задании.

     7. Этап подведения итогов занятия.

     8. Этап рефлексии.

Ход урока

Этапы работы

Содержание этапа

1.Организа-ционный этап

Задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих.

Добрый день! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока

Посмотрите на экран: Что изображено на картинке? (ответы учащихся).

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 

На уроках обществознания вы подробно изучали, что такое семья, функции семьи. Кто-то может ответить на эти вопросы?

Да, действительно, семья – социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью. Функции семьи: - репродуктивная,

- социальная,

- духовно-нравственная,

- хозяйственная.

Как вы думаете, как следующий слайд связан с темой нашего урока? А если связать деньги и семью? Чем мы сегодня будем

заниматься? (дети отвечают).

2. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Тема урока: «Бюджет семьи» С целью экономии времени предлагаю использовать опорный конспект.

Цель урока должны определить дети:  сформировать знания о понятии «бюджет семьи», изучить структуру и планирование семейного бюджета.

2.1. Понятие о бюджете семьи.

Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”. Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов семьи за определенный период времени (месяц, квартал, год).  Записываем. Понятие “бюджет” имеет отношение к различным видам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, города, района, предприятия, семьи.

Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход.

Ответьте на вопрос: в каком же виде можно получать доход?

- в виде наличных средств (банкноты, монеты, кредиты), безналичных денег (счета в банке, чеки), а также в виде благ.

Расход – это затраты на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг.

     Бюджет семьи можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.

     Если весы находятся в равновесии, то есть расходы равны доходам, - бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным. Подпишите в опорном  конспекте. Давайте проверим, справились ли вы с заданием. Посмотрите на слайд. Рассмотрим ещё один пример, доход семьи 20 тыс. рублей, а расход 18 тыс. рублей. Какой бюджет данной семьи?

     Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать ресурсы семьи и удовлетворять большую часть потребностей.  

Финансы – очень важная часть нашей жизни и нужно уметь с ними обращаться. Во многих семьях дети не посвящаются в денежные вопросы родителей и не принимают участие в планировании семейного бюджета. Но родители обязаны научить ребенка ориентироваться в финансовых вопросах, наряду с этикетом или правилами общения.

2.2. Структура семейного бюджета.

Рассмотрим примерную структуру семейного бюджета на примере соотношения доходов и расходов.

     Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии. Чаще всего один из ваших родителей является домашним бухгалтером.

     Доходная часть семейного бюджета российских граждан складывается из разных источников  (заработная  плата  членов семьи, выплаты и льготы от общественных организаций, доход от ценных бумаг, доходы от сдачи недвижимости в аренду, доход от предпринимательской деятельности, пенсии и стипендии, доходы от приусадебного участка, доходы от других источников).

Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары.

Работа с текстом. Давайте поработаем с текстом «Расходы семьи» и заполним в конспекте схему в пункте 4.

     Расходы семьи можно разделить на две основные группы: постоянные и переменные.

Постоянные расходы – это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов питания, плату за квартиру, подписку на периодические издания, проездной билет и т.д.

Переменные расходы – включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.

     К циклическим расходам относится покупка  предметов различного срока пользования (мебель – 10-12 лет, верхняя одежда – 2-3 сезона, бытовая техника, материалы для ремонта квартиры).

     Сезонные расходы связаны с определенными сезонными явлениями (заготовка впрок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка).

     Непредвиденные расходы включают в себя расходы, часто связанные с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники).

     Можно выделить и единовременные расходы. Это приобретение произведений искусства, украшений и т.д.

Проверим, внимание на слайд.

     Денежные расходы семьи принято делить на три основные группы: личное потребление; налоги и другие обязательные платежи, денежные накопления и сбережения.

     Рассмотрим подробнее обязательные платежи. В них входят:

Налоги (в частности, подоходный); взносы в общественные и кооперативные организации, например в жилищно-строительный кооператив; погашение банковских ссуд и кредитов; оплата услуг детского сада и коммунальных услуг (квартиры, отопления, газа, воды, электроэнергии, телефона, радио и т.д.); транспортные расходы; плата за образование или за дополнительные услуги бесплатного образования (кружки, секции).

Физминутка

4.  Этап применения знаний и способов действий.

Учитель: Вступлением к следующему этапу урока я взяла детский стишок:

Маму в магазин провожает сын.

 Десять рублей он ей дает:

 - Вот!  Купи мне самолет!

 А еще – Ружье, Лопатку,

 Танк, Лошадку,  Шоколадку,

 Самосвал, Тетрадки, Краски,Маски,

 Сказки и салазки!.. Постарайся! Не забыть!

 А на сдачу Можно даже

 И свистульку Мне купить!

Можно ли на  такую сумму денег в настоящее время  купить столько товара? Как же правильно рассчитать весь бюджет семьи? Давайте вспомним математику.

Деловая игра «Бюджет семьи».

Класс делится на команды по 2 человека для выполнения практического задания. Каждая группа – это, условно, семья. 

Задача: Составить сбалансированный бюджет семьи на месяц, если известны следующие данные:

1). Заработная плата папы – 320 эконов, заработная плата мамы составляет 5/8 от заработка папы, пенсии бабушки и  дедушки на 40 эконов меньше, чем заработная плата мамы, стипендия сына в 10 раз меньше, чем заработная плата папы. Каждый месяц семья расходует: на покупку продуктов – примерно 366 эконов, на оплату квартиры – 120 эконов, на предметы гигиены (мыло, зубную пасту, шампунь и т.д.) – примерно 65 эконов, на оплату проезда на транспорте – примерно 45 эконов, на лекарства бабушке с дедушкой – 87 эконов. Кроме того, мама хотела бы купить новое платье за 97 эконов, а папа давно мечтает отремонтировать телевизор, на что потребуется 54 экона.

Ответ:

доходы

эконы

расходы

эконы

Заработная плата папы

Заработная плата мамы

Пенсия дедушки

Пенсия бабушки

Стипендия сына

320

200

160

160

32

Покупка продуктов

Квартплата

Покупка предметов гигиены

Транспорт.расходы

Покупка лекарств

Ремонт телевизора

Покупка нового платья

Остаток эконов

366

120

65

45

87

54

97

38

Итого доходов

872

Итого расходов

872

Итого доходов=расходов 872 экона. 38 эконов остаток, который можно потратить на приобретение продуктов, предметов гигиены и пр., либо отложить.

2). Семья решила ежемесячно откладывать 150 эконов на приобретение компьютера. Какие изменения следует внести в бюджет семьи?

Ответ:

доходы

эконы

расходы

эконы

Заработная плата папы

Заработная плата мамы

Пенсия дедушки

Пенсия бабушки

Стипендия сына

320

200

160

160

32

Покупка продуктов

Квартплата

Покупка предметов гигиены

Транспорт.расходы

Покупка лекарств

Сбережения

Остаток эконов

366

120

65

45

87

150

39

Итого доходов

872

Итого расходов

872

Если семья отложит 150 эконов на приобретение компьютера, то ей  придется отказаться от «необязательных покупок» - ремонта телевизора, приобретение еще одного платья. Остаток 39 эконов можно либо отложить на приобретение компьютера, либо направить на покупку продуктов, лекарств. Этой суммы не хватит ни на ремонт телевизора, ни на покупку нового платья.

3). Плата на квартиру повысилась на 55 эконов. Какие расходы в этом случае следует изменить?

Ответ: Возможно, придется несколько уменьшить расходы на покупку продуктов, предметов гигиены, оплату транспорта. Всего нужно уменьшить расходы на 16 эконов. (остаток 39эконов:    55-39=16).Если же сэкономить 16 эконов не удастся, то отложить на приобретение компьютера можно будет всего 134 экона вместо 150.

4). Из-за плохой учебы сын перестал получать стипендию. Какие теперь изменения следует внести в бюджет семьи?

Ответ: На приобретение компьютера можно будет отложить 118 эконов вместо 150.

Скажите ребята, а во многих ли семьях бюджет сбалансированный? (учащиеся отвечают).

Во многих семьях бюджет имеет дефицит, денег иногда не хватает. Наша задача научиться правильно, планировать свои доходы и расходы, чтобы в наших семьях не было дефицита, а был избыток.

5. Этап обобщения и систематизации знаний.

Вопросы для закрепления: Давайте поиграем в «Свою игру». Вы называете любую цифру до 5, отвечаете на вопрос. Учитель оценивает ответы.

  1. Что такое бюджет семьи, и каким он бывает?
  2. Каким бывает бюджет семьи?
  3. Что такое расход, доход?
  4. Какие вы знаете обязательные платежи?
  5. «Не доходом разживаются, а расходом». Объясните.

6. Этап информации о домашнем задании.

Домашнее задание:  Вы уже знаете о многих профессиях. Учитель учит детей новым знаниям, повар готовит для вас вкусные завтраки и обеды, а чем занимаются люди следующих профессий:  бухгалтер и экономист? Дома записать в тетрадь кратко об этих профессиях.

7. Этап подведения итогов занятия.

Учитель: Наш урок  подошел к концу. Я надеюсь, что те знания, которые вы получили на уроке, вам пригодятся в жизни.

Оценивание работы учащихся.

8. Этап рефлексии.

Рефлексия:

Вам понравился сегодня урок?

Спасибо за внимание. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 4 классе "Моя семья. Мы счастливы вместе"

В разработке представлены: лист самооценки, технологическая карта урока, презентация к уроку....

Методическая разработка урока обществознания в 6 классе. « Семья»

1.Что такое семья ?         2.Роль семьи в обществе.3.Создание семьи. Семейные отношения.4.Государство и семья.В основе  критического мышления – три ...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе "Семья в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина

Созранение и укрепеление сесмейных традиций, преданности и уважения друг другу - категории нравственные. Урок имеет большой воспитывающий потенциал, нацеливает на проектную деятельность....

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Разработка урока по теме: «Источники доходов семьи» (экономика 5 класс)

Разработка урока по теме "Источники доходов семьи". Целями урока являются: рассмотреть источники доходов семьи, рассмотреть существующие пути увеличения доходов. развитие мыслительной деятельности, ра...

Разработка урока по технологии 8 класс "Бюджет семьи"

Разработка урока составлена для универсального класса авторов  Н.В. Синица, П.С. Самородский. – М.: Вентана-Граф, 2015 г....