Работа в паре: методика организации деятельности обучающихся.
статья по технологии
Актуальность исследования: Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Барисас Наталия Владимировна, учитель труда, педагог ДО ГБОУ школы №258 с углубленным изучением физики и химии Колпинского района Санкт-Петербург
Тема выступления:
Работа в паре: методика организации деятельности обучающихся.
Актуальность исследования: Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания технологии.
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.
Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
Технологию коллективного способа обучения можно использовать на уроках всех дисциплин при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность. Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава и позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.
Преимущества КСО:
в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
в процессе постоянной, активной деятельности включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;
повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение;
работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.
Общие правила организации парной работы:
необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнёра, как положить учебник, чтобы по нему было удобно работать, как соглашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда не допустимы, как помогать, как просить о помощи.
Проработка этих шагов - в дальнейшем организация более сложных форм совместной работы;
разбор ошибок учащихся при совместной работе обязателен. При разборе анализируется ход взаимодействия;
детей соединять в пары с учётом их личных склонностей, самому “слабому” ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Развитые дети долго не могут сидеть со «слабыми», им нужен равный партнёр или даже более сильный. Опасно объединять двух озорников или спокойных;
при оценке работы пары подчёркивать человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать всегда лишь общую работу в паре (удалось поработать в паре или не получилось сотрудничества);
перед началом работы повторять правило из памятки «Как работать в парах», которая всегда лежит на партах.
Золотые правила при организации парной работы:
Не принуждать, не высказывать, если кто-то не хочет работать в паре. Лучше после выяснить причину отказа от работы.
10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.
Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием.
Не наказывать лишением работы в паре.
Теория вопроса
КСО позволяет организацию, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Целевые установки рассматриваемой технологии:
Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности)
Развитие коммуникативных умений (умений слушать, объяснять, задавать вопросы, аргументировано возражать)
Обучение навыком сотрудничества, совместной творческой деятельности.
Алгоритм деятельности учителя
вводное слово учителя по теме урока, настрой на работу и объяснение требований к деятельности и к ее результату;
выдача индивидуальных карточек. Карточки подготавливаются учителем заранее по количеству учеников. Карточки делаются разного цвета в зависимости от планируемого числа малых групп (от 3 до 5 групп).
организация работы в парах сменного состава. Ученик, получив от учителя карточку, читает ее, стараясь запомнить содержание. После этого подходит к любому ученику, имеющему карточку другого цвета, рассказывает ему содержание своей карточки и выслушивает содержание карточки партнера. Затем ученики задают друг другу вопросы на понимание или уточнение и обмениваются карточками. Так идет работа учащихся в парах сменного состава и заканчивается тогда, когда каждый ученик поработал с карточками всех цветов и его первоначальная карточка вернулась к нему.
работа в малых группах. Учитель организовывает работу учащихся в малых группах. Малая группа – это все ученики, имеющие карточки одного цвета. Задание малой группе: наглядно (схематично, рисунком) представить содержание карточки. Оформляется задание или на ватмане или в тетради, а потом предъявляется на доске всему классу.
обобщение работы малых групп. Учитель просит группы представить содержание карточек на доске. Учащиеся изображают и проговаривают его.
самостоятельная работа учащихся. Ученики записывают в свою тетрадь изученные правила (содержание карточек). Опорой являются изображения на доске – результат работы малых групп.
взаимоконтроль. Учитель организовывает взаимоконтроль: учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга. Можно вносить исправления, можно задавать вопросы друг другу и учителю, можно выставлять друг другу оценки.
подведение итога урока. Учитель подводит итог урока и выставляет оценки. Возможны варианты: утвердить выставленные оценки учащихся на основании взаимоконтроля, можно взять на проверку тетради учащихся.
Алгоритм деятельности учащихся
Инструкция для ученика «Работа в парах сменного состава»
запишите в тетрадях дату и тему урока.
получите карточку с заданием, прочитайте ее, разберитесь в смысле и постарайтесь запомнить.
выберете себе партнера с карточкой другого цвета, не такого как у вас. Перескажите ему содержание вашей карточки.
выслушайте содержание карточки партнера.
задайте друг другу вопросы на понимание и уточнение содержания карточек с тем, чтобы лучше понять и запомнить материал.
обменяйтесь карточками. Обменивайтесь карточками до тех пор, пока не узнаете содержание всех цветов: ваша карточка должна вернуться к вам.
соберитесь в малые группы по цвету карточек. Изобразите графически (схематично, рисунком) содержание вашей карточки.
выйдите к доске и представьте работу малой группы (зарисуйте и прочитайте содержание вашей карточки).
запишите в своих тетрадях содержание всех карточек.
сдайте тетради на проверку (или взаимоконтроль).
Оцениваться деятельность ученика может по следующим параметрам:
качество воспроизведения содержания всех карточек
умение общаться в парах и в малой группе
умение организовать собственную познавательную деятельность
При использовании данной методики учащиеся самостоятельно обучают друг друга решению задач разного уровня сложности.
Внедрение данной технологии позволяет:
· плодотворно развивать самостоятельность обучающихся;
· формировать потребность и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию, т. е. формировать коммуникативную компетентность;
· развивать логическое мышление учащихся;
· развивать все виды памяти;
· на уроках обеспечивать высокую интенсивность обучения;
· учащимся чувствовать себя уверенно, т. е.формировать компетентность в решении проблем;
· каждому ученик чувствовать себя раскованно, свободно, потому что при изучении способа решения задач каждый продвигается в собственном темпе;
· формировать такие человеческие достоинства как дружелюбие, вежливость, уважение, умение сотрудничать.
Этапы работы в парах сменного состава:
I. Организационный этап (вне урока)
В начале работы объяснить каждому ученику решение первой задачи в карточке с записью этого решения в тетрадь ученика. Дома ученик в тетради решает подобную вторую задачу.
II. Работа в парах сменного состава (урок)
Перед уроком разбить детей на группы, ориентируясь на их способности. На уроке учащиеся садятся в пары, причем каждая группа детей занимает отдельный ряд, далее учащиеся начинают работать следующим образом:
1. Один ученик из пары объясняет одну из задач в карточке и записывает её решение в тетрадь своего соседа.
2. Затем другой ученик (т. е. тот, который слушал решение) объясняет свою задачу из своей карточки и записывает её решение в тетрадь первого ученика.
3. Далее они обмениваются карточками.
4. Потом каждый решает вторую задачу в карточке.
5. Совместная работа пары заканчивается. Её участники находят себе новых партнёров для продолжения работы и расходятся.
Такая форма работы может осуществляется в течении двух уроков, на которых учащиеся могут меняться парами не только в пределах своего ряда, но и между рядами, т. е. учиться решать задачи другого уровня сложности.
III. Контрольная точка (урок)
На третьем уроке провести контрольную точку.
Уроки по данной технологии являются уроками практического применения теоретических знаний и закрепления практических компетенций. Эти знания и компетенции могут быть использованы при самостоятельном выполнении контрольной точки, а также при решении задач по новым темам. Такие коллективные занятия дают возможность ученикам приобретать навыки решения задач, продвигаясь вперед различными темпами и постоянно подтягивать отстающих до уровня преуспевающих силами самих учащихся, также обучающиеся учатся реально оценивать свои возможности и корректировать неудачи. Использование технологии работы в парах сменного состава помогает сформировать умение работать в парах, умение слушать, понимать друг друга и передавать информацию, а также получать удовлетворение от проделанной работы и чувствовать себя успешными компетентными людьми. Это – схема проведения уроков по методике А. Г.Ривина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/27/picture-131457-1509127714.jpg)
«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»
Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/05/picture-236995-1365188697.jpg)
Методика организации деятельности учителя и учащихся при изучении математических понятий
Методическая статья о логико-дидактическом анализе понятий....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549880-1418463391.jpg)
«Педагогические технологии и методики организации деятельности органов самоуправления детей и учащейся молодежи» Доценко Т.Н.
Авторский проблемно-тематический курсобучения координаторов самоуправления детей и учащейся молодежи:«Педагогические технологии и методики организации деятельностиорганов самоуправления детей и ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-594704-1424091275.jpg)
Итоговая зачетная работа на тему "Методика организации учебного процесса с применением ОЭИР"
Проект раскрывает функции "ОЭИР."...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/29/picture-25708-1490798305.jpg)
Организация деятельности обучающихся на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. (Из опыта работы)
Организация деятельности обучающихся на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. (Из опыта работы)/ Учитель Гормакова Л.Д. ГБОУ Школа № 648 и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/23/picture-300344-1379958074.jpg)
Статья "Немецкий язык. Работа в парах. Цели, содержание деятельности, технологии организации"
Учителю нужно организовать работу на уроке так, чтобы каждый ученик говорил на уроке иностранного языка. Особенно трудным является подбор форм работы при обучении устной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/03/picture-1111836-1549216759.png)
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Обычно учителя физкультуры в школе считают, что успешное преподавание уроков физкультуры зависит от наличия соответствующей спортивной базы, достаточного количества оборудования и спортивного ин...