Статья "Немецкий язык. Работа в парах. Цели, содержание деятельности, технологии организации"
статья по немецкому языку по теме

Дубоусова Eлeнa Юрьевна

     Учителю нужно организовать работу на уроке так, чтобы каждый ученик говорил на уроке иностранного языка. Особенно трудным является подбор форм работы при обучении устной речи. Дело в том, что в отличие от аудирования и чтения, которые легко можно организовать как синхронную деятельность, устная речь требует взаимного контакта (учитель-ученик; ученик-ученик).
     Анализ деятельности учащихся на уроке иностранного языка даёт основание выделить 4 возможные её формы:
- индивидуальная;

- работа в парах;

- работа в группах;

- фронтальная.

     Работа в парах – используется при выполнении вопросно-ответных упражнений, инсценировании диалогов, краткой беседы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_parah.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дубоусова Е.Ю., учитель немецкого языка

ГБОУ СОШ  №525 с углубленным изучением английского языка Московского района

Санкт-Петербурга

Работа в паре на уроке немецкого языка: цели, содержание деятельности, технологии организации

Основное назначение иностранного языка состоит в  формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей отечественного образования. Будучи средством общения, изучаемый язык должен находиться в состоянии готовности к употреблению в устной речи и при чтении. Таким образом, учащиеся должны овладеть иностранным языком как средством общения, уметь им пользоваться в устной и письменной формах, а именно: при понимании речи на слух (аудирование), в собственных высказываниях (говорение), в чтении и письме.

     В обучении иностранному языку особая роль принадлежит принцип активности, поскольку овладение изучаемым языком возможно в том случае, если интенсифицирована учебная деятельность каждого ученика, если каждый ученик является активным участником учебного процесса, если он вовлечён в речевую деятельность, если ему интересно. Следует отметить, что потребность в активной деятельности является для человека естественной
     Учителю нужно организовать работу на уроке так, чтобы каждый ученик говорил на уроке иностранного языка. Особенно трудным является подбор форм работы при обучении устной речи. Дело в том, что в отличие от аудирования и чтения, которые легко можно организовать как синхронную деятельность, устная речь требует взаимного контакта (учитель-ученик; ученик-ученик).
     Анализ деятельности учащихся на уроке иностранного языка даёт основание выделить 4 возможные её формы:
- индивидуальная;

- работа в парах;

- работа в группах;

- фронтальная.

     Работа в парах – используется при выполнении вопросно-ответных упражнений, инсценировании диалогов, краткой беседы.
     Ощущение речевого партнёрства зависит от разных факторов, прежде всего – от организации собеседников. Незаменимой формой организации учащихся для создания речевого партнёрства является, так называемая, парная работа (работа в парах) Это - одна из наиболее естественных форм общения.
     Особенно полезна парная работа для подростков: общение для них – особая деятельность, предметом которой является товарищ- сверстник.
   
Но технология парной работы требует учёта многих моментов:
     1. Не всякая пара – собеседники. Нельзя разделить класс на пары по рядам. Пусть ученики сами выберут себе собеседников, интерес партнёров направит внимание учеников на выполнение задания. 

     2. Нужно создать ситуацию общения, дать правильную установку.
     3. Для парной работы в зависимости от её цели и вида нужно иметь различный раздаточный материал - специальные карточки (с иллюстрациями или без них). Вместо карточек можно использовать доску, разделив её пополам и написать слова-опоры для первого и второго собеседников.
     4.
Учителю следует тактично вмешиваться в беседу, направлять в нужное русло, помогать ученикам.
     Парная форма работы уместна на уроках формирования навыков лексических и особенно грамматических, при работе над текстом, при обучении диалогической речи. 
    Современная методика предлагает большое разнообразие вариантов
интерактивной 
работы в парах. Наиболее распространённым видом парной работы является составление диалога. Но нередко при выполнении этого задания инициативу берёт на себя более продвинутый ученик,
а второй лишь озвучивает свою роль, написанную его партнёром. Организуя парную работу, также необходимо предусматривать такие задания, выполнение которых предполагает активное взаимодействие учащихся
и определённую взаимозависимость друг от друга. Осознание этого способствует созданию мотивации к выполнению задания. Ниже приводятся
примеры, где каждый участник пары выполняет своё задание.

     Пример 1 Сначала учащиеся класса делятся на две подгруппы. Подбирают два
текста, связанные общей проблемой. Каждой подгруппе предлагается свой
текст для аудирования. Прослушав и обсудив текст в своей подгруппе,
учащиеся работают в парах с участниками другой подгруппы и пересказывают друг другу свои тексты, чтобы ответить на поставленный учителем вопрос, связанный с сопоставлением двух прослушанных текстов.

     Пример 2 Каждый ученик пары получает вариант одного и того же текста.
В обоих вариантах текста отсутствует какая-либо информация. Задача
каждого ученика — восполнить имеющиеся информационные пробелы
путём постановки специальных вопросов.

Пример 3 Два ученика получают по набору картинок с изображением людей,
выполняющих различные действия. Некоторое количество картинок не
совпадает. Учащиеся, задавая друг другу вопросы, но не показывая друг
другу свои картинки, пытаются найти различия.

     Пример 4 Один ученик получает картинку, другой — чистый лист бумаги или
лист, на котором имеются лишь некоторые детали картинки. Первый
ученик описывает картинку, не показывая её своему партнеру, второй,
слушая своего партнёра, рисует картинку полностью или отражает на
своём листке недостающие детали.

Приведём примеры интерактивной работы, когда каждый ученик
имеет индивидуальное задание, выполнение которого предполагает активное взаимодействие с другими учащимися группы в режиме ученик-
ученик, но в данном случае пары не фиксированы, партнёры постоянно
меняются, все учащиеся свободно передвигаются по классу.

     Пример 5 Каждый ученик получает чистую карточку, на которой записывает
какую-либо свою проблему.

     Затем учащиеся свободно передвигаются по классу, работая в режиме
ученик-ученик. Назвав свою проблему, ученик получает от своего партнера какой-либо совет по её решению, затем обращается к следующему
партнёру и т. д. После этого учащиеся по очереди рассказывают всему
классу о наиболее интересных полученных советах.

Методическим приёмом, способствующим активному речевому вза-
имодействию на уроке, является 
анкетирование учащимися друг друга.
Задача заключается в том, чтобы опросить как можно больше присутствующих на уроке учащихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Каждый ученик получает анкету, которую он заполняет в ходе общения с разными речевыми партнёрами.
    Затем учитель организует обмен результатами анкетирования.

     Эффективным приёмом организации парной работы является приём
поиска пары. В основе этого приёма лежит условие, что в группе каждый ученик имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим участникам вопросы. Иногда устанавливается лимит времени, в других случаях предлагается не только найти свою пару, но и сделать это быстрее других. Одной из форм этого приёма является поиск спутника путешествия.

     Пример 6 Каждый ученик получает карточку, где указаны условия, при которых
возможно совершить путешествие. Сначала учащиеся выбирают себе под-
ходящие условия, затем подходят поочерёдно друг к другу, расспрашивая
о планах по поводу предстоящего путешествия, и пытаются убедить пар-
тнера поехать вместе. Работа продолжается до тех пор, пока большинство
обучающихся не найдут себе пару.

     Ещё один пример работы в ротационных парах, относящееся к интерактивной технологии под названием «Карусель».

Пример 7

     Учащиеся образуют два круга — внешний и внутренний, в каждом из
которых, например, по 5 человек. Внутреннее кольцо образуют стоящие
неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее
кольцо формируют ученики, перемещающиеся по кругу через определённый интервал времени (например, 30 секунд). Задания могут быть самыми различными в зависимости от темы и учебных задач. Например:

  • Erzählt einander, was ihr liebt.
  • Erzählt einander, was für euch wichtig ist.
  • Erzählt einander über euer Hobby.

     Методическая ценность данных приёмов работы заключается
в их универсальности. Они приемлемы на всех этапах обучения и при
прохождении любых тем, как при совершенствовании грамматических
и лексических навыков, так и при развитии умений рецептивных и экспрессивных видов речевой деятельности. Опыт использования этих приёмов в учебном процессе показывает, что они поддерживают интерес
к изучению иностранного языка, придают коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых поисковый характер, учат их самостоятельно
переносить усвоенные знания, речевые навыки и умения в новый контекст, развивают речевую инициативу.

     Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы по вопросам реализации содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебного предмета «Иностранный язык» «Интеллектуальная игра по английскому языку «RAISING STAR

Разработка внеурочного мероприятия по английскому языку Raising Star (Восходящая Звезда) рассчитана на обучающихся 7 классов. Данное мероприятие активизирует коммуникативные умения всех видов речевой ...

Групповая работа на уроке: цели, содержание деятельности, технологии организации

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР«Современный урок в контексте требований ФГОС»...

«Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)»

laquo;Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)» ...

Выступление"Современное дополнительное образование в логике трансформации целей,содержании и технологий"

Дополнительное образование представляет собой сегодня всемирно признанный компонент непрерывного образования, которое является новым для педагогической мысли в контексте как собственно содержания кате...

Современное дополнительное образование в логике трансформации целей, содержания и технологий

Дополнительное образование представляет собой сегодня всемирно признанный компонент непрерывного образования, которое является новым для педагогической мысли в контексте как собственно содержания кате...

Статья «Модернизация профориентационной работы посредством создания стратегии совместной деятельности образовательной организации и широкого круга социальных партнеров»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25487672","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация профориентационной работы пос...