Групповая работа на уроке: цели, содержание деятельности, технологии организации
статья по английскому языку

Маркова Анна Игоревна

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР

«Современный урок в контексте требований ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovaya_rabota_na_uroke_vserossiyskiy_seminar.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Маркова А.И., учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 383 Красносельского района

Санкт-Петербурга

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР

«Современный урок в контексте требований ФГОС»

Групповая работа на уроке: цели, содержание деятельности, технологии организации

Современный мир требует от человека быть разносторонне развитым, активно использовать и демонстрировать свои умения и навыки, но при этом, не забывая о постоянном саморазвитии. И речь идет не только о знаниях, но и об обладании определенными качествами, которые в дальнейшем могут принести пользу в первую очередь своему обладателю. В настоящее время существует достаточное количество разнообразных и эффективных форм работы на уроке, которые могут помочь не только в освоении программы по школьному предмету, но и помогают овладеть универсальными учебными действиями (УУД). Одной из таковых форм является работа в группе.

Говоря о данном формате работы, не стоит забывать, что групповая работа не только соревнование, основанное лишь на принципах индивидуализма и духе соперничества. Иначе в данных обстоятельствах для ученика единственно важным становится только достижения успеха любой ценой, а знания, умения и навыки отходят на второй план.  Работа в группе это, прежде всего сотрудничество, нацеленное на достижение определенной цели в решении поставленной задачи (на уроке английского языка во множестве случаев это будет решение коммуникативной задачи). И в данном случае формат работы построен таким образом, что, только сотрудничая и активно взаимодействуя в команде (или командах) возможно, справиться с заданием, но никак не в одиночку. Логично предположить, что обязанности в группе чаще всего разделяются в соответствии со способностями членов группы, что даёт возможность каждому участнику проявить свой потенциал по максимуму (и у «отстающих» есть шанс проявить себя, при этом в не самых типичных ситуациях). Нельзя не отметить, что социальное взаимодействие учеников приводит к заметному улучшению психологического климата в классе.

При организации групповой деятельности необходимо учитывать, успешное выполнение работы всей группой зависит от результатов работы каждого из участников этой группы (принцип позитивной взаимозависимости). К примеру, может быть поставлено условие, что каждый учащийся группы должен высказать не меньше 5 фраз. Или же требуется участие всей команды, чтобы справиться с заданием на время.

Для учителя очевидным преимуществом данной формы работы является его участие в роли наблюдателя и помощника, а не главной «движущей силы». Но при этом учитель не должен забывать проводить четкую границу между оценкой уровня знаний учащегося и оценкой его работы в составе группы. Выставляя ученику ту или иную оценку, учитель оценивает уровень знаний, продемонстрированный им к определенному моменту независимо от его товарищей по группе.

Как показывает практика, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки.

В сравнении с привычным форматом урока групповая работа предоставляет дополнительные варианты для развития устной речи (и не только её), позволяя быстрее и эффективнее закрепить изучаемый материал, что в большинстве случаев приводит к повышению успеваемости. Отмечая первые успехи работы в групповом формате, учитель может «шаг за шагом» двигаться от выполнения группами простых заданий к более сложным заданиям (когда ребята уже привыкли работать в группе на уроках английского языка, и формат работы понятен и посилен). Для развития самоконтроля на уроках, учителя английского языка стараются предоставить учащимся возможность проверить свою работу, сверить с образцом. К тому же развитию умений самоконтроля способствует взаимоконтроль. Научившись видеть ошибки в речи других, школьники лучше смогут контролировать свою речевую деятельность.

Но работая с начальной школой учителям надо осознавать, что, прежде всего малышей надо научить работать в группах и показать, как это делается, так как большинство из них не имеет представления как себя нужно вести и работать в таких условиях. Хотелось бы отметить, что игры на скорость заставляют детей особенно переживать за результат и заранее готовиться (повторять изучаемый материал), чтобы не подвести команду в следующий раз (к примеру, при изучении цифр членам групп по очереди предлагается выходить к доске, внимательно слушать учителя и писать по-английски названную по-русски цифру). Во многих ситуациях именно работа с лексическими единицами наиболее оптимальна при организации групповой работы в начальной школе (особенно на ранних стадиях обучения). В отличие от малышей ученикам 5-9 классов можно уже предлагать более серьёзные задания (к примеру, связанные с монологическим высказываем одного из представителей группы -  суммарным «продуктом» работы всей команды).

Однако в ходе работы в формате группы некоторые учителя опасаются возникновения следующих проблем:

  1. риска возникновения беспорядков на уроке;
  2. неэффективной траты времени урока;
  3. использование учащимися родного языка при обсуждении заданий (из-за низкого уровня языковой подготовки учащихся);
  4. боязни учеников ошибиться;
  5. избегание работы у некоторых недисциплинированных детей;
  6. непонимание учащимися своей роли в процессе группового общения;
  7.  разный темп работы (одни учащиеся выполняют задание раньше и начинают мешать другим).

Но если учесть предполагаемые риски при формировании образовательного процесса с учётом раскрытия личностного потенциала по возможности каждого ребёнка и индивидуально-возрастных, психологических и физиологических особенностей учащегося, то учитель может достичь желаемого результата и нужной эффективности при использовании этого формата работы.

 Подводя итог, можно сказать, что групповая работа на уроке служит прекрасным  дополнением к традиционным методам обучения, а в некоторых случаях служит наиболее удобной формой работы при изучении текущей темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс

применение новых технологий в образовательном процессе  Открытый урок по теме  «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации  групп...

Статья "Немецкий язык. Работа в парах. Цели, содержание деятельности, технологии организации"

Учителю нужно организовать работу на уроке так, чтобы каждый ученик говорил на уроке иностранного языка. Особенно трудным является подбор форм работы при обучении устной речи....

«Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)»

laquo;Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)» ...

Презентация "Организация групповой работы на уроках английского языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве"

В презентации представлен алгоритм действий учителя при организация групповой работы учащихся на уроках английского языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве...

Организация групповой работы на уроках технологии. Статья.

Педагоги давно установили, что основной акцент в преподавании должен делаться не на усвоении учащимися излагаемой информации и механическое запоминание ими материала, а на развитие мышления учащихся. ...

Организация групповой работы в урочной и внеурочной деятельности.

Методическая разработка посвящена вопросу организации творческой деятельности учащихся в группе. Содержит примеры организации работы....