Программа занятий дополнительного образования. Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья.
материал по технологии (5 класс)

Ледяева Елена Юрьевна

Программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья» относится к художественно – эстетической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativno-prikladnoe_tvorchestvo_narodov_povolzhya.docx38.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья» относится к художественно – эстетической направленности

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, которое несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, любовь к своей Родине.

Актуальность проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, привитие любви к малой Родине, бесспорна.  Воспитание детей носит исторический характер и его содержание меняется от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки. Следовательно, на каждом этапе своего развития  общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание детей – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы. Родной край и область имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить детей к истории своего родного края –местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Цели и задачи

Цель – развитие у ребёнка мотивации к познанию, развитие творческих способностей, художественного воображения,     пространственного мышления, памяти, эмоционального и эстетического отношения к реальности, любовь к своему краю и своей Родине.

Задачи:

Развитие эстетического мировоззрения, воспитание художественного вкуса;

Развитие художественно – графических умений и навыков;

Ознакомление с особенностями работы в области народного декоративно – прикладного творчества;

Развитие фантазии, творческого мышления, воображения, пространственного восприятия;

Развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

Приобретение некоторых организационных навыков художественного творчества;

Получение сведений об отечественной и мировой художественной культуры;

Воспитание зрительской культуры;

Возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности. Программа предназначена для детей 7-13 лет.

Рассчитана на  1 год обучения.

Подходит для детей с любыми навыками.

Занятия в группах первого года обучения проходят 2 раза в неделю по 2 часа, 144 ч. в год.

Формы и методы проведения занятий:

  • Беседа, рассказ о происхождении и особенностях данного вида народного декоративно-прикладного творчества.
  • Показ примера сделанного педагогом. Обсуждение особенностей и технологий.
  • Подбор материалов по цвету и фактуре.
  • Работа по образцу.
  • Самостоятельная работа по декорированию под контролем педагога.

Планируемые результаты изучения

Знать/понимать

Что природа - неиссякаемый источник вдохновения для творчества;

Законы композиции;

Основы цветоведения;

Разнообразие материалов и изобразительные средства;

Некоторые понятия, термины изобразительного искусства и декоративно - прикладного творчества;

Что жизнь неразрывно связана с деятельностью пластических искусств  как в повседневном окружении, так же и в создании всего предметного мира;

Виды и жанры изобразительного искусства;

Различные техники и материалы изобразительного искусства, их особенности;

Разнообразие выразительных средств.

Уметь

Передавать фактуру, декорировать, создавать несложные орнаменты;

Сознательно выбирать средства выражения замысла;

Активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания.

Составить композицию, учитывая законы композиции;

Подобрать гармоничную цветовую гамму;

Правильно использовать художественные материалы, свободно выбирая средства выражения замысла;

Правильно работать с инструментами, аккуратно выполнять работу.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Результаты освоения программы

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

  • начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
  • знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;  
  • знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, художественно-декоративных и других изделий.
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • осознание своих творческих возможностей;
  • проявление познавательных мотивов;
  • развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

Метапредметные результаты:

Обучающийся научится:

  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • различать способ и результат действия;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной   трудовой, творческой деятельности.
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирования устойчивого интереса к творческой деятельности.

Предметные:

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • приобретение опыта создания художественного образа в декоративно-прикладном виде искусства;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. 

Содержание занятий  внеурочной деятельности

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

план

Дата

факт

Тема занятия

Всего часов

Теоретические занятия

Контрольные занятия

Лабораторные, практические, экскурсии и др.

1-2

Введение. Цель и задачи.

2

2

3-4

Типы народных кукол Поволжья.

2

1

1

5-6

Конструктивные основы изготовления кукол.

2

1

1

7-8

Обрядовые куклы.

2

2

9-10

Свадебная (Неразлучники). Традиции народной свадьбы. История и технология изготовления куклы.

2

2

11-12

Пасхальная голубка. Праздник «Пасха». История и технология изготовления куклы.

2

2

13-14

Куклы обереги.

2

2

15-16

День и Ночь. Обереги жилища. История и технология изготовления куклы.

2

2

17-18

Десятиручка. История и технология изготовления куклы.

2

2

19-20

Игровые куклы.

2

2

21-22

Девка-Баба. История и технология изготовления куклы.

2

2

23-24

Малышок- голышок. История и технология изготовления куклы.

2

2

Раздел 2. Народная ручная вышивка Поволжья. 24 часа.

25-26

Знакомство с русской и чувашской ручной вышивкой. Единство и различие.

2

1

1

27-28

Знакомство с мордовской и татарской ручной вышивкой. Единство и различие.

2

1

1

29-30

Способы перевода рисунка на ткань. Простые и одиночно-декоративные ручные швы.

2

2

31-32

Вышивание образцов швов, составление несложных композиций для вышивания. 

2

2

33-34

Вышивка и изготовление простых изделий (салфетка, футляр для очков, мобильного телефона, сумочка-косметичка и др.).

2

2

35-36

Народная ручная вышивка, выполненная счетными швами. Счетные швы и их применение в оформлении изделия различного назначения. 

2

2

37-38

Вышивание образцов швов, составление несложных композиций для вышивания. 

2

2

39-40

Виды цветной глади. Ткани и нитки, применяемые для цветной глади в зависимости от назначения изделия. Приемы выполнения цветной глади, их название и назначение. 

2

1

1

41-42

Вышивание образцов швов, составление несложных композиций для вышивания. 

2

2

43-44

Вышивка и изготовление простых изделий.

2

2

45-46

Проектирование и выполнение изделий с ручной вышивкой.

2

2

47-48

Представление творческой работы с ручной вышивкой.

2

1

1

Раздел 3. Роспись по ткани. Народные орнаменты 18 часа.

49-50

Знакомство с особенностями русского и чувашского орнамента.

2

2

51-52

Знакомство с особенностями мордовского и татарского орнамента.

2

2

53-54

Подготовка к росписи. Основы цветоведения.  Основы композиции.  

2

1

1

55-56

Работа над составлением композиции. Разработка эскиза.

2

2

57-58

Основы  холодного батика. История возникновения холодного батика. Изучение этапов работы. 

2

2

59-60

Техника «Свободная роспись». Изучение технологических этапов работы в технике «Свободная роспись» (эффект акварели).

2

2

61-62

Техника «Узелкового батика». История узелкового батика. Изучение технологических этапов росписи. 

2

2

63-64

Техника «Горячего батика». История горячего батика.

2

2

65-66

Декоративное оформление работы. Подготовка работ к выставке. Выставка работ.

2

2

67-68

Представление творческой работы. Презентация итогов работы

2

1

1

Итого

68

20

1

47

Литература для учителя

1.        Дайн Г.Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2015.

2.        Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2016.

3.        Демидова Н.Г. Моя народная кукла //Я вхожу в мир искусств. – 2016. – №8.

4.        Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2016. – Ч.2.

5.        Дикова С.И. Шьём тряпичные куклы //Школа и производство. – 2017. – №2. – С. 55-57.

6.        Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / Авт.-сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2017.

7.        Колесникова В. Праздники Руси православной. – М.:ТЕРРА-Книжный клуб, 2017.

8.        Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. – 2016. – №1. – С. 40-51.

9.        Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2015.

10.        Осиненко Г.П. Столбик против Барби //Народное творчество. – 2016. – №5. – С. 44-45.

11.        Русский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.

12.   Гильман Р.А. Художественная роспись тканей/ М.: Владос, 2015 г. - 115 с.

13.   Комарова Т.С., Савенко А.И. Коллективное творчество детей/ Учеб.пособие – М.: Российское педагогическое агентство, 2017 г. - 106 с.

14. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция/ М.: Владос 2017 г. - 144 с.

15. Эрл К. Роспись по шёлку. Основы мастерства. «Арт-Родник», 2016г.

Литература для детей и родителей

1.   Аверьянова А.П. Батик Мастерилка// 2014 г.

2.   Аллохвердова Е.Э. Батик, глина, дерево/ издат. Астель, 2015 г. - 82 с.

3.   Жолобчук А.Я. Подарки из батика/ М.: АСТ, 2015 г. - 78 с.

4.    Радкевич В.А. Великий шелковый путь/ М.: Агропромиздат, 2016 г. - 239 с.

6.    Синеглазова М.О. Батик/ М.: Издат. Дом МСП, 2014 г. - 96 с.

Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/subjects/28

http://fcior.edu.ru/

http://art.1september.ru/

http://www.1-kvazar.ru/

http://www.openclass.ru/node/147655

http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования декоративно-прикладной направленности "Посиделки" для детей старшего дошкольного возраста

      Цель программы: ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием, формирование основ базовой культуры личности, созд...

Организация педагогического процесса по дополнительному образованию декоративно-прикладного творчества . Кружок «Флористика»

Организация педагогического процесса по дополнительному образованию декоративно-прикладного творчества . Кружок   «Флористика»...

Информационная карта к видеозаписи занятия творческого объединения «Аппликация и оригами», педагога дополнительного образования декоративно-прикладной направленности

    Возраст обучающихся 9-10 лет. Группу составляют дети с лёгким дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся при помощи ортопедических средств или лишенные во...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования «Декоративно – прикладное искусство» для детей 7-16 лет

Дополнительная общеобразовательная программа "Декоративно - прикладное искусство" относится к художественной направленности, является одной из программ по реализации задач всестороннего, гар...

Выступление на МО школы на тему: "Значимость уроков ИЗО и занятий дополнительного образования модуля "Художественное творчество" в воспитательном процессе".

Выступление на МО школы на тему: "Значимость уроков ИЗО и занятий дополнительного образования модуля "Художественное творчество" в воспитательном процессе"....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Декоративно-прикладное искусство»

laquo;Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом,сохранено, что народ пронес через столетия».М.И. Калинин...

Экспертное заключение. Общеобразовательной программы дополнительного образования " Декоративно - прикладное творчество"

Программа разработана для детей 7 – 15 лет. Уровень программы: базовый. Направленность программы: художественная. Срок реализации программы: 3 года. Цель программы-приобщение к традициям, культу...