Урок Технологии 5 класс. Конструирование швейно изделия. Снятие мерок. Построение чертежа фартука на поясе.
презентация к уроку по технологии (5 класс)

Кунда Ирина Петровна

Урок технологии "Конструирование швейного изделия" в 5 классе направлен на формирование понятий о мерках, необходимых для построения чертежа фартука, о правилах снятия мерок с фигуры человека; на формирование навыков измерения фигуры; построение чертежа выкройки фартука на поясе.

Урок способствует развитию пространственных представлений  учащихся и воспитание аккуратности при выполнении практической работы. Теоретический материал объясняется учителем и занимает не более 30% урока, 70 % урока отводится на практическую деятельность.

Обучающиеся научатся:

- снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений

- рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий

- строить чертёж швейного изделия в масштабе М 1:4 и в натуральную величину по своим меркам и по заданным размерам.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНСТРУИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ «ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА ФАРТУКА» ТЕХНОЛОГИЯ (обслуживающий труд) 5 класс Учитель высшей категории МОУ Толбинской школы Кунда И.П.

Слайд 2

Назначение мерок для построения чертежа фартука Название мерки Буквенное обозначение мерки Назначение мерки Обхват талии От Для расчёта длины пояса Обхват бёдер Об Для расчёта ширины фартука Длина изделия Ди Для расчёта длины фартука

Слайд 3

Правила снятия мерок Талию предварительно опоясывают шнурком. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. Сначала снимают мерки обхватов, а затем мерки длин. Мерки длин снимают по правой стороне фигуры. Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путём её измерения. Их используют для построения чертежей выкроек.

Слайд 4

Вопрос - ответ При помощи чего снимают мерки? Чем отмечают линию талии? В какой последовательности снимают мерки? Какими буквами обозначают мерки обхватов? Какими буквами обозначают мерки длин?

Слайд 5

Вопрос - ответ При помощи чего снимают мерки? Чем отмечают линию талии? В какой последовательности снимают мерки? Какими буквами обозначают мерки обхватов? Какими буквами обозначают мерки длин? Сантиметровой лентой. Лентой, чтобы точно снять мерки: обхвата талии и длин от талии и до талии. Сначала мерки обхватов, затем мерки длин. Буквами: От – обхват талии, Об – обхват бёдер Буквами : Ди – длина изделия

Слайд 6

МЕРКИ для построения чертежа фартука НАЗВАНИЕ МЕРКИ БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ МЕРКИ НА СТАНДАРТНЫЙ РАЗМЕР МЕРКИ НА СВОЮ ФИГУРУ ПОЛУОБХВАТ ТАЛИИ От 60 ПОЛУОБХВАТ БЁДЕР Об 80 ДЛИНА ИЗДЕЛИЯ Ди 30

Слайд 7

Практическая работа Игра «Ателье» Задание 1. Для работы распределиться по парам: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) После измерения роли меняются. Задание 2. Поочередно измерьте друг друга по основным конструктивным линиям для построения чертежа фартука, предварительно на линии талии завязать «Заказчику» ленту. Задание 3. Данные измерений записать в таблицу « Мерки для построения чертежа фартука », которая потребуются для расчета конструкции фартука От Об Ди

Слайд 8

ЧЕРТЁЖ ВЫКРОЙКИ ФАРТУКА НА ПОЯСЕ Т 1 Т Н 1 Н К К 1 К 2 К 3 П П 3 П 2 П 1 К4 К2 К3 К1

Слайд 9

ПОСТРОЕНИЕ ОСНОВЫ ЧЕРТЕЖА ФАРТУКА Т 1. Построить прямой угол

Слайд 10

ПОСТРОЕНИЕ ОСНОВЫ ЧЕРТЕЖА ФАРТУКА Т Н Длина фартука (мерка) Ди = ТН = 30 см 2. Линия низа 30 см

Слайд 11

ПОСТРОЕНИЕ ОСНОВЫ ЧЕРТЕЖА ФАРТУКА Т Т1 Н 1 Н 3. Ширина фартука ТТ 1 = НН 1 = Об : 4 + 10 = = 80 : 4 + 10 = 30см 30 см 30 см 30 см

Слайд 12

ПОСТРОЕНИЕ ОСНОВЫ ЧЕРТЕЖА ФАРТУКА Т Т1 Н Н1 Достроить прямоугольник Длина фартука Ди = Т1Н1 = ТН = 30см 30 см Линия талии Линия низа Середина детали

Слайд 13

ПОСТРОЕНИЕ МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ КАРМАНА Т Т1 Н Н1 К К 1 К 2 К 3 5. Построить прямоугольник К К 1 К 2 К 3 Ширина = 10 см Длина = 14 см 10 см 14 см 6 см

Слайд 14

Т Т1 Н Н1 К 6. Определяем положение верха кармана от линии талии до кармана ТК = 6 см 6 см ПОСТРОЕНИЕ МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ КАРМАНА

Слайд 15

Т Т 1 Н Н 1 К К 1 14см 7. Длина кармана КК 1 = 14см ПОСТРОЕНИЕ МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ КАРМАНА

Слайд 16

Т Т 1 Н Н 1 К К 1 К 2 К 3 10 см 8. Ширина кармана КК 2 = К 1 К 3 = 10см ПОСТРОЕНИЕ МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ КАРМАНА

Слайд 17

Т Т 1 Н Н 1 К К 1 К 2 К 3 10 см 9. Достроить прямоугольник К К 1 = К 2 К 3 = 14см - длина кармана 14 см ПОСТРОЕНИЕ МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ КАРМАНА Фартук 1 деталь Середина детали

Слайд 18

ПОСТРОЕНИЕ КАРМАНА К4 К2 К3 К1 10. Построить прямоугольник К 1 К 2 К 3 К 4 Ширина = 10 см Длина = 14 см 10 см 14 см Карман 1 деталь Середина детали

Слайд 19

ПОСТРОЕНИЕ ПОЯСА П 1 П 3 П 2 П 11. Построить прямоугольник П П 1 П 2 П 3 Длина = От : 2 + 30 = 60 : 2 +30 = 60 см Ширина = 9 см 60 см 9 см Пояс 1 деталь Середина детали

Слайд 20

ЧЕРТЁЖ ВЫКРОЙКИ ФАРТУКА НА ПОЯСЕ (на стандартный размер) Т 1 Т Н 1 Н К К 1 К 2 К 3 П П 3 П 2 П 1 К 4 К 2 К 3 К 1 30 см 30 см 10 см 14см 60см 9 см 14см 10 см Середина детали Середина детали Середина детали Долевая нить Долевая нить Долевая нить Линия низа Линия талии 6 см

Слайд 21

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Построить чертёж выкройки фартука на поясе (на свой размер) Т 1 Т Н 1 Н К К 1 К 2 К 3 П П 3 П 2 П 1 К 4 К 2 К 3 К 1 ? см 10 см 14см 9 см 10 см 14см ? см ? см 6 см

Слайд 22

Спасибо за работу! Ваш фартук может быть таким!



Предварительный просмотр:

Конструирование швейного изделия. Снятие мерок.

Технологическая карта изучения темы.

 Предмет

Технология

Класс

5

Тип урока

Урок изучения нового, закрепления теоретических знаний и применение их в практической работе.

Технология построения       урока

Диалогическая

Тема

Конструирование швейных изделий. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия.

Пр.р. Снятие мерок для изготовления выкройки проектного изделия.

Цель

Знакомство с принципами изготовления выкройки швейного изделия,  разработка творческого проекта.

Задачи

   Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений.

   Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий.

   Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам.

Основные термины  и понятия

Чертёж, выкройка, конструктивные линии фигуры, обхват груди, обхват талии, обхват бёдер, длина изделия.

Планируемый результат.

Предметные умения:

Графические:

владение

Учебно- творческие умения:

проводить анализ

Речевые умения:

умение анализировать и делать выводы;

устно описывать замысел своей творческой композиции

Предметные:

● исследование моделей материального мира как способ познания и получения знаний

● применение теоретических знаний на практике;

● организация деятельности учащихся по изучению и закреплению способов действий.

Метапредметные:

помощь учащимся в осознании социальной и практической значимости учебного материала;

● обеспечение развития у школьников умений сравнивать и классифицировать познавательные объекты;

● создание условий для развития у школьников умения работать в сотрудничестве и во времени.

Личностные:

Обучающийся получит, возможность научиться ясно и точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи. Находить и выделять главное.

Организация пространства.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Самостоятельная

Просмотр,  анализ работ

Книгопечатная продукция:

Учебник Технологии ведения дома 5 класс, В.Н. Синица, В.Д. Симоненко, 2012

Презентация «Конструирование швейных изделий», сантиметровая лента, манекен, пояс.

План урока

Дата проведения урока «__» _________ 20____ г.                                                        

Данные об учителе: учитель технологии:          Кунда И.П..

Предмет:  технология

Класс: 5

Учебник (УМК ): В.Н. Синица, В.Д. Симоненко, Технологии ведения дома

Тема урока: Конструирование швейных изделий. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия.

Практическая работа: Снятие мерок для изготовления выкройки проектного изделия.

Цель урока: Знакомство с принципами изготовления выкройки швейного изделия

Задачи урока:  

  • Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений.
  • Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий.
  • Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам.


№ этапа урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

Организации рабочего места

Проверка организации рабочего места

Проверка выполнения домашнего задания.

Подготовка всех необходимых материалов

Личностные: мобилизация внимания, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  

Целеполагание и мотивация

 Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность  

- фронтальная работа с классом

Швейные изделия для кухни- многообразие и самобытность.

● Для чего они предназначены?

● Что они создают?

● Что нужно знать, если мы хотим сами выполнить такое изделие?

(Слайд 2)

Принимают участие в формулировании темы и цели урока.

Обсуждают задаваемые вопросы.

Тема:  Конструирование швейных изделий.

  -К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

-Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке

Планирование

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Мотивировать к пробному учебному действию.

Выявить затруднения в организации работы.

Итак,  какие швейные изделия можно выполнить для кухни?

Как можно определить размер будущего изделия?

От каких факторов он будет зависеть?

(Рассматриваем конструктивные линии, относительно которых производится снятие мерок с фигуры человека) (Слайд 2)

Симметрия швейных изделий.

(Слайд 3)

Как вы считаете, какие мерки необходимы для построения чертежа фартука? (Слайд 4,5)

формирование понятий размер, снятие мерок, чертеж

-П.извлечение необходимой информации из текстов

-Р.выполнение пробного учебного действия

Практическая деятельность

Развитие навыков работы

Что мы должны решить?

Определить назначение и размеры изделия ( - что для этого нужно? -выбрать размеры изделия из предложенных или выполнить при необходимости снятие мерок с объекта. С помощью чего это можно сделать? – с помощью сантиметровой ленты)

Таблица «Мерки для построения чертежа фартука» (Слайд 6)

Практическая работа 1.

Игра «Ателье» (Слайд 7)

Задание 1.

Для работы распределиться по парам:

  • измеряемая (заказчик),
  • измеряющий (закройщик)

После измерения роли меняются.

Задание 2.

Поочередно измерьте друг друга по основным конструктивным линиям для построения чертежа фартука, предварительно на линии талии завязать «Заказчику» ленту.

Задание 3.

Данные измерений записать в таблицу «Мерки для построения чертежа фартука», которая потребуются для расчета конструкции фартука.

Практическая работа 2.

Построение чертежа фартука на поясе на стандартный размер в масштабе М1:4 (Слайд 8-19)

1. Построить прямой угол

2. Линия низа

Длина фартука (мерка) Ди = ТН = 30 см    

3. Ширина фартука

ТТ1 = НН1 =  Об : 4  + 10 = 80 : 4 + 10 = 30см

4.Достроить прямоугольник    

Длина фартука Ди = Т1Н1  = ТН = 30см

5. Построить прямоугольник К К1К2К3  

Ширина  = 10 см

Длина = 14 см

6. Определяем положение верха кармана от линии талии до кармана ТК = 6 см

7. Длина кармана   КК1 = 14см

8. Ширина кармана КК2 = К1К3 = 10см

9. Достроить прямоугольник

К К1 = К2 К3 = 14см - длина кармана

10. Построить карман -прямоугольник К1К2К3К4

Ширина  = 10 см

Длина = 14 см

11. Построить прямоугольник

П П1 П2 П3

Длина = От : 2 + 30 = 60 : 2 +30 = 60 см

Ширина = 9 см

Отметить штрихпунктирной линией середину деталей.

Отметить направление долевой нити стрелками.

подписать количество и название деталей.

- обсуждение

- запись основных размеров.

- работа в группах:

Выполняют задание 1-3 практической работы №9 «Снятие мерок и изготовление выкроек».

Выполнение чертежа фартука на типовую фигуру..

Осуществление контроля

Корректировка выполнения действий учащихся

Осуществляет контроль и корректировку действий учащихся.

-- анализ, обобщение, П)

- познавательная инициатива

Осуществление коррекции

Организовать соотнесение своих действий с использованием эталона.

Самостоятельная работа. Выполнить чертеж фартука на свой размер в масштабе М 1:4

(Слайд 21)

Активное участие в исследовании изучения нового материала.

-К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Оценивание учащихся

Построение и фиксация нового знания.

1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2. Организовать уточнение общего характера  нового знания.

(Слайд 22)

Выполнение рефлексии в информационном пространстве.

анализ, синтез, обобщение.

-П. построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-К.формулирование и аргументация своего мнения,

Итог урока

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода повторения нового знания.

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности  на уроке.

Подведём итог урока.

Какие новые знания вы сегодня получили? Когда эти знания  вам будут необходимы, где вы сможете их применить?

Оцените свою работу на уроке?

Оценка личного вклада  в совместную деятельность

П.Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.

-Л. Самооценка на основе  критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Домашнее задание

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Дом.зад. параграф 16 . найти в Интернете историю фартука (передника), юбки.

Поиск информации в различных источниках

-рефлексия способов и условий действия (П)

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (5-7 КЛАСС)

    Данное пособие предназначено для учителей технологии (обслуживающе­го труда), педагогов дополнительного образования, школьников и других любителей рукоделия. Основой соде...

Технологическая карта урока "Определение размеров швейного изделия.Снятие мерок для изготовления фартука" 5 класс

Данный материал является  технологической  картой  одного из уроков раздела "Создание изделий из текстильных материалов" в 5 классе....

Визитная карточка урока "Снятие мерок для чертежа фартука" 5 класс

Данная методическая разработка является кратким изложением плана-конспекта урока. К  визитной карточке прилагается презентация....

Конструирование швейных изделий. Снятие мерок. 5 класс

Методический материал к уроку "Конструирование швейных изделий" в 5 классе. Правила снятия мерок и их запись....

План-конспект урока «Снятие мерок. Построение чертежа основы фартука»

План-конспект урока по технологии для 5 классаЦели, задачи, планируемые результаты. Ход урока,...

Методическая разработка: "Конструирование швейных изделий. Снятие мерок" 5 класс.

Презентация для учеников 5 класса. В презентации даётся понятие о чертеже и выкройке швейного изделия, моделировании....