Рабочая программа по технологии в 6-7 классах (для совместного обучения мальчиков и девочек)
рабочая программа по технологии (6 класс)

Акежев Январби Айсович

Рабочая программа по учебному курсу "Технология" для совместного обучения мальчиков и девочек в  6-7  классах.

Программа включает в себя базовые и перспективные технологии, предполагающие творческое развитие — обучающихся, приобретение общетрудовых и частично специальных знаний и умений, а также обеспечение интеллектуальное, эстетическое, этическое развитие учащихся и адаптацию их к социально-экономическим условиям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rb_po_tehn_sovmestnyy_gotovyy_6-7_kl.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному курсу "Технология" для совместного обучения мальчиков и девочек в  6-7  классах.

Программа включает в себя базовые и перспективные технологии, предполагающие творческое развитие — обучающихся, приобретение общетрудовых и частично специальных знаний и умений, а также обеспечение интеллектуальное, эстетическое, этическое развитие учащихся и адаптацию их к социально-экономическим условиям. Ведущими видами деятельности учащихся на уроках является дизайн — анализ  изделий и услуг, творческие проекты. Сердцевиной технологического образования является проектный метод обучения.  Апробация данной программы в нашей школе прошла успешно. На уроках комфортно себя чувствуют и мальчики и девочки.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приоритетная роль учебного предмета “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям.

Программа по направлению «Технология» для неделимых классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Предмет “Технология” в 6-8  классах включен в инвариантную часть Федерального компонента базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

На ступени основного общего образования на изучение технологии в 6-7  классах выделено 2 часа в неделю выделено из школьного компонента.

Требования к уровню подготовки учащихся 6-7  классов соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми умениями и навыками.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Главная идея курса.

Изучение образовательной области «Технология» включает в себя базовые и перспективные технологии, предполагающие творческое развитие — обучающихся, приобретение общетрудовых и частично специальных знаний и умений, а также обеспечение интеллектуального, эстетического, этического развития и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Технологическое образование направлено на развитие каждого учащегося как сознательного, открытого к изменениям, творческого, критически мыслящего человека, умеющего принимать обоснованные решения, разрабатывать и изготавливать объекты и системы, способные наиболее полно удовлетворять потребности людей.

Ведущими видами деятельности учащихся на уроках является дизайн — анализ  изделий и услуг, творческие проекты. Сердцевиной технологического образования является проектный метод обучения, поэтому в каждом классе на выполнение проектной работы отводится от 9 до16 часов.

2. Цели и задачи.

Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Для достижения данной цели необходимо уделять внимание политехническому, экономическому и экологическому образованию, самообразованию, сохранению национальных и семейных традиций.

Это предполагает:

1. формирование технологических знаний и умений;

2. подготовку к сознательному профессиональному самоопределению;

3.формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;

4. развитие разносторонних качеств личности и способностей профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Задачи учебного предмета

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

  •         формирование политехнических знаний и экологической культуры;
  •         привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
  •         ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
  •         развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
  •         обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
  •         воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
  •         овладение основными понятиями рыночной экономики менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
  •         использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентно способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Для решения этих задач в содержании программы с 5 по 11 класс для неделимых классов выделяются следующие разделы.

Раздел. Материаловедение (5,6,7,8 класс).

В данном разделе учащиеся получают знания основных видов и свойств различных материалов (текстиля, металла, дерева, пластмассы и др.) необходимых при конструкторской разработке и изготовлении изделий.

Раздел. Технология ведения дома (6,7 класс).

При изучении данного направления учащиеся знакомится с основами домашней экономики,  в разделе изучаются не только навыки ремонта одежды, но и правила её эксплуатации в зависимости от назначения и сырьевого состава, а также правила ухода за домом, мебелью и эксплуатация электро оборудования.

Раздел. Эстетика и экология жилища (6,7 класс).

Разделы дают сведения из истории архитектуры и интерьера. Показывают связь архитектуры с природой. Учащиеся учатся разрабатывать эскизы интерьера комнат различных назначений, грамотно использовать цвет и свет.

Раздел. Конструирование с элементами моделирования. (6,7класс). 

Раздел  дает возможность обучающимся узнать о различных способах разработки моделей, видах отделки швейных изделий, творчески применять знания, полученные на занятиях, научиться строить чертежи, ознакомиться с особенностями строения фигуры, правилами снятия мерок и их условными обозначениями, отследить направления современной моды.

 Из-за отсутствия материально технической базы раздел изучается только теоретически, включает в себя обучение приготовления пищи наиболее простыми способами — варкой и жарением, а также ознакомление с основами физиологии питания, технологией приготовления различных блюд из овощей, молока и др. продуктов, с правилами сервировки стола и этикета.

Раздел. Гигиена и здоровье (6,7 класс).

       При изучении раздела учащиеся знакомится с гигиеническими требованиями по уходу за кожей, волосами, ногтями. Основными сведениями  о личных средствах гигиены. Положительным и отрицательным воздействием солнечного загара, профилактическими мероприятиями по защите кожи. Учащиеся знакомятся с профессией врача-косметолога.

Раздел. Декоративно прикладное творчество. (6,7класс).

При его изучении учащиеся знакомятся с новыми и возрождающимися видами народно–прикладного  творчества. Содержание раздела предусматривает ознакомление не только с народными художественными промыслами, но и с основами композиции, материаловедения для художественных работ, с технологией художественной обработки.

Критерии отбора творческих проектов

В процессе выполнения проектов реализуется определённая часть программы, которая предусматривает самостоятельную комплексную работу учащихся на протяжении четвёртой четверти, а в десятых и одиннадцатых классах по необходимости и желанию учащихся проект может выполняться в течение любой четверти. Поэтому руководствуюсь рядом социальных, организационно-педагогических, психолого-физиологических и технолого-экономических требований: 

-    комплексное отражение изученных вопросов и практических работ в течение года;

- соответствие уровню подготовки учащихся их индивидуальным, возрастным и физиологическим возможностям;

-   общественная и  личностная значимость;

-   обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;

-   учёт интересов детей (занимательность)

-   творческая направленность;

-   учёт специфики местных условий;

-   возможность реализации учащимися  изделий.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения технологии учащиеся 5 класса должны:

Знать/ понимать

  • технику безопасности во время работы;
  • виды древесных пород, строение древесины;
  • понятия об эскизе, техническом рисунке, чертеже, масштабе;
  • правила выполнения чертежей;
  • общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни и столовой, подбор материалов;
  • влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
  • профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
  • основные этапы проекта.

Уметь

  • соблюдать требования безопасности труда;
  • рационально организовывать рабочее место;
  • находить необходимую информацию в различных источниках;
  • распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани;
  • определять направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани;
  • распознавать виды древесных пород;

В результате изучения технологии учащиеся 6 класса должны:

Знать/ понимать

  • технику безопасности во время работы;
  • пороки и свойства древесины;
  • технологию отделки изделий из древесины;
  • виды проволоки и приёмы работы с ней;
  • правила построения шаблонов и изготовления изделий в технике айрис;
  • способы перевода рисунка, увеличение и уменьшение рисунка;
  • общие сведения о значении минеральных веществ в жизнедеятельности организма;
  • виды бытовых электрических приборов;
  • стили  в интерьере;
  • виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
  • влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
  • профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
  • технологию создания рекламы на заключительном этапе проекта.

Уметь

  • соблюдать требования безопасности труда;
  • рационально организовывать рабочее место;
  • находить необходимую информацию в различных источниках;
  • умело пользоваться стилевыми и цветовыми решениями при создании интерьера;
  • выполнять эскиз комнаты в цвете;
  • выполнять уход за одеждой и обувью;
  • выполнять чистку и влажно-тепловую обработку поясных изделий;

В результате изучения технологии учащиеся 7 класса должны:

Знать/ понимать

  • технику безопасности во время работы;
  • технологию изготовления изделий в технике оригами;
  • классификацию и роль комнатных растений в жизни человека, правила ухода за растениями, размещение их в интерьере;
  • технологию утилизации и переработки бытовых отходов;
  • влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

Уметь

  • соблюдать требования безопасности труда;
  • находить необходимую информацию в различных источниках;
  • рационально организовывать рабочее место;
  • создавать композиции из комнатных растений;
  • осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия;
  • находить и устранять допущенные дефекты;

В результате изучения технологии учащиеся 8 класса должны:

Знать/ понимать

  • технику безопасности во время работы;
  • ассортимент, производство и свойства нетканых материалов;
  • правила ухода за неткаными материалами;
  • технологию производства бумаги, ассортимент, свойства, варианты применения бумаги в декоре;
  • технологию плетения объёмных изделий из газетных трубочек для оформления интерьера;
  • технологию плетения изделий из бисера;
  • виды соединения электрических проводов;
  • виды ламп в электроосветительных приборах;
  • виды отделки и освещения квартиры;
  • причины и признаки пищевых отравлений, оказание первой помощи;
  • классификация продуктов питания по калорийности;
  • правила рационального питания;
  • значение торговых символов;
  • структуру, распределение и планирование семейного бюджета;
  • виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
  • влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
  • профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
  • основы экономики и маркетинга.

Уметь

  • соблюдать требования безопасности труда;
  • находить необходимую информацию в различных источниках;
  • рационально организовывать рабочее место;
  • распознавать нетканые материалы и ухаживать за ними;
  • выполнять объёмные изделия из газетных трубочек для оформления интерьера;
  • выполнять изделия из бисера;
  • правильно размещать осветительные приборы в квартире;
  • выбирать материал и ткани для отделки квартиры;
  • составлять меню с учётом рациональности питания;

:

Знать/ понимать

  • технику безопасности во время работы;
  • особенности различных стилей, используемых для оформления предметов интерьера;
  • технологию декорирования поверхности утюгом, ниткой, свечой, гофрированной бумагой;
  • технологию изготовления рисовой бумаги;
  • виды коллажа, технологию создания изделий в технике коллаж;
  • технологию изготовления изделий в технике вытынанка (резьба по бумаги), туннель, декупаж;
  • основы предпринимательства, историю становления предпринимательства, ресурсы и факторы производства, структуру предпринимательской фирма, понятие  менеджмент, маркетинг в деятельности предприятия;
  • виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
  • влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
  • профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.

Уметь

  • соблюдать требования безопасности труда;
  • находить необходимую информацию в различных источниках;
  • рационально организовывать рабочее место;

Знания и умения, приобретаемые учащимися после изучения данного курса

Знать/ понимать

  • основные технологические понятия;
  • назначение и технологические свойства материалов;
  • назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  • виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
  • влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
  • профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
  • отрасли современного производства и сферы услуг;  
  • основные направления инновационной деятельности на предприятиях;
  • сущность предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности;
  • структуру бизнес-плана;

Уметь

  • рационально организовывать рабочее место;
  • находить необходимую информацию в различных источниках;
  • применять конструкторскую и технологическую документацию;
  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
  •  выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
  •  выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
  • осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия;
  • находить и устранять допущенные дефекты;
  •  проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
  •  планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
  • распределять работу при коллективной деятельности;
  • ориентироваться в сферах современного производства и сферах услуг;
  • находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя рекламную информацию;
  • находить необходимую информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг;
  • уточнять и корректировать профессиональные намерения;
  •  создавать эскизы композиции ландшафта, применять стили ландшафтного дизайна, классифицировать зелёные насаждения, готовить к посадке растения, почву, осуществлять посадку растений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
  • организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности
  • контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
  • обеспечения безопасности труда;  
  • оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
  •  построения планов профессионального образования и трудоустройства,

Список литературы:

Основная литература для учащихся:

  1. Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 6 класса, Москва «Вентина-Граф» 2003г.
  2. Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 7 класса, Москва «Вентина-Граф» 2002г.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Шитьё и рукоделие. Энциклопедия, Москва, научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1994г.
  2. Симоненко В.Д. «Основы домашней экономики», Брянск НПК, 1995г
  3. Симоненко В.Д. «Профессиональное самоопределение школьников», Брянск НПК, 1995г
  4. www. edu. of. ru

Основная литература для учителя:

  1. Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 6 класса, Москва «Вентина-Граф» 2003г.
  2. Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 7 класса, Москва «Вентина-Граф» 2002г.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Максимова М., Кузьмина М. «Вышивка. Первые шаги» «ЭКСМО», 1998г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 7класс девочки

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и  основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по напра...

Рабочая программа по технологии для 6 класса (профессионально-трудовое обучение)

Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена на основе государственной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М....

Рабочая программа по технологии 5 класс ФГОС для совместного обучения

Рабочая программа по технологии 5 класс ФГОС для совместного обучения...